kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Промышленность. История развития промышленности в Казахстане

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:
 Сформировать целостное представление о развитии промышленности  в Казахстане.

Задачи урока:                                                                                    Образовательная – создать условия для усвоения знаний о развитии промышленности в Казахстане. Причинах, трудностях и особенностях данного исторического события.

Развивающая– создать условия для отработки навыков выявления причинно-следственных связей, развивать умения работать со статистическими материалами,  с учебниками, атласом, контурной картой, составлять логические схемы.

Воспитательная – воспитание чувства гордости, любви к своей Родине, чувства интернационализма, казахстанского патриотизма, умение работать как индивидуально, так и в коллективе.

Оборудование: интерактивная доска, урок проводится по средством сети  Интернет через Skype 

Форма урока: интегрированный урок история – география в 9 «А» и «Б» классах.

Тип урока: комбинированный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Промышленность. История развития промышленности в Казахстане »

Тема: Промышленность. История развития промышленности в Казахстане.

Цель урока:
Сформировать целостное представление о развитии промышленности в Казахстане.

Задачи урока: Образовательная – создать условия для усвоения знаний о развитии промышленности в Казахстане. Причинах, трудностях и особенностях данного исторического события.

Развивающая– создать условия для отработки навыков выявления причинно-следственных связей, развивать умения работать со статистическими материалами, с учебниками, атласом, контурной картой, составлять логические схемы.

Воспитательная – воспитание чувства гордости, любви к своей Родине, чувства интернационализма, казахстанского патриотизма, умение работать как индивидуально, так и в коллективе.

Оборудование: интерактивная доска, урок проводится по средством сети Интернет через Skype

Форма урока: интегрированный урок история – география в 9 «А» и «Б» классах.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Изучение нового материала:

География

Промышленность – ведущая отрасль хозяйства республики. В настоящее время Казахстан по объёму производства промышленной продукции среди стран СНГ стоит на 3 месте после России и Украины. Характерными особенностями страны являются обеспеченность местным сырьём и топливом (добывающая промышленность). А также наличие перерабатывающих отраслей.

А что такое отрасль?

Отрасль – это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги. Совокупность отраслей составляет экономику страны. Например: все автомобильные заводы страны образуют отрасль – автомобилестроение; а все медицинские учреждения(больницы, поликлиники и др.) образуют другую отрасль – медицину (или здравоохранение).

С чего же начиналась история развития промышленности в Казахстане?

История

Развитие промышленности в Казахстане начинается с восстановления народного хозяйства, разрушенного революциями, Гражданской войной и иностранной интервенцией. По этому, во второй половине 20-х годов XX века важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлась техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства. Курс на индустриализацию был провозглашен в декабре 1925году на XIV съезде Всесоюзной Коммунистической партии большевиков.

В ходе процесса индустриализации возникли трудности, с которыми мы с вами сейчас познакомимся (учебник ист. Казахстана стр. 53)

трудности индустриализации

пути решения

Казахстан сегодня

Низкий уровень промышленного развития.

Недостаточно изучены недра республики.


Комплексные экспедиции, организованные Академией наук СССР в конце 20-х начале 30-х годов с участием многих видных ученых охватили практически всю территорию республики.

Большая группа геологов и геофизиков под общим руководством академика Н.С. Курнакова изучала минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана.

Экспедиция академика И.М. Губкина занималась изучением Урало-Эмбинского нефтяного района.

( одна из богатейших нефтяных областей страны)

Казахский инженер-геолог К.И. Сатпаев произвел тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана.

(доказал перспективность региона)

За годы довоенных пятилеток в Казахстане были сооружены шахты Караганды, нефтепромыслы Эмбы, Чимкентский свинцовый завод, Балхашский и Джезказганский горно-металлургические комбинаты. Полиметаллические предприятия на Рудном Алтае и в Ачисае, Актюбинский комбинат, тепло и гидроэлектростанции, предприятия промышленности строительных материалов.

Треугольник Урал-Сибирь-Казахстан занимал ведущее положение в СССР по производству цинка, меди, свинца и других стратегических материалов.

Эмба по существу являлась частью новой нефтяной базы, создаваемой в Западном Казахстане.


Казахстан обладает огромными запасами минерального сырья и входит по этому показателю в пятерку ведущих стран мира.

Казахстан по запасам вольфрама, свинца и бария занимает первое место, хромита, серебра и цинка-второе, марганца и молибдена-третье, меди-четвертое, урана-пятое, золото-шестое, железной руды-седьмое, олова и никеля-восьмое, угля и природного газа-девятое, нефти-тринадцатое место.


В настоящее время в Казахстане разведано 3 крупных нефтегазоносных бассейнов: Урало – Эмбенский, Мангистауский и Южно – Торгайский.

Нефть экспортируют по нефтепроводам и газопроводам общая протяженность которых составляет 7тыс.км. Атырау – Новороссийск. Сечас строится нефтепровод в Китай: Атасу – Алашанькоу.

Крупнейшие каменноугольные бассейны: Карагандинский, экибастузский и Майкубенский.

Сейчас существует 2 основных бассейна добычи меди – Жезказган и Балхаш.

(работа с картой)

Слабо развиты средства связи и транспорт.


В 1927 году началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. На ее строительстве трудились почти 100 тысяч человек: русские, казахи, украинцы, киргизы, дунгане, татары, башкиры.

28 апреля 1930 г. северный и южный участки сомкнулись на ст. Айнабулак.

С января 1931 г. дорога была сдана в постоянную эксплуатацию.

Турксиб был построен за 3 года вместо пяти, намеченных по плану.

Строительство Турксиба имело огромное государственное и социально-экономическое значение.

Дорога соединила Среднюю Азию с районами Сибири, повлияла на подъем экономики и культуры восточных районов страны.


Транспортный комплекс обеспечивает обмен продукцией между различными районами и потребителями.Наиболее крупные железнодорожные магистрали. (Оренбург-Ташкент, Семипалатинск – Алматы – Арысь (Турксиб), Петропавловск-Астана-Караганда-Мойынты-Шу, Карталы-Астана-Павлодар (южно-сибирская), Комсомольск-Костанай-Кокшетау (среднесибирская).

(карта Транссеть)

Малочисленность национального рабочего класса.

Отсутствие национальной инженерно-технической интеллигенции.

В экономике преобладало сельское хозяйство, 90% населения проживало в сельской местности.


Городское население росло за счет рабочих, инженеров и техников, прибывших из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Свердловска и других городов. В городах и поселках городского типа стало проживать около 16% казахского населения.

В 1939 г. среди рабочих было около 375 тыс. казахов. Это было в 5 раз больше чем в 1928 г. в начале индустриализации.

Особое место в истории нашей страны занимает принудительная миграция: насильственное переселение людей. Депортация – (изгнание) из родных мест целых народов. В Казахстан депортировали более 1 млн.чел.: русских, немцев, чеченцев, ингушей, поляков, корейцев.

(диаграмма)



Доля урбанизации в Казахстане с 1920г-2010г



Составить столбиковую диаграмму по добыче угля и нефти по главным областям Казахстана в динамике лет. Проанализировать диаграмму, сделать вывод.

Добыча топлива в областях Казахстана

Область

1930

1960

1990

2010

Уголь. тыс.т

Восточно Казахстанская

-

-

262

4000

Карагандинская

10000

25762

47815

27903

Костанайская

-

-

524

100

Павлодарская

-

6033

82399

55400

Нефть. тыс.т

Актюбинская

10

22

2361

6604

Атырауская

-

807

19676

20087

Мангыстауская

-

781

10100

14676

Западно Казахстанская

-

-

3351

7037



Закрепление

Вопросы друг для друга!!!!!!

1. Места, где в глубинах Земли залегают полезные ископаемые, называются (месторождения)

2. Месторождения полезных ископаемых отыскивают: (геологи)

3. Самые крупные месторождения нефти в Казахстане находятся: (На Мангистауском полуострове)

4. Крупнейшие месторождения меди: (Жезказган, Балхаш)

5. В Костанайской области добывают: (Железную руду)  

6. Карагандинское, Экибастузское месторождения: (Угля)

7. По запасам этих видов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место в мире: (Вольфрам, свинец, барий)

8. Какой первый нефтяной бассейн освоили в Казахстане? (Урало-Эмбенский)

9. Перечислите основные бассейны в Казахстане? (Карагандинский, Экибастузский, Майкубенский)

10. 99 % месторождений хрома расположены в горах: (Мугоджарах)

11. Академик И.Губкин пришёл к выводу, что богатейшие нефтяные запасы Казахстана сосредоточены в (Урало-Эмбинском районе 12. Урало-Эмбинский нефтяной район накануне индустриализации изучал академик (И.Губкин) 13. Инженер-геолог К.Сатпаев произвёл тщательную разведку меди и доказал перспективность региона (Джезказгана) 14. Тщательную разведку меди Джезказгана и перспективность этого региона в годы индустриализации доказал (К.Сатпаев) 15. В 1927-1930 годы в Казахстане строился первенец пятилетки, знаменитый (Турксиб) 16. Первенец пятилетки в Казахстане - Турксиб был построен вместо пяти запланированных лет за (Три года) 17. 28 апреля 1930 года северный и южный участки Турксиба сомкнулись на станции (Айнабулак) 18. Среднюю Азию с районами Сибири, повлиявшую на подъём экономики и культуры восточных районов страны, соединила дорога (Турксиб) 19. Гигантский промышленный комплекс в период индустриализации (Угольная Караганда)

3. Домашнее задание.

Работа с картой (отмети месторождения полезных ископаемых открытых в годы индустриализации.)

Соотнесите правильно (стрелочками):


Медь




Жезказган, Балхаш


Железо




Костанайская область


Нефть




Западный Казахстан


Уголь 




Центральный Казахстан




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КГУ СОШ№17















ТЕМА: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ.

(РАЗРАБОТКА УРОКА В РАМКАХ ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ)







Выполнили:

учитель истории Зиганьшина С.Б.

учитель географии Гнач С.В.













КАРАГАНДА 2012г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Промышленность. История развития промышленности в Казахстане

Автор: Зиганьшина Светлана Борисовна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Календарно - тематическое планирование по история Казахстана (11 класс)"
    ["seo_title"] => string(75) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istoriia-kazakhstana-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442245353"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Внеклассное мероприятие на тему: Восточный Казахстан-жемчужина Казахстана. "
    ["seo_title"] => string(85) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-tiemu-vostochnyi-kazakhstan-zhiemchuzhina-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "196257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428038894"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Прикладной курс  " Республика  Казахстан в годы суверенитета""
    ["seo_title"] => string(56) "prikladnoikursriespublikakazakhstanvghodysuvierienitieta"
    ["file_id"] => string(6) "296007"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455900165"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Прикладной курс  " Республика  Казахстан в годы суверенитета""
    ["seo_title"] => string(57) "prikladnoikursriespublikakazakhstanvghodysuvierienitieta1"
    ["file_id"] => string(6) "296008"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455900172"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока "Индустриализация в Казахстане" история Казахстана 9 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-industrializatsiia-v-kazakhstanie-istoriia-kazakhstana-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112077"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408272033"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства