kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно - деятельностный подход в преподавании истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет  системно - деятельностный подход в преподавании истории  учителя истории Трошиной А.А. Цель работы: поделиться своим опытом работы, со своими примерами форм и методов ведения уроков истории с использованием системно - деятельстного метода. Вработе представлены примеры заданий для проверки домашнего задания, для закрепления материала,рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход в преподавании истории»

Системно- деятельностный подход в преподавании истории.

( из опыта работы учителя истории Трошина Альбина Александровна)

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

(Александр Пятигорский, русский философ)

Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т.е. заимствуют друг у друга технологические приемы. Я для своей работы выбрала технологию системно – деятельностного обучния, так как мне хотелось, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики.

Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Каждый раз мы, учителя, составляя план очередного урока, задаем себе одни и те же вопросы:

А) как сформулировать цель урока и задачи, обеспечить их достижение;

Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;

В) какие методы и средства обучения выбрать;

Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.

Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

- использование активных и интерактивных методик;

- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

- работают с источниками информации;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно - деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.

На организационном этапе урока настраиваю детей на хорошее рабочее настроение: « Желаю вам хорошего настроения и успехов. Все ли готовы к уроку? Тогда вперед! Начинаем наш урок!»; « Ребята, посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку и хорошее настроение!».

На этапе актуализации знаний происходит проверка домашнего задания: фронтальный опрос, проверочный тест. Взаимопроверка.









Тест

  1. Поэты-певцы в Северной Франции:

А) миннезингеры

Б) трубадуры

В) табориты

2. Средневековый поэт, автор «Божественной комедии»:

А) Джованни Боккаччо

Б) Данте Алигьери

В) Вергилий

3. Школяры – «бродяги», авторы сатирических стихов:

А) трубадуры

Б) миннезингеры

В) ваганты

4. Что было отражено в средневековом эпосе?

А) героический труд простых людей

Б) рыцарская культура

В) подвиги героев средневековья

Г) верно Б) и В)

5. Европейский путешественник, написавший книгу о жизни и обычаях народов Азии:

А) Иоанн Гуттенберг

Б) Марко Поло

В) Фома Аквинский

На этапе целеполагания подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Это могут быть притчи, стихотворения, эпиграф и т. д.

Например: урок истории в 6 классе по теме «Средневековое искусство».

В начале урока предлагаю учащимся прослушать притчу, относящуюся к теме урока, но не называю ее. В этих высказываниях речь идет о понятии, которое и станет темой занятия.

« На вершине горы построила Богиня Искусства свой дворец. Раз в год двери дворца распахивались, и в долину спускалась золотая лестница. По ней Богиня Искусства сходила к людям. В ДОЛИНЕ ЕЕ ЖДАЛИ ТЕ, КТО ХОТЕЛ ПОСВЯТИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ИСКУССТВУ: МУЗЫКЕ ИЛИ АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ ИЛИ ЖИВОПИСИ. Они знали , что только одному из них Богиня вручит великий талант, и каждый старался показать Богине, что он достоин ее дара.

-Мною созданные здания и сооружения останутся на века и будут радовать сердца,- говорил архитектор.

-Я нарисую картины, воспевающие красоту,- убеждал художник.

Один за другим говорили люди о своих мечтах стать служителями искусства. Только один юноша молчал. Богиня сама подошла к нему и спросила:

- Почему ты не рассказал о своей мечте?

Юноша молча достал из сумки статуэтку смеющейся девушки. Она была так изящна и прекрасна, что многие сердца учащённо забились.

- Ты станешь непревзойденным скульптором, юноша! Ты уже постиг самую высокую цель искусства- заставлять биться быстрее человеческое сердце,- произнесла Богиня и вложила в руки юноши великий талант.»

Учащиеся определяют, что понятием, о котором пойдет речь на уроке является «искусство», после чего учитель предлагает определить цель урока.

Урок истории в 10 классе по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства» начинаю со стихотворения:

Много лет тому назад

Князь Владимир Русь крестил.

Повелел, чтоб стар и млад

Веру старую забыл.

Сверг он идолов навеки,

Предал пламени костров.

В сизой дымке плыли реки,

Унося грехи отцов…

Учащиеся определяют, что тема урока «Принятие христианства» и ставят цели урока.

На этапе открытия новых знаний организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке ( часто на своих уроках применяю групповую работу, в процессе которой ребята знакомятся с новым материалом, а затем, обмениваются им).

На этапе первичного закрепления мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия (работа в ТПО, с учебником, заполнение рабочего листа)

Рабочий лист ученика(цы) 6 « а» класса

Фамилия, имя --------------------------------------------------------------


Романский храм

Готический храм

архитектура



скульптура



живопись







При проведении самостоятельной работы с самопроверкой применяю индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на освоение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Следующий этап- применение новых знаний. Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках ( кроссворды, творческие задания).

Пример задания: определите, где изображены романские храмы, а где – готические.



Пример задания: определите, какие исторические события изображены на данных картинах.







Далее следует домашнее задание, которое состоит из двух уровней: первый – обязательный для всех ( параграф, вопросы после него, ТПО) и второй уровень - по выбору– это могут быть творческие задания, кроссворды, доклады, сообщения).

В конце урока применяю рефлексию ( пример: оцените себя и свою работу на уроке, выберите нужное выражение и подчеркните его)

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был



активно / неактивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен



Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в преподавании истории.

Я считаю, что правильное использование системно - деятельностного метода обучения на уроках истории позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Системно - деятельностный подход в преподавании истории

Автор: Трошина Альбина Александровна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(137) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-priepodavanii-priedmieta-fizichieskaia-kul-tura-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "110767"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406566773"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Построение   урока на основе  системно - деятельностного  подхода в соответствии   с  требованиями ФГОС "
    ["seo_title"] => string(106) "postroieniie-uroka-na-osnovie-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130656"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415966597"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Системно-деятельностный подход на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(54) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "190017"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427092779"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Преподавание истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(79) "priepodavaniie-istorii-i-obshchiestvoznaniia-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "227163"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440615531"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Особенности преподавания истории в условиях введения ФГОС"
    ["seo_title"] => string(61) "osobennosti_prepodavaniia_istorii_v_usloviiakh_vvedeniia_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "552751"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591379404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства