XI – сер. XIII в. – господство половцев в южнорусских степях.
1054 г. – первое упоминание о половцах в русских летописях.
1061 г. – первое столкновение русских и половцев.
1068 г. – сражение на р. Альте.
1103, 1107, 1109, 1116 гг. – походы Владимира Мономаха на половцев-кипчаков.
1111 г. – «крестовый поход в Степь» князя Мономаха.
1210 г. – последний половецкий набег на русские земли
Ход урока
I.Оргмомент. Объявление темы и цели урока.
II. Изучение нового материала.
Слово учителя
Первое появление половцев у русских границ относится к 1055 году, когда половецкий хан Болуш с ордой вошел в пределы Переяславского княжества и был встречен переяславской дружиной с князем Всеволодом Ярославичем. Новые кочевники у разных народов получили разные названия. Так, русские именовали их половцами, связывая этот этноним со словом поле (жители степи, степняки). В византийских и венгерских источниках те же племена упоминаются как куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе. Сами же кочевники именовали себя кипчаками. Они представляли собой единый тюркоязычный народ, пришедший на Русь с Востока.
Половцы и Дешт-и-Кипчак
- Работа с исторической справкой. Запись в тетрадь понятия
Половцы - тюркская племенная группа, господствовавшая в южнорусских степях с половины XI в. вплоть до середины XIII в.
- Работа с исторической картой на стр. 50 учебника. Рассмотрите карту.
1. Определите, находилась ли территория Донецкого края на пути продвижения половцев.
2. Назовите племенные союзы, с которыми пришлось столкнуться половцам на пути их продвижения.
3. Покажите и прокомментируйте путь продвижения половцев.
Проблемный вопрос: Работа с §6 п.1.
Назовите особенности жизни и быта половецких племён, работая с текстом учебника и историческим источником (диалог в форме мозгового штурма).
Словарная работа: Дешт-и-Кипчак и Лукоморье, вежа, тенгрианство, орда, курень, кош.
III. Работа по составлению ассоциативной карты на доске
- Краткий инструктаж по составлению карты
- Нанесение на ассоциативную карту понятий: Половцы,Дешт-и-Кипчак и Лукоморье, вежа, тенгрианство, орда, курень, кош
Половцы на территории Донецкого края
- работа с иллюстрациями;
- работа с текстом учебника;
- вопрос к классу: - Какие памятники оставили после себя половцы, расскажите о них, где они находятся и каким образом половцы делали захоронения? (Курганные погребения святилища, связанные с культом предков, каменные изваяния).
-продолжение работы по составлению ассоциативной карты.
3. Половецкая каменная скульптура
- запишите в тетрадь понятие «половецкая каменная баба» - оставленные половцами памятники сакрального искусства-изваяния из серого песчаника.
- выступление ученика (опережающее задание) о половецких каменных бабах
- работа с иллюстрациями;
4. Военное искусство половцев. Набеги на Русь
- Комментированное чтение параграфа
-Ответы на вопросы:
1. Рассмотрите иллюстрации и опишите снаряжение и вооружение половцев.
2. Объясните, почему половцы не стремились воевать с Русью, пока Русь была централизованным государством.
3. Предположите, как долго могли оставаться мирными отношения Руси и половцев. Что могло повлиять на мирный характер их взаимоотношений?
IV. Формирование двух групп.
- Работа в группах по изучению походов Владимира Мономаха на Северский Донец, поход Игоря Святославича против половцев.
Задание: -1 гр. Походы Владимира Мономаха на Северский Донец;
-2 гр. Поход Игоря Святославича против половцев
- На основе материала учебника составить краткий рассказ и презентовать свою работу.
- Работа с историческим источником (Из Ипатьевской летописи)
Ответить на вопросы:
1. Каким образом удалось князю Игорю бежать из половецкого плена?
2. Объясните понятие «вежа», используя документ.
Работа с ассоциативной картой: выступление - историк, этнограф, археолог.
V.Рефлексия.
Составить синквейн «Половцы» (Примерный вариант:
ПОЛОВЦЫ
Трудолюбивые, кочующие
Разводили, веровали, нападали
Единый тюркоязычный народ
Кочевые племена
VI. Выставление оценок за работу на уроке
VII. Домашнее задание:
Изучить §6 , выучить новые понятия, написать эссе о половецких племенах. (Учебник «Историческое краеведение. Донецкий край в эпоху Средневековья»).