kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Революционное народничество второй половины 60-х - начала 80-х годов 19 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока посвящен теме революционного народничества. Описана деятельность, методы и программные требования народнических организаций, возникших в России в 60-80-х гг. 19 века. Особое внимание уделено самостоятельной работе учащихся над темой. Ребята структурируют информацию, содержащуюся в рассказе учителя и тексте учебника. В ходе самостоятельной работы ученики составляют схему. В конспекте подробно описана сама тема, обозначены основные понятия урока, персонали и интересные факты в помощь учителю
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Революционное народничество второй половины 60-х - начала 80-х годов 19 века" »

Класс – 8 (1 час)

Медведева А.А., учитель истории МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольский район, Крым

Конспект урока

Тема. Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х годов 19 века

Задачи урока

Образовательные:

- описание народничества как течения общественной жизни России 60-80-х гг. 19 века;

- характеристика народнических организаций конца 60-х – 80-х гг. 19 века

- анализ программных требований и методов народников;

Развивающие:

-развивать умение анализировать историческую информацию;

- формировать оценочные суждения, свою позицию;

Воспитательные:

-воспитывать уважительное отношение к различным точкам зрения;

Основные понятия: подпольные кружки, нечаевщина, «хождение в народ», пропаганда, революционный террор, «первомартовцы»

Персоналии: Нечаев С.Г., Желябов А.И., Халтурин С.Н., Перовская С.Л.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. (Таблица в тетрадях. «Теоретики революционного народничества: Бакунин М., Лавров П., Ткачев П.»)

Устный вопрос: Какое из трех направлений революционного народничества вам кажется более реалистичным и почему?

  1. Изучение нового материала.

Учитель излагает материал, а учащиеся структурируют услышанное в схему (таблицу)

  1. В середине 60-х гг. под непосредственным влиянием романа Н. Г. Чернышевского сложилась организация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова (1863— 1866). В 1865 г. внутри этой организации стала действовать группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первым толчком революции. В апреле 1866 г. член «Ада» Д. В. Каракозов совершил покушение на Александра II. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена. На смену «ишутинцам» пришли «нечаевцы».

  2. В 1869 г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С. Г. Нечаев основал в Москве общество «Народная расправа». Он составил «Катехизис революционера» — свод правил, которыми должны были руководствоваться его сторонники. Революционер для Нечаева — это «обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним исключительным интересом, одной мыслью, одной страстью: революцией». Нечаев пытался насадить в «Народной расправе» дух безоговорочного подчинения вождю. Когда один из руководителей организации студент И. И. Иванов усомнился в правдивости некоторых заявлений Нечаева, тот обвинил его в предательстве и вынес ему смертный приговор. Приводить приговор в исполнение должны были все члены организации, дабы кровь бывшего товарища еще теснее сплотила их. В ходе следствия по делу об убийстве Иванова полиция арестовала всех членов «Народной расправы». Перед судом предстало 87 человек. Самому Нечаеву удалось выехать за границу. В 1872 г. он был выдан России как уголовный преступник. Нечаев был осужден на многолетнюю каторгу, но отбывал наказание вплоть до смерти в 1882 г. в Петропавловской крепости. (Работа с текстом учебника. Судьба Нечаева С.Г. стр. 191 учебника)

  3. В 1869 г. в Петербурге сложился кружок «чайковцев» (по имени одного из его членов — Н. В. Чайковского). Это была группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса. В противовес «нечаевщине» «чайковцы» строили свою организацию на принципах высокой нравственности.

  4. «Хождение в народ».В середине 70-х гг. народники пришли к выводу о том, что если не произойдет немедленной революции, то капитализм, набирающий силы, изменит, приспособит к своему развитию крестьянскую общину. Поэтому необходимо было, по их мнению, идти в народ для того, чтобы вносить в его сознание «идеалы лучшего, справедливого общественного строя». «В народ» устремились не только революционные романтики из числа членов тайных организаций, но и люди, не связанные с ними, но разделяющие народнические идеи. Среди них были даже представители высших слоев общества. В 1874—1875 гг. сотни пропагандистов под видом врачей, инженеров, учителей, порой, чтобы завоевать доверие крестьян, и переодетые мастеровыми, разбрелись по России, проникая в самые глухие ее уголки («летучая пропаганда»). Чаще всего крестьяне и доносили на пропагандистов в полицию. Однако крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся представлениям, не откликнулись на призывы народников. (Работа с текстом учебника. Почему «хождение в народ» оказалось неэффективным? стр. 192 учебника)

  5. «Земля и воля». Неудача агитационного движения заставила революционеров перейти к созданию строго централизованных и законспирированных групп. В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля», названная так в память первого революционного объединения 60-х гг. Своей целью члены организации провозгласили:

    • переход всей земли в руки трудового крестьянства,

    • организацию жизни общества на принципах общинного самоуправления,

    • решение национального вопроса сообразно желанию населения.

Они считали, что осуществить эти цели возможно «только путем насильственного переворота». В августе 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации — «Черный передел», куда вошли сторонники продолжения пропагандистской работы, возглавляемые Г. В. Плехановым, и «Народную волю», объединившую сторонников индивидуального террора. Организаторами и руководителями «Народной воли» были А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер и др.

  1. Народная воля»: охота на царя. (Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 194)

В итоге в тетрадях учеников может быть примерно следующая схема

  1. Знаете ли вы, что…(дополнительный материал для учителя)

  • Софья Перовская – первая женщина в России, казнённая за политическое преступление

  • Жизнь и деятельность С. Перовской и А. Желябова были связаны с Крымом. Улицы крымских городов носят их имена.

  • Н. И. Кибальчич, казненный вместе с А. Желябовым и С. Перовской по делу «первомартовцев», выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. За несколько дней до казни Кибальчич разработал оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелёты. Его просьба о передаче рукописи в Академию наук следственной комиссией удовлетворена не была, проект был впервые опубликован лишь в 1918 году

  1. Домашнее задание §27 , подобрать дополнительный материал о народниках. Проблемный вопрос: Народничество: героизм или терроризм?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Революционное народничество второй половины 60-х - начала 80-х годов 19 века"

Автор: Медведева Анна Алексеевна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Тематическое планирование уроков истории России 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-istorii-rossii-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "239402"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444765015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства