МБОУ «Вознесенская СОШ»
Системно - деятельностный подход на уроках истории.
Работу выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «Вознесенская СОШ» Коровкина Любовь Владимировна
Вознесенье, 2015
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Китайская мудрость.
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»
Б.Паскаль.
Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.
Главная задача современной школы - подготовить школьника к жизни в постоянно развивающемся информационном обществе, а для этого необходимо формирование у ребенка опыта социального поведения, решения и анализа им социальных проблем.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, принимающие ответственные решения в ситуации выбора, прогнозирующие их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Для человека, проживающего в информационном обществе главное не запоминать большой набор готовых знаний, а уметь пользоваться знаниями, владеть навыками самостоятельного поиска необходимой информации, то есть в процессе обучения важно сформировать функционально грамотную личность.
Для современного человека важно уметь самостоятельно открывать «новое», делать выводы, принимать решения и отвечать за них. Уметь из большого объема информации выбирать главное.
Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Системно-деятельностный подход предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход.
«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат».
Сегодня основные цели современного образования можно сформулировать следующим образом:
1) формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность, и ее результаты (рефлексии);
2) формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в личностных качествах;
3) формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Реализовывать новые цели невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки – то есть формируются «способности к самодеятельности». Деятельностный подход на уроке истории предполагает формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества.
Деятельностный подход на уроке обеспечивает включение детей в деятельность:
Целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи.
Для того чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, каждый урок открытия нового знания построен с использованием следующих педагогических технологий:
Технология проблемного диалога подходит для работы в разных классах, как в среднем звене, так и в старших. Она позволяет поддерживать интерес к уроку, дети самостоятельно формулируют проблему, выдвигают гипотезы, строят планы, открывают новое знание, делают выводы. Роль педагога заключается в организации, координации и корректировке действий учащихся. Самое главное и одновременно самое трудное это создать проблемную ситуацию на уроке. Для себя я выделяю следующие приемы создания проблемной ситуации:
Предоставить учащимся два противоречивых факта:
Например, различные точки зрения при оценке исторической личности:(Приложение 1)
Различные точки зрения при оценке исторических событий: (Приложение 2)
2. Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты:
Например, в 5 классе по теме «Возвышение Македонии» может быть создана следующая проблемная ситуация:
-Кто пытался безуспешно завоевать Грецию (Персия, но ей это не удалось). Используя карту, охарактеризуйте Персидское царство (Большая территория, включала в себя большое число завоеванных земель)
- Найдите на карте Македонию, что можно сказать об этой стране? (небольшое государство, находящееся на севере Балканского полуострова)
- В 338 году до н. э. Македония смогла подчинить и завоевать всю Грецию.
- Какой возникает вопрос?
-Дети формулируют вопрос: Почему сильной Персии не удалось завоевать Грецию, а маленькой Македонии удалось подчинить греческие города?
Предложить учащимся для анализа данные сравнительных таблиц (развитие стран в начале 20 века)
К уроку в 9 классе по теме «Мир в начале XX века» проблемную ситуацию можно создать с помощью сравнительной таблицы экономического развития стран в второй половины XIX – н. ХХ вв., в которой представлены показатели доли ведущих стран в промышленном производстве. (Приложение 3)
В результате анализа данных таблицы становится, очевидно, что на рубеже XIX-XX веков лидерство в мировой экономике от Великобритании перешло к США, а темпы роста Германии после 1900 года заметно снизились.
Возникает вопрос, почему Великобритания уступила место лидера, а показатели Германии заметно упали?
3. Проблемную ситуацию можно создать с помощью иллюстраций, сравнивая два памятника архитектуры.
Например, на уроке по теме «Культура Средневековья», учащимся предлагается сравнить две иллюстрации: здание, которое построено в романском стиле и здание, относящееся к готическому стилю.
- Сравните два изображения, чем отличаются здания? ( романский стиль –Это невысокие здания, толстые стены и т. д. Готический – это острые крыши, устремленные вверх и т д.)
- Есть ли противоречие между этими изображениями? Какой возникает вопрос?
Почему так сильно изменился стиль в архитектуре и с чем были связаны эти изменения?
Большое значение на данном этапе урока я отвожу использованию ИКТ. Что же дает использование ИКТ на уроке истории на этапе мотивирования к учебной деятельности? Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воздействовать на все органы чувств ребенка: зрение, слух, моторную память; формировать наглядные образы исторических памятников культуры, исторических событий, социальных процессов и явлений; воспитывать чувство гордости и любви к Родине.
Учащиеся выполняют тест, просматривают презентацию учителя, участвуют в дискуссиях, решают кроссворды, слушают аудиофайлы и знакомятся с видеофрагментами. Наличие в моем кабинете мультимедийного проектора сделало презентацию средствами Microsoft PowerPoint неотъемлемой частью любого урока. В настоящее время мною создана целая медиатека уроков-презентаций (слайд-лекций) для 5-11 классов. Презентацию на уроке я использую как, своего рода, технологическую карту. Каждый слайд – иллюстрация того или иного тезиса, вопроса, утверждения, понятия. На экране – заранее подготовленные таблицы для заполнения, инструкции, практические задания, видеофрагменты, звук, комментарий к домашнему заданию. Например, презентация к уроку истории в 5 классе по теме «Законы царя Хаммурапи».(Приложение 4)
Каждый урок начинается со слайда презентации средствами Microsoft PowerPoint, отражающего тему урока, с постановки цели, с формулировки проблемного вопроса.
Прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Переход к составлению плана урока начинается с вопроса: «Что мы должны узнать, чтобы решить проблему?»
Учебные действия детей – на этапе “открытия” нового знания.
Этап открытия нового знания чаще всего я организую через работу в группах или парах с текстом учебника или подготовленным учителем документально-методический комплект источников. Одной из первостепенных задач, решение которой я ставлю перед собой – это сформировать у учащихся навык работы с различными видами информации. В связи с этим систематически изучение нового материала проходит через анализ текста, данных сравнительных, хронологических таблиц, диаграмм, видео -фрагментов. В своей практике я использую разные приемы работы с текстом. Например, в 5-6 классах с целью научить детей выделять суть и главную мысль текста, учащиеся получают задание передать содержание пункта параграфа тремя простыми предложениями. Другой прием работы - задать вопросы к тексту, после этого происходить обмен вопросами. Работа может проходить в парах или фронтально.
При проведении уроков в старших классах открытие нового знания происходит через работу в группах или индивидуально документально - методическим комплексом (ДМК), что способствует развитию критического мышления.
Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Первичное закрепление
В качестве примера могут быть использованы вопросы викторины, тестовые задания, задания в рабочей тетради.
5.Действия самоконтроля и самооценки – в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.
Данный этап предполагает небольшой объём самостоятельных письменных работ. А так же может быть использован метод оценивания результатов своей деятельности на уроке при помощи смайликов:
желтый – я все усвоил, могу поделиться знаниями;
зеленый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать;
синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы.
Деятельностный подход создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов. Составляя конспект очередного занятия, ставлю перед собой следующие вопросы:
как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Организую учебную деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, организовываю эти поиски, управляя учащимися, развиваю их познавательную деятельность.
Этапы построения урока при системно – деятельностном подходе:
Мотивация к учебной деятельности;
Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией;
Выявление места и причины затруднения;
Построение проекта выхода из затруднения;
Реализация построенного проекта;
Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия;
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
Включение в систему знаний и повторение;
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Виды учебной деятельности на уроке:
Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников). Многообразие источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных интернета учат быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки.
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
Составление биографических справок – характеристик исторических личностей знакомит учеников с биографическими данными исторических личностей, но и классифицируют информацию по рубрикам: созидание и разрушение, а на основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учатся давать собственную аргументированную оценку.
Работа с исторической картой позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
Анализ исторических источников (документов) – один из ведущих видов познавательной деятельности, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
Подготовка и публичное выступление на семинаре, конференции позволяет формировать у учащихся грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента, быть толерантным.
Поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала; участие в конкурсах исторических исследовательских работ способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать исторические знания, воспитывает любовь к малой родине, уважение к людям с активной жизненной позицией – своим землякам.
Задания на образную реконструкцию исторических фактов: изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков; Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Само- и взаимооценка (рецензия на ответ товарища) учебной деятельности. Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствует: более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися; возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых; возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний; значительно сокращается время обучения; наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Т.О. применение системно – деятельностного подхода в преподавании истории гарантирует высокую результативность обучения, что является актуальным переходом в современных условиях на личностно-ориентированные, интерактивные развивающие технологии обучения.
Приложение 1
• О Николае I: «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции» (Т. Капустина)./ Неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера» (А. Б. Каменский)
• О Петре I: "Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации".В.Татищев / "Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой". М.Щербатов
Приложение 2
•«В начале ХХ века русская культура переживала упадок»/ «В России в начале ХХ века был самый настоящий культурный ренессанс»
•«Не будь проигрыша в Русско-японской войне, то царский режим, существовавший до 1905 года, сохранился бы еще на многие годы»/ «Революция 1905 года была вызвана внутренними причинами»
•«Столыпинская аграрная реформа полностью провалилась»/ «Столыпинская аграрная реформа достигла своих целей, произошло повышение производительности и товарности крестьянских хозяйств»
Приложение 3
Доля ведущих стран в мировом промышленном производстве (%)
Государство | 1870 год | 1900 год | 1913 год |
США | 23,3 | 30,1 | 35,8 |
Германия | 13,2 | 16,6 | 5,7 |
Великобритания | 31,8 | 19,9 | 14 |
Франция | 10,3 | 7,1 | 6,4 |
Италия | 2,4 | 2,7 | 3,1 |
Россия | 3,7 | 5 | 5 |
Япония | - | 0,6 | 1 |
Список используемых источников
Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.
Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]
Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]
Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66.
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]
Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/