kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Питирим и нижегородское старообрядчество".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: путём анализа различных источников показать роль Питирима в процессе обращения нижегородских старообрядцев к официальной церкви;


Задачи урока: 



  1. (образовательная задача) подвести учащихся к выводам о роли Питирима  в истории Нижегородского края; опасностям расколов в обществе и церкви – как причине социально-политической нестабильности и духовной деградации общества; 


  2. (образовательная задача) подвести к выводам о бессмысленности решения конфликтов в обществе путём насильственных действий;


  3. (развивающая задача) развить умения и навыки анализа и сопоставления, обобщения, отбора исторического материала, исследования исторических документов; 


  4. (воспитательная задача) ориентировать учеников на осознание роли духовных исканий общества в истории нации, подвигнуть к размышлению о созидании будущего своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Питирим и нижегородское старообрядчество".»

Методическая разработка по теме:

«Питирим и нижегородское старообрядчество». (урок 23)

Цель: путём анализа различных источников показать роль Питирима в процессе обращения нижегородских старообрядцев к официальной церкви;


Задачи урока: 



  1. (образовательная задача) подвести учащихся к выводам о роли Питирима в истории Нижегородского края; опасностям расколов в обществе и церкви – как причине социально-политической нестабильности и духовной деградации общества; 



  2. (образовательная задача) подвести к выводам о бессмысленности решения конфликтов в обществе путём насильственных действий;



  3. (развивающая задача) развить умения и навыки анализа и сопоставления, обобщения, отбора исторического материала, исследования исторических документов; 



  4. (воспитательная задача) ориентировать учеников на осознание роли духовных исканий общества в истории нации, подвигнуть к размышлению о созидании будущего своей страны.

Оборудование: 

Мультимедийная презентация (схемы, иллюстрации, портреты);

Пособие: Нижегородский край. Факты, события, люди.Н.Н.,1994 г., стр.102 -109.

Тип урока: комбинированный.

План:

  1. Нижегородские раскольники.

  2. Епископ Нижегородский Питирим.

  3. «Питиримово разорение».

  4. Старообрядческие скиты Нижегородского края.

  5. Старообрядчество в наши дни

  6. Закрепление.

  7. Домашнее задание.

Основные понятия: раскольники, толки, поповцы, беспоповцы, «кержаки», скит.


ХОД УРОКА.

  1. Проверка выполнения домашнего задания.

Опрос:
        1. Составить сравнительную таблицу «Церковные обряды до реформы и после реформы» (у доски).
        2. Развернутый ответ:

        1. Какие цели преследовал патриарх Никон, проводя церковную реформу?

        2. Расскажите, в чём суть церковной реформы, какие новшества ждали верующих в ходе её реализации?

3. Почему реформа Никона вызвала протест у части общества?

4. Расскажите о последствиях реформы.

2. Изучение нового материала.

     1.Вступительное слово учителя: Нижегородский край с первых дней раскола стал одним из оплотов «древнего благочестия». Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что ключевые фигуры раскола — инициатор церковных «новшеств» патриарх Никон и его яростный антагонист протопоп Аввакум — оба были выходцами с нижегородской земли. Оказавшись вне сферы влияния официальной православной церкви, приверженцы «старой веры» быстро распались на различные направления и течения («толки», как тогда говорили). Самое главное различие было между «поповским» и «беспоповским» толком (сл.3) . Различие заключалось в том, что первые признавали чин священства и монашества, вторые — не признавали и в их общинах главными были не священники, и выборные лица из числа мирян. В свою очередь от этих толков отпочковались другие направления и секты. Что касается Нижегородского края, то нижегородские старообрядцы в большинстве своем принадлежали к «поповщине» и признавали священников и монахов. Именно об этих старообрядцах в основном и пойдет речь. В конце 17 века, спасаясь от преследований, нижегородские раскольники уходили в глухие леса, за Волгу, где ставили свои скиты (объединение нескольких старообрядческих обителей-монастырей). Особенно много их поселилось на берегах реки Керженец (сл. 4).  С тех самых пор староверов в Нижегородском крае стали называть «кержаками», а слово «кержачить» стало означать «придерживаться старой веры». Жили кержаки по разному: относительно мирные времена сменялись на периоды жестоких репрессий. Особенно сильными преследования были в то время, когда епископом Нижегородским был назначен Питирим. При нём начался знаменитый «разгон» Керженца.

2. Епископ Нижегородский и Алатырский Питирим. (сл. 5) - Сообщение обучающегося (см. дополнительные материалы).

3. Питиримово разорение.

- Давайте познакомимся с действиями Питирима в нашем крае против старообрядцев, прочитав стр.103 – 106 пособия и предложенный вам текст из дополнительного источника.

(дополнительный текст: Питирим был сначала раскольником, православие принял уже в зрелом возрасте и делом всей своей жизни почитал борьбу с расколом. В 1719 году он был назначен епископом Нижегородским и Алатырским и в своем «доношении» царю Петру предложил целую систему мер против раскольников. Петр был человеком, глубоко равнодушным к чисто религиозным вопросам, но любить раскольников у него не было причин: они участвовали в стрелецких бунтах, которые омрачили детство и юность Петра, и, кроме того, были самыми ярыми критиками и противниками петровских нововведений. Немалую роль сыграл и меркантильный момент: с раскольников предлагалось брать двойной подушный оклад, от чего казна государева немало бы выиграла. Царь одобрил все начинания Питирима, и велел нижегородскому губернатору Ю.А.Ржевскому оказывать ему всевозможную помощь. Начались массовые преследования старообрядцев. С 1718 по 1725 гг. в нижегородской епархии открыто было раскольников до 47 тысяч человек; из них до 9 тысяч приняли православие; часть записалась в двойной оклад, так что за 1718 и 1719 гг. Ржевский собрал с 19 тысяч человек около 18 тысяч рублей; упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. В леса посылались воинские команды, которые силой выгоняли из скитов раскольников, а сами скиты уничтожали. Одним из способов противостояния произволу церковных и гражданских властей были самосожжения — когда раскольники, священники и миряне с женами и детьми, запирались в каком-то здании, чаще всего в деревянной церкви, и поджигали сами себя. Несколько таких случаев было зафиксировано и на территории Нижегородского края. Но более распространенными были побеги, когда раскольники снимались со своих насиженных мест и бежали куда глаза глядят, чаще всего в Сибирь, куда они и принесли свое прозвание. Поэтому до сих пор в Сибири раскольников называют «кержаками» - слишком много выходцев с Керженца переселилось туда в начале 18 века.  

После смерти Питирима (1738 г.) преследований раскольников стало меньше. В этот период в Нижегородское Поволжье устремляются миграционные старообрядческие потоки с Урала, из Сибири и других регионов. Возвращаются не только те, кто раньше проживал здесь и был вынужден оставить родные края из-за репрессий Питирима, но сюда направляются соратники «старой веры» и из других районов страны.

Вопросы к прочитанному тексту:

- Какими методами пользовался Питирим в своей борьбе против раскольников?

- Почему, на ваш взгляд, борьба с раскольниками в нашем крае получила название «Питиримово разорение»?

- Подумайте, все ли средства хороши для борьбы с инакомыслием?

4. Старообрядческие скиты Нижегородского края (сл. 6) – рассказ учителя

- Старообрядческие скиты Нижегородской губернии  или Керженские скиты — группа старообрядческих скитов, образовавшихся на территории Нижегородской губернии в конце XVII — начале XVIII веков. Большинство из них было расположено на реке Керженец, по названию которой они стали обобщённо называться Керженскими скитами.

Ряд скитов Нижегородской губернии был описан в романах П. И. Мельникова «В лесах» и «На горах», где приводится подробное описание быта и обычаев нижегородских староверов.

  • Голендухин скит — основан матерью Голендухой — одной из первых подвижников старообрядчества, появившихся на Керженеце. Скит был разорён во время гонений архиепископа Питирима, но в начале второй половины XVIII века был восстановлен и просуществовал до начала XIX века. В настоящее время на месте скита сохранились только следы кладбища. Место, где был скит, именуется у старообрядцев Голендухин дол и является местом паломничества.

  • Керженский Благовещенский скит  (сл. 7) — один из известнейших и крупнейших старообрядческих скитов, основанный в 1814 году иноком Тарасием (1787—1876), на правом берегу реки Керженца. В 1848 году, во времена борьбы с сектантством при императоре Николае I, скит был запечатан властями, но вскоре в 1849 году вновь открыт как единоверческий мужской монастырь, первым игуменом которого был тот же Тарасий. Часть бывшей братии также приняла единоверие и осталась в скиту, но большая часть разбрелась по другим старообрядческим скитам.

  • Комаровский скит (сл. 8) — наиболее известный из нижегородских скитов. Основан в концеXVII — начале XVIII века старообрядцем Комаром, пришедшим на Керженец из Торжка. По его имени и был назван скит. Известность Комаровский скит получил после московской чумы 1771 года и появления в Москве старообрядческих кладбищ —Рогожского и Преображенского. В начале XIX века в составе Комаровского скита было 35 мужских и женских обителей, в 1826 году — 26, в 1853 году — 12 обителей, 3 часовни и 2моленные; в скиту проживало до 500 скитниц и столько же послушниц. После «выгонки» 1853 года в Комаровском скиту не осталось мужских обителей. Скит был расселён примерно в 1927 году. В настоящее время скит разрушен, сохранилось только несколько могил на скитских кладбищах, которые являются объектом паломничества старообрядцев из различных регионов России.

  • Оленевский скит (сл. 9) — древнейший из керженецких скитов. По преданию основан в XV веке иноками Желтоводского монастыря, сопровождавшими Макария Желтоводского вУнжу после разорения монастыря Улу-Махметом. На месте скита странникам явился олень — отсюда и произошло название скита. После церковных реформ патриархаНикона оленевские пустынножители не приняли нововведений и ушли в раскол. После Питиримова разорения скит был уничтожен, после указа Екатерины II от 1762 года о позволении староверам вернуться в Россию скит был восстановлен. На начало XIX века в нём насчитывалось 14 женских обителей и он был одним из крупнейших и известнейших на Керженце (в 1826 году в нём было 5 часовен и 9 моленных). В 1834 году по указу Нижегородского губернского правления был составлен план скита с обозначением обителей и келий: в нём проживало 432 души мужского и женского пола, имелось 6 бывших кладбищ и одно действующее. С 1838 года скит в официальных документах назывался деревней, оставаясь по сути старообрядческим монастырем. К моменту «выгонки» 1855 года в скиту было 18 обителей в которых проживала 1 схимонахиня и 48 инокинь, имелось 8 моленных. После «выгонки» было решено переселить обитателей Оленевского скита в Улангерский. В отчёте о состоянии раскола по Семёновскому уезду за 1857 год Оленевский скит значится как бывший, но семёновские священники писали, что многие скитницы продолжают проживать «по месту прежней приписки». Оленевский скит стал основой деревни Большое Оленево, единственного поселения Семеновского района, возникшего непосредственно на месте скита: застройка деревни повторяет расположение скитских обителей. В деревне до настоящего времени проживают старообрядцы, которые ухаживают за могилами на остатках трёх старых кладбищ на могилах которых, за отсутствием моленной, совершаются по праздникам богослужения.

  • Фундриковский скит (сл. 10) — основан в ХVIII веке. В скиту на 1826 год имелось две обители и часовня. Скит был закрыт в 1852 году, его обитатели переселились с близлежащую деревню Фундриково, в которой в начале ХХ века ещё имелась тайная моленная. В настоящее время от скита сохранилось лишь несколько могил в юго-восточной части деревенского кладбища.

- Это только часть скитов, которые были образованы на территории нашего края.

5. Сторообрядчество в наши дни – рассказ ученика об Агафье Лыковой (см. дополнительные материалы).

6. Закрепление.

Задание 1.- Заполните пропуски.
1. Борьбу против старообрядцев в Нижегородском крае возглавил_____________________________________________________________________________
2. Большое влияние на решения Питирима оказывал царь____________________________________________________________________________
3. Питирим к старообрядцам применял следующие меры________________________________________________________
4 .Старообрядцы оказывали сопротивление властям и для этого использовали все доступные методы, в том числе___________________ _____________________________________________________________
5.После смерти Питирима власти _________________________
_____________________
Задание 2. Рубрика «Взгляд со стороны» - предложите свои методы решения проблемы, возникшей в обществе в результате церковной реформы Никона.

3.Подведение итогов урока.

  •         4. Выставление оценок, домашнее задание: Прочитать текст в пособии « Нижегородский край. Факты, события, люди.» на стр. 102 – 107

  • Подготовить рассказ об одном из нижегородских скитов (по выбору).









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Питирим и нижегородское старообрядчество".

Автор: Матюшина Лидия Александровна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368477


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства