Россия- Запад иль Восток? Споры о русской цивилизации.
Россия- Запад иль Восток? Споры о русской цивилизации.
Споры о русской цивилизации (понять ли умом Россию). Интегрированный урок: история, обществознание, литература. В качестве одного из основных принципов урока избирается диалог с учащимися, в ходе которого достигается глубокое понимение рассматриваемыз вопросов и тем открывается перспектива для дальнейшего исследования. Навязывать в качестве обязательной для усвоения какой-либо точек зренияабсолютно недопустимо. Поэтому данный урок обозначен как урок-размышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Россия- Запад иль Восток? Споры о русской цивилизации. »
Россия- Запад иль Восток? Споры о русской цивилизации.
(Понять ли умом Россию?)
Бинарный урок: обществознание + литература
Пояснительная записка
Курс истории российской цивилизации как модульный курс второго концентра смещает познавательные акценты в сторону последовательного сравнительного анализа социокультурных особенностей России, с одной стороны, и типичных черт стран Запада и Востока — с другой.
На протяжении многих столетий чрезвычайно важным и болезненным вопросом для национального и религиозного самосознания русских оставался вопрос о месте нашей страны в мире, о ее принадлежности к Европе (или о противопоставленности Западу), о смысле и перспективах взаимодействия России с Востоком, о возможностях особого пути развития той цивилизационной общности, которая сложилась в Северо-Восточной Евразии. Вопрос этот — до сих пор актуальный — был предметом размышлений многих поколений церковных и государственных деятелей, историков, писателей, философов. Споры эти начались не вчера и закончатся не завтра.
Весь курс по сути своей является интегрированным: литература, история, обществознания.
В основе курса - методические разработки Захаровой Е.Н. Примерное планирование курсов истории и обществознания для 10-11 классов. М.:Школа-Пресс,2000. и Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. М.: Владос,2001.
Курс « Особенности российской цивилизации» может быть представлен либо в виде цикла уроков, либо это может быть спецкурс. Цикл уроков может быть включен в программу классов филологического, социально-гуманитарного профиля. Уроки были апробированы на практике на уроках истории и обществознания в 10 и 11 классах в разные годы.
Принципиальными позициями, которые заложены в данную программу, являются:
— многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории нашего Отечества, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
— направленность содержания программы на развитие патриотических чувств школьников, воспитание у них гражданских качеств;
акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашего Отечества, с аналогичными явлениями в зарубежных странах;
ориентация на проблемное изложение курса. Если изучение истории в первом концентре вынужденно направляет учителя к «истории фактов», то обращение к историческому материалу в ходе второго концентра предполагает «историю проблемную». Этим объясняется включение в программу дискуссионных вопросов истории России, предложения учителю раскрыть элементы историографии по тем или иным темам.
Курс может быть представлен следующими уроками:
Вводный урок. Россия на цивилизационном поле.
Россия- Запад иль Восток?
Споры о русской цивилизации. Семинар.
Основные периоды, фазы, циклы, ритмы русской истории.
Российская цивилизация как особое природно-географическое единство.
Складывание древнерусского государства.
Конфессиональный характер в складывании российской цивилизации.
Особенности российского традиционализма.
Россия – страна «второго эшелона» модернизации.
10,11. Русский национальный характер и особенности российской ментальности.
12.Понять ли умом Россию? Семинар.
Цель курса: дать общее представление о российской цивилизации как локальной, ее месте в мировой цивилизации, времени и месте ее формирования, об основных этапах ее развития.
Опыт познавательной и практической деятельности для учащихся:
получение информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
формулирование собственных оценочных суждений о русской цивилизации на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление исторической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о месте России среди мировых цивилизаций.
-Умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения. - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Предлагаемый урок один из курса «Особенности Российской цивилизации».
В качестве одного из основных принципов урока избирается диалог с учащимися, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого исследования интересующих вопросов.
Все вопросы относительно объективных закономерностей в истории должны остаться для подростка именно и только вопросами — хорошо, если он их задаст, но не стоит давать на них готовый ответ (и уж тем более заставлять заучивать чужие ответы).
Навязывать в качестве обязательной для усвоения какую-либо одну из множества точек зрения абсолютно недопустимо. Поэтому данное занятие обозначено как урок-размышление.
Россия- Запад иль Восток?
Споры о русской цивилизации.
(Понять ли умом Россию?)
Тип урока- интегрированный : история, обществознание, литература. И включен в программу классов филологического, социально-гуманитарного профиля 10-11 классов
Цель: формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи: Обучающая - расширить понимание вопроса о месте России среди мировых цивилизаций. Обучить адекватному восприятию устной речи, владению монологической и диалогической речью. Сформировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; Обучить умению различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
Развивающая - создать предпосылки для самостоятельной интеллектуальной деятельности школьников. Развить умение вступать в речевое общение, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение. Развить способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов истории, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
Воспитательная - воспитание общероссийской идентичности, развитие гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому, многомерному восприятию истории, терпимости к разнообразию существующих взглядов. Развивать мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
Оборудование:
портреты писателей и философов России 19-нач.20 века.
Физическая карта России (можно Евразии)
Настенные таблицы «Цивилизационный выбор России»
Мультимедийное оборудование для демонстрации слайдов
Музыка П.И.Чайковского из балета «Лебединое озеро»
Звукозапись К.Ушинского «Наше Отечество»
Раздаточный материал
Методы используемые на уроке:
обучение, опирающиеся на общение учащихся с учителем и друг с другом.
ориентированность на развитие мышления; темы раскрываются не с позиций одного подхода, а с учетом различных точек зрения, что способствует свободному, осознанному самоопределению учащихся;
Использование ИКТ
Метод рефлексии
Проблемное изложение материала
Приемы используемые на уроке:
Интегрирование предметов
Диалогово-дискуссионная форма подачи материала
Выдвижение гипотез
Ауди-визуальная подача материала
Синквей
Методическое обеспечение
Захарова Е.Н. Примерное планирование курсов истории и обществознания для 10-11 классов. М.:Школа-Пресс,2000.
Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. М.: Владос,2001.
Захарова Е.Н. особенности российской цивилизации.М.- Аркти,2002.
Жуковский С.Т., Жуковская И.Г. методическое пособие по курсу Россия в истории мировых цивилизаций 9-20 век. М.: Школьная пресса, 2000.
Ионов И.Н., Клокова Г.В. Поурочные разработки по курсу Российская цивилизация. 9-нач.20 века. М.: Просве6щение, 2001.
Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. методическое пособие к учебнику. М.:Дрофа, 2001.
Степаничева Л.М. История мировых цивилизаций. Поурочные разработки. М.: Классик Стиль, 2003.
Ход урока
Часть 1
Музыкальные произведения русских классиков играют до начала урока с целью психологического настроя на урок.
Включаем звукозапись К.Ушинского «Наше Отечество». Текст сопровождается демонстрацией слайдов с видами русской природы.(слайд 1-6)
Учитель истории.В течении двух последних столетий было написано немало исторических ,богословских философских трудов, так или иначе трактующих вопросы об особенностях исторического развития нашей страны, о своеобычности российской цивилизации и о ее взаимодействии с Православным Востоком и Западной Европой, с евразийской степной общностью и с исламским миром.
Ученик 1
В стране морозных вьюг,
седых туманов
Явилась ты на свет,
Но бедное дитя,
меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Вл. Соловьев (слайд 7)
Учитель истории.Географически Россия находится между Европой и Азией . Но цивилизационно, культурно она расположена между Востоком и Западом:
Учитель литературы.Чтоб на распутьях сказочных дорог
Ты сторожила Запад и Восток.
М.Волошин (слайд 8)
Учитель истории.Двойственное георафическое расположение и культурное развитие вызвали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Россия — это Восток или Запад? Или Россия соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия уникальна?
Учитель литературы. Объявляет тему урока.
Споры о русской цивилизации. (Понять ли умом Россию?) Между Востоком и
Западом.(слайд 9)
Часть2
Учитель литературы раздает набор карточек разного цвета каждому ученику. Каждый цвет символизирует одну из предлагаемых на уроке версий.
Учитель истории.И так, обратимся к точке зрения, что Россия — это Европа(слайд 10)
Учитель литературы. Вот как обосновал в свое время эту идею А.С.Пушкин:
«Мы не приняли участия ни в одном из событий, важных в Европе». (слайд 11)
Учитель истории.Имеются в виду Возрождение, гуманизм, Просвещение и т.д.
Ученик 2Русский поэт А.В.Брюсов поставил вопрос так:
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе ?(слайд 12)
Учитель истории.«Россия есть тоже Европа».
Русский историк П.Милюков, англоман, либерал, конечно, не причислял Россию к Европе, но очень надеялся, что когда-либо она превратится в европейскую страну. Однако и в XIX, и в XX вв. многие мыслители доказывали, что Россия не Европа. И В конце 20 века академик Лихачев Д. Уверенно говорил именно о западной ориентации современной России.(слайд 13)
Учитель литературы.А ваше мнение:Россия — это Европа?(слайд 14)
Ответы учеников.
Часть3
Учитель истории.В книге русского филисофа 19 века Н.Данилевского «Россия и Европа» вопрос ставится так: «Европа ли Россия?» , и дается ответ: Россия не принадлежит Европе.
Обратимся к иной версии- Россия есть Восток.(слайд 15)
Ученик 3. Л.Хомяков в стихотворении «Мечта» (1835) показал направление ими России, ее цивилизационного места:
Задернут Запад весь. Там будет мрак глубок...
Услышь же глас судьбы, воспрянь в сиянье новом,
Проснися, дремлющий Восток! (слайд 16)
Учитель истории. Каким ты хочешь быть Востоком — Востоком Ксеркса иль Христа?»— спрашивал, обращаясь к России, русский философ конца 19в. Вл.Соловьев. Он как бы не видит иного места России. Только на Востоке. Но Восток Ксеркса и Христа — разный Восток. Восток Ксеркса — чистый, настоящий Восток. Восток Христа — это окраина Римской империи, Византия. Это
овосточенный Запад. (слайд 17)
Учитель литературы.Вот еще несколько стихотворных отрывков. Обдумайте их смысл.
Ученик 4.Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся!
Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
Да, скифы — мы!
Да, азиаты — мы.
С раскосыми и жадными очами!
А. Блок. Скифы. 1918 (слайд 18)
Ученик 5.Стану я на восток лицом,
На запад хребтом.
М.Волошин. Заклятье о русской земле. Неопалимая купина (слайд 19)
Учитель литературы.И так, какой же смысл вложен в эти слова?
Ответы учеников.
Часть 4
Музыка П.И.Чайковского из балета «Лебединое озеро». Сначала громко, затем тише, и далее на фоне музыки…
Учитель истории. версия третья - Россия — ни Запад, ни Восток (слайд 20)
Учитель литературы. Кюхельбекер писал: «Россия по своему положению могла бы присвоить все сокровища ума Европы и Азии, но не сделала этого». (слайд 21)
Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивали многие мыслители и поэты.
Ученик 6.Ты и во сне необычайна...
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне ты почиешь, Русь.
А. Блок. 1906(слайд 22)
Учитель литературы. «Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы — воображение и разум и объединить в своем просвещении исторически судьбы всего земного шара. Не эту роль предоставило нам Провидение. Оно предоставило нас всецело самим себе»; (слайд 23)
Учитель истории. философ П.Я.Чаадаев обращал внимание На уникальность положения российской цивилизации «Про нас можно сказать, что мы составили как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру». (слайд 24)
Ученик 7.
Россия — сфинкс.
Ликуя и скорбя, и обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью.
Так А. Блок писал о России в поэме «Скифы». (слайд 25)
Учитель литературы. Сфинкс — тайна, сфинкс — невиданное, непонятное, а потому непредсказуемое и страшное.
Учитель истории. Давайте вспомним историю (малоправдивую, но поучительную) о походе Наполеона в Египет. Вид сфинкса так поразил, ужаснул императора, что он приказал выстрелить из пушек в лицо, глаза сфинкса.
Подумайте, какие опасности возможны, если страна является сфинксом для других народов? (слайд 26)
Ответы учеников.
Часть 5
Учитель истории. Историк П.Н.Милюков изобрел термин для обозначения цивилизационного места России — Азиопа. (слайд 27)
Учитель литературы. ПОДУМАЙТЕ!
Азиопа — слово довольно грубое. Но им историк, вероятно, хотел подчеркнуть, что же является лошадью и что телегой в российской цивилизации. Что же? (слайд 28)
Ответы учеников.
Учитель истории. термин — Евразия — был сконструирован русскими философами начала XX в. Трубецким, Савицким, Карсавиным, Флоровским. (слайд 29)
Этих философов так и стали называть — евразийцы.они считали, что нет двух Россий, европейской и азиатской, есть только одна Россия – евразийская, или Россия-Евразия. таким образом, и Милюков, и евразийцы подчеркнули, что в российской цивилизации есть и восточные, и западные черты..
Учитель литературы. и это рождение еше одной версии Россия — и Запад, и Восток(слайд 30)
Ученик8.
Мы любим все — и жар холодных чисел, и дар божественных видений.
А. Блок. Скифы. (слайд 31)
Ученик 9.
У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки... Мы — европейские слова И азиатские поступки.
Н.Щербина. Сер. XIX в. (слайд 31)
Ученик 10.
«Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские».
А.Чехов (слайд 31)
Учитель истории. Д.Киплинг писал, что «Восток есть Восток, Запад есть Запад, и они никогда не сойдутся», но сошлись они в России. слайд 32)
Учитель литературы. Согласились бы Вы с выводом, что Русь — цивилизация не между Востоком и Западом, а между периферией Востока и периферией Запада? (слайд 33)
Ответы учеников.
Учитель истории. Сегодня ученые выделяют две точки зрения на историческое развитие России: 1. Так называемая теория «догоняющего развития».Россия двигалась тем же путем, что и все другие, но она отставала от передовых стран Европы. 2. Россия идет по особому пути, характерному только для нее.
Учитель литературы.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить. (слайд 34)
Эти слова поэта Ф.Тютчева слышали все.
ПОДУМАЙТЕ!
Но что значит «аршином общим не измерить»? Подумайте? Каким аршином можно измерить Россию? (слайд 35)
Ответы учеников.
Учитель истории. И так, подведем итоги. Однозначного ответа история до сиз пор дать не может. Западное и Восточное начала в России переплелись и взаимодействовали, образуя уникальный синтез.
На следующем уроке на поставленные вопросы вы попробуете ответить сами. Теперь вы – жители России 21 века выскажите свою точку зрения.
Определяемся с карточками. Каждый ученик голосует цветной карточкой за одну из 4-х версий. Ученики с карточками одного цвета формируются в группы. Каждая группа представит свои аргументы для обоснования выбранной гипотезы. Каждая группа свои доказательства аргументировано будет представлять на следующем уроке – семинаре.
Учитель литературы. проводит по теме урока синквей- игру.
Рекомендуемая литература для подготовки к семинару
Брандт М. и др. Россия и мир. Учебная книга по истории. М.: Владос, 1994.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М„ 1991.
Ионов И.Н. Российская цивилизация. 9-нач.20 века. М.: Просве6щение, 2000.
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России 8…19 век.М.: Мирос-Аргус,1996-1999.
Максимычев И.Ф. Россия как составная часть общеевропейского цивилизационного пространства // Общественные науки и современность. — 1997. — № 6.
Мельников Ю. Н. Цикличность в истории России // Общественные науки и современность. — 1997. — № 5.
Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. — М., 1998.
Русь, Запад и Восток. Материалы к урокам в старших классах.сост.А.Головатенко. М.: Школа-Пресс,2001.
Померанц Г. Перекличка временного и вечного в диалоге культурных миров // Рубеж. - 1998. — № 1.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.Брянск: Курсив, 1999.
11. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Гл. «Россия и Запад». - М., 1995.
12.Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М.:Дрофа, 2002.
13.Хорос. В. Г. Русская история в сравнительном освещении. — Ч., 1996.
14.Яковец Ю. В. История цивилизаций. — М., 1995.
15. Чаадаев.П.Я. Запалники и сливанофилы. 1881
16. Герцен А.И. Вопрос об отношении лица к обществу и общества к лицу.1915
17. Толстой Н.И.,Трубецкой Н.С. История культуры.М.: Прогресс, 1995
18. Платон А., Аристотель. Рождение и развитие философских идей.
Пушкин А.С. Культура и словесность. Соч.т.2 М.:Прогресс, 1984