1. После присоединения к России казахи частично стали переходить на оседлый образ жизни. (да)
2. Женская приталенная безрукавка называлась тон (нет: камзол)
3. Мужские высокие кожаные сапоги назывались- мәсі (нет: саптама етік)
4. Юрта состоит из двух основных частей: стен-кереге и специальные жерди- уық. (нет: из трех частей: шаңырақ)
5. 22 марта казахи отмечают День весеннего равноденствия (да)
Мотивация познавательной деятельности:
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о развитии народного просвещения казахов в период присоединения Казахстана к России. Выясним: какие изменения произошли в системе образования в Казахстане, почему Российская империя не поддерживала мусульманскую систему образования, как в целом повлияло присоединение казахских земель к Российской империи на процесс развития просвещения.
После изучения темы вы, ребята, выполните задание «Займи позицию»: по двум утверждениям Абая:
1. «Русская наука и культура- ключ к осмыслению мира, и, приобретя его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа»
(Абай «Слова назидания: двадцать пятое слово»)
2. «Обучать детей хорошо, но, чтобы они служили своему народу, надо учить их родному языку»
(Абай «Слова назидания: двадцать пятое слово»)
План (п.35-36, стр.195 учебника)
1.Состояние мусульманской системы образования.
2. Открытие учебных заведений с русским языком обучения.
СЛОВАРЬ: медресе, мектебы, гимназия, светское образование.
Деление на группы.
Работа в группах:
1. группа: чтение стр.195-197 учебника п. «Состояние мусульманской системы образования»
2. группа: чтение стр. 197-198 учебника п. «Открытие учебных заведений с русским языком обучения»
При выполнении заданий применяется стратегия развития критического мышления: метод «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума» и показать его в действии.
Задание: Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет дальше? Почему так думаете? Опишите дальнейшие события и т.д.
Таксономия вопросов:
Простые /фактические/
Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? /
Объясняющие / «Почему?»/
Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./
Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/
Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»/
Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов (раздать учащимся шаблон «Ромашка Блума»)
(на доске «Ромашка Блума)
ФИЗМИНУТКА.
Выступление групп: объяснение темы по стратегии «Ромашка Блума»
Закрепление:
Рефлексия: выполните задание «Займи позицию»:
по двум утверждениям Абая:
1. «Русская наука и культура- ключ к осмыслению мира, и, приобретя его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа» (Абай «Слова назидания: двадцать пятое слово»)
2. «Обучать детей хорошо, но, чтобы они служили своему народу, надо учить их родному языку» (Абай «Слова назидания: двадцать пятое слово»).
Учащиеся выходят к доске (выбранное утверждение): объясняют свою позицию.
ФИЗМИНУТКА.
1 чтец:
Тұған тілім – бабам тілі - өз тілім! Тұған тілім – данам тілі - өз тілім! Тұған тілім – далам тілі - өз тілім! Тұған тілім – анам тілі - өз тілім!
2 чтец: У казахов своя страна, Свои земли на все времена. У казахов, как сбывшийся сон, Свой счастливый и мудрый закон. У казахов звучит как арык Свой счастливый и мудрый язык!
Учитель: Ребята, история – эта память народа. Она состоялась, и ее не исправишь и не перепишешь заново, заменив один цвет другим. Мы должны воспринимать ее целостно, во всем ее многообразии, такой, какой она была, со всеми противоречиями, с ее героическими и трагическими страницами. Поэтому, если бы Казахстан не присоединился к Российской империи, не было нашей богатейшей культуры, не повысилось бы наше национальное самосознания, нашей свободы и независимости. Сегодня Казахстан- одна из пятидесяти развитых стран в мире, планируется вхождение в тридцатку конкурентноспособных стран. В новой глобальной реальности
наше государство серьёзно относится к вопросам языка, и стремиться к возрождению национальных культур и языков.
Итог: Что узнали на уроке? Понравилось ли вам изучение новой темы?
Д/З: параграфы 35-36 читать, вопросы стр. 200 учебника (устно).
Оценки.
«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). Учитывая, что «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок», разработчики технологии критического мышления представили теоретические построения ученого в более наглядной и привлекательной форме. Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума». Перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских психологов Джеймса и Кэрол Бирс.
Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».