Системно - деятельностный подход в преподавании истории
Системно - деятельностный подход в преподавании истории
Данная работа представляет системно - деятельностный подход в преподавании истории учителя истории Трошиной А.А. Цель работы: поделиться своим опытом работы, со своими примерами форм и методов ведения уроков истории с использованием системно - деятельстного метода. Вработе представлены примеры заданий для проверки домашнего задания, для закрепления материала,рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход в преподавании истории»
Системно- деятельностный подход в преподавании истории.
( из опыта работы учителя истории Трошина Альбина Александровна)
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский, русский философ)
Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т.е. заимствуют друг у друга технологические приемы. Я для своей работы выбрала технологию системно – деятельностного обучния, так как мне хотелось, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики.
Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.
Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.
Каждый раз мы, учителя, составляя план очередного урока, задаем себе одни и те же вопросы:
А) как сформулировать цель урока и задачи, обеспечить их достижение;
Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;
В) какие методы и средства обучения выбрать;
Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- использование активных и интерактивных методик;
- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:
- работают с источниками информации;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно - деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.
На организационном этапе урока настраиваю детей на хорошее рабочее настроение: « Желаю вам хорошего настроения и успехов. Все ли готовы к уроку? Тогда вперед! Начинаем наш урок!»; « Ребята, посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку и хорошее настроение!».
На этапе актуализации знаний происходит проверка домашнего задания: фронтальный опрос, проверочный тест. Взаимопроверка.
Тест
Поэты-певцы в Северной Франции:
А) миннезингеры
Б) трубадуры
В) табориты
2. Средневековый поэт, автор «Божественной комедии»:
А) Джованни Боккаччо
Б) Данте Алигьери
В) Вергилий
3. Школяры – «бродяги», авторы сатирических стихов:
А) трубадуры
Б) миннезингеры
В) ваганты
4. Что было отражено в средневековом эпосе?
А) героический труд простых людей
Б) рыцарская культура
В) подвиги героев средневековья
Г) верно Б) и В)
5. Европейский путешественник, написавший книгу о жизни и обычаях народов Азии:
А) Иоанн Гуттенберг
Б) Марко Поло
В) Фома Аквинский
На этапе целеполагания подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Это могут быть притчи, стихотворения, эпиграф и т. д.
Например: урок истории в 6 классе по теме «Средневековое искусство».
В начале урока предлагаю учащимся прослушать притчу, относящуюся к теме урока, но не называю ее. В этих высказываниях речь идет о понятии, которое и станет темой занятия.
« На вершине горы построила Богиня Искусства свой дворец. Раз в год двери дворца распахивались, и в долину спускалась золотая лестница. По ней Богиня Искусства сходила к людям. В ДОЛИНЕ ЕЕ ЖДАЛИ ТЕ, КТО ХОТЕЛ ПОСВЯТИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ИСКУССТВУ: МУЗЫКЕ ИЛИ АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ ИЛИ ЖИВОПИСИ. Они знали , что только одному из них Богиня вручит великий талант, и каждый старался показать Богине, что он достоин ее дара.
-Мною созданные здания и сооружения останутся на века и будут радовать сердца,- говорил архитектор.
Один за другим говорили люди о своих мечтах стать служителями искусства. Только один юноша молчал. Богиня сама подошла к нему и спросила:
- Почему ты не рассказал о своей мечте?
Юноша молча достал из сумки статуэтку смеющейся девушки. Она была так изящна и прекрасна, что многие сердца учащённо забились.
- Ты станешь непревзойденным скульптором, юноша! Ты уже постиг самую высокую цель искусства- заставлять биться быстрее человеческое сердце,- произнесла Богиня и вложила в руки юноши великий талант.»
Учащиеся определяют, что понятием, о котором пойдет речь на уроке является «искусство», после чего учитель предлагает определить цель урока.
Урок истории в 10 классе по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства» начинаю со стихотворения:
Много лет тому назад
Князь Владимир Русь крестил.
Повелел, чтоб стар и млад
Веру старую забыл.
Сверг он идолов навеки,
Предал пламени костров.
В сизой дымке плыли реки,
Унося грехи отцов…
Учащиеся определяют, что тема урока «Принятие христианства» и ставят цели урока.
На этапе открытия новых знаний организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке ( часто на своих уроках применяю групповую работу, в процессе которой ребята знакомятся с новым материалом, а затем, обмениваются им).
На этапе первичного закрепления мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия (работа в ТПО, с учебником, заполнение рабочего листа)
Рабочий лист ученика(цы) 6 « а» класса
Фамилия, имя --------------------------------------------------------------
Романский храм
Готический храм
архитектура
скульптура
живопись
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой применяю индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на освоение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Следующий этап- применение новых знаний. Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках ( кроссворды, творческие задания).
Пример задания: определите, где изображены романские храмы, а где – готические.
Пример задания: определите, какие исторические события изображены на данных картинах.
Далее следует домашнее задание, которое состоит из двух уровней: первый – обязательный для всех ( параграф, вопросы после него, ТПО) и второй уровень - по выбору– это могут быть творческие задания, кроссворды, доклады, сообщения).
В конце урока применяю рефлексию ( пример: оцените себя и свою работу на уроке, выберите нужное выражение и подчеркните его)
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
активно / неактивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в преподавании истории.
Я считаю, что правильное использование системно - деятельностного метода обучения на уроках истории позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.