Тема урока: США. Тип урока: традиционный, вид урока: комбинированный. Иметь представление о периоде стабилизации в США 20-е годы. Раскрыть сущность "Нового курса Рузвельта". На уроке использовано: интерактивная доска, учебник.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Зародыши каких будущих конфликтов в международных отношениях таились в системе Версальских договоров? 2.Назовите главные итоги Парижской мирной конференции для стран ЦЮВЕ.
3.Покажите на политической карте Европы восстановленные и образованные государства ЦЮВЕ.
4.Какова характерная черта экономики этих стран?
5.Какие первоочередные реформы в политической и экономической областях были там проведены?
6.Почему в ряде восточноевропейских стран установились авторитарные режимы?
7.В чем суть "санационного" режима в Польше? Сравните его с установившимися режимами в Болгарии и Югославии.
8.Назовите новые страны бывшей Австро-Венгрии. Почему они не смогли устоять перед внешним давлением Германии
Объяснение нового материала
План:
Экономические и политические последствия Первой мировой войны для США
2.Внутренняя и внешняя политика США в 1922- 1929 гг.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.
«Новый курс» Ф. Рузвельта
Канада в довоенный период
1.Экономические и политические последствия Первой мировой войны для США.
Первая мировая война благоприятствовала росту экономики США и обогащению американских монополий.
1.Новые крупные капиталовложения еще более увеличили промышленный потенциал США.
2.К 1920 г. они давали около половины мировой добычи каменного угля, 35% производства чугуна и стали, 23% добычи нефти, 85% выпуска автомобилей.
3.Экспорт американского капитала резко увеличился..
4.Заграничные капиталовложения США достигли к 1922 г. 7 млрд. долларов.
Программа послевоенного устройства мира была изложена президентом Вудро Вильсоном 8 января 1918 г. в "14 пунктах",
Это был своего рода курс на завоевание мирового лидерства;
"14 пунктов"стали основой для заключения мира и демократического преобразования европейских стран.
На выборах 1920 г. Демократическая партия потерпела поражение. На пост президента был избран сенатор от штата Огайо Уоррен Гардинг. Вице-президентом стал губернатор штата Массачусетс Калвин К у л и д ж, который стал президентом в 1924 г. Новое правительство провозгласило свой девиз: "Дело Америки — бизнес". Оно всемерно содействовало росту прибылей монополий, снижая корпорациям налоги и предоставляя крупным компаниям государственные субсидии.
2.Внутренняя и внешняя политика США в 1922— 1929 гг. Соединенные Штаты раньше других высокоразвитых стран вступили в полосу относительной стабилизации капитализма.
Внутренняя политика
Внешняя политика
В 1922—1929 гг. происходил бурный рост промышленного производства. К концу этого периода США выпускали 44% промышленной продукции капиталистического мира, т.е. больше, чем Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония вместе взятые. Наиболее интенсивное развитие получили автомобильная, машиностроительная, электротехническая, химическая, авиационная и некоторые другие отрасли. В каждой из них господствовали 3—4 крупнейшие компании. Процесс монополизации промышленности и банков заметно усилился. К 1929 г. корпорации объединяли почти половину фабрик и заводов страны с 90% всех рабочих и выпускали 92% всей промышленной продукции. На президентских выборах 1928 г. победу одержала Республиканская партия, президентом стал Герберт Гувер, который уверял, что с экономическими кризисами покончено, и обещал каждому американцу зажиточную жизнь. Между тем в недрах американского капитализма зрели предпосылки глубочайшего экономического кризиса.
На международной арене США придерживались политики изоляционизма, что означало невмешательство в европейские дела и недопущение военно-политических союзов с европейскими странами, сохранение свободы действий для США. Предложенные ими "План Дауэса",а затем "План Юнга" создали условия для восстановления германского военно-промышленного потенциала. США участвовали в борьбе за господство в Китае. Финансово-экономический нажим на страны Латинской Америки сочетался с вооруженной интервенцией (агрессия США против Никарагуа в 1927—1928 гг.).
3.Мировои экономическии кризис 1929-1933 гг.
Наиболее разрушительное действие он оказал на экономику США, отбросив ее к уровню 1913 г.
В 1932 г., когда кризис достиг наибольшей глубины, общий объем продукции промышленности составил лишь 54% докризисного уровня. В США этот период еще называют "великой депрессией".
Кризис охватил и всю финансовую систему страны. В октябре 1929 г. началась невиданная биржевая паника. К марту 1933 г. общая стоимость акций снизилась в четыре с половиной раза. За четыре года прекратили существование более 5,5 тыс. банков, т.е. пятая часть всех банков страны. Миллионы мелких вкладчиков потеряли свои сбережения и превратились в нищих.
Кризис принес огромные лишения трудящимся. Размер заработной платы уменьшился более чем в два раза. Весной 1933 г. в США насчитывалось 17 млн. безработных. Рассчитывая увеличить сбыт промышленной продукции на внутреннем рынке, правительство в 1930 г. провело через конгресс тарифный Закон Хоули-Смита, который увеличил пошлины на импортные товары почти до 53% их стоимости. Многие государства приняли ответные меры, что привело к ухудшению экономического положения США Правительственное "регулирование" не вывело страну из кризиса.
4."Новый курс" Ф. Рузвельта. Президентские выборы 1932 г. проходили в атмосфере возросшей политической неустойчивости.
Победу одержал кандидат от Демократической партии Франклин Делано Рузвельт (1932— 1945 гг.) — опытный и реалистически мыслящий политик
За три месяца работы конгресс принял ряд важных законов. Таким образом, в течение "первых ста дней" президенства Ф. Рузвельта были заложены основы политики "нового курса".
=В социальной области правительство ставило задачу укрепления устоев общества путем улучшения его социальной структуры и ликвидации наиболее слабых мест. =Новая администрация приступила к проведению либеральных реформ, направленных на расширение социально-политических прав рабочих и фермеров.
=Государственное регулирование экономики стало превращаться в постоянный фактор жизни США.
=Первым шагом нового президента были срочные меры по спасению банковской системы.
=К середине 30-х годов из 25 тыс. банков, функционировавших в США в 1929 г., осталось только 15 тыс.
=Важнейшей частью "нового курса" стал Закон "О восстановлении промышленности", вступивший в силу 16 июня 1933 г.
=Он вводил систему государственного регулирования промышленности. Ассоциациям предпринимателей было предписано выработать так называемые кодексы честной конкуренции.
=Важной частью "нового курса" Ф. Рузвельта стал Закон "О помощи фермерам". Фермерам предлагалось заключать контракты с правительством о сокращении посевных площадей и поголовья скота, за что им выдавалась премия.
5.Канада в довоенный период.
Канада вместе с другими британскими доминионами и колониями Англии вошла в 1931 г. в созданную Великобританией валютную группировку — так называемый стерлинговый блок.
По форме правления Канада оставалась конституционной монархией, главой государства являлась английская королева, представленная генерал-губернатором.
В политической жизни Канады в довоенный период действовали две партии—Либеральная и Консервативная.
В 1932 г. между Англией и доминионами были заключены двусторонние соглашения о торговле. Они ввели систему предпочтительных таможенных тарифов для ввоза товаров из стран империи в Англию и английских товаров в доминионы..
Характерными чертами было укрепление экономических и политических позиций крупного капитала и усиление идейно-политического воздействия буржуазного реформизма.
Канада как в Первой, так и во Второй мировых войнах участвовала на стороне Великобритании.
Тест
1. Характер Первой мировой войны:
а). антиимпериалистический.
б) антиколониальный.
в) буржуазно-демократический.
г). захватнический, империалистический.
2. Автор «14 пунктов»
а) А. Линкольн
б) Т. Рузвельт
в) Э. Гувер
г) В. Вильсон
3. 1920г правительство США провозгласило лозунг
а) «Новые рубежи»
б) «Дело Америки - бизнес»
в) «Партнерство во имя народа»
г) «Вначале экономика – затем политика»
4.Мировой экономический кризис начался:
а)В феврале 1933.
б)В ноябре 1930 г.
в)В декабре 1931 г.
г)В октябре 1929 г.
5. Политика «большой дубинки» по отношению к странам Латинской Америки была заменена политикой «доброго соседа» и невмешательства во внутренние дела при президенте: а) А. Линкольн
8. Канада в Первой и Второй мировой войне участвовала на стороне: а) Великобритания.
б) Франция
в) Германия
г) Австрия
9. В 1929 г. доля США в мировом производстве автомобилей была равна:
а) 44%;
б) 40%;
в) 85%.
г) 50 %
10. Название периода мирового кризиса, имевшего место в 1929—1933 гг. в США:
а) “Великая депрессия”;
б) “Великое противостояние”;
в) “Великий кризис”.
г) «Новые рубежи»
11. К 1932 г. число безработных в США достигло:
а) 13 млн.;
б) 17 млн.;
в) 20 млн.
г) 24 млн.
12. Президент США, предложивший программу развития “Новое направление”:
а) Гувер;
б) Рузвельт;
в) Вильсон.
г) Ж.Жорес.
13. «14 пунктов»– программа, направленная на: а) завоевание мирового лидерства.
а) “ сокращении налогов”;
б) “ восстановлении производства”;
в) “ создании рабочих мест”.
14. «План Дауэса» был принят в:
а) 1925 г. б) 1926 г. с) 1927 г. д) 1924 г.
15. Отличие политики Муссолини в Италии от политики «нового курса» в США состояло в:
а) создании органа для разрешения конфликтов между рабочими и предпринимателями
б) государственном вмешательстве в экономику
в) либерализации политической жизни
г) насаждении культа вождя
Викторина
8 января 1918 года – программа послевоенного устройства мира.
1928г – президентом стал республиканец Герберт Гувер.
1929-1933гг – Экономический кризис в США
1932-1945гг – Президентом стал Ф.Рузвельт
1933г – политика «нового курса»
Соответствие
1
Автор программы "14 пунктов"
1
Ф. Рузвельт
2
Президент, член Демократической партии
2
Г.Гуверт
3
Автор "теоретической базы" нового курса
3
В. Вильсон
4
Президент- республиканец, обещавший американцам зажиточную жизнь
4
М.Кейне
5
Автор закона "О помощи фермерам"
6
Президент "Нового курса"
1-3
2-1
3-4
4-2
5-1
6-1
Кроссворд
1.Был первый президент, чья родина лежала западнее Миссисипи.
Гувер
2. Крестьянин -предприниматель, владеет землёй или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством.
Фермер
3. Колония , получившая полное внутреннее самоуправление.
Доминион
4. Крайне обостренное состояние функционирования экономики при котором существует опасность банкротства и ликвидации, наблюдается рассогласование экономической, политической и финансовой систем.
Кризис
5. Рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.
Монополия
6. Тип политического поведения, направленный на ограничение политическим субъектом связей и отношений с другими субъектами.
Изоляционизм
7.Физическое или юридическое лицо, которое не смогло отдать долг, несостоятельный должник, признанный таковым по решению суда.
Банкрот
8. 28-й президент США. Известен также как историк и политолог. Лауреат Нобелевской премии мира 1919 года, присуждённой ему за миротворческие усилия
Вильсон
9. Основоположник современной макроэкономики.
Кейнс
10. Американский банкир и политический деятель. Принадлежал к Республиканской партии.
Дауэс
Вставь пропущенные слова
___________принес огромные лишения трудящимся. Размер заработной платы__________более чем в два раза. Весной в _________США насчитывалось 17 млн. безработных. Сотни тысяч людей скитались по стране в безнадежных поисках_________. Среди них было много разорившихся фермеров. В период кризиса свыше ________ферм были проданы “с молотка” за неуплату долгов. Часть продовольствия, не находившая сбыта, уничтожалась.
кризис
уменьшился
1933 г.
работы
1 млн.
Закрепление
1.Охарактеризуйте период стабилизации в США в 20-х годах. Какие факторы обусловили переход к ней?
2.Почему США, олицетворяя технический прогресс того времени, стали центром мирового экономического кризиса?
3.Какие меры выхода из кризиса предлагали Гувер и Рузвельт?
4.Расскажите о "новом курсе" Рузвельта.
5.Назовите основные отличия понятий "колония" и "доминион".
6.К чему привело принятие Вестминстерского статута? Как это отразилось на политической жизни Канады?