kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Причины, хронологические рамки и основные этапы Французской революции XVIII в.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для определения  причин революции 1789 во Франции и изучения событий  первого этапа революции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Причины, хронологические рамки и основные этапы Французской революции XVIII в.»»

Учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ №4»

Третьякова И.С.

Класс: 8 В

Дата: 12.10.2023

Тема: «Причины, хронологические рамки и основные этапы Французской революции XVIII в.»

Место и роль урока в изучаемой теме, тип урока: Первый урок по теме «Французская революция XVIII в.», урок изучения нового материала.

Цель урока: создать условия для определения причин революции 1789 во Франции и изучения событий первого этапа революции.


Технологии: проблемное обучение, ТКРМ, ИКТ технологии,

Демонстрационный материал: презентация.

Раздаточный материал:

Документы по теме урока, тексты.

Аппаратное обеспечение: компьютер, ноутбуки, телефоны, видеопроектор.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: ИКТ технологии.

Виды контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль


Планируемые результаты урока

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

способствовать овладению необходимыми навыками для самостоятельной учебной деятельности; сформировать индивидуальное отношение учащихся к изучаемым событиям.


А) Коммуникативные: участвовать в диалоге, работать в группе, высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, слушать других, задавать вопросы; Б) познавательные: делать выводы, выбирать из текста информацию, преобразовывать ее в схемы, кластеры, составлять сравнительные таблицы; В) регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания, определять цели своей деятельности на уроке, проводить самоконтроль первичных знаний и умений, рефлексия.

Рассказывать об основных событиях революции; давать характеристики основных этапов революции; характеризовать исторических личностей, раскрывать значения понятий и терминов; объяснять итоги революции.

Функциональная грамотность


Глобальные компетенции: поисковые задания, проблемные, ориентация в содержании текста,

работа в группах.


Читательская грамотность: чтение и ответы на вопросы, чтение с извлечением конкретной информации, систематизация, ориентация в содержании текста,


Креативное мышление: работа с картинкой, осознание кто на ней изображён и описание её.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Мотивационный

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.


Учитель: «Здравствуйте, ребята. На предыдущем уроке мы рассматривали историю создания США. Сегодня мы обратимся к истории одной большой европейской страны»

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Активизация мыслительной деятельности

Познавательные: умение слушать и слышать

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы



Эта страна занимает центральное положение на политической карте Европы, ее образование относят к 500 г. до н.э., с ее историей связаны имена Карла Великого, Людовика Святого и других. Что это за страна? Какая у этого государства столица?

Действительно, это Франция. Посмотрите иллюстрации на доске. (Слайд 1.)Что вы видите? Действительно. А с чем могут быть связаны эти боевые действия? Вспомните ранее изученные темы.

Совершенно верно, речь сегодня пойдет о Французской буржуазной революции.

Запишите тему урока в тетрадь: «Причины, хронологические рамки и основные этапы Французской революции XVIII в.» (Слайд 2)


Проблемный вопрос: Можно ли было избежать Французской революции?

Ответ учеников: Франция, Париж.






Ответ учеников: это боевые действия.

Ответ: это может быть революция, так как мы уже ранее изучили три революции Нидерландскую, Английскую и Американскую.

Методические приёмы: «вопрос-ответ»

«мозговой штурм»

Познавательные: Логический анализ информации


Регулятивные: Определять цель учебной деятельности, осознание себя в ней

  1. Актуализация опорных знаний учащихся



Координирует учебную деятельность

– Дорогие ребята, давайте вспомним особенности тех революций, которые мы уже с вами изучили.









– Мы помним, что революция предполагает коренное изменение существующего социально-политического устройства государства. Давайте вспомним, что отличало революцию в Англии и Нидерландах.






Беседа по вопросам:

Опишите, что вы видите на карикатуре?

1) Кто изображён на карикатуре?

2) В чём заключается основная мысль карикатуры? (Слай 3)





Предложите учащимся вспомнить и назвать основные сословия XVIII в. и характерные особенности каждого из них. А так же вычислить численность населения каждого сословия.















Прочитайте свидетельство французского политического деятеля де Вобана и сделайте расчет (в млн. человек) численность каждой из четырех групп населения, указанных автором (к 70-м гг. XVIII века население Франции составило 25 млн. человек).

«…..Все исследования, которые я смог сделать, показывают, что последнее время почти десятая часть населения доведена до нищеты и действительно нищенствует. Из остальных девяти десятых пять десятых не могут дать подаяния, ибо сами находятся почти в таком же несчастном положении. Из четырех остальных частей три загнаны и в большом затруднении от долгов и процессов (судебных - авт.); к последней же части я отношу высшую знать, дворянство, чиновников, богатых купцов и буржуа» (Слайд4).



– Революции и в Нидерландах, и в Англии носили буржуазный характер, это значит, что движущей силой революции была буржуазии и в итоге получила большие привилегии, чем были у них до революции.


– Революция в Англии свергнула королевскую власть и установила республику. Революция в Нидерландах носила национально-освободительный характер, как и война за Независимость в Америке.


Ответы учащихся. Описывают карикатуру, отвечают на поставленные вопросы.






Как и в Средневековье, монархия охраняла разделение общества на три сословия: первое – духовенство, второе - дворянство, третье - все остальные слои населения. Первое и второе сословия считались привилегированными - они не платили налогов и владели землей. Вместе они составляли 4% населения страны. Самая нелегкая судьба приходилась на долю третьего сословия, не имевшего привилегий.


Производят вычисления у доски и на местах.

ОТВЕТ: 2,5 млн. - нищета; 12,5 млн. - не могут дать подаяния; 7,5 млн. – в долгах; 2,5 млн. – знать. Делают вывод.

Из наших расчетов видно, что третье сословие и все остальные слои населения является самым многочисленным. Данное сословие было политически бесправным.
Ликвидация сословий во Франции была одной из важных задач революции, назревавшей в стране.


Проблемно-ситуативный метод

Познавательные: Поиск и актуализация необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме

  1. Познание нового материала через работу с текстом







Координирует учебную деятельность

Организует самостоятельную работу учащихся

План работы:

  1. 1. Причины революции

  2. 2. Начало революции. Учредительное собрание.

Как у любого события, у этой революции имелись свои причины. Мы знаем, что причины бывают разные: политические, экономические, социальные и др. Сейчас вы делитесь на три группы (по рядам) и получаете документы и отрывки из текстов, свидетельствующие о развитии Франции накануне революции. Первый ряд будет искать политические причины, второй социальные, а третий ряд – экономические. (Приложение 1).

Используя ваши тексты, заполните таблицу (Приложение 2) (Слайд 5).

















- Итак, мы выяснили причины Великой французской революции, что же было далее. В 70-е годы во Франции начинаются народные волнения. Действительно, французский король не мог решить поставленные перед ним задачи. Не мог ограничить привилегии первых двух сословий, что вызывало недовольство третьего сословия. Это вызывало рост антиправительственных настроений. В свою очередь, королю нужны были деньги.

–Давайте вспомним, какой орган сословного представительства существовал во Франции?






– Хорошо, а почему Людовик XVI созвал этот орган?















Созвав Генеральные штаты, Людовик XVI шел на определенный риск. Сословия могли не поддержать его решения поднять налоги. Давайте выясним, что произошло после созыва Генеральных штатов (Слайд 5).










.













-Первые правовые акты революции

26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, которая провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом и др. фактически введение к Конституции.

-Давайте обратимся к самому документу и попытаемся понять, насколько важны и серьезны были перемены в жизни французов с принятием этой Декларации.




- В ходе Французской революции можно выделить несколько этапов. Чтобы перечислить их, я предлагаю Вам посмотреть информацию по ссылке и выписать хронологические рамки и основные этапы революции.



Следующие события революции мы рассмотрим на других уроках.







Проведя поисковую деятельность при работе с документом, учащиеся делают вывод о причинах революции, и заполняю таблицу.

Причины Великой французской революции

Политические

Экономические

Социальные





Делают вывод по таблице причины революции можно выделить следующие:

  1. Бесправное положение третьего сословия

  2. Кризис системы абсолютизма

  3. Неумение власти решать насущные государственные вопросы




- Это были Генеральные штаты, они не созывались с 1614 г., так как ограничивали власть короля. (Генеральные штаты ― высший совещательный орган сословного представительства при монархе во Франции с 1302 до 1789 гг.)

(Слайд 6 ).






– Людовику XVI нужны были деньги и поддержка сословий. Однако, судя по тексту учебника, третье сословие не поддержало речь короля об увеличении налогов. Впоследствии, самые активные представители третьего сословия вышли из Генеральных штатов и создали Учредительное собрание, которое было призвано заменить власть короля.


– Король не смог контролировать ситуацию. Из состава органа вышло третье сословие, образовав Учредительное собрание. (Запишите в тетради: Учредительное собрание - высший представительный и законодательный орган Франции (1789—1791) в период Великой французской революции). (Слайд 7,8)

Но истинным началом революции стало падение Бастилии 14 июля 1789 г. (Слайд 9,10,11).

Информация о Бастилии ссылка:(Урок 1: Французская революция - 100urokov.ru)






Запишите в тетради Декларация — объявление, заявление от имени правительства или партии, общественной группы, торжественное провозглашение основных принципов («прав человека и гражданина» во времена Великой французской революции), а также название некоторых документов с сообщением каких-либо сведений. Ссылка: (Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (agitclub.ru)).





Просмотр информации, определение хронологических рамок и этапов революции ссылка: ( Хронологические рамки и основные этапы революции — урок. История, 8 класс. (yaklass.ru))



Поисковая деятельность

Регулятивные: Умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа текста документа

Коммуникативные: Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, учение слушать и слышать окружающих

  1. Решение проблемы

Организует с учащимися диалог

– Ребята, давайте теперь подумаем, могло ли правительство и король избежать революции?


– Действительно, вопрос очень спорный и сложный. Все дело в том, что власть не хотела понять проблемы большинства – третьего сословия, а когда понимания не происходит в ход идут несколько иные методы убеждения и борьбы.

Вступают в диалог, доказывают свою точку зрения.

Ведение диалога с учащимися

Познавательные: Анализ полученной информации, выдвижение гипотезы на основе полученной информации

Регулятивные: Осознание полученной информации на уроке, ее ценности

Коммуникативные: Усваивание нравственного содержания, умение делать осознанный выбор

  1. Рефлексия

Использование приема «Инсерт» для лучшего понимания темы

Заполняют таблицу «Инсерт»

Приемы РКМ

Регулятивные: Оценка и выделение полученной информации: что получено и что еще предстоит изучить

  1. Домашнее задание

Задание на выбор:

Задание на дом:

  1. п.14-15 стр.158-165, ответить на вопросы 1,2 после параграфа


  1. *Сравнить причины революций в изученных странах по вариантам:

1 вариант – Нидерланды и Франция

2 вариант – Англия и Франция (Слайд 12)








Приложение1

Экономические причины


Из работы А.Рамбо "История Французской революции"

«Дворяне пользовались правами господ: всякий раз, когда земля переходила от одного владельца к другому, уплачивался особый налог, достигавший обычно шестой части продажной цены участка. Затем господину платился ценз - постоянная ежегодная рента. К этому надо добавить господский оброк, который в некоторых случаях удваивал ценз; барщину, отнимавшую у земледельца 52 дня в году; дорожные пошлины на мостах, дорогах, рынках; помещичьи монополии, обязывавшие мелких собственников за особую плату пользоваться виноградными прессами, мельницами и печами, устроенными господином; Это были лишь обычные повинности, но существовало немало и других…»

Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции

«Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений. Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь стоит».



Политические причины

Из дневника англичанина Артура Юнга:

“Беспорядок в финансах; двор, потонувший в удовольствиях и расточительности; великое брожение среди людей всех состояний, которые стремятся к новому, не зная, чего желать, на что надеяться, сверх того, необычайное развитие свободолюбия, которое растет со дня на день со времени американской войны …”

Отрывок из учебного пособия:

Людовик XV (1715 – 1774): “Только в одной моей особе пребывает королевская власть. Весь общественный порядок во всем его объеме исходит от меня, интересы и права нации – все здесь, в моей руке”. Правнук Людовика XIV, единственный отпрыск некогда многочисленной королевской семьи, стал королем в 5-летнем возрасте. Был игрушкой в руках фавориток и министров. Жил по принципу: “После нас хоть потоп!”

Его внук Людовик XVI и супруга короля Мария-Антуанетта мало отличались от своих предшественников. Они были людьми недалекими и привыкли к роскоши, проводя время в свое удовольствие. Непонимание ими ситуации в стране накануне революции демонстрируют отрывки из дневника короля и знаменитая фраза, которую приписывают королеве: “Если нет хлеба, пусть едят пирожные!”


Социальные причины

Отрывок из учебного пособия:

Глубокие противоречия отделяли так называемое третье сословие от привилегированных сословий - духовенства и дворянства, являвшихся оплотом феодально-абсолютистского строя. Составляя примерно 99% населения Франции, третье сословие было политически бесправно, зависело от обоих привилегированных сословий и от самодержавной королевской власти. П. 

К 70-м годам XVII века из 25-миллионного населения Франции 22 млн. составляли крестьяне. Несмотря на то, что крестьяне были лично свободны, они не имели права владеть землёй. Землёй владели сеньоры. Впрочем сеньоры владели всем: мельницей, хлебопекарней, давильней для винограда, правом ловить рыбу, охотится. Бывало такое, что сеньоры охотились прямо на полях крестьян, уничтожая посевы.


Приложение 2.


Причины Великой французской революции

Политические

Экономические

Социальные

Кризис абсолютной монархии

Феодальные поборы и непосильные налоги

Широкие привилегии дворянства и духовенства

Произвол и расточительность королевской власти на фоне ее непопулярности.

Бесчисленные внутренние таможни

Бесправие народа

Пример войны за независимость США

Финансовый кризис

Кризис сословной системы


Неурожай и голод


Приложение 3.

Из Декларации прав человека и гражданина 1789г.

Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

«Национальное собрание признает и объявляет… следующие права человека и гражданина:

1.Все люди рождаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут быть основаны только на общей пользе.

2.Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3.Источник всей верховной власти всегда находится в нации. Никакое учреждение, никакое лицо не может осуществлять власти, не происходящей прямо от нации.

4.Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому…

5.Закон есть выражение общей воли… Закон должен быть равный для всех…

10.Никто не должен быть тревожим за свои убеждения, даже религиозные, если их проявления не нарушают общественного порядка, установленного законом…

17.Так как собственность есть право неприкосновенно и священное, то никто не может быть лишён её иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения».

Вопрос № 1. С какой целью был принят этот документ?

Вопрос № 2. Какие прирождённые права человека провозглашались в ней?

Вопрос № 3. Объясните, как составители Декларации трактовали понятия «свобода» и «равенство». Как сейчас трактуются эти понятия?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Причины, хронологические рамки и основные этапы Французской революции XVIII в.»

Автор: Третьякова Ирина Сергеевна

Дата: 22.11.2023

Номер свидетельства: 640424

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему "ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVI – XVIII ВЕКАХ""
    ["seo_title"] => string(62) "konspekt_uroka_na_temu_germanskaia_imperiia_v_xvi_xviii_vekakh"
    ["file_id"] => string(6) "546856"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1587021771"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства