разработка внеклассного урока "Умники и умницы", предназначен для учащихся 10 классов. Целью урока было - актуализация знаний учащихся по материалу, посвященный 70-летию Великой Отечественной войны, расширение кругозора по предмету истории, краеведению, занятию исследовательской работой;
- развитие у детей хронологической памяти, умение ориентироваться в исторических событиях и фактах, навыков исторического анализа;
- формирование понимания исторического единства народов Казахстана;
- воспитание патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка внеклассного урока: "Умники и умницы"»
Интеллектуальная урок-игра на тему: «Умники и умницы». Цель: - актуализация знаний учащихся по материалу, посвященный 70-летию Великой Отечественной войны, расширение кругозора по предмету истории, краеведению, занятию исследовательской работой; - развитие у детей хронологической памяти, умение ориентироваться в исторических событиях и фактах, навыков исторического анализа; - формирование понимания исторического единства народов Казахстана; - воспитание патриотизма. Форма проведения: интеллектуальная игра Дизаин-сопровождение: - сцена оформлена эмблемой и названием игры. Рядом со сценой военные реквизиты: автомат ППШ, каска, ручные гранаты, плащ, пилотка, кобура, планшет и другое (оригиналы и макеты) времен ВОВ, с их историей мы знакомим учащихся в ходе пауз (когда финалисты выполняют задания). - на сцене подготовлены места для жюри так, чтобы члены жюри смотрели в зал, где будут игровые дорожки. - в центре зала три разных по цвету и длине дорожки, ведущих к финалу «пьедесталу умника». Красная из двух ступеней (самая сложная), желтая их трех, зеленая дорожка –длинная, состоит из четырех ступеней. Дорожки стоят так, чтобы участники стояли в профиль, и к жюри и к зрителям. - в верхнем углу зала оформлено место ассистента ведущего игры – Леди Хронология, которая раздает участникам отборочного тура по решению Ареопага Ордена Умников за правильные ответы. Ход игры
Короткая музыкальная заставка «День Победы» Ведущий: Век двадцатый уже в прошлом. Век космоса, атома, век воин, век высокой моды. Как только не называли его современники. И каждый из них был по-своему прав. Двадцатый век дал технической мысли человечества невероятный взлет, но дал также людям самые разрушительные войны, бесчеловечные идеологии. Сегодня мы с вами проведем интеллектуальную игру «Умники и умницы» посвященной 70-летию Великой Отечественной войны. Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать все, надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлении и поражении, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли». Чтобы знать все это, мы изучаем Великую науку, начатую еще Геродотом и называющуюся Историей. А кто из вас силен в истории Великой Отечественной войны и достоин носить звание Умника-историка, покажет сегодняшняя наша игра, девизом которой мы выбрали мудрые слова Урсулы Ле Гуин «Человеку хотелось бы видеть цель своего пути, но увидеть ее он не может до тех пор, пока не обернется к своим истокам и не сохранит о них память в душе своей». Мы – это: Я – ваш покорный слуга; моя умная и благородная ассистентка – Леди Хронология; а также Почетный Ареопаг нашего состязания умников (представление жюри). Звучит короткая музыкальная заставка к ведущему игры выходит Леди Хронология. Леди Хронология: Друзья! Я рада приветствовать всех вас на встрече умников. Когда войны Отечественной пламя Голубизну родную обожгло
Все голуби мечтали стать орлами Иметь не хрупкое, а сильное крыло. Греметь артиллерийскими стволами Колокола мечтали в дни войны. И не хотели быть колоколами, И в пушки переплавились они. Р. Гамзатов Много лет прошло от тех памятных дней. Но годы не только не стирают их из памяти, а все ярче высвечивают, пополняют наши знания о народном подвиге! (муз. пауза ) «Сейчас мы начнем состязание Чтоб умника средь вас найти. К победе может тот прийти, Кто лучшие имеет знания» Ведущий: Спасибо вам, юная Леди Хронология. Как и все настоящие леди вы владеете искусством стихосложения. А нам с вами дорогие мой друзья, пора начинать. И как сказал…….
Ну а теперь, немного о правилах сегодняшней игры. Она будет состоять из двух туров. Первый тур отборочный. Вам, дорогие зрители и участники игры, будут заданы тридцать вопросов. Правильный ответ будет поощряться Орденом Умника. В зале должно действовать правило поднятой руки. Кто первым поднял руку, определяет Почетный Ареопаг. Только трое из всех участников, собравшие по итогам отборочного тура максимальное количество Орденов, выходят в финальную часть игры. Итак, мы начинаем гонку за выход в финал. Вопросы: (после каждого засчитанного Ареопагом правильного ответа, звучат фанфары) 1 уровень 1. Годы Великой Отечественной войны (число, месяц, год) 2. План нападения фашистов на СССР
3. Сколько Казахстанцев за годы войны ушло на фронт 4. Легендарная дивизия, сформированная в г. Алматы отличившаяся в боях под Москвой 5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда 6. Сколько Казахстанцев было удостоено звания Героя Советского Союза за годы войны? 7. Казахский писатель, командовавший полком в дивизии И.В. Панфилова. Автор книги «За нами Москва» 8. Кто из Казахстанцев был удостоен звания Героя дважды? 9. Легендарный танк времен ВОВ и 2 Мировой войны в целом? Конструктор 10. Сражение, ставшее переломным в ходе ВОВ и 2 мировой в целом? 11. Песня, написанная в первый же день войны, высоко поднявшая дух Советского народа в борьбе с яростным врагом. 12. Сколько казахов было удостоено звания Героя Советского Союза? 13. Какие народы были депортированы в Казахстан в годы войны? 14. Кодовое название операций фашистов по взятию Москвы? 15. Кодовое название операций фашистов на Северном Кавказе 2 уровень(усложненный) 1. Казахстанцы одни из первых кто установил алый стяг Победы над Рейхстагом. 2. Один из конструкторов легендарной Катюши, отбывавший ссылку в селе Суворова, Иртышского района. 3. Кто из Казахстанцев установил рекордный урожай риса в годы ВОВ? 4. Солдат, удостоенный этим Орденом - трижды, приравнивался к Герою Советского Союза 5. Наш земляк Павлодарец – первый из Казахстанцев удостоенный звания Героя Советского
Союза 6. В чем заключался подвиг Николая Гастелло? Какие противоречия возникли с историей этого подвига? 7. Сколько Павлодарцев ушло на фронт? 8. Сколько Павлодарцев было удостоено звания Героя? 9. В каком году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза Бауржан Момышулы? 10. В чем заключался подвиг Матросова? И кто из Казахстанцев его повторил? 11. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Г.К. Жуков командовал операциями по обороне и взятию…… 12. Иртышане Герой ВОВ, подвиг А. Дубового 13. Город в Казахстане откуда уходили на фронт наши земляки Павлодарцы в составе частей сформированных из этого города 14. В каких областях Казахстана было объявлено военное положение в годы Сталинградской битвы. 15. Сколько заводов и фабрик было эвакуировано в Казахстан за годы войны? Резерв: 1. В чем заключался подвиг А. Паникахи? 2. «Дом Павлова» в Сталинграде, что вы можете рассказать про него.
Ведущий: В процессе защиты Сталинграда в сентябре 1942 года группа советских разведчиков захватила в самом центре города четырехэтажное здание и закрепилась там. Руководил группой сержант Яков Павлов. Немного позже туда же были доставлены пулеметы, боеприпасы и противотанковые ружья, и дом превратился в важный опорный пункт обороны дивизии. История защиты этого дома такова: в ходе бомбардировок города все здания превратились в руины, уцелел всего лишь один четырехэтажный дом. Верхние его этажи позволяли вести наблюдение и держать под обстрелом ту часть города, которая была занята противником, поэтому сам дом играл важную стратегическую роль в планах советского командования.
Ведущий: Дорогие ребята первый тур завершен. Пора подвести итоги и определить Умников, которые продолжат борьбу за звание и пьедестал самого большого Умника-историка. Пока Почетный Ареопаг ведет подсчет, мы с вами ознакомимся с реквизитами времен ВОВ (информация ведущего о ППШ и других реквизитах времен войны). Выводятся трое игроков Финалистов.
Ведущий: Итак, когда вы уже в числе избранных, пора выбирать дорожку, которая должна привести одного из вас к победе и к пьедесталу. Но прежде, позвольте ознакомить вас и наше достопочтенное жюри с правилами финальной игры. Перед вами умники, три дорожки к победе – это красная. Чтобы по ней прийти к победе, участнику необходимо правильно ответить на два вопроса, но без права ошибаться. Первая ошибка – это выход из игры присоединение к числу зрителей. Желтая дорожка – это средняя. Чтобы стать победителем, участнику финала необходимо пройти 3 ступени – 3 вопроса, но можно ошибаться только раз. Ошибся два –выбыл. Зеленая дорожка – самая длинная. Игроку, которому придется играть на ней, необходимо будет отвечать на 4 вопроса. Он может ошибиться дважды. При третьей ошибке – выбывает и он. Право очередности выбора дорожки принадлежит тому, у кого больше всего орденов. Начнем выбор дорожек. После этого ведущий задает им по одному вопросу по очередности: сначала игроку на красной, затем на желтой, далее игроку на зеленой дорожке. Вопросы задаются по той же очередности пока, кто-либо из участников первым пройдет все ступени на своей дорожке, либо все они выйдут из игры. Вопросы для финалистов.
Я, сейчас прочитаю отрывки слов из сказанного героями – казахстанцами, а вы определите, о ком идет речь:
«Так как послать на фронт (из семьй) некого, нет ни брата, ни сестры, поэтому прошусь сама» - «Это был Черкасско-Богословский лес, один из глухих уголков Киевской области. Так я стал партизаном» - « Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва».
- Операция «Цитадель» была для Германии последним шансом добиться победы. Где она проводилась, какова ее история? - «Ост» план покорения народов Восточной Европы. Что планировали фашисты сделать с Казахстаном? (подробнее) - План «Барбаросса» что вы можете рассказать про него? - Дорога жизни связь с «большой землей» к какому периоду ВОВ относиться эти слова (более подробно) - Летом 1942 года вышел приказ №227 И.В.Сталина, что за приказ? - Объясните, почему Советские войска на первоначальном этапе войны (первые месяцы) терпели поражения и так часто попадали в так называемые «Котлы»? - Толеген Тохтаров , чем известно это имя в истории ВОВ? - Султан Баймагамбетов, чем известно это имя в истории ВОВ? - Нуркен Абдиров, чем известно это имя в истории ВОВ? (Правильность и полноту ответа определяет Почетный Ареопаг) Далее проводиться церемония награждения. Победитель и финалисты награждаются дипломами и призами.
Ведущий: Герой Советского Союза, известный писатель Бауржан Момышулы писал: «Мы – советские люди, наши сердца не стальные, но огонь нашей мести может расплавить, сжечь любую сталь… у нас есть самое сильное оружие, побеждающее страх – это любовь к
Родине». Родина - которую наши деды-ветераны, труженики тыла отстояли ценой огромных человеческих жертв, крови, потерей близких, неустанного труда и бессонных ночей, ценой постоянной победы над самим собой. Чтобы мы, живущие сегодня могли быть - свободными! Этими замечательными словами, мы завершаем нашу игру и желаем вам, будьте умницами и умниками.