kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Общественное движение при Николае I»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Общественное движение при Николае I»

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с взглядами славянофилов, западников, консерваторов, революционных демократов;

- развивать навыки работы с документами, выделение главного, обобщение и систематизации материала;

- учить доказывать и опровергать, на примерах споров о дальнейших путях развития России

2. Развивать умения сравнивать, сопоставлять идейно – политические течения, делать выводы на основе сопоставления; развивать умения характеризовать деятельность и взгляды исторической личности на примере Герцена, Чаадаева, Белинского, Уварова.

Понятия: консерватизм; либерализм; социализм; радикализм.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Общественное движение при Николае I»»

Тема: «Общественное движение при Николае I»

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с взглядами славянофилов, западников, консерваторов, революционных демократов;

- развивать навыки работы с документами, выделение главного, обобщение и систематизации материала;

- учить доказывать и опровергать, на примерах споров о дальнейших путях развития России

2. Развивать умения сравнивать, сопоставлять идейно – политические течения, делать выводы на основе сопоставления; развивать умения характеризовать деятельность и взгляды исторической личности на примере Герцена, Чаадаева, Белинского, Уварова.

Понятия: консерватизм; либерализм; социализм; радикализм.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

План.

1. Особенности общественного движения 30 – 50 х годов.

2. Направления русской общественной мысли.

  а) Консервативное движение

  б) Либеральное движение

3.Первые кружки. Революционное движение.

4. Чаадаев П.Я. о русской истории

5. Закрепление.

Изучение новой темы

Вводное слово учителя:

        Мы заканчиваем с вами изучать царствование Николая I, а вместе с этим и период I половины XIX в., время которое характеризуется историческим поворотом от уходящего в прошлое аграрного общества к новому индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни страны стал вопрос о путях дальнейшего развития России.

        Представители русской интеллигенции активно включились в обсуждение этого вопроса на страницах журналов, в светских салонах, в студенческих кружках. Какие точки зрения существовали в обществе на вопрос о дальнейшем пути развития России? Об этом мы сегодня и будем говорить. Тема нашего урока: «Общественное движение в 30 - 50 -годы XIX века».

        Прежде чем приступить к изучению новой темы мы должны выяснить, каковы политические и экономические условия развития общественной мысли этого периода.

  1. Вспомним, каким событием сопровождалось восшествие на престол  императора Николая I? (Учащиеся коротко рассказывают о восстании декабристов.)

  2. Какие задачи ставили перед собой декабристы?

  3. Какую внутреннюю политику проводили Николай I и его министры, чтобы не допустить развития революционного движения? (Учащиеся называют такие меры как ужесточение цензуры, создание III отделения императорской канцелярии, задачей которой было контроль за состоянием умов, борьба со свободомыслием.)

  4. Каковы характерные черты экономического развития страны в этот период? (Учащиеся должны назвать следующие черты: развитие торговли, строительство первых железных дорог, начало промышленного переворота.)

Учащиеся вместе с учителем делают вывод:  экономическое развитие страны настоятельно требовало решения вопроса об отмене крепостного права. Именно крепостное право было главной причиной отставания России от передовых европейских держав.

Поэтому борьба против крепостного права и критика самодержавия стали основными тенденциями жизни русской интеллигенции. После подавления восстания 1825 вольнолюбивые настроения по-прежнему находили своих сторонников.

  1. -Каковы особенности общественного движения? (см стр.  77) участники общественного движения не могли реализовать свои идеи на практике, они могли только готовить сознание современников к будущим переменам;

  2. общественная мысль развивалась в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов;

  3. происходит окончательное оформление трёх направлений в общественном движении: а) консервативное, б) либеральное, в) революционное (социалистическое).  

2.Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России?», «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»

От того, как предлагали решить эти вопросы возникли  три направления в русской общественной мысли.

-консервативное –идейно-политическое течение, отстаивающее неизменность политического строя, сохранение и незыблемость традиционных устоев.

-либеральное- сторонники демократических свобод

-Радикально-демократическое- сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства.

Идеологией самодержавия – была теория  «официальной народности».

Её основные принципы были сформулированы С.С.Уваровым.

Учитель дает характеристику этой теории.

Помимо искоренения инакомыслия и свободомыслия правительство Николая I стремилось к утверждению собственной идеологии. Эта консервативная идеология получила название теории «официальной народности». Ее основные принципы были кратко сформулированы министром народного просвещения С. С. Уваровым в одной фразе: «православие, самодержавие, народность». Народность трактовалась как приверженность народа к православию и самодержавию. Российский народ существует как единое целое, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви.

Теория доказывала «исконность» и «законность» самодержавной формы правления в России, начиная с Рюрика, и противопоставляла спокойное, без революций, развитие России при царе-батюшке мятежному и вечно бушующему Западу. С одной стороны, существующий в России порядок оберегал от жестокости и революций Запада. С другой - отсутствие в России революций доказывало правильность существующего строя. И даже крепостное право объявлялось нормальным и естественным состоянием.

-   К какому направлению русской общественной мысли можно отнести теорию официальной народности? {К консервативному.)

  • Группа «Консерваторы» получает карточку с заданиями:

1) В чём видел свою главную задачу министр просвещения С.С. Уваров?

2) В чём сущность теории «официальной народности»? В чём её цель?

3) Удалось ли достигнуть этой цели?

На основе самостоятельной работы учащиеся приходят к выводу, что Самодержавие  рассматривалось как наиболее приемлемая форма правления, на которой держится внутренний мир страны. Теория «официальной народности» пропагандировалась по всей системе просвещения: от университетов до церковно – приходских школ, в официальной журналистике, в области искусства, но она так и осталась официальной теорией, не принятой прогрессивно мыслящей частью общества.

  • Группа «Либералы» получает карточку с заданием:

1) На какие две группы делились либералы, в чём состояли различия в их взглядах на дальнейшее развитие России? Что их объединяло?

2) Считаете ли вы, что взгляды славянофилов на развитие России ошибочны?

3) Какие пути преобразования общества предлагали либералы?

В процессе работы с учебником, справочной литературой учащиеся приходят к выводу о существовании двух направлений в либеральном лагере – западников и славянофилов, характеризуют их взгляды на дальнейшее развитие России, выделяют общее. И западники и славянофилы несмотря на серьёзные различия о путях развития страны, считали необходимым отмену крепостного права, отвергали насильственное решение этой проблемы.

Учащиеся работают самостоятельно с учебным пособием (А.А.Данилов Л.Г. Косулина  История Росси и XIX век М. «Просвещение» 2006г. пар.№13 с.78-79), читают материал о западниках и славянофилах.

Более подготовленные учащиеся дополнительно читают документ (см.  Приложение№2)

Работа с таблицей. (Таблица заполняется учителем, кратко, вопросы таблицы прорабатываются с учащимися устно)

- В чем сходство позиций западников и славянофилов?

-В чем заключались основные противоречия между западниками и славянофилами?

- Как вы понимаете слова Герцена об отношениях западников и славянофилов; «Мы как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»

 Анализ стихотворения

Учитель читает стихотворение К. С. Аксакова «Петру I»:

Могучий муж! Желал ты блага, Ты мысль великую питал,

В тебе есть сила и отвага И дух высокий обитал;

Но истребляя зло в Отчизне, Ты всю Отчизну оскорбил;

Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил...

Вся Русь, вся жизнь ее доселе Тобою презрена была,

И на твоем великом деле Печать проклятия легла...

-    О ком идет речь? (О Петре I.)

-    К какому общественному течению принадлежал автор стихотворения? Свой ответ докажите. {Автор стихотворения является славянофилом.)

3.Первые кружки.

После разгрома декабристов общественная жизнь проходила в обстановке государственного надзора и преследования. Первые годы после восстания декабристов были временем деятельности кружков, основанных студентами. Они были малочисленны по своему составу и разнообразны по характеру - литературные, философские, радикального и умеренного направления.

Сословный состав студенчества был чрезвычайно пестрым: здесь были и сыновья дворян, чиновничества, разночинцев. За стенами университета социальные перегородки отодвигались на задний план, главными становились товарищеские отношения и дух корпоративности.

Сообщения учащихся: «Кружок братьев Критских»; «Кружок А. И; Герцена и Н. П. Огарева»

1827г- кружок братьев Критских; 1831 – кружок Сунгурова; 1830- кружок В.Г. Белинского «Литературное общество 11-го  нумера».

Также см. Дополнительные материалы (I, II, IV, V, VI). Либо чтение соответствующих разделов учебника о кружках Буташевича-Петрашевского, Станкевича, Веневитинова, П. Я. Чаадаеве (в случае, если позволяет время).

-   Какие вопросы обсуждались в студенческих кружках? {Судьба декабристов, необходимость введения конституции, осуждение крепостного права и неограниченной монархии)

-   Кто в Российской империи в то время следил за настроениями общества, стремясь предотвратить малейшие проявления недовольства? {Полиция - МВД и Ш-е отделение.)

Все студенческие кружки существовали недолго, т. к. их деятельность быстро пресекалась правительственными органами.  III отделение сразу брало под надзор все подозрительные собрания. Герцен: «Жили рядом с нами и вдруг пропали».

-   К какому направлению русской общественной мысли можно отнести студенческие кружки? {Радикально-демократическому.)

Первые социалисты в России

В 1840-50-е гг. в России начинают распространяться различные социалистические теории.

-    Какие социалистические теории вы знаете? Попытайтесь сформулировать, что такое социализм? (Теории утопического социализма Ш. Фурье, А. де Сен-Симона, Р. Оуэна.)

Социализм - учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость.

В России появляются поклонники этих идей - В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, М. В. Буташевич-Петрашевский. Считалось, что основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределением земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе.

Герцен исходил из идеи, что Россия в результате своего уникального пути развития придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому было необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом. Однако сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическим правами.

-    К какому направлению общественной мысли можно отнести взгляды А. И. Герцена? (Радикально-демократическому направлению.)

  • Группа «Радикалы» получает карточку с заданием:

1) Назовите наиболее ярких представителей революционного направления в российской общественной мысли.

2) Охарактеризуйте взгляды Герцена, Белинского? Какие пути преобразования общества они предлагали? (Для изучения этого вопроса можно дать ученикам опережающее задание подготовить небольшие сообщения о видных революционных деятелях этого периода).

3) Каковы особенности революционной идеологии?

        В процессе работы учащиеся приходят к выводу, что наиболее радикально настроенные представители общественного движения утратили надежду на реформирование общества «сверху» и обосновывали необходимость революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе

      Обсуждение  вопроса о наиболее приемлемых путях развития российского общества подводит учащихся к выводу о необходимости проведения реформ правительством во избежание кровопролития и с целью ликвидации отставания страны от передовых европейских держав.

3 вопрос. Чаадаев П.Я. о путях развития России.

Учащиеся прослушивают реферат одноклассника, обсуждают его, оценивают взгляды Чаадаева, отвечают на вопрос: К какому направлению общественного движения можно отнести Чаадаева П.Я.?

 Краткое содержание реферата:

Особое место в общественной мысли и общественном движении 30 – 50 –х гг. занимал Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856 гг.) – мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 года и Северного общества декабристов, он в 1823 – 1826 гг. жил за границей, где оформились его философско–исторические взгляды. В своих «Философических фильмах» (1829 – 1831 гг.) Чаадаев говорил об «отлучённости» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют её историческому развитию. За публикацию первого из своих писем в журнале «Телескоп» (1936 г.) он был объявлен сумасшедшим, а сам журнал был закрыт. Отвечая на эти обвинения в «Апологии сумасшедшего» (1837 г.), Чаадаев выразил веру в историческую будущность обновлённой России, включённой в западный мир.

Вывод по уроку: главным итогом развития общественного движения 30 – 50 – гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно – крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.

VI. Закрепление материала Беседа с учащимися

-    Перечислите основные направления общественной мысли России во второй четверти XIX века. (Консервативное, либерально-оппозиционное, радикально-демократическое.)

- Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого

невежества. Потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и,

наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба»

2. «Пошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение.»

 

Домашнее задание: § 12, учить записи в тетради






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Общественное движение при Николае I»

Автор: Клёсова Виктория Михайловна

Дата: 14.08.2020

Номер свидетельства: 555766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Тематическое планирование уроков истории России 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-istorii-rossii-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "239402"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444765015"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Предпосылки отмены крепостного права. "
    ["seo_title"] => string(40) "priedposylki-otmieny-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "231548"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442519167"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства