Просмотр содержимого документа
«Тема: «Искусство Древнего Египта»»
Конспект урока по истории для 5 класса на тему «Искусство Древнего Египта»
Цель: сформировать образное представление о культуре Древнего Египта, в частности об уникальности искусства первого государства.
Задачи: Образовательная – познакомить учащихся с достижениями искусства Древнего Египта; Развивающая – развивать память, внимание и логику, творческие способности, пространственное мышление и творческое воображение; умение анализировать, обобщать и решать изобретательские и практические задачи, работать в группах. Воспитательная – содействовать развитию самостоятельности и уверенности в своих силах, прививать любовь к искусству и уважение к культуре разных стран. Личностно-ориентированная: создать благоприятные условия для повышения интереса к истории и совместной деятельности у учеников.
Планируемые результаты: Предметные: знание достижений культуры Древнего Египта, их значение; работа с учебником, оценка роли Древнего Египта в мировой культуре. Метапредметные: Личностные: осмысление опыта предшествующих поколений, формирование положительного отношения к процессу обучения, мотива к учебной деятельности. Регулятивные: формирование умений контролировать процесс получения результатов познавательной деятельности. Познавательные: решение творческих задач, умение работать в группе, делать выводы на основе аргументации. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, вступать в диалог, выражать уважительное отношение к партнерам по группе. Межпредметные связи: МХК, география Технологии: ТРИЗ, ИКТ, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающая, игровые. Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, практический. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Образовательные ресурсы: учебник Вигасин А. А. История История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая. – М.: Просвещение, 2012; карточки для рефлексии, географическая карта. Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор.
Ход урока:
1.Организационный этап урока: Приветствие. Учитель: Добрый день, ребята! Очень рада всех вас сегодня видеть. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по удивительной стране – Древнему Египту. Но для начала предлагаю вам выполнить несколько простых заданий.
2. Проверка домашнего задания: Интеллектуальная разминка. Учитель: Давайте покажем на географической карте, где находится изучаемая страна (ученик выходит к доске). А теперь давайте вспомним, как в Египте называли его правителя? (фараон)
Первой столицей Египетского царства стал город… (Мемфис) Река, протекающая на территории Египта – это… (Нил) Сборщики налогов в Древнем Египте назывались … (писцы) Самые крупные завоевания около 1500 г. до н.э. совершил фараон… (Тутмос) Главным богом египтяне считали …(Амон-Ра) Бог земли в виде человека с головой змеи – это … (Геб) Богиня неба, изображенная в виде коровы со звездами на теле – это … (Нут) Бог мудрости с головой птицы ибиса – это … (Тот) Богиня красоты и покровительница женщин – это … (Бастет) Богиня правды в Древнем Египте – это … (Маат) Царём и судьёй в «стране мертвых» является … (Осирис) Гроб, украшенный рисунками и надписями, в Египте назывался … (саркофаг)
3. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности: Нестандартный вход в урок Учитель: Интерес к Древнему Египту не утихает и сегодня. Как вы думаете, что привлекает не только ученых, но и туристов в этой стране? (Обучающиеся рассказывают о пирамидах, сфинксе, статуэтках, саркофагах, мумиях и т.д.).
Учитель: Верно. Только в 13 веке человечество смогло построить здание выше пирамиды. А кто же построил пирамиды и храмы, создал все скульптуры? Некоторые считают, что это инопланетяне, некоторые, что атланты. Сегодня мы с вами будем разбираться с этими вопросами. Давайте попробуем определить тему урока и его цель. (Обучающиеся формулируют тему урока и его цель).
4. Получение новых знаний: Хронолёты. Учитель: Предлагаю вам посмотреть видеоролик об искусстве Древнего Египта, чтобы увидеть, что же так восхищает людей всего мира.
Учитель: Для того, чтобы изучить искусство Древнего Египта, нам с вами нужно разделится на 3 группы. Первая группа, представьте, что вы попали внутрь пирамиды (§11, п. 1, 3), вторая – в храм (§ 11, п. 2), третья – в музей (§ 11, п. 4). Вам предстоит нарисовать всё, что вы увидите вокруг, а потом с помощью этого рисунка рассказать остальным, что вам понравилось, что напугало, что показалось странным, а что интересным.
Во время подготовки группового задания, учитель пишет на доске новые термины, значение которых обучающиеся будут объяснять и записывать в словарик. (Пирамида, сфинкс, обелиск, колонна). После выступления первой группы – показ видеоролика «7 чудес света».
5. Первичное закрепление терминов: Прием системного оператора. Учитель: Теперь каждая группа немного поработает с новыми терминами с помощью таблицы. Пояснение: система – это тот термин, с которым нам предстоит работать, подсистема – ее составляющие части; надсистема – система более высокого уровня, частью которого является изучаемый термин. Прошлое – чем (кем) объект был раньше, его свойства; настоящее – что представляет собой объект сегодня; будущее – что произойдет с объектом через некоторое время.
Принцип ее действия можно привести на примере: машина. Это слово и будет наша система. Находится оно в центре. Заполним строки по вертикали. Надсистемой машины будет слово транспортные средства – обобщающее. Подсистемой – перечисление всего из чего состоит машина: 4 колеса, кузов, руль и т.д. Теперь приступим к заполнению горизонтали. Машина в прошлом – это, например, телега; а система в будущем – летающая машина. Итак, первая группа работает с термином – обелиск, вторая – пирамида, третья – сфинкс.
6. Закрепление темы: Лови ошибку. Учитель: Теперь давайте проверим, насколько каждая группа внимательно слушала другую и научилась разбираться в искусстве Древнего Египта. Ваша задача в тексте, который вы сейчас получите, найти и исправить все ошибки. «Искусство Древнего Египта по сей день привлекает внимание людей по всему миру. Вторым из 7 чудес света стали египетские пирамиды. Самая высокая из них – пирамида Тутанхамона – была построена около 1500 г. до н.э. Её высота достигает почти 100 метров. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Единственной пирамидой, которая оказалась неразграбленной, стала гробница фараона Тутмоса. Знамениты и другие египетские сооружения – храмы. Вдоль дороги, ведущей к храму, с обеих сторон расположились сфинксы – животные с головой льва и телом человека. У входа находятся колонны – каменные «иглы фараонов». В глубине храма находится таинственное помещение, куда мог проникнуть только жрец и фараон».
7. Рефлексия: Телеграмма. Учитель: для подведения итогов каждый из вас должен написать телеграмму соседу по парте, где каждый кратко напишет самое важное, что усвоил на уроке и пожелания соседу по парте. После этого телеграммы нужно будет отправить адресату (обменяться). Учитель: у каждого из вас на столе лежат карточки для рефлексии с радостным и грустным человечком. Покажете мне ту из них, с которой у вас ассоциируется сегодняшний урок. Выставление оценок за урок.
8. Итоговый этап урока. Домашнее задание. 3 уровня домашнего задания, отсроченная отгадка. Учитель: Ребята, вам на выбор предлагается 3 уровня домашнего задания: 1 уровень - § 11, пересказ; 2 уровень – подготовить доклад о достижениях египетской науки; 3 уровень – составить рассказ от имени египтянина о строительстве храма или пирамиды. В заключении хочу вам рассказать несколько удивительных фактов. На стенах пирамид и храмов ученые обнаружили очень много разных надписей. Но расшифровать их оказалось очень непросто, потому что всего в египетском письме 700 знаков. Но была и еще одна причина… О ней мы поговорим на следующем уроке. Спасибо, друзья мои, за вашу активную работу. Урок получился очень интересным и запоминающимся. До свидания.