kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль ополчения в событиях Смутного времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого  урока по истории для проведения в 7 классе. Был проведен при участии в районном конкурсе "Учитель года"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль ополчения в событиях Смутного времени»

Конспект урока по истории России в 7 классе.

Тема урока: Роль ополчения в событиях Смутного времени.

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

-Обучающая: проследить процесс формирования ополчений в России в период смуты. Выяснить цели участников ополчений, итог их действий. Оценить роль руководителей ополчений и их вклад в дело освобождения государства от польско-литовских интервентов 1611–1612 г.г; акцентировать внимание учащихся на роли народа в судьбе России XVII века.

-Развивающая: учить сопоставительному анализу фактов и явлений с установлением их взаимосвязи; определению причинно – следственных взаимосвязей, формированию выводов по результатам анализа; переводу информации из аудиовизуального ряда в таблицу, текст и др.

Развивать аналитическое мышление, речь, умение работать с текстом , обобщать, делать выводы.

-Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, через раскрытие решающей роли народных масс в борьбе против интервенции и в освобождении страны, на примерах К.Минина, Д.Пожарского и И.Сусанина.

Основные понятия: народное ополчение, патриот, патриотизм, Земский собор.

Имена: П.П. Ляпунов, Д.Т. Трубецкой, И.М. Заруцкий, К.Минина, Д.Пожарского и И.Сусанина.

Оборудование урока: мультимедийный видеопроектор, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России конец XVI – XVIII в», раздаточный материал.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка темы, проблемы урока и его целей и задач.

III. Изучение нового материала.

  1. Актуализация знаний по пройденному материалу.

  2. Ополчение- народное войско.

  3. Формирование I и II народного ополчения. Сравнительный анализ их деятельности.

  4. Итог и значение деятельности ополчения.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Итоги урока.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Юлия Владимировна.

В начале урока я расскажу, как мы сегодня будем работать. Обратите внимание на то, что у каждого из вас на парте находится рабочий лист, в котором вы будите работать в течении сегодняшнего урока и план урока, который вам поможет, если вы прослушали задание или немного отстали от всех ребят. Кроме этого вам понадобятся учебники и синяя и красная ручка. Сегодня каждый из вас сможет получить оценку за урок, получая баллы за правильное выполнение заданий, которые вы будите себе выставлять в квадратики, которые находятся рядом с заданиями. Подпишите, пожалуйста, ваши рабочие листы.


II. Постановка темы, проблемы урока и его целей и задач.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о событиях конца XVI – начала XVII веков, этот период вошел в историю под названием Смутное время- это достаточно длительный промежуток времени, о котором вы уже говорили на уроках истории, поэтому сегодня мы более подробно изучим один из вопросов, касающийся этого периода.

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот тест разгадать.

Что бы узнать тему сегодняшнего урока вам предстоит выполнить тестовое задание №1 в ваших рабочих листах. Если вы его правильно выполните задание, то у вас получатся слова, из которых вы составите тему урока.

Учащиеся решают тест в рабочих листах по вариантам. В результате у каждого варианта получается свое слово.

Если задание выполнено, верно, учащийся ставит 1 балл в оценочный лист.

1 вариант- РОЛЬ

2 вариант- СМУТА

3 вариант- ОПОЛЧЕНИЕ

Учитель: Кто сможет из этих слов сформулировать тему урока?


Тема урока: Роль Народного ополчения в событиях Смутного времени.

Задача: сравнить деятельность I и II народного ополчения и ответить на вопрос:

- Почему I ополчение потерпело неудачу, а II ополчение добилось поставленных задач?


III. Изучение темы урока.

1.Актуализация знаний по пройденному материалу.

Учитель: Смутное время или «лихолетье» являются поворотными событиями в истории России, так как тогда решалась ее судьба, ее будущее. Это время тяжелых испытаний, которые выпали на долю нашего народа. Давайте узнаем, какие тяжелые испытания пришлось преодолеть нашим предкам в этот период.

Ребята, прочитайте, пожалуйста, текст учебника на стр.12 и используя опорные, данные в задание № 2 слова дайте развернутый ответ на вопрос:

- Почему начало XVII века называют тяжелыми годами, то есть «лихолетьем» или Смутой?

Ответы учащихся.


Учитель: В 1598 умирает царь Федор Иванович не оставив наследника. С его смертью оборвалась правившая династия Рюриковичей. Царская корона за 15 лет несколько раз переходила из рук в руки. Давайте вспомним, кто стоял во главе нашего государства в этот нелегкий период.

Для этого вам нужно выполнить задание №3: соотнести имя правителя и дату его правления, учебниками пользоваться нельзя.

Проверка задания № 3. Выставления баллов.


2.Ополчение- народное войско.

Учитель: В августе 1610 г. «семибоярщина» договорилась с гетманом Жолкевским о приглашении на русский престол сына польского короля королевича Владислава с обязательным принятием им православия. Бояре тайно впустили в Москву поляков.

Вопрос классу:

- Что данный факт мог означать?

Примерный ответ: Утрата национальности, подчинение полякам, католичество.


Учитель: Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество. Россияне, которые осознали, что их Родине угрожает опасность, поднялись на ее защиту. Таких людей называют «патриотами».

- Что такое патриотизм?

Примерный ответ: Патриотизм – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней.

Учитель: Патриоты стали формировать народные ополчения.

Вопросы классу:

- Что такое ополчение?

-Когда и где ополченцы участвовали в исторических событиях?

Примерный ответ: Ополчение – войско, временно набиравшееся из мирного населения. Княжеских дружин достаточно было только для небольших походов. Но при нападении огромных полчищ врага дружина была лишь боевым ядром войска, основную же силу составляли крестьяне и ремесленники, вставшие на защиту своей земли.

В Ледовом побоище 1242 года новгородские купцы, рыбаки, лесорубы сокрушили закованных в железо немецких рыцарей-завоевателей. По мере развития военного дела все чаще ополчению отводилась вспомогательная роль. Едва ли не последней битвой, в которой пешее ополчение выступило как главная сила, стала Куликовская битва 1380 года. Обычно же «посошная рать» занималась постройкой укреплений, перевозкой военных грузов и лишь в отдельные моменты принимали участие в сражениях, как это было при взятии Казани. В Отечественной войне 1812 г., в ВОВ.


3. Формирование I и II народного ополчения. Сравнительный анализ их деятельности.

Учитель: Первые отряды народного ополчения в период смуты появились еще в 1608 году, но они создавались стихийно и действовали разрозненно и лишь весной 1611 года начало формироваться I Народное ополчение.

Ребята, сейчас вы посмотрите видеоматериал о формировании Первого ополчения. По ходу просмотра вам нужно заполнить таблицу, которая находится в ваших рабочих листах.


Просмотр видео и заполнение таблицы по просмотренному материалу.

Первое ополчение Таблица №1

Дата создания

Весна 1611г.

Центр (город)

Рязань

Руководители

Ляпунов, Трубецкой, Заруцкий.

Состав

Крестьяне, казачество

Цели

Выгнать поляк из Москвы и встать во главе государства.

Причины неудачи

Не было четкого плана и руководителя.

Раздоры среди руководителей, каждый ставил цель стать лидером, не задумывался о Родине.

Небольшой охват население (безграмотность, не было средств)


Учитель: Не сумев добиться поставленных задач, ополчение распалось. Обстановка в стране обострилась: польские и шведские войска заняли ряд городов Российского государства.

Давайте обратимся к карте и посмотрим, какие города были захвачены интервентами.

Работа с картой.

- Синими стрелками показаны города, захваченные шведами, назовите их:

Ответы: Корела, Выборг, Ладога, Новгород, Псков.

-Черными стрелками показаны города, захваченные польско-литовскими войсками, назовите их.

Ответы: Смоленск, Вязьма, Можайск, подошли к Москве(столице нашей Родины)

Учитель: России грозила утрата национальной независимости. В этот тяжелый период в русской земле создается II ополчение во главе с Князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым.

Осенью 1611 г. земский староста Кузьма Минин обращается к своему народу с призывом помочь всеми силами для сбора ополчения. Сам К. Минин пожертвовал одну треть своего состояния на благо Родине.

Теперь вам нужно заполнить похожую таблицу по деятельности II ополчения используя текст учебника на стр. 27-28.

Заполнение таблицы.

Второе ополчение Таблица №2

Дата создания

Осень 1611- осень 1612

Центр (город)

Нижний Новгород

Руководители

Минин, Пожарский

Состав

Все слои населения

Цели

Освободить Москву, выбрать царя.


Учитель: Давайте проследим движение войск II ополчения.

Заполните схему: Движение войск II народного ополчения.

Используя карту на стр. 25 и текст учебника стр. 28-29, вставьте

пропущенные слова.

Движение войск Второго народного ополчения.

Март 1612г.- выступление войск ополченцев из Нижнего Новгорода


Двинулись в город Ярославль, затем Ростов


Июль 1612 подошли к Москве


24 августа 1612 г. состоялось главное сражение под Москвой


Войска Народного ополчения войска поляков во главе

гетманом Ходкевичем


Поражение польско-литовских войск


4 ноября 1612 года ополченцы вступили в Кремль

Итог: Москва – сердце всей России, была освобождена усилиями народа, который в тяжелый для России час проявил выдержку, стойкость, мужество, спас от национальной катастрофы всю страну.

Учитель: Освобождение Москвы вызвало мощный патриотический подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории интервентов. Известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина.

Рассказ учащегося о подвиге И. Сусанина.


4.Итог и значение деятельности ополчения.

Сделайте вывод:

- Какова роль народного ополчения в событиях Смуты?

Ответы учащихся.

Дополнение учителя: Русская православная церковь установила в честь освобождения Москвы и России от поляков в 1612 году празднование иконы Божьей Матери. (Рассказ сопровождается показом репродукции иконы).

Подвиг Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и возглавляемого ими ополчения навсегда вошел в историю России как пример самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству. В память и назидание потомкам Минину и Пожарскому был поставлен памятник в Москве на Красной площади. Точная копия этого памятника 4 ноября 2005 года была открыта в Нижнем Новгороде – городе, где было создано ополчение, спасшее страну.

4 ноября 2005 года, так как этот день правительством России и Президентом России В.В.Путиным был провозглашен национальным праздником Единения и Согласия. Этот праздник народного единства посвящен возрождению исторической памяти нашего народа, восстановлению святынь.

У народа, который не помнит прошлого – нет будущего


IV. Закрепление изученного материала.

А теперь вернемся к вопросу, который прозвучал в начале и урока.

- Почему I ополчение потерпело неудачу, а II ополчение добилось поставленных задач?

Попробуем ответить на вопрос, заполнив таблицу, данную в задании №7. Вам даны причины неудачи I ополчения и причины победы II ополчения.

Распределите эти причины по соответствующим колонкам, но будьте внимательны, т.к. не все предложенные причины являются верными.

Причины поражения I ополчения

Причины победы II ополчения

- Не было четкого плана и руководителя.

- Раздоры среди руководителей, каждый ставил цель стать лидером, не задумывался о Родине.

- Небольшой охват население



Четкая организация, хорошая подготовка.

умелое управление.

-Пламенный призыв руководителей ополчения.

-Четкая цель, единая и очень актуальная.

-Присутствие в войсках иконы Божьей Матери.

Благородная и бескорыстная цель, позволившая заручиться поддержкой населения.


IV. Итоги урока.

Выставление баллов за работу на уроке по заданным критериям.

Выставление оценок исходя из количества набранных баллов.

Рефлексия.

- Выразите свое отношение к уроку, заканчивая фразу, начало которой я вам предложу:

«На уроке я узнала, что ….»;

«На уроке мне понравилось …»;

«Для меня было новым …»;

«Я вижу пользу в том …»

- Я довольна нашим уроком, его результатами и получила удовлетворение от нашей совместной работы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль ополчения в событиях Смутного времени

Автор: Вострикова Юлия Владимировна

Дата: 19.01.2017

Номер свидетельства: 381340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Устный исторический журнал к Дню народного единства "
    ["seo_title"] => string(57) "ustnyi-istorichieskii-zhurnal-k-dniu-narodnogho-iedinstva"
    ["file_id"] => string(6) "230303"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442075551"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект внеклассного мероприятия "Народное единство" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-narodnoie-iedinstvo"
    ["file_id"] => string(6) "166473"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422964802"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства