Просмотр содержимого документа
«Современная политическая карта мира»
План открытого бинарного учебного занятия
по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», «География»
Тема учебного занятия: «Современная политическая карта мира» (слайд 1)
Цель: обобщение и систематизация знаний о политической карте мира, формах правления и административно-территориального устройства.
Задачи:
формировать представления и знания о современной политической карте мира; рассмотреть особенности и этапы формирования современной политической карты мира, проанализировать события, вызывающие изменения на современной политической карте мира; изучить типологию стран, основанную на качественных признаках учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира;
развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных вопросов, исторического материала, умения работать с различными источниками информации;
создавать условия для формирования правовой и политической культуры учащихся.
Методическая цель: показать приемы активизации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся на учебные занятия с использованием информационных технологий.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии. Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная работа, индивидуальная.
Межпредметные связи: география, всемирная история, история Беларуси.
Оснащение учебного занятия: ноутбук, телевизор, мобильные устройства учащихся; программа для считывания «QR-code», образовательный ресурс «Quizizz.com», ресурсный сервис для онлайн-опроса «Mentimeter.com», google-диск; мультимедийная презентация.
политическая карта мира, исторические документы, рабочие листы, справочная информация по географии.
Основные понятия и термины: ВВП, монархия, республика, развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой.
Ход учебного занятия
Организационный момент.
Этап актуализации знаний.
Цель этапа: актуализация ранее полученных знаний, необходимых для дальнейшего изучения материала.
Сегодня мы приступим к изучению темы “Современная политическая карта мира”. И познакомимся с многообразием стран современного мира и найдем ответы на вопросы:
- Что такое политическая карта мира?
- Какие этапы формирования прошла современная карта мира?
- На какие группы и по каким признакам делятся страны?
- Формы правления и административное устройство государств.
- Давайте вспомним, какую информацию несет политическая карта мира?
Примерные ответы учащихся: окраской показаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами – столицы стран. (слайд 3)
- Что же такое политическая карта мира? (Запись определения)
- Политическая карта мира динамична из-за изменений, которые происходят с границами, площадью государств и территорий в связи с объединением, распадом или появлением суверенных государств.
* Видеоролик «Политическая карта за 5 тыс. лет»
3. Изучение новой темы.
Преподаватель истории:
Как вы увидели на видеоролике политическая карта мира постоянно меняется. Формирование политической карты мира - процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов.
Вам было дано опережающее домашнее задание «на основании ранее полученных знаний, дать характеристику 4 этапов развития политической карты»
1 группа – древний этап (до V в.н.э.) (слайд 4) - возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались многие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на политической карте мира являлись войны.
2 группа – средневековый (V-XVIвв.)(слайд 5)– возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и внешний рынок. В этот период существовали такие государства, как Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих географических открытий. В 20-х годах XVI века Португалия захватила территории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Невольничий Берег. Была открыта новая часть света- Америка, и началась испанская колонизация Америки.
(слайд 6) Преподаватель географии:
-Вспомните кто открыл Америку? (Христофор Колумб)
- Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-1522 гг.)
Преподаватель истории:
-По Тордесильясскому договору 1494 г. весь мир был поделен между сильнейшими в то время государствами - Испанией и Португалией.
3 группа - новый (XVII- XIX вв.) (слайд 7) - эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние на весь мир. С развитием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время Крупных колониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии, Африке. К концу XIX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел.
4 группа – новейший(слайд 8) – формирование политической карты мира связано с 1-ой и 2 ой мировыми войнами (1-я половина XX века). А с распадом колониальной системы изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие государства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв войну, потеряла часть территории– Эльзас и Лотарингию, все свои колонии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и образовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи.
Преподаватель истории: 5 этап - современный. (слайд 9)
В XX веке увеличилось количество стран: во- первых, по итогам первой и второй мировой войны; во-вторых, в результате распада колониальной системы независимости добились 102 страны; в-третьих, объединились два независимых государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независимость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Хорватия. Распад СССР в 1991 году привел к образованию на политической карте мира новых суверенных государств, большинство из которых объединились в СНГ. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. А 19 сентября 1991 года было утверждено новое название государства – Республика Беларусь.
Если в 1900 году насчитывалось 57 суверенных государств или политически независимых, то к 2000-м годам их стало 193.
Но до сих пор спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендских островов.
Преподаватель географии: (слайд 10)
- Страны группируют по разным признакам:
- по площади (страны-гиганты и страны-карлики);
- по численности;
- по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).
Задание группам: на основе политической карты в атласе с использованием справочного материала назвать и показать на карте:
1 группа - 7 самых больших по площади стран мира (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия) и 5 микрогосударств (Монако, Сан- Мариино, Ватикан, Андорра, Лихтенштейн).
2 группа - 10 стран с численностью населения более 100 млн. человек (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Нигерия, Бангладеш, Япония).
4 группа - 10 сухопутных государств (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Австрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад).
Преподаватель истории:
- Страны отличаются и по качественным характеристикам - по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др. В основу такого деления положен уровень ВВП.
Вопрос учащимся: Дайте определение ВВП.
Примерный ответ:Валовой внутренний продукт - показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. (слайд 11)
Преподаватель географии:
(слайд 12) Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.
По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция
Самый низкий уровень ВВП в странах Африки – Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер. К развитым странам относятся все страны Западной Европы, США, Канада, ЮАР, Япония, Израиль.
Каждая из групп получила опережающее задание о разделении стран на группы по экономическим показателям.
Таблица «Пропорции групп стран по ВВП»
Название
Структура
ВВП
Размер ВВП на душу населения, $ США
Отрасли, преобладающие в структуре хозяйства
Развитые страны
Развивающиеся страны
Страны с переходной экономикой
Задание учащимся: (слайд 13)
Каждая группа заполняет свою часть таблицы в рабочих листах, используя справочный материал и поисковую системуyandex.ru. При ответе представителя от группы, остальные учащиеся заполняют пустующие столбцы.
(Физкультминутка)
Преподаватель истории:
- Также страны различают по форме правления. Существует две формы правления: республиканская и монархическая.
Вопросы учащимся: - Что такое республика? (слайд 14)
Примерный ответ учащихся: Республика – форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу– парламенту, а исполнительная принадлежит правительству. Более 140 стран из всех стран мира – республики. (Один учащийся из каждой группы показывает на карте по одной стране).
- Что такое монархия? (слайд 15)
Примерный ответ учащихся: Монархическая форма правления менее распространена в мире. Монархиями являются 30 стран. Монархия – это такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, султан, эмир, князь, герцог и т.д. Верховная власть передается по наследству. (Один учащийся из каждой группы показывает на карте по одной стране).
Задание учащимся: прочитать исторический документ и ответить на вопрос.
1 группа: выдержка из Декларации о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 г. (QR-code, google-диск)
2 группа: выдержка из Конституции РБ (QR-code, google-диск)
3 группа: выдержка из Конституции РБ (QR-code 3.1, 3.2, google-диск)
4 группа: характеристика государственного строя (QR-code, google-диск)
4.Закрепление нового материала
Выполнение микротеста (слайд 16), «quizizz.com»
Микротест
№ п\п
Вопрос
Варианты ответов
1
В конце XX века количество стран и территорий достигло:
А) 120
Б) 230
В) 200
Г) 320
2
Политически независимыми государствами называются:
А) колонии
Б) суверенные
В) метрополии
Г) “ключевые ” страны
3
К микрогосударствам Европы относятся:
А) Ватикан
Б) Монако
В) Бруней
Г) Португалия
4
Страны –архипелаги- это
А) Индонезия
Б) Япония
В) Исландия
Г) Шри-Ланка
5
В какой части света в конце XX века появилось наибольшее количество новых государств?
А) в Африке
Б) в Азии
В) в Европе
Г) В Северной Америке
Ключи 1-б, 2-б, 3-а, б, 4-а, б, 5-в
5.Домашнее задание: (слайд 17)
Отметить в контурной карте страны, записанные на уроке в тетради или указанные в учебнике (не менее 30)
Определите, в чем заключается историческое значение принятия Декларации о государственном суверенитете БССР.
«Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Белорусской ССР, …торжественно провозглашает полный государственный суверенитет Белорусской ССР как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях и заявляет о решительности создать правовое государство.
Статья 1. Белорусская Советская Социалистическая Республика – суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенство народа в определении своей судьбы….
Статья 2. Граждане Белорусской ССР всех национальностей составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно и через представительные органы государственной власти…»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
На основе статей Конституции РБ дайте характеристику Республики Беларусь как унитарного демократического государства.
«Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией...
Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.
Территория Беларуси едина и неотчуждаема.
Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством…».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
На основе статей Конституции РБ дайте характеристику Республики Беларусь как социального правого государства.
Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.
Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства…
Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них...
Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Государство создает условия для полной занятости населения…
Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.
Принудительный труд запрещается…
Статья 42. Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование.
Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.
Статья 43. Трудящиеся имеют право на отдых…
Статья 44. Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению.
Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами…».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Какая форма правления установлена в Республике Беларусь? Дайте характеристику органам государственной власти в Республике Беларуси на основании текста § 20-21 (История Беларуси, 11 класс).
…Беларусь - президентская республика
Согласно Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) главой государства является Президент Республики Беларусь. Он считается гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную
Представительный и законодательный орган власти — Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. За Парламентом закреплены функции обсуждения и принятия законов, государственного бюджета, контроль за исполнением бюджета. Законы, принятые Парламентом, регулируют все важнейшие сферы государственной и общественной жизни. Национальное собрание состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется всем населением республики, которое обладает избирательными правами и разделяется на соответствующие округа. Совет Республики является палатой территориального представительства. Его члены избираются от областей, г. Минска, а также назначаются Президентом.
Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. В своей деятельности он подчинен Президенту и ответственен перед Парламентом. Правительство состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра и министров.
Судебная власть принадлежит судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Судебная система Республики Беларусь включает Верховный суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся Высший хозяйственный суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. Контроль за конституционностью правовых актов в государстве осуществляет Конституционный суд Республики Беларусь…
3.Задание. Заполните таблицу (Информация с сайта yandex.ru «Пропорции групп стран по ВВП. Яндекс. Картинки»)
Задание для группы выделены цветом
Название
Структура
ВВП
Размер ВВП на душу населения, $ США
Отрасли, преобладающие в структуре хозяйства
Развитые страны
Развивающиеся страны
Страны с переходной экономикой
4.Задание. Работа с историческим документом.
Используя QR-code или Google-диск прочитайте документ и определите, в чем заключается историческое значение принятия Декларации о государственном суверенитете БССР.
4.Задание. Закрепление нового материала. Микротест.
Д ля участия в опросе вам необходимо отсканировать полученный QR код, или ввести адрес сайта menti.com в строке вашего интернет браузера, ввести в появившемся окне цифры 34 79 11, и выбрать подходящий для вас вариант.
Д ля участия в опросе вам необходимо отсканировать полученный QR код, или ввести адрес сайта menti.com в строке вашего интернет браузера, ввести в появившемся окне цифры 34 79 11, и выбрать подходящий для вас вариант.
Д ля участия в опросе вам необходимо отсканировать полученный QR код, или ввести адрес сайта menti.com в строке вашего интернет браузера, ввести в появившемся окне цифры 34 79 11, и выбрать подходящий для вас вариант.
3.Задание. Заполните таблицу (Информация с сайта yandex.ru «Пропорции групп стран по ВВП. Яндекс. Картинки»)
Задание для группы выделены цветом
Название
Структура
ВВП
Размер ВВП на душу населения, $ США
Отрасли, преобладающие в структуре хозяйства
Развитые страны
Развивающиеся страны
Страны с переходной экономикой
4.Задание. Работа с историческим документом.
Используя QR-code или Google-диск прочитайте документ и ответьте на вопрос «Какая форма правления установлена в Республике Беларусь?». Назовите органы государственной власти РБ.
5.Задание. Закрепление нового материала. Микротест.
Д ля участия в опросе вам необходимо отсканировать полученный QR код, или ввести адрес сайта menti.com в строке вашего интернет браузера, ввести в появившемся окне цифры 34 79 11, и выбрать подходящий для вас вариант.