kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: "Дворцовые перевороты (История России, 7 класс)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока - определить причины, движущие силы и последствия насильственной смены правителей для России. Ребята должны уметь составлять историко-географический образ страны, включая знание основных исторических событий, ее достижений и культурных традиций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Дворцовые перевороты (История России, 7 класс)"»

Тема: Дворцовые перевороты (История России, 7 класс)


Учебник. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. М., «Просвещение» 2013 г. Параграф 20-21.


Цели  урока:

  1. Предметная – уметь определять причины, движущие силы и последствия насильственной смены правителей для России.

  2. Познавательная – уметь ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно определять алгоритм действия при решении учебной задачи умения сравнивать исторические явления; работать с документами.

  3. Регулятивная - уметь выдвигать версии, оценивать результаты своей деятельности и деятельности других участников учебных процессов

  4. Коммуникативная – уметь оценивать полученную информацию

  5. Личностная – уметь составить историко-географический образ страны, включая знание основных исторических событий, ее достижений и культурных традиций


Тип урока: комбинированный.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная и коллективная.


Оборудование: Историческая карта, проектор, экран, компьютер. рабочие листы для учеников



Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, гвардия, манифест.



Структура и ход  урока

  1. Организационный этап (1 мин).

  2. Актуализация знаний и способов деятельности (2 мин).

  3. Изучение нового материала и закрепление знаний (25 мин).

  4. Физкультминутка (1 мин).

  5. Формулирование вывода с обоснованием (15 мин)

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Постановка домашнего задания. (3 мин).





Ход урока:

I. Организационный момент:

           Приветствие с учащимися, установление рабочей атмосферы. Формирование 6 рабочих групп из учащихся. У каждой группы выдан рабочий лист с заданиями.

II. Актуализация знаний по теме «Дворцовые перевороты»

В чем было значение указа о единонаследии (1714)? (юридически ликвидирован различие между дворянским и боярским землевладением),

Зачем был принят Табель о рангах (1722) ? (старое и новое дворянство уравнивалось в служебном положении, каждый дворянин должен был служить в военной или в гражданской службе, в то же время, был обеспечен служебный рос вне зависимости от происхождения).

С какой целью в 1711 г. Петр 1 создан Правительствующий Сенат? (он стал высшим правительственным учреждением, в т.ч. «замещал» царя во время его отсутствия в столице).

Как указ Петра 1 в 1722 г. определил новый порядок престолонаследия (царь мог назначить себе преемника вне зависимости от степени родства). Успел ли Петр сам это сделать? (нет)


Никто не уповай на веки,

На тщетну власть князей земных;

Их те ж родили человеки,

И нет спасения от них…

(М.В. Ломоносов)


О чем эти стихи? Могут ли они быть эпиграфом к нашей теме? (предположения учащихся)

Сегодня мы проводим урок по теме: дворцовые перевороты, цель которого систематизировать ваши знания по этому периоду – периоду насильственной смены правителей, борьбы за власть различных группировок.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, эпоха дворцовых переворотов - это случайный или закономерный период в российской истории?




III. Изучение нового материала и закрепление знаний

Заполнение таблицы:

Императоры

Годы правления

При каких обстоятельствах пришли к власти, кто обеспечивал поддержку

Важнейшие события внутренней политики



Екатерина I





Петр II





Анна Иоанновна





Иван VI





Елизавета





Петр III





Екатерина II







(Четвертая колонка будет заполняться на следующем уроке)

Работа в группах:

(Учитель на протяжении урока контролирует работу учащихся, консультирует по возникающим вопросам).



Группа 1:

Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Екатерина I  была провозглашена императрицей

Сформируйте своё отношение к ее личности, используя материал параграфа и текст документа:

 «При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею; у нее доставало уменья держать себя на известной высоте, обнаруживать внимание и сочувствие к происходившему около нее движению; она была посвящена во все тайны, тайны личных отношений окружающих людей. Ее положение, страх за будущее держали ее умственные и нравственные силы в постоянном и сильном напряжении. Но вьющееся растение достигало высоты благодаря только тому великану лесов, около которого обвивалось; великан сражен — и слабое растение разостлалось по земле. Екатерина сохранила знание лиц и отношений между ними, сохранила привычку пробираться между этими отношениями; но у нее не было ни должного внимания к делам, особенно внутренним, и их подробностям, ни способности почина и направления».

(Из «Истории России» С.М. Соловьева.)



Группа 2:

Определите год, и в результате чего Петр II  был провозглашен императором

Сформируйте своё отношение к его личности, используя материал параграфа и текст документа:

«Монарх говорит со всеми в тоне властелина и делает, что захочет. Он не терпит пререканий, постоянно занят беготнёю; все кавалеры, окружающие его, утомлены до крайности…Царь похож на своего деда в том отношении, что он стоит на своём, не терпит возражений и делает, что хочет». …Искусство притворяться составляет преобладающую черту характера императора», «Хотя и трудно сказать что-либо решительное о характере 14-летного государя, но можно догадываться, что он будет вспыльчив, решителен и жесток».



Группа 3:

Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Анна Иоанновна была провозглашена императрицей.

Сформируйте своё отношение к ее личности, используя материал параграфа и текст документа:

«Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления …» «Природное любопытство и склонность царицы к сплетням дают ей сведения обо всех пустяковатых делах и мелких случаях, происходящих в семьях придворных. Что же до важных дел и вещей значительных, то благородный граф Бирон (осуществляющий у неё главное управление) заботиться, чтобы о них она ничего не ведала».

     

Группа 4:

Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Иван VI  был  провозглашен императором.

Сформируйте своё отношение к его личности, используя материал параграфа и текст документа:

 «Родился он в самом конце царствования Анны Иоанновны, поэтому вопрос о том, кого назначить регентом, долго мучил и находившуюся при смерти императрицу. Анна Иоанновна хотела оставить трон за потомками своего отца Ивана V и очень беспокоилась, как бы он не перешел в будущем к потомкам Петра I. Поэтому в завещании она оговорила, что наследником является Иоанн Антонович, а в случае его смерти - другие дети Анны Леопольдовны в порядке старшинства, если они родятся. Иван Антонович был провозглашён императором при регентстве герцога Курляндского Бирона. Через две недели после воцарения младенца в стране произошел переворот, арестовали Бирона и отстранили его от власти. Новым регентом была объявлена Анна, мать императора. Неспособная управлять страной и живущая в иллюзиях Анна постепенно передала всю свою власть Миниху, а после ею завладел Остерман, отправивший фельдмаршала в отставку. Но спустя год произошел новый переворот. Дочь Петра Великого Елизавета с преображенцами арестовала Остермана, императора, его родителей и всех их приближенных. Елизавета приказала посадить в тюрьму бывшую регентшу и её мужа»

«В 1756 году Ивана Антоновича перевезли из Холмогор в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. В крепости «известный арестант» находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. За все время заключения он так и не увидел ни одного человеческого лица. Однако документы свидетельствуют, что узник знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре. Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключенного гибелью в 1764 г. В возрасте 23 лет».



Группа 5:

Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Елизавета Петровна была провозглашена императрицей.

Сформируйте своё отношение к ее личности, используя материал параграфа и текст документа:

 «Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти». «Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом. ...Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками…Мирная и беззаботная, она вынуждена была воевать чуть не половину своего царствования. Она же основала первый настоящий университет в России»


Группа 6:

Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Петр III был провозглашен императором.

Сформируйте своё отношение к его личности, используя материал параграфа и текст документа:

 «Он был упрям и вспыльчив, был слабого и хилого сложения…Он большей частью проявлял неверие... Его ум был ребяческим... Он приходил в отчаяние. Это часто с ним случалось. Он был труслив сердцем и слаб головой...»

«Общество чувствовало в действиях правительства шалость и каприз, отсутствие единства мысли и определённого направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Всё это вызывало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко выражали недовольство, безо всякого опасения порицая государя»



Физкультминутка 



Закрепление изученного на уроке:

Выступление всей группы (время правления; приход к власти; характеристика правителя)

Фаворит – это… (придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны);

Объясняется роль фаворитизма. Сообщения учащихся «А.Д. Меньшиков», «В.Л. Долгоруков» (ранее полученные)

Учащиеся оформляют свои ответы в таблице.



V. Формулирование вывода с обоснованием



Можем ли мы сказать, что в эту эпоху произошло отступление от идей Петра, что они перестали развиваться?

Вывод; дворцовые перевороты не влияли на абсолютический режим и система власти не изменялась, т.е перевороты были  вызваны не потребности государства, а лишь желанием придворных  при поддержке гвардии. Отступление от петровских реформ. У власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти.

Обострение проблемы престолонаследия в связи с указом 1722 года, сломавшего традиционный механизм передачи власти от отца к сыну. Монарх получил право назначать наследника по своему усмотрению. Это привело к усилению борьбы за власть между придворными группировками.

Активная роль гвардии, которую Петр создал как привилегированную опору самодержавия. Гвардия стала реальной силой, на которую могли опираться монархи и претенденты на трон.

Еще в XVII в. личность монарха и происхождение его власти считали божественным, установленным навсегда. Покушение на царя являлось величайшим святотатством. В XVIII в. подобное представление уже не играло значительной роли в сознании просвещенной аристократии и столичной гвардии. В личности самого монарха и даже его власти не видели ничего сакрального - одного монарха можно было заменить другим, его власть можно ограничить). 



Проверочная работа:

Задание 1:

Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов (приклеить на доске таблички в правильном порядке )

Имена:

  • Петр II

  • Екатерина I

  • Анна Ивановна

  • Петр III

  • Иван Антонович

  • Елизавета Петровна

  • Екатерина II


Задание 2:

Кем приходились Петру I (взяв листочки со стола, приклеить на доску таблички со степенью родства к Петру I).

  1. Екатерина I – вторая жена Петра I

  2. Петр II - внук  Петра I, сын царевича Алексея

  3. Анна Иоанновна – племянница, дочь Ивана V, брата Петра I,

  4. Елизавета Петровна – дочь Петра и Екатерины

  5. Петр III – внук, сын второй дочери Петра Екатерины

  6. Екатерина II – жена Петра III.


Задание 3: 


Тест:

1.  Главная движущая сила дворцовых переворотов?

а)  духовенство; б)  крестьянство; в)  гвардия

2.  Лицо, руководящее государством в случае малолетства или болезни монарха?

а)  верховник; б)  регент; в)  рекрут

3.  Члены Верховного тайного совета предложили Анне Иоанновне?

а) установить патриаршество; б) установить регентство; в) подписать кондиции


Задание 4:


О каком правителе идёт речь?

1. «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца»   (Елизавета)

 

2. «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»   (Анна Ивановна)

 

3.     «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера …..Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)

 

 4. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России».   (Екатерина I)

 

5.«Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». ( Петр II).

 

VI. Подведение итогов урока.

- Достигли ли мы цели, которую ставили, изучая эпоху насильственной смены правителей, борьбы за власть различных группировок внешнюю политику в 1725-1762 гг? Если нет, то, что нам помешало?

Как я усвоил материал?

Усвоил весь материал - 9-10 баллов

Частично усвоил материал - 7 – 8 баллов

Мало что понял - 4 – 6 баллов



Как я работал?

Со всеми заданиями справился – 9-10 баллов

Допустил ошибки - 7- 8 баллов

Не справился - 4-6 баллов



Как работала группа, учебная пара

Совместно выполняли задания - 9-10 баллов

Не все были активны - 7- 8 баллов

Работа была непродуктивная - 4- 6 баллов



Домашнее задание параграф 20-21 (учебник Данилова), отвечать на вопросы к параграфу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему: "Дворцовые перевороты (История России, 7 класс)"

Автор: Нистратов Алексей Владимирович

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 326058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Дворцовые перевороты на пути формирования российского самодержавия "
    ["seo_title"] => string(75) "dvortsovyie-pierievoroty-na-puti-formirovaniia-rossiiskogho-samodierzhaviia"
    ["file_id"] => string(6) "232110"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442753843"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Дворцовые перевороты"
    ["seo_title"] => string(23) "dvortsovye_perevoroty_2"
    ["file_id"] => string(6) "545427"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1586072041"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разработка урока на тему: "Дворцовые уроки на пути формирования российского самодержавия" "
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-uroka-na-tiemu-dvortsovyie-uroki-na-puti-formirovaniia-rossiiskogho-samodierzhaviia"
    ["file_id"] => string(6) "230390"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442131094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства