Тема: Присоединение Младшего жуза к России.
Вид урока: традиц.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная: выделить причины интереса России к Казахстану, рассмотреть цели присоединения Абулхаира к России, изучить процесс присоединения к империи.
Развивающая: формировать умение правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия, анализировать исторические факты.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой.
Средства обучения: ИКТ.
Основные понятия: колонизация, посольство, подданство.
Межпредметные связи: история России.
Структура урока:
- Орг.момент (1 мин.).
- Подготовка к восприятию (2 мин.).
- Проверка домашнего задания (8 мин.).
- ИНТ (30 мин.).
- Подведение итогов (4 мин.).
- Дом.задание (1 мин.)
Ход урока
- Орг.момент (1 мин.).
Проверка отсутствующих в классе.
- Подготовка к восприятию (3 мин.).
Почему для казахского народа 18 век – один из самых тяжелых и трагических периодов истории казахского народа?
- Проверка домашнего задания (8 мин).
1. 2-3 учащихся отвечают устно.
1.1.Класс составляет утверждения по параграфу.
2. Класс отвечает на вопросы:
1.Когда возникло Джунгарское ханство?
2.Какие цели преследовало и почему?
3.Почему казахи терпели поражение в борьбе с ними?
4.Какой характер носила борьба казахов?
- ИНТ (30 мин).
- . Беседа.
- - В чем причина интереса русского государства к Казахстану?
Причины интереса к Казахстану России:
А) расширение территории
Б) установление торговых связей со странами центральной Азии через территорию Казахстана
В) присвоение природных ресурсов.
Для обеспечения безопасной торговли Россия строит на границе с Казахстаном опорные пункты, вскоре с этих пунктов направляют военные походы на Казахстан.
Учитель: Какой слабой стороной Казахстана воспользовалась Россия и стала проводить колониальную политику?
Учитель: Каковы были последствия джунгарского нашествия на казахские земли?
В каких битвах казахское войско одержало победу?
Положение Казахстана продолжало оставаться очень сложным.
В 1726г.хан Младшего жуза Абулхаир решил начать переговоры с Россией. С этой целью в Петербург отправляется посольство.
II. Работа с учебником – стр.17.
Выделите причины присоединения ханом Абулхара Младшего жуза к России:
1.
2.
3.
4.
III. Рассказ учителя.
В местности Анракай казахская армия разгромила джунгар, однако, после победы у Анракая представители 3 жузов в связи со смертью хана Болата рассорились из-за власти.
Победы казахов в 1726, 1730 годах ослабили угрозу Джунгарского ханства, но в целом ситуация в Казахстане продолжала оставаться напряженной, к тому же жуза все больше отдалялись и не вели переговоров.
В этих условиях хан Младшего жуза Абулхаир стал инициатором обращения в Петербург с тем, чтобы вступить в русское подданство
Однако, еще в период когда джунгары только начали нападать на казахские земли Абулхаир хан отправлял своих представителей к Российским властям с просьбой оказать помощь в борьбе с джунгарами, но Россия была занята войной со Швецией и не оказало поддержку казахскому народу.
В период «Актабан шубырынды» хан отправлял своих послов, с просьбой присоединения к России, но просьба осталась без ответа.
В сентябре 1730 года хан отправляет посольство из 7 человек в Петербург во главе с батыром Сейткулом Койдагуловым и бием Кутлымбетом Куштаевым.
Посольство доставило письмо императрице Анне иоанновне с просьбой о принятии их в российское подданство.
В 1731 году 19 февраля императрица Анна Иоанновна подписала грамоту о вступлении Младшего жуза в Российское подданство. Присягу принимал русский посол А.И.Тевкелев.
5 октября 1731 года Тевкелев прибыл в ставку Абулхаира в урочище Майтобе. И тут выяснилось, что среди казахских правителей нет единства по вопросу подданства. Начались споры, большая часть старшин и султанов и слышать не хотели о русском подданстве.
После долгих споров, 10 октября 1731 года первым присягнул на подданство Абулхаир и 29 старшин Младшего жуза (верность России, направлять свои войска на помощь, не нападать на других подданных России, безопасная караванная торговля).
К середине 30-х годов 18 века джунгары вновь стали угрожать казахам, особенно Среднему жузу. В этой ситуации императрица издала Указ о присоединении Среднего жуза, но Средний жуз был более самостоятельный и не вошел в состав империи, лишь некоторая часть вошла в состав России, а весь жуз принял подданство лишь в 1822-х годах.
IV. Работа с текстом – стр.22
«Положение в Младшем и Старшем жузах в 30-40гг.18 века».
Чтение, ответить на вопрос: «Чем можно было объяснить расширение колониальной политики России в Младшем и Среднем жузах?».
V. Прием критического мышления. Формула ПОПС.
«Я считаю, что….»
«Потому что….»
«Я могу это доказать на примере…»
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»
На тему: «Принятие подданства Младшим жузом было неизбежно».
- Закрепление ЗУН (4 мин.).
Установите последовательность:
Начало «Актабан шубырынды»
Булантинская битва
Начало присоединения Казахстана к России
2. Восстанови последовательность событий:
1.Образование Казахского ханства.
2.Образование Джунгарского ханства.
3."Актабан шубырынды".
4.Анракайская битва.
- Домаш.задание (1 мин.).
Пар.2, пересказ