kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правление Ивана Грозного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дает представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана IV, осознание её противоречивости; объясняет сущность опричнины и цели, которые царь преследовал при ее введении

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правление Ивана Грозного»

Тема урока: Правление Ивана Грозного (2 урок)

Цель: дать представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана IV, осознание её противоречивости; объяснить сущность опричнины и цели, которые он преследовал при ее введении.

Задачи:

Образовательная — формирование умений обобщать известные данные на основе выделения главного; дать представление о данном государственном деятеле, показать, как историческая действительность отражалась на судьбах людей; изучение жизни Ивана IV через письменные источники;

Развивающая — привить навыки аналитической работы путём изучения литературы по данной теме; научить учащихся давать собственную оценку неоднозначных исторических эпох, явлений и деятелей; размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции; способствовать формированию умений работать в группах;

Воспитательная — воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей Родины; воспитание культуры умственного труда;


План урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Реформы Ивана IV и характеристика первого русского царя.

4. Опричнина.

5. Поэты и писатели XIX в. об Иване Грозном

6. Заключение.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Наглядность: презентация

Слайд №1. Эпиграф: При Иване Грозном Русь стала великой державой, но заплатила за это непомерную цену.

Проблемный вопрос: Почему народ прозвал Иоанна IV не мучителем, а грозным?

Содержание урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Слайд №2(фрагмент фильма). Утро 18 марта 1584 г. выдалось пасмурным. Тихо звонили московские колокола. Уныло стоял народ в церквах и усердно молился.

Все — и старые, и молодые — плакали. Казалось, все просили Бога о какой-то милости, о каком-то великом деянии. Люди молились о выздоровлении Иоанна IV. Так слух об опасной болезни государя заставил всех позабыть его несправедливость. Все видели в нём только умирающего царя, а этот вид горестен для всякого народа и тем более для русского.

Но молитвы их были напрасны. Иоанн скончался в тот же день и в то самое время, когда, чувствуя облегчение, он располагался играть с князем Бельским в шашки и уже расставил их. Имея не более 53-х лет отроду, он мог бы ещё долго жить, но сильное волнение, которое беспрестанно происходило в нём то от гнева, то от страха, досада на успехи врагов его государства, угрызения совести о сделанных злодеяниях, наконец, страшная мысль об убийстве сына — всё это вместе сокрушило силы Иоанна. С каждым днём здоровье его расстраивалось, слабело и, наконец, жизнь прекратилась ударом. Так исчез из мира человек, соединявший в себе разительные противоположности хорошего и худого.

Вокруг Иоанна IV, его личности, деяний, эпохи, в условиях которой он жил и правил, уже не первый век кипят ожесточённые споры. Одних ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной, деспотической натуры. Другие отдают предпочтение значимости основных целей, которые он перед собой ставил.

Каким был первый русский царь? Чем он заслужил неоднозначную оценку своей деятельности? Попробуем на уроке разобраться. (Тема урока)

И наша сегодняшняя задача показать, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого царя и его деятельности. В процессе работы на уроке попытайтесь ответить на вопрос: почему народ прозвал Иоанна IV не мучителем, а грозным? (Слайд №3)

III. Оценить однозначно личность Иоанна IV и его деятельность невозможно. Иван Васильевич, вне всякого сомнения, был человеком неординарным, великим и мудрым. И доказательством этому служат его дела, его проведённые реформы.

Проверка домашнего задания.

Начало реформ было положено венчанием на царство Ивана IV. Кода это произошло? (Следуют ответы учащихся). (слайд №4)


Принятием царского титула, который ему вручил глава церкви митрополит Макарий, было подчёркнуто не только место, которое Русское государство занимало в Европе, но и самодержавный характер правления нового царя.

В июне 1547 г. в Москве вспыхнул сильный пожар. Он продолжался два дня, и город почти полностью выгорел. В огне погибло около 4000 человек. Это привело к появлению слухов о том, будто мать Глинских, княгиня Анна, вынимала сердца из мёртвых и клала в воду, кропила ею все улицы и оттого сделался пожар. В результате 26 июня толпы народа двинулись в Кремль. На площади у Успенского собора собралось вече. Один из Глинских — Юрий — был убит. Дворы Глинских были разгромлены. После московского восстания произошли выступления в других городах. К чему привели эти выступления?

Всё это потребовало от правительства принятия решительных мер по обеспечению порядка и укреплению власти. Так какие же меры были приняты? (слайд №5)

(Учащиеся говорят об образовании Избранной рады и о реформах.)

Каковы же были цели реформ?

(Ответы учащихся.)

Да, в России в то время, делалось всё, что способствовало дальнейшему укреплению российского государства, росту его военной мощи, усилению экономических и политических позиций дворянства. А реформы 50-х гг. XVI в. укрепили государство и позволили приступить к разрешению острых задач внешней политики.

Весь XVI век был для России веком огромного напряжения. В течение этого времени было три войны со Швецией, семь войн с Литвой, Польшей и Ливонией. В течение века продолжается война с ханствами, отделившимися от золотой Орды. И к этому надо добавить внутренние трудности – опричнину. (слайд №6)

И сейчас мы проведём небольшое расследование, выясним, какова была цель опричнины и её последствия.

IV. Класс делится на три группы.

1. Оперативная группа устанавливает, что сопутствовало началу преступного деяния.

(учебник с.67-69)

2. Экспертная группа, работая с различными источниками и картами, определяет количество земель, вошедших в опричнину, число жертв опричнины.

(учебник с.69-72)

3. Следственная группа пытается выявить мотивы преступления, причины введения и отмены опричнины. (учебник с. 74-75)

А теперь попытайтесь назвать позитивные и негативные последствия опричнины.

(Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.) (слайд №7)


Опричнина — сложное, противоречивое историческое явление. Иван IV хотел добиться полного единовластия в управлении страной, для чего нужно было подчинить себе боярско-княжескую знать, ликвидировать старые очаги удельной системы. Опричнина сопровождалась страшными жестокостями и принесла крайне разрушительные последствия хозяйству страны и её населению. Борьба с пережитками феодальной раздробленности и укрепление централизованного государства прогрессивны, но террор и жестокость не могут быть средствами достижения этих целей.


V. Именно этой эпохе, этой теме посвятил свою поэму поэт XIX в. Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма так и называется “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. (слайд №8)


Главные достоинства поэмы в талантливом соединении исторического, лирического и глубоко интимного философского раздумья автора. Вывод поэта неутешителен. Справедливость всё-таки торжествует, хотя и ценою жизни благородного человека. Видимо, именно трагическая повторяемость этого сюжета, закономерность этой жизненной ситуации и привлекли поэта.

Поэма Лермонтова была высоко оценена читателями и, прежде всего, В.Г. Белинским, который видел важнейшие достоинства этого подлинно народного произведения в его связи с актуальными проблемами современности.

(слайд №9) Этой же теме уделил своё внимание писатель XIX в. Алексей Константинович Толстой. Его роман называется “Князь Серебряный”.

Данная повесть времен Иоанна Грозного имеет целью не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи и восприятие понятий, верований, нравов русского общества второй половины XVI столетия. Сам автор сознаётся, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования.

(Учитель зачитывает отрывок из романа “Князь Серебряный”.)


VI. (Слайд № 10) Обсуждение проблемного вопроса.

И действительно, непонятен был Иоанн для своего народа, непонятно было и чувство этого народа к Иоанну. Это было соединение страха, ненависти и любви. Во время жестокостей Иоанна, продолжавшихся двадцать четыре года, подданные его переносили бедствия свои с христианским великодушием. Самые невинные из них умирали спокойно, покоряясь своей судьбе, как назначению Божией воли, по слову святого писания: “Чти царя твоего”. Такие кроткие, набожные чувства добрых предков ещё более усилились со времени кончины государя. Не боясь более его страшного гнева, они забыли все жестокости и помнили только одни славные его дела. Три покорённые татарские царства, новая книга законов “Судебник”, новые учреждения по церковным и гражданским делам, новые училища для образования народа, множество новых городов, построенных в его царствование, многочисленное войско, выгодная торговля с иностранными государствами – всё это напоминало русским не пороки, а великие качества умершего государя, и потому не удивительно, что они называли Иоанна IV не “мучителем”, как некоторые звали его при жизни, но “грозным”. Им казалось, что это имя довольно выражало и суровость нрава Иоанна, и ту грозу небес, которая гремела над ними во время его правления, и, может быть, по собственному промыслу Творца, была так же полезна для России, как бывают полезны для земли гром и молния, убийственные для нескольких жизней и благодетельные для всего живущего.

(Слайд № 11) И в заключение надо сказать, история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней. И хочется мне процитировать слова М.Горького: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.


VII. Домашнее задание - § 6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Правление Ивана Грозного

Автор: Хихля Юлия Александровна

Дата: 10.02.2018

Номер свидетельства: 456279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Правление Ивана Грозного"
    ["seo_title"] => string(29) "pravlieniie_ivana_groznogho_2"
    ["file_id"] => string(6) "472416"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528282305"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) ""Правление Ивана Грозного""
    ["seo_title"] => string(24) "pravlenie_ivana_groznogo"
    ["file_id"] => string(6) "619994"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1670844202"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) ""Правление Ивана Грозного""
    ["seo_title"] => string(29) "pravlieniie_ivana_groznogho_1"
    ["file_id"] => string(6) "463026"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521768685"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Внутренняя политика Ивана Грозного "
    ["seo_title"] => string(38) "vnutrienniaia-politika-ivana-groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "135938"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417008200"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Правление Ивана Грозного"
    ["seo_title"] => string(25) "pravlieniieivanagroznogho"
    ["file_id"] => string(6) "320124"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461011296"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства