Ход урока: Организационный момент (2 мин.) Приветствие учеников, проверка присутствующих, постановка темы и цели урока. Этап проверки домашнего задания (10 мин.) Письменный опрос по вопросам в конце параграфа. Этап актуализации знаний. Вспомните из курса основной школы, что такое «опричнина». Кто её ввел, где она приходила, и когда закончилась. (ответы учеников). Чтобы ответить на эти вопросы давайте приступим к изучению нашей темы урока. Этап изучения нового материала. В 1547 году на престол вступает молодой Иван 4 . В ранние годы своего правления он прислушивался к советам главе Челобитного и Казенного приказов, священнику Сильвестру и другим сторонникам реформ. Эту группу реформаторов называют Избранной радой. В 1558 году начинается Ливонская война, целью которой было получение выхода к Балтийскому морю. На первом этапе войны царское войско одержало ряд побед. Однако вскоре Россия начинает терять позиции, в этот период происходит переход командующей армией князя А. Курбского на сторону Литвы. В первой половине 70-х годов русские войска вновь заняли почти всю Ливонию. Но это преимущество оказалось недолгим. Вскоре эти земли опять вернулись под власть объединённой Польши и Литвы. Потом захватили наш Полоцк, Великие Луки, Псков. После этого Россия предложила заключить мир, по которым она потеряла все приобретения в Белоруссии и Ливонии, а также бОльшую часть побережья Финского залива с городами Нарвой, Ямом и Ивангородом, сохранив только устье реки Нарвы. Военные неудачи отразились на простом народе, назревало недовольство. Боярская дума и духовенства требовали от Ивана Грозного восстановление прежних порядков. Стремясь избавиться от опеки избранной Рады, царь созвал Земский Собор, которой признал бывших сподвижников Ивана виновными в сложившемся положении дел. Адашев и Сильвестр были сосланы и вскоре погибли. Также осложнились отношения с церковью. В 1563 году умер митрополит Макарий, на смену ему пришел Афанасий, который поддерживал бояр. Положение царя стало шатким. Зимой Иван 4 с семьей перебрался в Александрову слободу, из которого написал письмо митрополиту в котором сообщал, что оставил Москву из-за изменников. Простым людям царь сообщал, что на них зла не держит. В Москве начались волнения, простые люди отправили Ивану челобитную в котором сообщали, что он волен править как угодно, и что они поддерживают его борьбу с боярами. Бояре отправляются к царю с просьбой вернуться, и подтвердили, что он теперь вправе «казнить и миловать» по своей воле. В России установился новый порядок – ОПРИЧНИНА. Замли гос-ва были поделены на 2 части. Одну (опричную) царь забрал под свое руководство. Другая – земщина- управлялась как прежде. В опричнину вошли наиболее богатые и важные части государства. Именно на земщину были возложены все тяготы ведения войны. Был образован корпус личной гвардии Ивана 4. Опричники приносили царю клятву в верности. Они носили черную одежду, их внешнее отличие была собачья голова и метла, в знак того, что они грызут и метут изменников царя. Опричники являлись инструментом, которым Иван 4 проводил внутреннюю политику – карал неугодных и управлял страной. Начинает преследование изменников. В истории закрепилось название «опричный террор». В 1569 году Иван Грозный заподозрил новгородскую знать в заговоре. В сопровождении опричников он выступил против Новгорода. Новгородская округа была опустошена. Были казнены многие горожане. После 6 недель грабежов и казней Новгород был оставлен. Новгород перестал быть соперником Москвы. К 1572 году опричные казни стали затухать. Иван уничтожил всех своих противников. Опричнина стала себя изживать. Опричник боролись больше между собой, нежели боролись за интересы царя. Поводом к отмене разорившей страну опричнины стали трагические события лета 1571 г., когда крымский хан разграбил 30 городов. У России не было сил противостоять неприятелю. В мае 1572 войска опричнины и земщины были объединены для отпора крымским татарам. Вскоре опричнина и вовсе была отменена. Опричнина не была чем-то особенным. В Европе 16 века централизация государств сопровождалась борьбой за власть. Обычными были преследования соперников, казни. В каждой стране были свои особенности. Английская королева Елизавета боролась в это же время с законной наследницей престола Марией Стюарт. Казнила её саму и многих её сторонников. В Испании свирепствовала инквизиция. И Филипп 2 ежедневно наблюдал, как сжигали его противников. Французский король Карл 9 сам участвовал в резне протестантов в Варфоломеевскую ночь. Итоги опричнины были неоднозначны. С одной стороны, бесконечные войны подорвали хозяйство страны. В запустении находились многие земли. Свирепствовали голод и болезни. С другой стороны, была укреплена центральная власть. Опричнина повлияла на все стороны жизни общества. В это же время государство смогло отстоять независимость и пойти по своему пути развития. Таким образом, «век террора», так назвал эпоху правления царя Ивана Грозного историк Скрынников Р., подвел страну к краю пропасти. Этап закрепления материала урока. Решение вариантов заданий ЕГЭ части 3 (задания С1-С5) (см. приложение). Этап рефлексии. (17 сл.) Ребята, что нового вы узнали на уроке? Что вы раньше знали? Что вам понравилось больше всего на уроке? Что не понравилось? Этап постановки домашнего задания. (18 сл.) Параграф 20, стр. 139-142. |