kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по истории Образование Германии и Италии в XIX веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока: «Образование национальных государств  Италии и Германии в 50-60-е годы XIX века»

Цели урока:

Образовательные:

  • показать процесс объединения Италии и Германии,  завершившийся образованием Итальянского королевства (1861 г.) и  Германской империи (1871 г.);
  • продемонстрировать пути объединения Италии и Германии «сверху» и «снизу»;
  • показать предпосылки и особенности объединительного движения в Италии и Германии.

Развивающие:

  • продолжить работу над понятиями промышленный переворот, раздробленное государство, централизованное государство;
  • развивать навыки сравнения, умения анализировать фактический материал, документы, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
  • вести коммуникативный диалог; участвовать в дискуссии; воссоздавать исторические образы;

Воспитательные:

  • лю­ди с разными взглядами могут объединиться, если перед ними стоит общая цель;
  • понимать, что только единое государство может улучшить свое экономическое и политическое положение.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся узнают, что объединение германских государств необходимо для достижения успеха в процессе модернизации; понимают, почему роль лидера в движении за объединение Германии играла Пруссия. Учащиеся узнают, что борьба итальянского народа за национальное объединение своей страны привела к созданию Итальянского королевства, а это способствовало в дальнейшем становлению индустриального общества, хотя Италия еще долго оставалась «полупериферией Европы»; выделяют общие черты и различия национального объединения Германии и Италии.

Оснащение урока:   Всеобщая история. История нового времени. 1800-1913. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.: учебник для 8 кл. М., 2011   Карты: «Объединение Италии», «Революции 1848—1849 гг. в Европе», «Объединение Германии».

Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 576—577 (Бисмарк и объединение Германии), С. 553—558 (Джузеппе Гарибальди. Карбонарии).  Э. Войнич. Овод.

Репродукции картин: Заседание Франкфуртского парламента, портреты Вильгельма I, Отто фон Бисмарка, портреты Мадзини, Гарибальди, Кавура.

Класс: 8

Тип урока: комбинированный с использованием методики «Взаимообмен заданиями» А.Ривина (КСО). Суть методики сводится к следующему: ребята работают по карточкам с заданиями – индивидуально, потом они работают в парах и передают друг другу проработанную ими информацию. Затем в классе создаются малые группы таким образом, чтобы в каждую собирались ученики, работавшие над одной проблемой. Здесь они обсуждают предложенные им задания, готовят выступление перед классом.

Формы работы: проблемный, частично-поисковый метод.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по истории Образование Германии и Италии в XIX веке »

Тема урока: «Образование национальных государств Италии и Германии в 50-60-е годы XIX века»


Цели урока:

Образовательные:

  • показать процесс объединения Италии и Германии, завершившийся образованием Итальянского королевства (1861 г.) и Германской империи (1871 г.);

  • продемонстрировать пути объединения Италии и Германии «сверху» и «снизу»;

  • показать предпосылки и особенности объединительного движения в Италии и Германии.

Развивающие:

  • продолжить работу над понятиями промышленный переворот, раздробленное государство, централизованное государство;

  • развивать навыки сравнения, умения анализировать фактический материал, документы, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

  • вести коммуникативный диалог; участвовать в дискуссии; воссоздавать исторические образы;

Воспитательные:

  • лю­ди с разными взглядами могут объединиться, если перед ними стоит общая цель;

  • понимать, что только единое государство может улучшить свое экономическое и политическое положение.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся узнают, что объединение германских государств необходимо для достижения успеха в процессе модернизации; понимают, почему роль лидера в движении за объединение Германии играла Пруссия. Учащиеся узнают, что борьба итальянского народа за национальное объединение своей страны привела к созданию Итальянского королевства, а это способствовало в дальнейшем становлению индустриального общества, хотя Италия еще долго оставалась «полупериферией Европы»; выделяют общие черты и различия национального объединения Германии и Италии.

Оснащение урока: Всеобщая история. История нового времени. 1800-1913. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.: учебник для 8 кл. М., 2011   Карты: «Объединение Италии», «Революции 1848—1849 гг. в Европе», «Объединение Германии».

Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 576—577 (Бисмарк и объединение Германии), С. 553—558 (Джузеппе Гарибальди. Карбонарии). Э. Войнич. Овод.

Репродукции картин: Заседание Франкфуртского парламента, портреты Вильгельма I, Отто фон Бисмарка, портреты Мадзини, Гарибальди, Кавура.

Класс: 8

Тип урока: комбинированный с использованием методики «Взаимообмен заданиями» А.Ривина (КСО). Суть методики сводится к следующему: ребята работают по карточкам с заданиями – индивидуально, потом они работают в парах и передают друг другу проработанную ими информацию. Затем в классе создаются малые группы таким образом, чтобы в каждую собирались ученики, работавшие над одной проблемой. Здесь они обсуждают предложенные им задания, готовят выступление перед классом.


Формы работы: проблемный, частично-поисковый метод.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме:

Учитель просит вспомнить решения Венского конгресса 1814 г. по Германии и Италии. Вместо Священной Римской империи был создан Германский союз, состоящий из 35 государств и 4 вольных городов (Гамбург, Любек, Бремен и Франкфурт-на-Майне). Италия делилась на 8 частей. Почти вся Италия, кроме Пьемонта (Сардинского королевства) находилась под властью Австрии.

Цель – сохранение старых порядков (работа с картой).

Во Франкфурте-на-Майне заседал представительный ор­ган Союза — бундестаг, но его решения не являлись обязатель­ными для отдельных членов Союза.

Союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объ­единения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же Союз не мог стать прочным: силь­нейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе, а в будущем и за лидерство в едином германском государстве.

Каковы цели создания Таможенного союза?

Создан в 1834 г. Таможенный союз (по инициативе Пруссии). Начало формирования экономического единства Германии при сохранении государственной раздробленности. На дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, сняли препятствия для свободной перевозки грузов. Но между двадцатью государствами таможенные границы еще сохранились, и перевозка через них товара стоила дороже, чем его доставка в Америку.


Учитель формулирует проблемное задание: Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким и итальянским народами в середине XIX в.?». Обычно учащиеся сразу определяют эту задачу, говоря, что главная цель - объединение страны. Учитель предлагает ребятам посмотреть, как эта проблема решалась в этих государствах.

Учитель проводит инструктаж.

В процессе работы ребята используют следующую карточку с алгоритмом, где описана определенная последовательность операций, которые необходимы и достаточны для выполнения задания.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

  1. Получи карточку с заданием.

  2. Подготовь тетрадь к работе:

а) напиши тему урока

  1. Выполни задание своей карточки самостоятельно или с консультацией.

А) внимательно изучи текст документа, ответь на задания к нему и напиши ответ в тетрадь.

Б) научись объяснять свое задание.

В) выполни дополнительное задание, если есть.

4. Расскажи партнеру по парте задание своей карточки, ответь на его вопросы, сделай необходимые записи в его тетрадь.

5. Выслушай объяснения товарища.

6. Задай по прослушанному материалу вопросы и проверь, как он сделал записи в твою тетрадь.

7. Если задания выполнены правильно, поблагодарите друг друга, если неправильно, то найдите и исправьте ошибку.


  1. Изучение нового материала.

Материал раскрывается в пределах учебника, но при этом можно привлечь тексты документов, показывающие, какие препятствия лежали на пути модернизации Германии, Италии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития. Учащиеся 1 варианта получают карточки № 1, 2, 3.

Карточка № 1. Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии

      Однако немцы все более и более сами себя ограничивают. Тридцать восемь таможенных и мытных линий в Германии парализуют внутренние сношения и действуют почти так же, как если бы каждый член человеческого тела был перетянут веревкой, чтобы воспрепятствовать крови переливаться из одного члена в другой. Ведя торговлю в Гамбурге с Австрией, в Берлине со Швейцарией, приходится проезжать через десять государств, изучать десять таможенных и местных порядков, уплачивать десять раз таможенную пошлину. А кто имеет несчастье жить на границе, где сталкиваются три или четыре государства, тот проводит всю свою жизнь среди враждебно настроенных таможенных и мытных чиновников; у него нет отечества. Это состояние представляется безотрадным для людей, которые хотели бы действовать и вести торговлю.

      Они с завистью смотрят на великий народ, живущий по другую сторону Рейна, который ведет торговлю от Ла-Манша до Средиземного моря, от Рейна до Пиренеев, от границы Голландии до Италии, по свободным рекам и открытым столбовым дорогам, не встречая ни одного мытного чиновника.

Задания к документу: подумайте, как влияла раздробленность Германии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.






Карточка № 2. Из договора о Таможенном союзе (1833)

      ...Параграф 1. Существующие между... государствами таможенные объединения образуют на будущее время единый общий союз, устанавливающий общую таможенную и торговую систему и охватывающий все названные государства.

      Параграф 2. В этот общий союз включаются все те государства, которые еще раньше по всей своей области... присоединились к таможенной и торгующей системе одного из договаривающихся государств...

      Параграф 4. Во владениях договаривающихся государств должны быть согласованы законы о ввозных, вывозных и проходных пошлинах...

      Параграф 6. После заключения настоящего договора между договаривающимися государствами наступает свобода торговли и сношений, а одновременно и общность во взимании пошлин...

Вопросы к документу: как создание Таможенного союза влияло на процесс модернизации Германии? Достаточно ли было этих условий для быстрого развития в ней индустриального общества?

Карточка № 3

«Промышленное производство и длина железных дорог в 50-х гг. (за 10 лет) выросли в 2 раза.

К 1860 г. Германия вышла на 3-е место в мировом промышленном производстве (после Англии и Франции).

Число ремесленных мануфактурных рабочих в Пруссии и других 5 крупных германских государствах составило 2 млн., а фабричных рабочих – 1,5 млн. человек».

Задание: на основе приведенных фактов сделайте выводы об особенностях экономического развития Германии в 50-60-е годы XIX в.».

Учащиеся 2 варианта получают карточки с заданиями по Италии.

Карточка № 1 «В Италии было много таможенных границ, при переезде через которые надо было платить сборы и пошлины: при перевозке товаров из Пармы в Модену — на расстояние в 37 миль — надо было 6 раз уплатить таможенные пошлины, а за товары, провозимые по реке По, таможенные пошлины платили 21 раз. Главной отраслью промыш­ленности являлось производство шелка-сырца. На севере страны развивалось хлопчатобумажное производство ».

Вопросы к тексту: подумайте, как влияла раздробленность Италии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.





Карточка № 2 «Торговая буржуазия Италии была богаче и многочисленнее промышленной. В Милане имелось несколько десятков крупных фирм, ведущих торговлю с зарубежными странами. Среди торговой буржуазии видное место занимали хлеботорговцы, откупщики и банкиры. Многочисленны были различные слои интеллигенции: художники, адвокаты, музыканты, учителя, в большинстве люди нуждающиеся, не находящие в этой бедной стране применения своим силам.

      Рабочий класс Италии состоял в основном из ремесленных подмастерьев, рабочих мануфактур и сезонных рабочих. Фабричный пролетариат был немногочисленным и получал нищенскую заработную плату. Рабочее движение чаще всего принимало форму голодных волнений. В больших итальянских городах скопились десятки тысяч полуголодных рабочих, которые вместе с крестьянством представляли собой опасность для существующих режимов».

Задание к тексту: подумайте, как влияла раздробленность Италии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.

Карточка № 3 « В Италии, разделенной на 8 государств, господствовали дворянство, власть государей была неограниченной… Каждое государство имело свою денежную систему, свою систему мер и весов, собственные законы, таможенные границы. В 1839 г. в Италии была построена первая железная дорога. Начался промышленный переворот. В 1859 г. длина железных дорог – 1800 км. 50% железных дорог находилось в Пьемонте – единственном свободном государстве (Сардинское королевство), но ни одна из этих дорог не пересекала границ своего государства».

Задание к тексту: Как сказалось состояние раздробленности на дальнейшее развитие страны? Ответ аргументируйте.

Учитель просит по окончании работы ответить ребят на вопросы: как вы думаете, какие первоочередные задачи стояли перед Германией и Италией к середине XIX в.? Школьники отмечают, что разобщенность отдельных частей этих стран мешала внутренней торговле и развитию промышленности. Политическое объединение страны и уничтожение старого порядка становились главными условиями модернизации.

Выводы фиксируются в тетрадях. В 1834 г. По инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.

Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле, способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества. Раздробленность Италии



и Германии являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества.

Вопрос о революциях в Италии и Германии рассматривается в малых группах, где учащиеся работают с текстом учебника, дополнительными материалами, отвечают на вопросы, делают записи в тетради (таблица, схема, ответ).

Тем не менее, для полноценного объединения следовало предпринять решительные шаги. На этом фоне и развивались революционные события 1848 г.



Как Вы думаете, какова была главная задача революции 1848 г.?

  1. Каким же путем происходило объединение Германии? Сравним два возможных пути объединения Германии и оформим таблицу:






Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством



Каким способом проводилось объединение



Государственный строй, возможный после объединения





Путь объединения «снизу» предполагал свержение традиционных династий и образование демократической республики.

Путь объединения «сверху» должен быть происходить путем концентрации власти одним из наиболее крупных государств – Пруссии или Австрии – при сохранении помещиками земли и власти.


Учитель формулирует вопросы к тексту учебника.

  1. Почему началась революция в Берлине в 1848 г.?

  2. Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции? (Под чьим руководством должно было происходить объединение Германии «снизу»?)

  3. Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии?

  4. К установлению, какого государственного строя, они стремились после объединения?






Таким образом, революция в Германии закончилась поражением, она не решила основной задачи – национального объединения, Однако были проведены реформы и демократические преобразования.

Вопросы к классу:

Подумайте, под чьим руководством должно было происходить объединение «сверху»?

Какие политические деятели приходят к управлению Прусией? (Вильгельм I и


Бисмарк)





1861 -1888 гг. – правление Вильгельма I.



К этому времени Вильгельму I уже исполнилось 60 лет. Современники говорили о нем как о человеке, для которого на первом плане стоят интересы Пруссии. Ставя превыше всего величие Пруссии, Вильгельм I стремился иметь сильную армию. Если можно говорить о его особой любви и привязанности, то это любовь к военному делу (с раннего возраста его воспитывали для военной службы). Король считал, что национальное объединение страны может произойти только вооруженным путем. Ему принадлежали слова: «Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать».

По инициативе Вильгельма в стране была проведена военная реформа, целью которой было увеличение регулярной армии и введение трехгодичной

военной службы. Новая реформа требовала денег, а нижняя палата парламента отказывалась выделять средства.

В этих условиях Вильгельму I нужен был сильный канцлер (глава правительства). Король обращает свой взгляд на Отто фон Бисмарка. В сентябре 1862 г. – на пост канцлера Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк.



Вопросы классу:

  1. Что за человек был Отто фон Бисмарк? Какими человеческими качествами он обладал?

  2. Какими качествами политического деятеля обладал Отто фон Бисмарк?



Жизненным принципом «Железного канцлера» было выражение – «сильный всегда прав». Свои взгляды на путь объединения Германии Бисмарк изложил в парламентском выступлении.


Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»:

« …Границы Пруссии по Венским трактатам препятствуют здоровой государственной жизни; не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности – это было большой ошибкой 1848 и 1849 гг., - а железом и кровью»

«Из речи Бисмарка в палате народных представителей 30.09.1862 г.»




Вопрос к документу: Какие средства объединения Германии предлагал Бисмарк?


Как вы понимаете цель политики Бисмарка объединение Германии «железом и кровью»?

Рассказ ученика о первых шагах «железного канцлера».

Первыми шагами на пути объединения Германии под главенством Пруссии были войны с Данией и Австрией.

В 1864 г. Пруссия в союзе с Австрией вступила в войну против Дании с целью захвата территорий Шлезвига и Гольштейна (там проживало много немцев). Война была недолгой – датские войска потерпели поражение. Австрия и Пруссия получили эти земли в совместное владение.

Однако прошло совсем немного времени, и Пруссия, стремясь ослабить Австрию и устранить ее влияние на немецкие государства, в 1866 г.




спровоцировала войну против своего недавнего союзника. В этой войне на стороне Пруссии выступила Италия, рассчитывавшая вернуть себе Венецианскую область, находящуюся под властью Австрии. В июне 1866 г. Прусская армия вторглась на территорию Австрии, а 3 июля 1866 г. Австрийская армия была разбита около г. Садова. Побежденную страну заставили выйти из Германского союза и отказаться в пользу Пруссии от Шлезвига и Гольштейна.

В тоже время Бисмарк вел переговоры с германскими государствами – Нассау, Гессеном и Франкфуртом, которые по своему географическому положению вклинивались между западными и восточными владениями Пруссии. С ними не

церемонились – их захватили, а правителям выделили денежные компенсации.


Сделайте вывод: каким способом проводилось объединение Германии Бисмарком? Каково должно было быть государственное устройство после объединения?

В результате работы учащихся таблица приобретает следующий вид:



Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

мелкая буржуазия, крестьянство, рабочий класс

Прусские помещики, крупная немецкая буржуазия

Каким способом проводилось объединение

Народная революция

Войны, реформы

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Германская империя при главенствующей роли Пруссии



Результатом этой политики стало образование Северогерманского союза во главе с Пруссией (1866г.)


Государства, вошедшие в союз, формально сохраняли независимость. Однако у нового образования была своя конституция, парламент и кабинет министров, который возглавлял Бисмарк. Во главе Северогерманского союза стоял президент, на должность которого навсегда назначался прусский король.

Учитель формулирует вопросы к тексту учебника.

  1. Почему началась революция в Италии в 1848 г.?

  2. Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции?

  3. Каким способом происходило объединение Италии?

  4. Политические взгляды Кавура и Мадзини. Мадзини: «Реформа — дело королей, революция — вот секрет народов». К установлению, какого государственного строя, они стремились после объединения?


2 течения в национально-освободительном движении Италии:

  1. Умеренно-либеральное (объединение «сверху», под главенством монарха, путем войн и дипломатических усилий) Лидер: Камило Кавур.



  1. Республиканско-демократическое (объединение «снизу», с помощью народных масс, путем революции и борьбы за независимость). Лидеры: Джузеппе Мадзини и Джузеппе Гарибальди


Основные события объединения Италии:

50-е гг. XIX в. – усиление Сардинского королевства (премьер-министр - Кавур)

1858 г. – договор Пьемонта с Наполеоном III о совместной борьбе с Австрией

1859 г. – война с Австрией

Ломбардия отошла к Сардинии

Венеция осталась у Австрии

Тоскана, Модена, Парма, Папская области перешли к Сардинии

1861 г.– Италия (кроме Рима и Венеции объединена) – во многом благодаря деятельности Гарибальди

1866 г. – присоединение Венеции

1870 г. – присоединение Рима

Вывод – объединение было завершено на монархической и консервативной основе.

Выслушав представителей от обеих групп, учитель предлагает обратить внимание учащихся на особенности объединительного процесса в Германии и Италии, и составляется сводная таблица.



Особенности объединительного движения в Германии и Италии


Ведущие социальные силы

Способы объединения

Германия

Прусские помещики, при поддержке буржуазии (Лидер: О.Бисмарк)

Объединение «сверху», путем войн и реформ, проводимых Пруссией

Италия

Народные массы, либеральные помещики, буржуазия (Лидеры: К.Кавур, Д.Мадзини)

Объединение «снизу». Народная революция


Итак, закреплена ведущая роль Пруссии в Северогерманском союзе.

Устранены препятствия для развития единой немецкой нации.

Ликвидирована политическая раздробленности.

Развитие хозяйства и культуры.

«Нуж­на ли вам единая и неделимая Италия во главе с конституцион­ным королем Виктором Эммануилом?» На этот вопрос положи­тельно ответило большинство избирателей Неаполитанского королевства, Сицилии и других областей. Так в 1861 г. было про­возглашено Итальянское королевство в составе Пьемонта и соединившихся с ним областей. Новое королевство насчитыва­ло 22 млн. жителей. Однако процесс объединения страны еще не был завершен. Под властью Австрии осталась Венецианская область, а в Риме сохранялась светская власть папы, которую охраняли войска На­полеона III. Летом 1870 г. итальянская армия вошла в Веч­ный город. Вслед за армией прибыл и Виктор Эммануил II. Объ­единение Италии завершилось. Рим сделался столицей объединенного королевства

  1. Обобщение. Подведение итогов. Выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
разработка урока по истории Образование Германии и Италии в XIX веке

Автор: Ягофарова Людмила Маратовна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства