kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 9 классе по данной теме направлен на решение проблемной ситуации практическим путем (работа по учебнику, заполнение таблицы).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США."»

Дата: 10.11.2016 г.

Класс: 9

Тема урока: «Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США. Политические кризисы в индустриальных странах 1950-1970 –х гг.».

Тип урока: комбинированный

Форма урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать представления о социально ориентированной рыночной экономике стран Западной Европы

  • Познакомить учащихся с политикой США

  • Раскрыть условия появления среднего класса

Развивающие:

  • Развитие коммуникативных навыков, умения доказывать и обосновывать свою позицию

  • Продолжить развитие умений вести конспект, заполнять таблицу

Воспитательные:

  • определять свое отношение к наиболее значимым событиям.

Планируемые результаты:

Предметные — обучающиеся смогут объяснить причины высоких темпов экономического развития стра Западной Европы и других стран в послевоенные годы; смогут выделить основные признаки социально ориентированной рыночной экономики и привести конкретные примеры.

Метапредметные — выделяя черты сходства и различия «экономического чуда» в Западной Германии, Франции и Италии и других странах, учащиеся смогут самостоятельно по заданным признакам составить таблицу, смогут выразить своё мнение, объясняя, сильные и слабые стороны социально ориентированной рыночной экономики.

Личностные — обучающиеся научатся с нравственных позиций объяснять своё отношение к порядкам в развитых капиталистических странах.


Основные понятия: социально ориентированная рыночная экономика, ВВП, прожиточный минимум, коррупция, дискриминация, средний класс.

Оборудование:

- Учебник: Загладин Н.В. Новейшая история. 9 класс» М., «Русское слово», 2013.

- Ноутбук, мультимедиа-проектор

План урока:

  1. Экономическое чудо в Западной Германии.

  2. Италия, Англия, Франция и Швеция в обновляющейся Европе.

  3. США в послевоенные годы.

  4. «Новые рубежи» и «великое общество».

  5. Возвышение среднего класса.

Ход урока:

1. Создание проблемной ситуации:

В первые послевоенные годы, используя помощь, предоставленную по «плану Маршалла», большинство западноевропейских стран не только восстановили разорённую войной экономику, но и сумели достичь качественно нового состояния развития общества.

В чем суть «плана Маршалла»?

(План Маршалла (Marshall Plan, официальное название European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем Кэтлеттом Маршаллом и вступил в действие в апреле 1949 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию. Свою речь с программой помощи Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. Помимо социалистических стран Восточной Европы, от участия в «Плане Маршалла» отказалась также Финляндия. Политические условия получения помощи вскрывали преемственность плана с «доктриной Трумэна». Бывший вице-президент США Генри Уоллес осудил «план Маршалла», назвав его инструментом холодной войны против России (СССР). План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Заявленной США целью реализации плана было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом.)

В этих странах удалось, с одной стороны, придать экономике социально ориентированный характер, с другой — обеспечить так называемое «экономическое чудо», небывалый динамизм экономического развития, завоевание новых позиций на мировом рынке.

2. Постановка проблемы

  • В чём заключается сущность социально ориентированной экономики?

  • Означал ли переход к ней в странах Запада как отказ от основополагающих ценностей капиталистического общества?

  • Действительно западное общество, которое серьёзно изменилось в послевоенные годы, начало отходить от капиталистического пути развития?

3. Актуализация знаний

Для решения проблемного вопроса необходимо вспомнить:

— что такое социализм?

— что такое капитализм?

Капитализм – общество, основанное на частной собственности и свободных (без вмешательства государства) рыночных отношениях.

Социализм – общество, основанное на общественной собственности и плановом регулировании экономики, т.е. при вмешательстве государства в экономическую жизнь.

В учебнике на стр. 152 дано определение понятию

Социально ориентированная рыночная экономика – предполагает широкое использование методов государственного регулирования для перераспределения доходов в пользу малоимущих. Им законодательно гарантируется право на достойный уровень жизни, получение образования и медицинского обслуживания.

Т.о. в странах Западной Европы, экономика которых основана на капиталистическом укладе, будут проводиться социально-экономические реформы, фундаментом которых будут идеи кейнсианства.

Кейнсианство - это экономическое учение, возникшее в период 30-60-х годов 20 столетия, состоявшее в признании необходимости государственно-монополистического регулирования при развитии капиталистической экономики. Это политика, предпринимаемая для экономического роста государства. Основоположником данного учения является английский экономист Джон Мейнард Кейнс.

В чем его идея? Так называемая идея «денежной экономики». Для того, что бы экономика процветала, необходимо, чтобы люди больше тратили.

А если тратить нечего и люди разорены?

Для этого должно вмешаться государство, так вчерашний безработный получит зарплату и увеличит расходы на потребительские товары и повысит тем самым экономический спрос. Первоочередной задачей является вмешательства государства в дела экономики.
Рассмотрев экономическую политику в странах Западной Европы и США в послевоенные годы, мы определим, в чем заключалось государственное регулирование экономики в странах, где господствовала капиталистическое общество.

4. Открытие нового знания

1. Просмотреть пункт 1—3 § 16, проанализировать их и сравнить экономическую политику стран Западной Европы и США в послевоенные годы.

2. Сформулировать понятия «экономическое чудо», смешанная экономика, «государство всеобщего благоденствия», шведская модель рыночной экономики.

3. Заполнить таблицу по заданным признакам «Экономическое развитие стран Западной Европы и США в 1950—1960-е гг.».



Основные реформы

Итоги экономического развития

Германия

Л. Эрхард - министр экономики – правительство исходило из того, что трудности следует в равной степени возложить на все слои населения.

1948 г. – финансовая реформа:

А) старые рейхсмарки меняются на новые германские марки в пропорциях:

  • Пенсии и з/п – 1:1

  • Половина банковских вкладов – 1:10

  • Замороженная вторая половина – 1:20

Б) аннулирование денежных обязательств банков, почти все долги предприятий списывались.

1951 г. – социальные реформы:

  • Внедрение в практику социального партнерства – участие трудящихся в управлении производством (50% мест в наблюдат. советах компаний имели представители профсоюзов)

  • Рабочие акции, обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.

- Стабилизация марки, повышение степени социального равенства.

- Создание стимулов для наемных работников к повышению производительности труда.

- Рост ВВП.

- Исчезла безработица.





Германское экономическое чудо.

Англия

-Программа национализаций с выплатой компенсаций бывшим собственникам: угольная, металлургическая, газовая промышленность, транспорт, системы связи. За счет государства осуществлялась модернизация всех этих отраслей.

-Отмена закона, ограничив права профсоюзов.

- 1948 г. – закон о создании системы государственного страхования и здравоохранения, об увеличении пенсий.

-Программа строительства муниципального жилья для малоимущих.

Восстановление довоенного уровня производства.

Франция

- Национализация промышленности: энергетика, транспорт, часть авиационной, автомобильной промышленности, банки и страховые компании.

-Введение системы экономического планирования.

-Создание комитетов по управлению предприятиями, в которых участвовали представители трудовых коллективов.


1958 г . – 36 % нац. имущества в собственности государства.

Складывание смешанной экономики с различными формами собственности: государственная и частная.

1950 г. – введен гарантированный минимум з/п, установлена 40-часовая рабочая неделя, с двумя выходными, увеличение срока отпуска с 2 до 3 недель.

Италия

-Разработка общенациональных программ экономического развития и преодоление отсталости южных районов страны.

-Национализация электротехнической промышленности.

Увеличение объема промышленного производства.

Швеция

-Созданы государственные механизмы перераспределения произведенного дохода через систему пособий и льготных выплат.

- Социальные реформы - законы социальной защиты неимущих. Налоговые обложения для этой категории граждан снизились, налоги для среднего класса и финансовой элиты достигали почти 50%, что позволило государству направлять существенные финансовые потоки в социальную сферу. Также были увеличены пенсии, появились пособия на детей, молодым семьям предоставлялись беспроцентные ссуды. Появилось медицинское страхование.

- Влиятельные и независимые от государства профсоюзы, которые объединили около 80% работающего населения. Профсоюзные лидеры участвовали в разрешении конфликтов с работодателями.

-Отсутствие серьезных социальных потрясений.

-Высокий уровень потребления.

-Практически полное отсутствие бедности и полная занятость.

-Совершенная система соц. обеспечения: выплата пенсий и пособий, превышающих прожиточный минимум.



США

-Развитие соц. реформ «нового курса» Рузвельта: военнослужащие получили льготы при поступлении в ВУЗы, кредиты на строительство жилья и для создания предприятий малого бизнеса.

- Меры для поддержки частных предпринимателей.

- 1947 г. – закон о трудовых отношениях Тафта-Хартли: запрет на забастовки, не связанные с выдвижением экономических требований.

- Рост материального благополучия американцев.

- Массовое движение темнокожих американцев за свои права.

Таким образом, данные мероприятия носили положительный или отрицательный характер? (с.156 – учебник)

+

-

Увеличение расходов на социальные нужды, решение конфликтов путем переговоров.

Повышение уровня жизни основной массы населения увеличило платежеспособный спрос, что привело к росту экономики.

Постоянные уступки профсоюзам вели к увеличению соц. расходов, дефициту бюджета, инфляции и росту цен, коррупции.



  1. Закрепление:

  • В чём заключается сущность социально ориентированной экономики?

  • Означал ли переход к ней в странах Запада как отказ от основополагающих ценностей капиталистического общества?

  • Действительно западное общество, которое серьёзно изменилось в послевоенные годы, начало отходить от капиталистического пути развития?

  1. Домашнее задание: п.16, вопросы с. 162.































ПРИЛОЖЕНИЕ:

Институт промышленной реконструкции (итал. Istituto per la Ricostruzione Industriale; IRI)[1] — государственная итальянская корпорация, созданная 23 января 1933 г. и ликвидированная в 2002 г.

IRI возник по инициативе Главы правительства Бенито Муссолини и его министра финансов Гвидо Юнга, чтобы избежать дефолта основных итальянских банков (Commerciale, Credito Italiano, Banco di Roma) и вместе с ними краха экономики, которая уже страдала от последствий глобального экономического кризиса начавшегося в 1929 г.

В послевоенный период, особенно в 50-х и 60-х годах, деятельность IRI была связана с модернизацией и восстановлением итальянской экономики. К 1980 году, IRI представлял собой государственную промышленно-финансовую группу из примерно 1 000 компаний с более чем 500 000 сотрудников. На протяжении многих лет IRI бы крупнейшей промышленной компанией за пределами Соединенных Штатов Америки, в 1992 году выручка составила около 76 миллиардов долларов. В 1993 г. группа IRI была на седьмом месте в рейтинге крупнейших компаний мира по объему выручки.

После приватизации, превратившись в 1992 г. акционерное общество, через десять лет IRI перестал существовать.

Закон Вагнера (1935 г.)

 

Законом Вагнера было установлено право уволенных за участие в забастовке рабочих на голосование при выборах представителей для заключения коллективного договора. Это право давало рабочим возможность участвовать в выборах представителей и поддерживать свой профсоюз даже тогда, когда за участие в забастовке они на основании действующего права оказались уволенными.

Закон Тафта-Хартли ликвидировал эту гарантию. Теперь предприниматель может заменить уволенных за участие в забастовке рабочих такими лицами, которые, не будучи связаны с данным профсоюзом и выполняя приказ предпринимателя, могут срывать выборы представителей, тем самым не давая рабочим возможности добиться выгодных условий в коллективном договоре.

Гарантия и компенсация в том виде, в каком они установлены в праве США, не обеспечивают рабочему возможность использовать свое право на забастовку. Эти гарантии не только не стимулируют использование рабочими такого своего оружия против предпринимателей, каким являются забастовки, но в ряде случаев превращаются в средство защиты интересов предпринимателей в их борьбе с забастовочным движением. Это и естественно, ибо антинародное по самому своему существу буржуазное государство признает права рабочего класса только на словах, на деле же оно помогает капиталистам всячески попирать и ущемлять эти права.

 

Закон Тафта-Хартли (1947 г.)

 

Федеральный закон (Labor-Management Relations Act, Закон о регулировании трудовых отношений), принятый в 1947 г., вернул управляющим в отраслях со значительным контролем профсоюзов некоторые из полномочий в отношениях между работниками и работодателями, которые были потеряны в силу про-профсоюзного закона, принятого перед началом второй мировой войны (Закон Вагнера, 1935 г.).

Закон Тафта-Хартли запрещает профсоюзу: отказываться от переговоров, предлагаемых с честными намерениями; принуждать работников вступать в профсоюз; налагать излишние или дискриминирующие сборы или вступительные взносы; принуждать работодателей нанимать рабочих - членов профсоюза для выполнения ненужных или фиктивных работ (практика, называемая надувательством -featherbedding); проводить забастовки с целью повлиять на выбор предприятия, где два профсоюза конкурируют за выполнение конкретной работы (забастовки в связи с разграничением сфер деятельности - jurisdictional strike); заниматься вторичным бойкотом (secondary boycott) предприятий, продающих или обрабатывающих продукцию, произведенную не членами профсоюза; организовывать забастовки солидарности (sympathy strike) в поддержку других профсоюзов.

Закон Тафта-Хартли: установил требования раскрывать информацию с целью регулирования деятельности профсоюза с целью раскрытия случаев подлога и рэкета; запретил профсоюзам делать прямые взносы в поддержку кандидатов, баллотирующихся на федеральные посты; предоставил президенту США право на отсрочку забастовок в отраслях, считающихся жизненно важными для экономического благосостояния страны или национальной безопасности, и декларирование 80-дневного "периода охлаждения" ("cooling-off period"); разрешил штатам принимать законы о праве на труд, в которых запрещается принудительное членство в профсоюзах.

Так же, как и в отношении восстановления на работе, нормы об оплате; за время забастовки были установлены законом Вагнера. Они сохранили свою силу и после принятия закона Тафта-Хартли. Право издавать приказы с требованием об оплате работнику за время забастовки принадлежит Национальному управлению по трудовым отношениям. В диссертации критикуется мнение ряда американских исследователей, отрицающее наличие у рабочего субъективного права а оплату за время забастовки.

Эта оплата является формой возмещения ущерба, понесенного работником по вине предпринимателя, и в этом смысле она, несомненно, составляет содержание его субъективного права. Национальное управление по трудовым отношениям является административным органом, который, проверяя законность требования работника, выносит или отказывается вынести соответствующий приказ предпринимателю. В случае отказа



Великие потрясения первой половины XX в. и пути развития мировой цивилизации.

В XX век мир вступил в условиях сокрушительного промышленного кризиса 1900-1901 гг. Он начался почти одновременно в США и России и вскоре кризис стал всеобщим, охватив Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию, Бельгию и другие страны. Кризис поразил металлургическую промышленность, затем затронул химическую, электротехническую и строительные отрасли. Он привел к разорению массы предприятий, вызвав стремительный рост безработицы. Серьезным потрясением для многих стран, едва справившихся с последствием кризиса рубежа веков, стал кризис 1907 г.

В конечном итоге кризисное развитие индустриальной цивилизации конца XIX - начала XX веков привело к первой в истории человечества мировой войне. В ней участвовало 38 государств, численность действовавших армий превышала 29 млн. человек, количество мобилизованных 74 млн. человек. Людские потери составили 10 млн. убитых и 20 млн. раненых и контуженых. Следствием Первой мировой войны стало серьезной изменение политической картины мира и свершение ряда революций. Революция в России положила начало формированию социалистического лагеря, который сыграл столь значимую роль в цивилизационном развитии второй половины XX в.

После Первой мировой войны характер кризисов меняется. Это изменение было связано с переходом стран мирового хозяйства в режим несовершенного рынка, который утратил былую способность к саморегуляции. Одной из доминирующих тенденций стало формирование государственно-монополистического капитализма. Бурное развитие производства, во многом обусловленное научно-технической революцией конца XIX начала XX веков, усилило его концентрацию и образование монополистических объединений. Сращивание промышленного и банковского капитала привело к образованию крупнейших финансовых групп, которые занимали ключевые позиции в основных отраслях хозяйственной жизни. Всемогущие корпорации вмешивались во внешнюю и внутреннюю политику своих государств, поставив ее под свой контроль. Начался процесс складывания государственно-монополистического капитализма, который приобрел особый размах в период Первой и Второй мировых войн.

Монополии в погоне за прибылью оказывали влияние на сферу ценообразования, что приводило к созданию диспропорций в рамках национального хозяйства отдельных стран и усиливало международные экономические противоречия. Таким образом, экономические кризисы были связаны не со сбоями в сфере товарного, денежного обращения, а с политикой монополий. Именно это и определило особенности протекания кризисов, их цикличность, глубину, протяженность и последствия.

Так, в первой половине XX в. кризисы становятся более частым явлением по сравнению с предыдущим периодом, в то время как стадии оживления и роста менее продолжительными. До Первой мировой войны Индустриальная цивилизация прошла через два значительных кризиса: 1900-1901 годов и 1907 года, но наиболее затяжным, глубоким и всеохватывающим стал кризис 1929-1933 годов. Он охватил все страны мира, однако в наибольшей степени от него пострадали США и Германия. Промышленное производство в США сократилось на 46,2%, в Германии на 40,2%. Невиданного размера достигла безработица. Число безработных в 32-х странах мира за три года кризиса увеличилось с 5,9 млн. человек до 26,4 млн. человек.

Правительства всех стран включились в борьбу с кризисом, искали способы противодействия ему. С начала 30-х годов заметно возрастала активность государства в хозяйственной и социальной сферах. Степень вмешательства государстваопределялась особенностями исторического развития данной страны, уровнем и спецификой сложившихся социально-экономических и политических отношений.

Можно выделить три пути выхода из кризиса, которые проявились в это период наиболее определенно. Первый либерально-реформистский, наиболее ярко воплотившийся в политике нового курса президента США Ф. Рузвельта. Второй социал-реформистский, характерный для Скандинавских стран и Франции. Третий тоталитарный вариант государственного регулирования, который наиболее полно и последовательно был использован в Германии.

Первый путь (американский) сводился к косвенным методам воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни страны. Государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, смягчало социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регламентированием налоговой системы. К началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса. Из кризиса вышли Великобритания и ряд других стран, применивших политику нового курса. Это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

Второй путь (скандинавский), социал-реформистский, сочетал усиление регулирующей роли государства и социализацию экономики. Под контроль государства ставилась внешняя торговля, вывоз капитала. Государство финансировало капитальное строительство, сельское хозяйство, улучшало пенсионное обеспечение, охрану материнства и детства, финансирование и развертывание жилищного строительства. Этот путь выбрали страны, где буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования, и где были сильны левые партии.

Третий путь (германский) был характерен для Италии, Испании, Японии и наиболее ярко проявился в Германии 30-х годов. Он основывался на максимальном устранении рыночных отношений и сверхцентрализации. Ставилась задача не столько выхода из кризиса, сколько вооруженного передела мира, а точнее сверхзадача передела мира определяла пути и методы выхода их кризиса. Основными чертами антикризисной политики стали - тотальная милитаризация экономики, народного хозяйства; постоянное увеличение государственного сектора в экономике; огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Проводилось принудительное картелирование, увеличивалась доля государственного заказа. Подобный путь выхода из кризиса давал скорый положительный результат. Так, в Германии уже через год исчезла безработица. Однако, после кризиса 1929-1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии продолжительной депрессии.

Индустриальная цивилизация столкнулась с кризисом идеологии, основой которой стал культ материального человека и всех его богов силы, власти индивидуалистической энергии, инстинктов, секса и страха. Первым, наиболее грубым и откровенным выражением этой идеологии стал фашизм. Итальянский диктатор Б. Муссолини отвергал понятия либерализм, демократия, считая главным делом создание корпоративного государства, способного подавлять слепые и покорные массы. А. Гитлер провозгласил идею избранности германской расы, для которой якобы характерна особая воля к господству. С точки зрения фашистских идеологов, гуманизм выдумка трусов и слабых.

Тем не менее, Германия стояла на пороге катастрофы. В основе ее процветания лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура, а политика милитаризации не только не решала социально-экономические проблемы, но загоняла их в тупик. Только развертывание внешней агрессии могло отодвинуть надвигающуюся экономическую катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия и другие фашизирующиеся страны все более активно втягиваются в военные конфликты и в конечном итоге начинают самую широкомасштабную войну за всю историю человечества, Вторую мировую войну. Но в этой войне рухнули не только сами фашистские империи, возникшие ради завоевания мирового господства, рухнула и их идеология, которая оказалась неприемлемой для зрелых форм государственного капитализма.

Вторую мировую войну 1939-1945 годов вполне правомерно рассматривать как кульминацию цепи кризисов первой половины XX века, как крупнейший цивилизационный кризис глобального масштаба, в ходе которого впервые в истории было создано и применено оружие, способное уничтожить Земную цивилизацию, ядерная бомба. Во Второй мировой войне приняло участие 72 государства, на территории которых проживало около 80% населения земли. Военные действия велись на всех океанах, в Евразии, Африке и Океании. В армии воюющих сторон было призвано 110 млн. человек. Общее число погибших было настолько значительным, что его можно определить лишь приблизительно в 65-67 млн. человек, и около половины из них мирное население. В ходе войны были уничтожены колоссальные материальные ценности, разрушены многие памятники культуры. Негативные последствия Второй мировой войны в ряде сфер, в частности в сфере демографии, проявляются до сих пор.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Коломийцева Наталья Сергеевна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 377113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Презентация на тему: "Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и США""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_na_tiemu_stanovlieniie_sotsial_no_oriientirovannoi_rynochnoi_eko"
    ["file_id"] => string(6) "377154"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483983240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства