Просмотр содержимого документа
«Султаны Керей и Жанибек- основатели Казахского ханства»
Средняя школа имени Н.К.Крупская
Открытый урок
на тему:
«Керей и Жанибек основатели
Казахского ханства»
Провела учитель истории Насихатова Д.А
2015-2016 уч.год
7 класс Дата: 22.02.2016г.
Тема открытого урока:«Керей и Жанибек основатели
Казахского ханства»
Эпиграф урока: « Правильно понятая и познанная история-это фундамент прогрессивных преобразований в 21 веке». Н.А. Назарбаев
Цель урока: Раскрыть исторические условия образования Казахского ханства султанами Керей и Жанибек.
Задачи: 1. Образовательная: Ознакомить со сведениями образования Казахского ханства, о борьбе султанов Керея и Жанибека за создание Казахского ханства, территории, этническом составе, взаимоотношении с соседними странами. Раскрыть историческое значение образования Казахского ханства;
2. Развивающая: Развивать процесс запоминания, памяти, системного мышления, воображения; продолжить работу по формированию ключевых компетенций учащихся: работать с картой, анализировать, сравнивать и обобщать знания, делать выводы, высказывать свое мнение, использовать навыки работы с тестовым материалом;
3. Воспитательная: Способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции на примерах жизни исторических личностей, их роли в истории казахского народа; содействовать воспитанию патриотизма, нравственности, чувства долга через исторические параллели прошлого и настоящего нашей страны.
Тип урока: Урок изучения нового материала, комбинированный
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Персоналии: Султаны Керей и Жанибек, хан Абулхаир, Есен-Буга, Мухаммед Хайдар Дулати, эмир Тимур, Бату хан, Узбек хан, Чингис хан.
Организация пространства: Учебник,компьютер, интерактивная доска, портреты ханов, султанов, карта Казахстана ,контурная карта Казахстана, видео-ролик «550 лет Казахскому ханству», «моя Родина-Казахстан», слайд, раздаточный материал, схемы, иллюстрации и рисунки.
Межпредметная связь: Всемирная история, география, русский язык
Ход урока
Орг.момент (2мин): Приветствие, проверка готовности к уроку, диалог с Дежурным.
Добрый день ребята! Добрый день уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. И так, мы начинаем наш урок!
Метод: Психологический настрой“Разминка”
1.Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой. 2. Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед 3. Если вы уверены своих силах, топните ногой. 4. Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад. 5. Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши. 6. Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх. 7. Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед. 8. Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
Сообщение темы и цели урока:
Слово учителя: Мы сегодня будем говорить об историческом событии, которое имеет для нас огромное значение и занимает одно из главных мест в истории Казахстана. Это образование Казахского ханства.
Сегодня мы должны вместе с вами раскрыть процесс становления государственности казахов султанами Керей и Жанибек, рассмотреть этнический состав, и узнать какое историческое значение имело образование Казахского ханства. А для сначала мы должны вспомнить темы прошлого урока.
Опрос домашнего задания (10мин):
Учащиеся делятся на три группы по цветам фигур (Стикеры: красный, синий, желтый. Фигуры: треугольник, квадрат, круг)
1)Метод «Цифры говорят»
Вашему вниманию представлены даты, сыгравшие в становлении Казахского государства немаловажную роль. Команды выбирают дату на свое усмотрение и раскрывают ее суть.
16 декабрь 1991г – провозглашение независимости РК
2 октября 1991 г. - полёт в космос первого казаха-космонавта Тохтара Аубакирова
1 декабря 1991 г. – первые всенародные выборы Президента РК
15 ноября 1993 г. – введение национальной валюты тенге
1 мая считается - Днем единства и согласия народа Казахстана
6 июля считается - Днем столицы
30 августа считается - Днем Конституции
2) Метод « О ком идет речь?» . Учащимся представлены краткие данные об исторических личностях, по которым они должны отгадать .
Был сыном Тарагая из тюркоязычного монгольского племени барлас, правил 35 лет. Захватил власть в Мавераннахре (эмир Тимур)
Средневековый историк, в своей книге писал о времени образования Казахского ханства? (М.Х.Дулати)
Внук Чингизхана основал государтва на территории улуса Жошы (Бату хан)
Потомок Шайбани пятый сын Жошы хана. Правил государством 40 лет (Абулхаир хан)
Он разделил Казахстан на три улуса, его свод законов назывался «Ясса» (Чингизхан)
Проповедник исламской религий в Казахстане, в честь которого был построен мавзолей в г.Туркестан? (Х.А.Ясави)
3) Метод «Установи соответствие»
4)Работа по карточкам слабоуспевающим учащимся:
Карточка №1. Что означает термин «Казах»? Когда это название приобрело этническое значение? Ответ: Слову казах придавали значение «свободный и вольный человек». Только с 15 в это слово приобрело этническое значение.
Карточка №2. Что означает термин Алаш? Когда появилась этот термин? Ответ: Слово Алаш означает – боевой клич казахского народа. Термин появился в 9-10 вв.
Карточка №4. Столица Ногайской орды? Ответ: Сарайчик
Карточка №5. Столица ханства Абулхаира? Ответ: Сыгнак
5) Метод «О чём идёт речь?»
Вывод: Главное отличие Казахского ханства от других государственных образований в том, что оно было создано не в результате завоеваний, а на основе исторических, экономических и этнических предпосылок.
Изучение новой темы(20мин):
План урока
Борьба султанов Керея и Жанибека за создание Казахского ханства
Территория Казахского ханства
Этнический состав
Взаимоотношения Казахского ханства с соседними странами
Историческое значение образования Казахского ханства
Вступительное слово: В мире живет более тысячи народов. У каждого из них свой исторический путь формирования как народа. Формирование народа - процесс длительный, продолжающийся столетия, на это уходят тысячи лет. Такой процесс своего формирования пережил и казахский народ. Истоки образования нашего государства уходят в средние века. Сегодня на уроке мы узнаем , как происходил процесс становления государственности казахского народа.
1.Борьба султанов Керея и Жанибека за создание Казахского ханства.
Обьяснение темы по видео-ролику «Образование Казахского ханства»
В 14-15 веках на территории современного Казахстана существовало несколько государств: Ногайская Орда, Ак Орда, ханство Абулхаира и Могулистан.
Большое значение для экономического скопления имела совместная борьба против завоевателей, совместная защита территории. В 14-15 вв казахские племена населяли огромные просторы от Иртыша до Урала, от Каратала до Сырдарьи и до Каспия.
В эти государства входили казахские племена, населявшие обширные степи и южные предгорные районы. Это племена: Конраты, Уйсуны, Кыпчаки, Найманы Аргыны ,Кереи ,Дулаты ,Канлы и жалаиры
В 15 веке ханство Абулхаира и Моголистан утратили былую мощь и пришли в упадок. Борьба Жанибека и Керея с потомками Чингисхана за создание своего государства на исконных тюркских землях нашла поддержку не только среди вождей и племен и старейшины родов, но и простых скотоводов и земледельцев.
Уже к 40-50 г 15 в подавляющее большинство племен сплотились вокруг султанов Керей и Жанибек. Они стали вождями казахских племен и откочевали в Жетысу. Это было своего рода массовый протест против тяжелых и повинностей, воин и междоусобиц. В 1465-66 г было создано Казахское ханство в Козыбасы. Султаны Керей и Жанибек оба являлись потомками Чингисхана. Поэтому оба имели право занять ханский престол. Трон занял Керей, он был старше по возрасту. Жанибек стал советником.
Вокруг этих султанов собрались около 200тыс.чел. Первоначально территория Казахское ханство занимало земли Западного Жетысу поймы рек Чу и Талас. На племена жившее в Жетысу часто совершали набеги хан Абулхаир. Он всячески совершил набеги на созданное Казахское ханство. Но несмотря на это не прекращалась массовая перекочевка племен в Казахское ханство из Моголистана, Ногайской Орды, Сибирского ханства.
К концу 15 века в Казахстане более быстрыми темпами развивается хозяйство, что приводит к нему другие разрозненные племена.
Султаны Керей и Жанибек 30 лет боролись за обладание присырдарьискими городами с внуком Абулхаира М.Шайбани. Итогом борьбы стало включение городов Сыгнак, Сауран, Сузак и Сев.часть Кыргыстана.
Итак, образование Казахского национального государства послужило важным фактором в завершений формирований казахских жузов и народностей, создание централизованной системы способствовало сплочению казахского народа. Развивается экономика, культура, традиции и обычаи. Были установлены прочные связи с соседними странами.
Схема « Причины откочёвки Керея и Жанибека»
1 ученик выполняет на доске (беспрерывные войны, борьба за власть, усиление феодального гнета, набеги ойратов, тяжелые налоги и повинности, Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов и земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государств, Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры.).
2.Территория Казахского ханства. «Работа с картой»
Работая с текстом учебника на с.154 показать на карте территорию Казахского ханства, где первоначально заселились султаны КЕРЕЙ и ЖАНИБЕК.
3.Этнический состав.Метод «Понятийное колесо»
Составить «Понятийное колесо» ключевое слово- казахские племена, расположить их в алфавитном порядке, используя текст учебника на с.155
Вопрос: Что Обьедединяло эти племена?( Хозяйство, культура, города, территория, торговля, язык и т.д.)
Слово учителя: Эти племена внесли важный вклад в создании единого государства казахского народа, в его национально-этнический состав.
4.Взаимоотношения Казахского ханства с соседними странами.
Казахское ханство имело тесные связи с Могульским ханством и с кыргызами
Причины дружественного расположения могульского хана к Керею и Жаныбеку.
Отсутствие сил Могулистана для противостояния северным соседям.
Ставка на Керея и Жаныбека, как на надежных защитников его восточных и западных границ от хана Абулхаира и ойратов.
Использование Керея и Жаныбека для укрепления своей власти избавления от притязаний брата Юнуса
5.Историческое значение образования Казахского ханства
Метод «Исторический диктант» Дополнить словами пропуски в предложениях, работая с текстом учебника на с.159
Племена, роды вошли в состав ___________________.
Способствовало сплочению ____________ народа, организации совместной ________, ____________ территории Казахского государства.
Созданное Казахское государство не только укрепилось, но и ____________________________________.
Были установлены прочные связи с __________________________________.
Расцвет ________________________, распространение _______________ среди казахского народа.
Ответы:
Племена, роды вошли в состав казахского народа.
Способствовало сплочению казахского народа, организации совместной защиты ,этнической территории Казахского государства.
Созданное Казахское государство не только укрепилось, но и расширило границы своей территории.
Были установлены прочные связи с соседними государствами.
Расцвет традиций и обычаев, распространение ислама среди казахского народа.
4.Обобщение и систематизация знаний. (10мин):
А сейчас мы с вами закрепим полученные знания. Первое задание устное.
1) Игра «Третий лишний»
1.Основатели Казахского ханства А) Керей Б) Абулхаир В)Жанибек 2. Племена, объединившие под единым Казахским ханством? А) найман Б) дулат В)монгол 3. Предпосылки образования Казахского ханства? А) Нападение монгол Б) утратила былую мощь ханство Абулхаира и Могулистана В)Стремление племен к созданию независимого государства 4. Первоначальная территория Казахского ханства? А) Западное Жетысу Б) В долине рек Чу и Или В) В верхнем Прииртышье
5. Годы образования Казахского ханства?
А)1465г. Б)1466г. В) 1467г.
6.Казахские племена входили в состав населения государств: А. Могулистан Б. Циньская империя В.ханство Абулхаира
7.Местность где располагалась ставка Казахского ханства?
А. Жетысу Б. Поймы рек Чу и Таласа В. Сыгнак
8. Города, вошедшие в состав Казахского ханства?
А. Отрар Б. Сыгнак В. Сауран
9. С кем вели войны казахские правители за присоединение присырьинских городов?
А. Мухаммед Шайбани Б. Потомки Абулхаира В Джучи хан
10. Правители Казахского ханства
А. хан Бату Б. хан Абылай В. Хан Касым
2. Работа в группе
1 группа.Метод: «Работа с контурной картой»(5мин.) Нанесите на контурную карту государства, существовавшие к 15 веку, и из которых будет создано Казахское ханство.
2 группа.Метод «ФИШБОУН».(5 мин) Нарисовать фишбоун (скелет рыбы) по теме сегодняшнего урока.
3 группа Метод «Синквейн»(3 мин) Составить синквейн по теме сегодняшнего урока.(3мин)
Образовалось, усилилась , укрепилась Казахское ханство основали султаны Жанибек и Керей Государство
3. Индивидуальное задание (5мин)
Написать небольшое эссе (8-10 предложений) «Мое отношение к султанам Керею и Жанибеку»
4. Тестовые задания
5.Подведение итогов(3мин)
Учитель: Итак, ребята, мы много говорили об истории образования Казахского ханства. Давайте подведем итог.
Метод «Древнеримские вопросы»
Еще древнеримские ораторы говорили, чтобы отыскивая сведения о каком-либо событии, необходимо ответить на 7 ключевых вопросов. Кто? Что? Зачем? Как? С кем? Когда? Где? Попробуйте отыскать ответы по теме урока.
Ответы учащихся:
Кто? Султаны Керей и Жанибек
Что? Казахское ханство
Зачем? Для создания единого национального государства
Как? Откочевали с ханства Абулхаира в Западное Жетысу
С кем? Казахские роды и племена,200 тыс.человек.
Когда? 1465-66годы
Где? Долины рек Чу и Талас
Учитель: Да, действительно на образование Казахского ханства большое значение повлияли султаны Жанибек и Керей, а возникновение государства произошло в результате добровольного объединения родственных племен. Наша страна уже не первый год является суверенным государством, и мы должны знать и помнить имена и подвиги своих героев, тем более таких, как Жанибек и Керей.
6.Рефлексия настроения и деятельности.
Прием «Дерево настроений» Учащиеся рисуют на бумаге свои настроения в виде смайла и вешают на дерево.
Прием «Лестница успеха» Учащимся предлагается поставить значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке
Выставление оценок. Отметить активных и пассивных учеников .
Просмотр видео-ролика «Моя Родина – Казахстан»
7.Домашнее задание: §36 пересказать, стр. 152-156.Составить 10 тестовых вопросов к данной теме.