Характеристика особенности становления новой Российской государственности. Показать, что главным серьезным шагом на пути сохранения ЕДИНСТВА РОССИИ стал ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР. Показать важность принятия новой Конституции России (12 декабря 1993).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Становление новой Российской государственности.»
История Отечества. 10 класс.
Тема: Становление новой Российской государственности.
«А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма.».
А. С. Грибоедов (1795–1829) «Горе от ума» (1824), слова Чацкого.
Фраза употребляется, чтобы подчеркнуть презрение к мнению авторитетов, которые ничуть не лучше тех, кого они пытаются учить, порицать, критиковать и т. д.
Цели:1. Дать определение понятиям: - референдум, импичмент, ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению),
Охарактеризовать особенности становления новой Российской государственности. Показать, что главным серьезным шагом на пути сохранения ЕДИНСТВА РОССИИ стал ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР. Показать важность принятия новой Конституции России (12 декабря 1993).
2. Развивать умения и навыкианализировать факты и закономерности становления новой Российской государственности.Привить умения приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях. Проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений. Уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности.
3. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма, храбрости, мужества, любви к своему Отечеству, чувства национальной гордости за русский народ и ополчение, проявивших патриотизм в условиях гражданской войны, в борьбе за независимость Луганской Народной Республики. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к пользованию гражданскими правами.
Тип урока – комбинированный. С использованием презентации «На пути к демократической России».
Каковы основные события 1985 – 1991 годов? Что вы знаете из истории о горбачевской перестройке, каковы ее последствия, что читали, какие фильмы смотрели?
1985 – март – Генсек ЦК КПСС – Горбачев М.С.
1985 – 1990 – «Новое политическое мышление».
Основные направления:
1. Признание мира целостным и неделимым, отказ о биполярности.
2. Решение международных проблем на основе баланса сторон.
3. Нормализация отношений с США.
Результаты:
1. Окончание «холодной войны».
2. Ликвидация оружия массового поражения.
3. Ослабление противоборства СССР и США, самоопределение народов.
4. Интеграция СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политструктуры.
1988 – май – вывод советских войск из Афганистана.
1990 – март – Горбачев избран Президентом СССР.
1990 – 1991 – большинство союзных республик СССР приняли законы о СУВЕРЕНИТЕТЕ
1991 – 17 марта – Референдум о судьбе СССР ( 80 % высказались против распада СССР).
1991 – 12 июня – Ельцин Б.Н. избран Президентом РСФСР.
1991 – 19 августа – ГКЧП – Г. Янаев, В. Павлов, Д. Язов, В. Крючков. 22 августа арест членов ГКЧП.
1991 – 8 декабря – Беловежское соглашение. Намерение создать СНГ.
1991 – 25 декабря – отставка Горбачева – Советский Союз прекратил существование.
I. ПЗУ: Какие события привели к распаду СССР?
Почему, к началу 1990-х гг. в экономике СССР царил тотальный дефицит? Что такое денежная эмиссия? - (выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении).
II. МОТИВАЦИЯ УПДУ: Что вы знаете о лидерах советского государства М.С. Горбачеве и Б.Н. Ельцине? Каков их вклад в экономику и политику советского государства?
Что вы читали, какие фильмы смотрели характеризующие период становления новой Российской государственности? Как вы думаете, почему, происходило противостояние республиканских региональных властей и федеральной власти? Что сыграло главную роль в становлении и развитии новой Российской государственности? Почему Президент Ельцин решил использовать силовые методы в решении вооруженного конфликта в Чечне? Для защиты территориальной целостности страны и государственных интересов.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ УПДУ: Причины противостояния регионов и федеральной власти сказались на судьбе российской государственности и распаде СССР.
«Перестроечная свобода» обернулась растерянностью и всеобщим разочарованием перед неопределенным будущим, ощущением утраты социальных и нравственных ориентиров.
Подумайте и сделайте выводы, какое представление о рыночной экономике и капитализме имели советские граждане? Какие главные вопросы необходимо было решить политрукам России осенью 1991 г.?
Переход к рынку. Преодоление инфляции. Стабильный экономический рост.
Августовский политический кризис – ПУТЧ, привел к негативным тенденциям развития социально-экономической ситуации:
1. Неясность экономических перспектив.
2. Вопросы о денежной реформе.
3. Повышение розничных цен.
4. Скупка и запас товаров населением.
5. Дефицит товаров.
6. Введение карточек и талонов для распределения товаров.
7. «Голодные очереди».
ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР – 31 МАРТА 1992 Г.
Главный шаг на пути сохранения единства России.
Большинство субъектов Федерации подписали, за исключением Татарстана и Чечни.
Договор разграничивал полномочия общефедеральных органов и органов субъектов Федерации. = уменьшил внутриполитическое напряжение в стране. Борьба исполнительной и законодательной власти. Оппозиция сплотилась вокруг законодательной власти, ослабила президентские структуры и взяла жесткий контроль над правительством и курс на отставку Президента. «Вся власть Советам!». Сторонники Президента высказались за роспуск парламента и ликвидацию Съезда народных депутатов.
Политическое двоевластие.
Президент пытался решить возникшие разногласия демократическим путем – проведение референдума 12 декабря и выборам в двухпалатное Федеральное собрание.
23 сентября 1993 оппозиция объявила действия Ельцина Б.Н. государственным переворотом и отстранила его от должности, и.о. Президента избран Руцкой А.В. Борьба приобрела силовой, вооруженный характер. Белый дом баррикадировался, а 3 октября 1993 г. оппозиция устроила массовые беспорядки в центре Москвы на Смоленской площади. Попытка захвата вооруженными боевиками телецентра «Останкино». Ельцин вводит в Москву танковую дивизию и штурмует Белый дом. Мятежники арестованы.
Почему, события происходившие в Москве в 1993 г.,называют «Черным октябрем»?
В соответствии с принятым решением Президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу и референдум по Конституции.
Конституция новой России 1993 г. – положила конец идеологизации государственной власти, всей системе советского тоталитарного режима.
Вспомните, что означает понятие тоталитарный и дайте определение?
Разновидность антидемократического политического режима.
Отличительные признаки тоталитарного режима.
Монополия на власть одной политической партии (однопартийность).
Обязанность граждан подчиняться законам.
Установление личной диктатуры.
Абсолютный контроль.
Жесткая цензура.
Репрессии и террор.
Уничтожение оппозиции.
Манипуляция массовым сознанием населения.
Политический режим, при котором осуществляется полный контроль над всеми сферами жизни.
Конституция новой России 1993 г. – утвердила основополагающий принцип современного парламентаризма – ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, а законодательный орган был назван ПАРЛАМЕНТом.
Работа с документом. Какие статьи Конституции России отражают противоречия переходного времени и являются результатом политических компромиссов?
Первый парламент новой России Законодательный орган
Вместо Верховного Совета Государственная Дума
Депутаты работают на постоянной основе
12 декабря 1993 впервые (80 летний перерыв) состоялись выборы на многопартийной основе в России
Утверждение госбюджета и контроль принимаемых нижней палатой
за его исполнением, контроль за
соблюдением прав человека, участие
в формировании Правительства РФ.
Наибольшее число мест в Госдуме получили «Выбор России» - 76, ЛДПР – 63, аграрии – 55, Компартия – 45 мест.
В процентном отношении смотреть таблицу «Результаты выборов в 1-ю Госдуму».
Процесс становления новой Российской государственности протекал сложно и выразился в противостоянии Президента – Ельцина и фракции КПРФ – Зюганова Г.А.
Вопросы поднимаемые в Госдуме коммунистами:
-о Комиссии по расследованию событий 3-4 октября;
-о денонсации Беловежских соглашений;
-о процедуре импичмента Президента.
23 февраля 1994 г. – АМНИСТИЯ (проведенная Госдумой) лицам находившимся под следствием или содержащимся под стражей в связи с событиями 19-21 августа 1991 г., 1 мая 1993 г., 21 сентября – 4 октября 1993.
Главная функция первого Российского парламента – онузаконил новую политическую и государственную систему.
Подумайте и сделайте выводы, какие вопросы в первую очередь должен был решить российский парламент? Выписать в тетради, вопросы поднимаемые коммунистами в Госдуме. Составить таблицу «Первый парламент новой России».
Прочтите текст учебника, с. 344-349 (и используя интернет - ресурсы), подготовьте обобщающую характеристику деятельности первой Государственной Думы РФ.
IV. ОЗ: Так что же такое референдум и импичмент?Определите чем отличались выборы состоявшиеся12 декабря 1993 г. от предыдущих? Выскажите свое отношение к событиям происходившим в октябре 1993 г. в Москве. Почему одну из сторон этого политического конфликта обозначили метафорой «Черный октябрь»? Кто и с какой целью выступил об отставке Президента Ельцина Б.Н. (Хасбулатов Р.И. и Руцкой А.В.).
V. ОБОБЩЕНИЕ: Что такое сепаратизм? Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный), отделенчество — политика и практика обособления, отделения части территории (сецессии) государства с целью создания нового самостоятельного. Почему были введены войска России в Чечню? (Незаконные вооруженные формирования Дудаева в сентябре 1993 г. разогнали Верховный совет Чечено-Ингушской автономии и объявили об отделении от России. Столкновения между осетинами и ингушами. Субсидирование из федерального бюджета…) В чем заключается значение принятия новой Конституции России 1993 г.? Межпредметные связи: литература, история, право, экономика.
VI. ИТОГИ УРОКА: выставление оценок
VII. ДЗ:Профильный уровень. История России В.А. Шестаков. Прочитать § 50, с. 341 – 349, повторить § . Ответить на ? к § 50. Письменно ? 1, с. 343 (развернутый план-перечисление или таблица)., ? 2, 3 – устно. Подготовиться к дискуссии, с. 344, ? 1, 2, 3, 4. Работа с документом, с. 345, 348.
Базовыйуровень.История России под ред А.В. Торкунова. Ч.3. Гл.4 Прочитать §39, с. 4-13. Вопросы №1-4, с.12, с.13 письменно в тетрадях составить сравнительную таблицу. Вопрос №5 подготовить сообщения о политлидерах СССР. Практическая работа, с. готовят_____________________, в помощь использовать интернет-ресурс (задание для сильных).