kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока: "Февральская революция 1917 года в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит подвести учащихся к пониманию, осознанию исторической закономерности Февральской революции, ее объективных и субъективных предпосылок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: "Февральская революция 1917 года в России"»

Тема: Февральская революция 1917 года в России

Задачи урока:

  1. Подвести учащихся к пониманию, осознанию исторической закономерности Февральской революции, ее объективных и субъективных предпосылок.

  2. Учащиеся должны: уяснить причины, движущиеся силы, характер, итоги, значение Февральской революции в России;

  3. Давать аргументированную оценку двоевластию, сложившемуся после Февральской революции

  4. Развивать умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогию

Основные понятия: двоевластие, Временное правительство, Учредительное собрание



Ход урока


  1. Проверка домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Проверить выполнение домашнего задания (опрос)

В конце опроса по теме предыдущего урока, учащиеся должны ответить на вопрос: Как война повлияла на складывание революционной ситуации в стране, явилась ли война непосредственной причиной революции или она – катализатор этого процесса?

  1. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Вызревание общественно-политического кризиса в 1916г. Складывание революционной ситуации

  2. Причины февральской революции

  3. Ход революции

  4. Двоевластие. Создание Временного правительства

  5. Итоги и значение революции


О б ъ я с н е н и е у ч и т е л я

  1. Вызревание общественно-политического кризиса в 1916 г. Складывание революционной ситуации.

Первая мировая война до предела обострила социально-экономические и политические противоречия в России. Кровопролитная, ненавистная народу, захватническая, империалистическая, грабительская война и вызванная ею экономическая разруха привели к мощному стихийному протесту масс. Протестовали не только низы. Буржуазия тяготилась неспособностью самодержавия решить назревшие в обществе проблемы и найти конструктивный компромисс с нею.

Таким образом, внутриполитический кризис назрел, в стране сложилась революционная ситуация. Низы не хотели жить по старому, а верхи не могли так жить. Кризис верхов выражался, с одной стороны, в нестабильности состава правительства (за 6 месяцев до революции сменилось три председателя совета министров и два председателя внутренних дел), а с другой стороны – в активизации либеральной оппозиции. Убедившись в нежелании царя идти на какие-либо уступки, либералы начинают разрабатывать планы свержения Николая II.

  1. Причины февральской революции

  • Росло недовольство народных масс как в тылу, так и на фронте. Ухудшалось материальное положение народа. Безудержно росли цены прежде всего на продовольствие, а также на все потребительские товары. Началась инфляция.

  • В армии зрело недовольство, вызванное бездарностью высшего военного руководства и поражениями на фронтах, а также недостаточным обеспечением армии оружием и патронами, продовольствием и т.д.

  • Правительство не могло управлять страной старыми методами, контролировать ситуацию в стране. Росли коррупция, произвол чиновников

  • Дума («Прогрессивный блок») искала выход из сложившейся ситуации путем компромисса с царем, что привело к созданию «правительства доверия»

  • Заговор и убийство наиболее одиозной личности в царском окружении – Г.Распутина

  1. Ход революции

С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь – февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23 февраля бастовала треть столичного пролетариата, а 25 февраля забастовка стала общей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм», «Долой войну!». Возросло влияние левых партий (эсеров, меньшевиков, анархистов, большевиков, трудовиков).

Правительство пыталось опереться на вооруженную силу – воинские части, полицию, казаков. 25-26 февраля произошли первые кровавые столкновения. 26 февраля началось вооруженное восстание. Царь издал указ о роспуске Госдумы.

Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения. 27 февраля (12 марта) солдаты перешли на сторону народа. Отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность правительства, государственных учреждений была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. В армии и на флоте созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Фронтовые части при соприкосновении с революционными переходили на сторону последних.

  1. Двоевластие. Создание Временного правительства.

В ходе восстания 27 февраля (12 марта) 1917 года был создан, Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, обратившийся к рабочим с призывом избрать Петроградский Совет, который был сформирован в этот же день. Совет призвал население города формировать местные комитеты во главе с назначенными им комиссарами.

1 марта Исполком Совета постановил предоставить формирование правительства Временному думскому комитету.

2 марта депутаты В.В.Шульгин и А.И.Гучков фактически вынудили царя Николая II подписать манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила. Однако Михаил от престола отказался, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.

2 марта сформировано Временное правительство. Его председателем и министром внутренних дел избран князь К.Е.Львов (кадет).

Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917 года. Власть оказалась в руках двух центров: либерального, по сути дела буржуазного, Временного правительства и революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

Вопрос о характере будущего правления оставался открытым, так как Временное правительство предполагало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса, а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.

  1. Итоги и значение революции

Важнейшим итогом (в этом и заключается историческое значение) Февральской революции явилось то, что было свергнуто самодержавие – политический строй, долгое время тормозивший развитие страны. Легкость, с которой победила революция, показала, насколько слабой была к этому времени социальная опора самодержавия.

III. Закрепление изученного и задание на дом.

!!!Задания!!!

  1. Составить хронологический п л а н событий Февральской революции (по материалам лекции и учебника, $12-13)

  2. Заполнить таблицу (начать заполнение можно на уроке), проанализировав позиции российских политических партий по следующим вопросам:

Линии сравнения

Правые партии

центр

Левые партии

  1. Об оценке Февральских событий

  2. Об отношении к Временному правительству

  3. О форме государственного управления

  4. Об участии России в 1-й мировой войне

  5. Об аграрной политике

  6. О национальной политике





  • Какие альтернативы исторического развития отстаивали ведущие политические партии?

  • Позиции какой партии (блока партий) представляется вам наиболее реалистичной и конструктивной в условиях России весны 1917 года?

! С целью обобщения материала урока целесообразно заполнить таблицу-алгоритм.

Памятка-алгоритм к изучению материалов о революции

  1. Причины революции

  2. Задачи революции («зеркально» причинам революции)

  3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их)

  4. Класс-гегемон (класс – руководитель данной революции)

  5. Характер революции (определятся по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил)

  6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика)

  7. Итоги революции

  8. Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее

! Работа над основными понятиями, составление таблицы:

Основные понятия, термины, персоналии

Двоевластие

Переплетение двух властей власти в России после Февральской революции – Временного правительства и органов революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства – Советов. Преобладание в Советах представителей буржуазных партий обусловило поддержку ими Временного правительства и полную уступку ему власти в июле 1917 года

Временное правительство

Буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции

Учредительное собрание

Парламентское учреждение, которое должно было выполнять законодательные функции, в частности, законодательно утвердить новую систему власти, сложившуюся в России после Февральской революции. Заседание Учредительного собрания было открыто в Таврическом дворце в Петрограде 5 (18) января 1918 года В ночь на 7 (20) января 1918 года ВЦИК принял декрет о его роспуске

Задание на дом.

Читать $12-13 и ответить на вопросы на стр.91

Можно дать задание: выполнить опорный конспект

Февральская революция 1917 г. в России

(примерный опорный конспект)


Общенациональный кризис

Война

Кризис «низов» и «верхов»

Внутриполитический кризис

- социально-экономические и политические противоречия

- экономический кризис

- бессмысленное кровопролитие







Ход революции

Подъем стачечного движения

Волнения в армии

Рост крестьянского движения

Демонстрации интеллигенции и студенчества

23 февраля забастовка

26.02 войска Петроградского гарнизона – на сторону революции

Госдума

Временный комитет

Петроградский Совет рабочих депутатов




- годовщина «Кровавого воскресенья»

- 145 тысяч человек








- всеобщая

- вооруженное восстание





- 27.02 - закрытие заседаний

- Временный комитет


- 12 лиц, Родзянко – берет власть


- контроль вокзалов, телеграфов и т.д.







Создание Временного правительства

01.03 Исполком Совета – решение о Временном правительстве

02.03 Николай II отрекся от престола

Историческое значение







- свергнуто самодержавие

- слабая социальная опора самодержавия

- особенность Февральской революции - двоевластие



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока: "Февральская революция 1917 года в России"

Автор: Хизриева Лариса Товбулатовна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства