kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Таинственный узник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель истории МБОУ СОШ № 8

Федосенко Наталья Николаевна

Тема урока: «Таинственный узник»
Урок истории в 8 классе.
Цели урока:
Образовательная: расширить представления учащихся о дворцовых переворотах 18 века;
Развивающая: способствовать формированию у учеников аналитических навыков;
Воспитательная: пробудить интерес к теме,всколыхнуть чувства,вызвать желание узнать истину.
Тип урока: изучение нового материала, урок исследование.
Форма урока: групповая работа.
Подготовка к уроку. Учащимся предлагается задание:составить библиографию по теме, дать краткую аннотацию изданий, подобрать иллюстрации
I Организационный  момент
II Ход урока.
Завязка сюжета. Рассказ о событиях,происходивших во Франции в XVII веке.
В 3 по полудни 18 сентября 1698 года в Париж через Сент- Антуанское предместье въехала большая карета с плотно закрытыми окнами. Со всех сторон её охраняли вооруженные всадники. Экипаж остановился перед подъемным мостом Бастилии. Мост  был немедленно опущен,ворота распахнулись  и снова захлопнулись,пропустив карету.
Вместе с нею в Бастилию проникла тайна, которою надежно охраняли толстые стены средневекового замка и которую уже давно более двух с половиной веков пытаются разгадать ученые и писатели. Об этой тайне писал Дюма,  В.Гюго, А. де Виньи и многие другие. По мотивам романов Дюма создан известный французский фильм «Железная маска».
Кто же этот таинственный узник,  лишенный не только свободы,имени,но и даже лица- оно навсегда скрыто под железной маской? Чем неугоден и страшен был он французскому королю Людовику XIV?
Ответа нет до сих пор. Вряд ли когда-либо эта тайна будет разгадана, слишком строго она охранялась.
Тайные монаршие приказы об аресте,многолетнее содержание людей в тюрьмах без предъявления обвинений и даже без признания самого факта ареста-подобные факты известны не только в истории абсолютистской Франции,но и в истории России.
В 1725 году скончался Петр Великий,закончилась великая эпоха,наступали новые,тревожные времена. А потому середина 18 века-время постоянных дворцовых заговоров,нескончаемых  интриг,неудачных попыток захватить императорскую корону.В 1722 году Петр I отменил старый порядок престолонаследия (от отца к старшему сыну) и ввел новый: правящий государь своей волей назначал наследником того,кого хотел видеть,он мог изменить свое решение и назначить другого наследника. С тех пор слабый монарх,даже младенец мог сидеть на императорском престоле. Однако легко было пребывать на троне, легко было и лишиться его. Этот шаг императора дорого обошёлся России 18 века.
И сегодня на уроке мы поговорим о трагической судьбе Иоанна 6,тайном узнике Шлиссельбурга. Его имя долго оставалось под запретом. В секретных документах он значился как «известная персона». О нем и сегодня знают немногие,даже в школьных учебниках о нем упоминается мало.
Законный император, самодержец всероссийский-«железная маска» русской истории. Попытаемся разобраться в трагической судьбе Иоанна VI.
Что бы глубже понять эту историческую драму как вы думаете ребята,какие вопросы мы должны выяснить на уроке.

•Как случилось, что младенец оказался на престоле?

•Что представлял собой этот никогда не правивший страной монарх?

•Кто виноват в его трагедии?

•Ответ на эти и другие вопросы мы найдем в теме нашего урока,который называется «Таинственный узник»

В начале урока перед учащимися ставится проблема:

 «Допустимы ли насилие над личностью и беззаконие во имя высших государственных целей?» (написано на доске)

Далее определяются темы,для работы творческих групп:

1-генеологическое древо императора  Иоанна Антоновича;

2- семья,окружение;

3-трагическая история жизни и смерти императора;

4- тюремщики;

5- попытки освобождения. Убийство Ивана VI.

III. Работа творческих групп с материалом. Используются домашние наработки.

IV. Выступление групп.

Первая группа представляет своё выступление в форме комментария к генеалогической схеме, раскрывающий происхождение и родственные связи императора Иоанна Антоновича

Вторая группа представляет свою тему:»Семья. Окружение» В форме кратких выступлений:

-мать-Анна Леопольдовна

-отец-Герцог Брауншвейгский Антон Ульрих

-братья и сёстры

-окружение:

 Бирон, герцог Курляндский, фаворит императрицы  Анны Иоановны;  фельдмаршал Миних; дипломат Остерман.

Третья группа, анализировавшая тему «Трагическая история жизни и смерти императора» представляет хронологическую таблицу

Известно, что мать новорожденного  Иоанна Антоновича заказала знаменитому математику Эйлеру и другим академикам гороскоп ребенка. Учёные постарались честно выполнить свою задачу, но говорят, результаты ужаснули их, и Эйлер с коллегами,  солгал  матери посулив,  младенцу счастливую жизнь…

На лице узника не было железной маски,но тайна его содержания охранялась строго. Он был лишен имени: «известное лицо», « безымянный колодник»- так значился в документах.

Почти 22года Иоанн VI был лишен общения. Тёмная камера,из которой его не выпускали;дневной свет почти не проникал туда,беспрестанно горели свечи. Было запрещено разговаривать с арестантом. Когда убирали камеру,его прятали за ширму.

Заточение не могло сказаться на внешности узника: это был молодой человек среднего роста, хорошо сложенный, но чрезвычайно бледный, обросший бородой.

    Сохранились разные сведения о таинственном узнике. По одним, Иоанн Антонович не умел читать и писать, речь его бессвязна и дика, умственные способности расстроены. По другим,  он сам выучился грамоте, читал  Библию,  знал кто он такой, отвечал на вопросы разумно, но косноязычно, страдал нервными приступами.

Четвертая группа «Тюремщики»

Елизавета Петровна (дочь Петра I);

Император Петр III;

Екатерина II.

Охранники: Холмогоры-майор Миллер, Шлиссельбург-капитан Овцын.

Шлиссельбургская крепость

Одиночная камера

Существование Ивана Антоновича вызывало постоянную головную боль у правительствующих особ. Свергнув малыша в 1741году, Елизавета взяла на свою душу этот грех. Но умирая, она передала его Петру III, а тот своей жене Екатерине II. И что делать с этим человеком никто не знал.

Пятая группа рассказывает о попытках освобождения узника.

Александр Турчанинов-камер-лакей.

Иван Зубарев-тобольский купец.

Василий Яковлевич Мирович-подпорудчик Смоленского пехотного полка.

Убийство Ивана IV.

После выступления групп, возвращаемся к проблеме,  поставленной в начале урока.

Допустимы ли насилия над личностью и беззакония во имя высших государственных целей? (ответы учащихся). Никто не имеет права забирать у человека жизнь. Бог дал,Бог взял.  Каждый человек с рождения имеет право на неприкосновенность,  и никто не может  посягать на его жизнь.

V.Заключение.

История с убийством Ивана Антоновича вновь ставит известную проблему соответствия морали и политики.Две правды-Божественная и государственная-сталкиваются здесь в неразрешимом конфликте. Получается так,что смертный грех убийства может быть оправдан,если это предусматривает инструкция, «присяжная должность», если этот грех совершается во благо государства,ради безопасности больших масс людей. Из следственного дела видно, что солдаты пошли за подпоручиком Мировичем не задумываясь, власть Екатерины в начале ее царствования была непрочна и известие об освобождении Ивана могло вызвать брожение столичной гвардии. Настроение солдат, которых поднял за собой Мирович,  не могли насторожить власть. Солдаты оказались согласны и кровь в Шлиссельбурге пролилась. Смерть Ивана VI обрадовала Екатерину II и ее окружение.За убийство Ивана VI убийцы получили награду по 7 тысяч рублей. Нет человека – нет проблемы.

VI. Подведение итогов работы.

Оценки за урок.

Спасибо!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Таинственный узник»»

Учитель истории МБОУ СОШ № 8

Федосенко Наталья Николаевна



Тема урока: «Таинственный узник»
Урок истории в 10 классе.
Цели урока:
Образовательная: расширить представления учащихся о дворцовых переворотах 18 века;
Развивающая: способствовать формированию у учеников аналитических навыков;
Воспитательная: пробудить интерес к теме,всколыхнуть чувства,вызвать желание узнать истину.
Тип урока: изучение нового материала, урок исследование.
Форма урока: групповая работа .
Подготовка к уроку. Учащимся предлагается задание:составить библиографию по теме,дать краткую аннотацию изданий,подобрать иллюстрации
I Организационный момент
II Ход урока.
Завязка сюжета. Рассказ о событиях,происходивших во Франции в XVII веке.
В 3 по полудни 18 сентября 1698 года в Париж через Сент- Антуанское предместье въехала большая карета с плотно закрытыми окнами. Со всех сторон её охраняли вооруженные всадники. Экипаж остановился перед подъемным мостом Бастилии. Мост был немедленно опущен,ворота распахнулись и снова захлопнулись,пропустив карету.
Вместе с нею в Бастилию проникла тайна, которою надежно охраняли толстые стены средневекового замка и которую уже давно более двух с половиной веков пытаются разгадать ученые и писатели. Об этой тайне писал Дюма, В.Гюго, А. де Виньи и многие другие. По мотивам романов Дюма создан известный французский фильм «Железная маска».
Кто же этот таинственный узник, лишенный не только свободы,имени,но и даже лица- оно навсегда скрыто под железной маской? Чем неугоден и страшен был он французскому королю Людовику XIV?
Ответа нет до сих пор. Вряд ли когда-либо эта тайна будет разгадана, слишком строго она охранялась.
Тайные монаршие приказы об аресте,многолетнее содержание людей в тюрьмах без предъявления обвинений и даже без признания самого факта ареста-подобные факты известны не только в истории абсолютистской Франции,но и в истории России.
В 1725 году скончался Петр Великий,закончилась великая эпоха,наступали новые,тревожные времена. А потому середина 18 века-время постоянных дворцовых заговоров,нескончаемых интриг ,неудачных попыток захватить императорскую корону.В 1722 году Петр I отменил старый порядок престолонаследия (от отца к старшему сыну) и ввел новый: правящий государь своей волей назначал наследником того,кого хотел видеть,он мог изменить свое решение и назначить другого наследника. С тех пор слабый монарх,даже младенец мог сидеть на императорском престоле. Однако легко было пребывать на троне, легко было и лишиться его. Этот шаг императора дорого обошёлся России 18 века.
И сегодня на уроке мы поговорим о трагической судьбе Иоанна 6,тайном узнике Шлиссельбурга. Его имя долго оставалось под запретом. В секретных документах он значился как «известная персона». О нем и сегодня знают немногие,даже в школьных учебниках о нем упоминается мало.
Законный император, самодержец всероссийский-«железная маска» русской истории. Попытаемся разобраться в трагической судьбе Иоанна VI.
Что бы глубже понять эту историческую драму как вы думаете ребята,какие вопросы мы должны выяснить на уроке.

•Как случилось, что младенец оказался на престоле?

•Что представлял собой этот никогда не правивший страной монарх?

•Кто виноват в его трагедии?

•Ответ на эти и другие вопросы мы найдем в теме нашего урока,который называется «Таинственный узник»

В начале урока перед учащимися ставится проблема:

«Допустимы ли насилие над личностью и беззаконие во имя высших государственных целей?» (написано на доске)

Далее определяются темы,для работы творческих групп:

1-генеологическое древо императора Иоанна Антоновича;

2- семья,окружение;

3-трагическая история жизни и смерти императора;

4- тюремщики;

5- попытки освобождения. Убийство Ивана VI.

III. Работа творческих групп с материалом. Используются домашние наработки.

IV. Выступление групп.

Первая группа представляет своё выступление в форме комментария к генеалогической схеме, раскрывающий происхождение и родственные связи императора Иоанна Антоновича

Вторая группа представляет свою тему:»Семья. Окружение» В форме кратких выступлений:

-мать-Анна Леопольдовна

-отец-Герцог Брауншвейгский Антон Ульрих

-братья и сёстры

-окружение:

Бирон, герцог Курляндский, фаворит императрицы Анны Иоановны; фельдмаршал Миних; дипломат Остерман.

Третья группа, анализировавшая тему «Трагическая история жизни и смерти императора» представляет хронологическую таблицу

Известно, что мать новорожденного Иоанна Антоновича заказала знаменитому математику Эйлеру и другим академикам гороскоп ребенка. Учёные постарались честно выполнить свою задачу, но говорят, результаты ужаснули их, и Эйлер с коллегами, солгал матери посулив, младенцу счастливую жизнь…

На лице узника не было железной маски,но тайна его содержания охранялась строго. Он был лишен имени: «известное лицо», « безымянный колодник»- так значился в документах.

Почти 22года Иоанн VI был лишен общения. Тёмная камера,из которой его не выпускали;дневной свет почти не проникал туда,беспрестанно горели свечи. Было запрещено разговаривать с арестантом. Когда убирали камеру,его прятали за ширму.

Заточение не могло сказаться на внешности узника: это был молодой человек среднего роста, хорошо сложенный, но чрезвычайно бледный, обросший бородой.

Сохранились разные сведения о таинственном узнике. По одним, Иоанн Антонович не умел читать и писать, речь его бессвязна и дика, умственные способности расстроены. По другим, он сам выучился грамоте, читал Библию, знал кто он такой, отвечал на вопросы разумно, но косноязычно, страдал нервными приступами.



Четвертая группа «Тюремщики»

Елизавета Петровна (дочь Петра I);

Император Петр III;

Екатерина II.

Охранники: Холмогоры-майор Миллер, Шлиссельбург-капитан Овцын.

Шлиссельбургская крепость

Одиночная камера

Существование Ивана Антоновича вызывало постоянную головную боль у правительствующих особ. Свергнув малыша в 1741году, Елизавета взяла на свою душу этот грех. Но умирая, она передала его Петру III, а тот своей жене Екатерине II. И что делать с этим человеком никто не знал.

Пятая группа рассказывает о попытках освобождения узника.

Александр Турчанинов-камер-лакей.

Иван Зубарев-тобольский купец.

Василий Яковлевич Мирович-подпорудчик Смоленского пехотного полка.

Убийство Ивана IV.

После выступления групп, возвращаемся к проблеме, поставленной в начале урока.

Допустимы ли насилия над личностью и беззакония во имя высших государственных целей? (ответы учащихся). Никто не имеет права забирать у человека жизнь. Бог дал,Бог взял. Каждый человек с рождения имеет право на неприкосновенность, и никто не может посягать на его жизнь.

V.Заключение.

История с убийством Ивана Антоновича вновь ставит известную проблему соответствия морали и политики.Две правды-Божественная и государственная-сталкиваются здесь в неразрешимом конфликте. Получается так,что смертный грех убийства может быть оправдан,если это предусматривает инструкция, «присяжная должность», если этот грех совершается во благо государства,ради безопасности больших масс людей. Из следственного дела видно, что солдаты пошли за подпоручиком Мировичем не задумываясь , власть Екатерины в начале ее царствования была непрочна и известие об освобождении Ивана могло вызвать брожение столичной гвардии. Настроение солдат, которых поднял за собой Мирович, не могли насторожить власть. Солдаты оказались согласны и кровь в Шлиссельбурге пролилась. Смерть Ивана VI обрадовала Екатерину II и ее окружение.За убийство Ивана VI убийцы получили награду по 7 тысяч рублей. Нет человека – нет проблемы.

VI. Подведение итогов работы.

Оценки за урок.

Спасибо!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Таинственный узник»

Автор: Федосенко Наталья Николаевна

Дата: 24.07.2019

Номер свидетельства: 517060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Живая легенда Мордовии... "
    ["seo_title"] => string(27) "zhivaia-lieghienda-mordovii"
    ["file_id"] => string(6) "189827"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427036456"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Открытое занятие на тему: «Лермонтов и музыка», посвящённое 200 – летию со дня рождения поэта. "
    ["seo_title"] => string(104) "otkrytoie-zaniatiie-na-tiemu-liermontov-i-muzyka-posviashchionnoie-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-poeta"
    ["file_id"] => string(6) "195747"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427960477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства