Разработка урока: Старообрядчество в Нижегородском крае
Разработка урока: Старообрядчество в Нижегородском крае
Комбинированный урок краеведения для 7 класса Нижегородской области, объясняющий причины раскола РПЦ, характеризующий личности основых идеологов XVII и самые распространенные течения старообрядчества.
С опорой на учебник: Наш край.- 4-е издание. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2006. – 432 с., ил.
Использованы иллюстрации из книг Седов А.В.; Кержаки. История трех поколений купцов Бугровых.; Нижний Новгород: НОВО, 2010.
Соколов А.Н., Православная церковь и старообрядчество. – Нижний Новгород: кварц, 2014 год.
Дореволюционные открытки.
Фотографии М. Дмитриева и О. Карелина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: Старообрядчество в Нижегородском крае »
ТЕМА: СТАРООБРЯДЧЕСТВО В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ.
Цель урока: сформировать представление о истоках религиозного течения старообрядцев в Нижегородском крае.
Задачи: Образовательная: Обеспечить освоение учащимися следующих фактов: старообрядчество, раскол, поповцы, беспоповцы. Выявить и осмыслить сущность старообрядческого движения.
Воспитательная: Способствовать формированию толерантного отношения к религии и религиозным людям.
Развивающая: развивать логические способности учащихся, умение выделять главное от второстепенного, строить логические цепочки используя задания с текстом учебника, самостоятельные задания на формулировку понятий.
По дидактическим целямиместу уроков в общей системе: комбинированный.
Учебник: Наш край.- 4-е издание. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2006. – 432 с., ил.
Использованы иллюстрации из книг Седов А.В.; Кержаки. История трех поколений купцов Бугровых.; Нижний Новгород: НОВО, 2010.
Соколов А.Н., Православная церковь и старообрядчество. – Нижний Новгород: кварц, 2014 год.
2 этап– изучение новых знаний, формирование новых умений;
1) Раскол в РПЦ, реформа Никона
2) Разнообразие старообрядческих толков.
3 этап– закрепление, систематизация, применение;
4 этап– задание на дом ( учить записи в тетради).
Проверка Д/З. Проверочная работа по пройденной теме: 1) а) век постройки Макарьевской ярмарки, около какого монастыря? В честь кого и чего этот монастырь был назван? Б) Дата постройки ярмарки в Нижнем Новгороде. В) в каком году прошла Всероссийская промышленная выставка в Нижнем Новгороде?
2) Нескольким ученикам отвечать на вопрос по учебнику: перечислить реформы Никона. С 95
Актуализация: Посмотрите вокруг: сколько национальностей, сколько убеждений нас окружают?! Почему возникают религиозные конфликты? Из-за непонимания. Сегодня мы этого непонимания попытаемся избежать нашими знаниями и поговорим о части Русского населения, которые до сих пор отстаивают убеждения и веру предков – старообрядцев.
Рассказ учителя:
К концу XVII века в каждой глубинке России люди по разному молились, крестились, вели службы. Причиной этому были ошибки, допущенные при переписывании греческих духовных книг. Русь крепла, и встал вопрос: будет ли она наследницей самого значимого богатства Византии – будет ли она считаться центром православия? «Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать» - идея, сформулированная ранее, могла быть опровергнута лишь только тем фактом, что в самой России нет строгих правил, регламентирующих религиозную жизнь. Необходимы были реформы приведения всей системы в порядок. Решено было не брать древние Русские книги за образец, так как они – перепись греческих, а взять за основу древние греческие источники. За глобальное реформирование выступил Никон, по преданию, наш земляк, живший на юге области. ВОПРОС: Какие изменения он хотел ввести?
(ОТВЕТ УЧЕНИКА: креститься 3-мя пальцами, а не двумя; писать имя Иисуса с 2 буквами «и», произносить аллилуйя 3 раза, а не два и др)
Рассказ учителя: Противостоял реформа протопоп Аввакум (священник), духовный писатель. Он обличал пороки нового священства и царя, и отстаивал интересы религии пращуров, за что был гоним, и в конце концов сожжен в срубе. Тех, кто противился переменам и открыто противостоял, сжигали в срубах или ссылали в тюремные монастыри, где сорили голодом до смерти, как например, знаменитую боярыню Морозову с картины Сурикова. Те, кто боялся проститься с жизнью, бежали из центра страны к нам в область, Сибирь, селились в глухих непроходимых местах. Сейчас это район Семенова, Заволжья, Городца, Дзержинска. Староверы бежали как после Никоновской реформы, так и после реформы 1917 года, запрещавшую церковь вовсе. Старообрядцы, не афишировавшие свое вероисповедание, пробивались в «люди». Наши земляки - старообрядцы, купцы Бугровы, стали «почетными гражданами Нижнего Новгорода». Почти все крестьяне, выбившиеся в купечество, были старообрядцами. А почему они были настолько удачливыми? Потому, что детей воспитывали в строгости и боязни бога, трудились от рассвета до заката, были честными с другими людьми. «Во всем должен быть чин» - порядок. Человеческая жизнь – проторенная дорога. Православие менялось «в ногу со временем»: можно увидеть в храме женщин в брюках, лишь повязавших а талии палантин. А старообрядкам до сих пор и в повседневной жизни положено ходить в юбках «в пол» и косоклинных сарафанах. ДЕМОНСТРАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ЭКСПОНАТА.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Раскол в РПЦ произошел в XVII веке из-за церковной реформы патриарха Никона. Верующие должны были:... (помогают ученики) Несогласные – старообрядцы – подвергались гонениям и казням.
ЗАДАНИЕ. Чтение учебника вслух, по цепочке, заполнить таблицу. Выписать в графы направления, толки старообрядцев.