kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Культура русских земель в XVII – XVIII веках».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новгород и Псков - в культурном развитии этих центров проявились черты, которые соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения.

Владимиро-Суздальская земля - это образец пышности, торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение влади­мирских князей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Культура русских земель в XVII – XVIII веках».»

  1. В чем проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?

  2. Боролось ли население Руси с Ордой? Чего добились?

  3. Какой политики и почему придерживался Александр Невский?

  4. Последствия ордынского владычества?

Последствия ордынского владычества. Читаем последний пункт § 14. Экономические: разрушены десятки городов, забыты многие ремесла, экономическое отставание Руси от стран Европы на 50-100 лет, прерваны хозяйственные связи.

Политические: значительное усиление княжеской власти, уменьшение роли веча, упадок старых и возвышение новых политических центров – Твери, Москвы, Нижнего Новгорода.

Социальные: Многие русские люди оказались в ордынском рабстве, демографический спад.

Культурные: Погибли и расхищены материальные и художественные ценности, общий уровень падения культуры, застой творчества, культурные контакты с Востоком, заимствования в быту, языке, хозяйстве.

Батыево нашествие стало важным рубежом в истории Руси, поделив ее не две эпохи — домонгольскую Русь и Русь после нашествия монголов. Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда западноевропейских стран. Если там продолжался хозяйственный и культурный прогресс, создавались литературные шедевры, не за горами была эпоха Возрождения, то Русь лежала, и еще довольно долго, в руинах.


Тема урока: «Культура русских земель в XVII – XVIII веках».

Что такое культура?

Скажите, как в истории называют период 12-13 века? А почему? А могла ли раздробленность отразиться на культуре русских земель?

Как ни странно, но раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры, более того, появились новые источники её развития. В этот период складываются собственные культурные традиции, в крупных политических центрах. А какие крупные политические центры вам известны?

Крупные культурные центры:

Великий Новгород, • Псков,

Владимир- на -Клязьме, • Галич.

Новгород и Псков - в культурном развитии этих центров проявились черты, которые соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения.

Владимиро-Суздальская земля - это образец пышности, торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение влади­мирских князей.

На Руси, как вам известно, были образо­ванные люди, они писали письма друг другу, составляли договоры на берестяных грамотах. Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты, стал Великий Новгород. Торговые связи, военные походы, путешествия способство­вали развитию географических знаний о Европе, Китае, Индии, Египте и Ближнем Востоке. Православные люди совершали паломничества к святым мес­там Иерусалима и Царьграда.

Начинается процесс накопления научных знаний. Схема.

Литература. А какое еще влияние оказало принятие христианства? Принятие христианства на Руси дало мощный толчок к развитию письменности и грамот­ности. Зародилось русское летописание.

С XII века начался новый период в истории русского летопи­сания. В каждом крупном княжестве велись летописи. Местные летописцы уделяли, прежде всего, внимание событиям, происходившим в своей земле.

Появ­ляются новые жанры, очень популярным был жанр - поучение. «Поучение детям» Владимира Мономаха. К чему призывает Владимир Мономах своих детей?

  • требова­ния соблюдения христианской морали, а именно:

  • соблюдать законы и традиции государственные и семейные;

  • жить правильно, помогать нищим и обездоленным;

  • чтить старших;

  • честно выполнять военный долг.

Произведение неизвест­ного автора «Слово о полку Игореве». В основу «Слова» положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 года. Но главным здесь являются не описание похода на примере трагичной гибели князя Игоря от рук половцев. Автор «Слова о Полку Игореве» доказывает необходимость единст­ва Русской земли, прекращения усобиц, он размышляет о судьбе Руси.

Архитектура. Ведущая роль принадлежала новгородоско-псковским и владимиро-суздальским художественным школам.

Главными архитектурными постройками того времени были храмы. Все постройки вели русские мастера. Храмы также имели свои особенности.

Новгородская земля. Каменное зодчество в Новгородской земле утратило свою былую монументальность. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна и прекрасно вписывалась в окружающий пейзаж.

В 12 веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник – церковь Спаса на Нередице. Церковь была расписана фресками. На одной из них изображен князь Ярослав- отец Александра Невского.

В деревне Ладога на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия. Неизвестные зодчие поставили храм на самом берегу Волхова, на виду проплывавших мимо купеческих и рыбацких ладей. Приземистый, со шлемовидной главой храм, словно гриб вырастает их каменистой земли. Храмы строились одноглавыми и небольшими. Храмы были просты, выразительны и хорошо вписывались в окружающий пейзаж. Нашествие Батыя непосредственно не затронуло Новгород, поэтому здесь сохранилось намного больше храмов XII века, чем в других частях Руси.

Владимиро-Суздальская земля. Большого расцвета каменное зодчество достигло во Владимиро-Суздальском княжестве. Церковная архитектура отличалась здесь подчеркнутой пышностью и торжественностью. Архитектурная школа Владимиро-Суздальской земли испытала влияние западноевропейского романского стиля.

В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведен Успенский собор. Место для храма выбрали на редкость удачно – на крутом берегу Клязьмы. Честолюбивый князь повелел стро­ить владимирский храм выше Софии киевской. В результате Успенский собор оказался самой вы­сокой постройкой на Руси того времени — 32 метра. Собор был богато украшен и внутри: полы выло­жены цветной плиткой, стены расписаны фреска­ми, створки входных дверей обиты медными листа­ми и покрыты золотым рисунком.

При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры —храм Покрова на Нерли. Князь по­строил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня».

В конце XII века при Всеволоде Большое Гнез­до недалеко от Успенского собора построили одно­главый Дмитриевский собор. Стены собора украси­ли каменной резьбой. Более 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также орнамент вырезали на камне та­лантливые русские мастера. А так как скульптура не получила большого распространения в древне­русском искусстве (очень уж она напоминала язы­ческих идолов), то рельефы Дмитриевского храма были уникальны, неповторимы. Внутри стены хра­ма были расписаны фресками.

Храмы строились подчеркнуто торжественными и отлича­лись пышностью.

До нас дошли и светские постройки того времени — часть дворца князя Андрея в Боголюбове и Золотые ворота во Владимире.

Живопись. Основной жанр – иконопись. В писании икон существует канон - строгие правила. Но каждый русский мастер-иконописец имел свою индивидуальную манеру письма, которая отражалась в его произведениях, порой нарушая эти каноны.

Если обратить внимание на новгородскую иконопись, то можно заметить, что в ней преобладают яркие краски - крас­ная, зеленая, синяя. Лица святых приобретают характерные сла­вянские черты.

На фресках Владимиро-Суздальской земли видно, что они яркие и красочные, а лики святых похожи на князей-заказчиков.

В чем сказалось влияние ордынского нашествия на разви­тие русской культуры?

-взлет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установлением затем ордынского владычества.

- в развалинах лежали монастыри и церкви

- лучшие мастера были истреблены или уведены в плен

-уникальное искусство резьбы по белому камню было утрачено,

- исчезли библиотеки и школы, так как многие книги были утрачены.

-трудно восстановить, так как нехватка средств и подготовленных людей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Культура русских земель в XVII – XVIII веках».

Автор: Гаджимагомедова Зумруд Исаковна

Дата: 12.03.2020

Номер свидетельства: 542540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Интегрированный урок-путешествие «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»"
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_puteshestvie_lichnost_i_epokha_v_istoricheskikh_istochnikak"
    ["file_id"] => string(6) "513647"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559823959"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по истории 10 класс ( дистанционное обучение) "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-istorii-10-klass-distantsionnoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "217202"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433265042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства