kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реформа Избранной рады

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Дать представление о начале правления Ивана Грозного, личностных качествах и первых шагах в управлении государством.
  2. Развивать понятийный аппарат, развивать навыки работы с текстом (выделять основную мысль, систематизировать факты), устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Охарактеризовать роль Избранной рады.
  4. Воспитывать неприятие жестокости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реформа Избранной рады »

Тема урока: РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ (6 класс)

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Дать представление о начале правления Ивана Грозного, личностных качествах и первых шагах в управлении государством.

  2. Развивать понятийный аппарат, развивать навыки работы с текстом (выделять основную мысль, систематизировать факты), устанавливать причинно-следственные связи.

  3. Охарактеризовать роль Избранной рады.

  4. Воспитывать неприятие жестокости.

ОБОРУДОВАНИЕ и УМК: учебник А.А.Данилова, В.Г.Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация «Реформы Избранной рады», компьютер, проектор, экран.

ПОНЯТИЯ, требующие уточнения, повторения, изучения: псари, летопись, монарх, самодержавие, интриги, незаурядные способности, шапка Мономаха, Избранная рада, реформа, централизованное государство, судебник, Юрьев день, приказы, дьяк, Стоглав, губной староста, сословие, дворяне.

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент. Проверка домашнего задания.

    1. Карточка №1. Задания:

- Перечислите основные предпосылки объединения русских земель. Когда образовалось единое централизованное государство и какое название оно получило вместо названия «Московская Русь», «Московия».

- определите события по дате: 1223 г., 1480 г., 988 г., 1147 г.


Карточка №2. Задания:

- Перечислите признаки единого государства. Какие территории присоединил к Москве Иван III? Покажите их на карте.

- Определите событие по дате: 862 г., 1054 г., 1237-1240 гг., 1380 г.

    1. Индивидуальный опрос:

      • Ереси. Нестяжатели и иосифляне.

      • Теория «Москва – третий Рим»: причины появления, суть.

  1. Актуализация знаний.

    1. В чём вы видите главные заслуги Ивана III?

    2. Что такое Юрьев день? С каким процессом связано это понятие?

    3. Объяснить понятия из первого столбика «Изученные или известные понятия» (слайд 2). Новые будем узнавать по ходу урока.

  2. Изучение новой темы.

Учитель: В странах Западной Европы в начале 16 века зарождаются основы капиталистического строя, а Россия по-прежнему остаётся аграрной страной, хотя заметно оживляется развитие товарно-денежных отношений, растут города. В этих условиях на престоле российском появляется фигура Ивана Грозного, первого русского царя. Каким он был, как рос и мужал, как пришёл к власти и что изменил в государстве – обо всём этом мы узнаем на сегодняшнем уроке. Запись в тетрадях числа и темы урока.

Самостоятельная работа с пунктом 1 параграфа «Реформы Избранной рады» до слов «Митрополит поддержал…». Прочесть и объяснить представленную на слайде схему (слайд 3).

Учитель: Да, после пятилетнего периода правления Елены Глинской, которую по слухам отравили в возрасте 30 лет, началось боярское правление, борьба между знатными аристократическими родами Глинских, Шуйских, Бельских. Чтение учителем документа (после параграфа) «О боярском правлении. Из переписки Ивана Грозного с князем Курбским». Ответить на вопрос: «Какое отношение к боярской верхушке сформировалось у Ивана Грозного в детстве?»

Выступление учащегося «Детство Ивана Грозного»

Учитель: И вот, в возрасте 16 лет, в 1546 году Иван Васильевич пожелал принять царский титул. Выясним значение принятия нового для России титула. Как вы думаете, почему не «великий князь», а «царь»? Обсуждение, после которого учитель дополняет информацию: «В те времена «великий князь» переводили как «принц» или «великий герцог». А титул «царь» переводили как «император». Царями на Руси называли византийских императоров и ордынских ханов. После ввода этой информации продолжить обсуждение. Итоговые выводы сверяются с записями на слайде и записываются в тетрадь (слайд 4, три клика).

Запись в тетрадях (или справочниках) даты: 1547 год – коронация Ивана IV в Успенском соборе Московского кремля (слайд 4, клик). Свою политическую деятельность он начал с реформ, в разработке которых опирался на мнение Избранной рады – совета приближённых (слайд 5). Но и Ивану IV, и Избранной раде для проведения масштабных реформ требовалась поддержка широких слоёв населения. Как этого достигнуть? Объясните, выполнив самостоятельно задание: прочесть из пункта 2 «Укрепление центральной власти» абзацы 3,4 со слов «В 1549 году…» до слов «В 1550 году…». Обратить внимание на состав (боярство, духовенство, служилые люди), порядок формирования (назначение); на то, что Земский собор не ограничивал власть царя, а поддерживал её (сравнить с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии)

Запись в тетрадях (или справочниках): Земский собор – сословно-представительный орган. (Рассмотреть репродукцию картины С.Иванова «Земский собор при Иване IV» в учебнике).

Работа в группах предполагает рассмотрение других реформ. Задания группам (слайд 6, два клика, остальное – после выполнения самостоятельного задания):

1-ая. Прочесть пункт 2 до конца, заполнить первую и вторую строки таблицы в рабочих тетрадях «Заполните пропуски в таблице «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ» (Задание 3). Дать определение понятиям «приказ», «дьяк».

2-ая. Прочесть пункт 3 «Стоглавый собор. Реформа местного управления», заполнить четвёртую и пятую строки таблицы в рабочих тетрадях «Заполните пропуски в таблице «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ» (Задание 3). Дать определение понятиям «Стоглав», «губной староста».

3-я. Прочесть пункт 4 «Военная реформа» до конца, заполнить третью и шестую строки таблицы в рабочих тетрадях «Заполните пропуски в таблице «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ» (Задание 3). Дать определение понятию «дворяне».

После выполнения работы выступление групп, остальные при этом заполняют строки в задании 3, над которыми их группы не работали; задают вопросы (проверка – слайды 6,7,8).

  1. Закрепление.

Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, проведены преобразования в армии, в 1550 принят новый Судебник, созван первый Земский собор, сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555-56 Иван IV отменил кормления (система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси) и принял Уложение о службе.

    1. Дать определения новым понятиям (слайд 9)

    2. Составить схему «Система государственного управления к концу XVI века» (слайд 10)

    3. Что такое сословная монархия?



Домашнее задание. §23, задания в рабочей тетради 23 (слайд 11)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Реформа Избранной рады

Автор: Самочкина Гульназ Хуснулловна

Дата: 07.05.2015

Номер свидетельства: 209041

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Презентация к уроку "Реформы Избранной рады" "
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-k-uroku-rieformy-izbrannoi-rady"
    ["file_id"] => string(6) "212489"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431859687"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Реформы Избранной рады" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(31) "rieformy_izbrannoi_rady_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "433087"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508326660"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Презентация урока на тему "Реформы Избранной рады" "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-uroka-na-tiemu-rieformy-izbrannoi-rady"
    ["file_id"] => string(6) "216996"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433193219"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Проверочная работа на темы "Реформы Избранной рады", "Внешняя политика Ивана Грозного" "
    ["seo_title"] => string(91) "provierochnaia-rabota-na-tiemy-rieformy-izbrannoi-rady-vnieshniaia-politika-ivana-groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "242972"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445595414"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Тема: «Реформы Избранной рады»."
    ["seo_title"] => string(27) "tema_reformy_izbrannoi_rady"
    ["file_id"] => string(6) "519758"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568548427"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства