Дать представление о начале правления Ивана Грозного, личностных качествах и первых шагах в управлении государством.
Развивать понятийный аппарат, развивать навыки работы с текстом (выделять основную мысль, систематизировать факты), устанавливать причинно-следственные связи.
Охарактеризовать роль Избранной рады.
Воспитывать неприятие жестокости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реформа Избранной рады »
Тема урока: РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ (6 класс)
ЦЕЛИ УРОКА:
Дать представление о начале правления Ивана Грозного, личностных качествах и первых шагах в управлении государством.
Развивать понятийный аппарат, развивать навыки работы с текстом (выделять основную мысль, систематизировать факты), устанавливать причинно-следственные связи.
Охарактеризовать роль Избранной рады.
Воспитывать неприятие жестокости.
ОБОРУДОВАНИЕ и УМК: учебник А.А.Данилова, В.Г.Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация «Реформы Избранной рады», компьютер, проектор, экран.
- Перечислите основные предпосылки объединения русских земель. Когда образовалось единое централизованное государство и какое название оно получило вместо названия «Московская Русь», «Московия».
- определите события по дате: 1223 г., 1480 г., 988 г., 1147 г.
Карточка №2. Задания:
- Перечислите признаки единого государства. Какие территории присоединил к Москве Иван III? Покажите их на карте.
- Определите событие по дате: 862 г., 1054 г., 1237-1240 гг., 1380 г.
Индивидуальный опрос:
Ереси. Нестяжатели и иосифляне.
Теория «Москва – третий Рим»: причины появления, суть.
Актуализация знаний.
В чём вы видите главные заслуги Ивана III?
Что такое Юрьев день? С каким процессом связано это понятие?
Объяснить понятия из первого столбика «Изученные или известные понятия» (слайд 2). Новые будем узнавать по ходу урока.
Изучение новой темы.
Учитель: В странах Западной Европы в начале 16 века зарождаются основы капиталистического строя, а Россия по-прежнему остаётся аграрной страной, хотя заметно оживляется развитие товарно-денежных отношений, растут города. В этих условиях на престоле российском появляется фигура Ивана Грозного, первого русского царя. Каким он был, как рос и мужал, как пришёл к власти и что изменил в государстве – обо всём этом мы узнаем на сегодняшнем уроке. Запись в тетрадях числа и темы урока.
Самостоятельная работа с пунктом 1 параграфа «Реформы Избранной рады» до слов «Митрополит поддержал…». Прочесть и объяснить представленную на слайде схему (слайд 3).
Учитель: Да, после пятилетнего периода правления Елены Глинской, которую по слухам отравили в возрасте 30 лет, началось боярское правление, борьба между знатными аристократическими родами Глинских, Шуйских, Бельских. Чтение учителем документа (после параграфа) «О боярском правлении. Из переписки Ивана Грозного с князем Курбским». Ответить на вопрос: «Какое отношение к боярской верхушке сформировалось у Ивана Грозного в детстве?»
Выступление учащегося «Детство Ивана Грозного»
Учитель: И вот, в возрасте 16 лет, в 1546 году Иван Васильевич пожелал принять царский титул. Выясним значение принятия нового для России титула. Как вы думаете, почему не «великий князь», а «царь»?Обсуждение, после которого учитель дополняет информацию: «В те времена «великий князь» переводили как «принц» или «великий герцог». А титул «царь» переводили как «император». Царями на Руси называли византийских императоров и ордынских ханов. После ввода этой информации продолжить обсуждение. Итоговые выводы сверяются с записями на слайдеи записываются в тетрадь (слайд 4, три клика).
Запись в тетрадях (или справочниках) даты: 1547 год – коронация Ивана IV в Успенском соборе Московского кремля (слайд 4, клик). Свою политическую деятельность он начал с реформ, в разработке которых опирался на мнение Избранной рады – совета приближённых (слайд 5). Но и Ивану IV, и Избранной раде для проведения масштабных реформ требовалась поддержка широких слоёв населения. Как этого достигнуть? Объясните, выполнив самостоятельно задание: прочесть из пункта 2 «Укрепление центральной власти» абзацы 3,4 со слов «В 1549 году…» до слов «В 1550 году…». Обратить внимание на состав (боярство, духовенство, служилые люди), порядок формирования (назначение); на то, что Земский собор не ограничивал власть царя, а поддерживал её (сравнить с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии)
Запись в тетрадях (или справочниках):Земский собор – сословно-представительный орган. (Рассмотреть репродукцию картины С.Иванова «Земский собор при Иване IV» в учебнике).
Работа в группах предполагает рассмотрение других реформ. Задания группам (слайд 6, два клика, остальное – после выполнения самостоятельного задания):
1-ая. Прочесть пункт 2 до конца, заполнить первую и вторую строки таблицы в рабочих тетрадях «Заполните пропуски в таблице «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ» (Задание 3). Дать определение понятиям «приказ», «дьяк».
2-ая. Прочесть пункт 3 «Стоглавый собор. Реформа местного управления», заполнить четвёртую и пятую строки таблицы в рабочих тетрадях «Заполните пропуски в таблице «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ» (Задание 3). Дать определение понятиям «Стоглав», «губной староста».
3-я. Прочесть пункт 4 «Военная реформа» до конца, заполнить третью и шестую строки таблицы в рабочих тетрадях «Заполните пропуски в таблице «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ» (Задание 3). Дать определение понятию «дворяне».
После выполнения работы выступление групп, остальные при этом заполняют строки в задании 3, над которыми их группы не работали; задают вопросы (проверка – слайды 6,7,8).
Закрепление.
Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, проведены преобразования в армии, в 1550 принят новый Судебник, созван первый Земский собор, сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555-56 Иван IV отменил кормления (система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси) и принял Уложение о службе.
Дать определения новым понятиям (слайд 9)
Составить схему «Система государственного управления к концу XVI века» (слайд 10)
Что такое сословная монархия?
Домашнее задание. §23, задания в рабочей тетради 23 (слайд 11)