Сценарий экскурсионно-краеведческого урока "Стоит над Волгой град старинный или по страницам истории родного края". Переступив рубеж третьего тысячелетия, мы ищем ответы на самые злободневные вопросы: как сохранить то, что осталось, как преумножить наши богатства, как оправдать ожидания тех, кто верит в будущее? Чтобы ответить на эти вопросы, надо осознать свой духовный статус, объединить усилия близких людей. Приглашаем вас на историческую экскурсию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"По страницам истории родного края"»
МБОУ СШ №63
СЦЕНАРИЙ
ЭКСКУРСИОННО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО УРОКА «СТОИТ НАД ВОЛГОЙ ГРАД СТАРИННЫЙ ИЛИ ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ».
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
УЧАСТНИКИ: УЧАШИЕСЯ 8 КЛАССА А
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ВЕРЯСКИНА О.В., учитель истории высшей квалификационной категории.
УЛЬЯНОВСК 2О15 Г
ПЛАН:
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИМБИРСКА.
2 РАССКАЗ О БОГДАНЕ ХИТРОВО.
ЗЕМЛЯ СИМБИРСКАЯ ВЗРОСТИЛА (О ЗНАМЕНИТЫХ
ЛЮДЯХ ГОРОДА.)
ПАМЯТНИКИ Н. М. КАРАМЗИНУ.
Д. В. ДАВЫДОВ – ПОЭТ И ПАРТИЗАН.
ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯН ЧЕРДАКЛИНСКОГО РАЙОНА.
СИМБИРСК В ГОДЫ ВОВ.
Слова учителя:
Дорогие друзья! Сегодня мы пригласили вас в зал нашего музея, чтобы поговорить о городе, в котором мы живем. Переступив рубеж третьего тысячелетия, мы ищем ответы на самые злободневные вопросы: как сохранить то, что осталось, как преумножить наши богатства, как оправдать ожидания тех, кто верит в будущее? Чтобы ответить на эти вопросы, надо осознать свой духовный статус, объединить усилия близких людей. Близость же и родство душ остро ощущаются на земле «обетованной», где похоронены предки, на той земле, которая уготована нашим потомкам.
Не любить нашу Симбирскую землю невозможно. Мы пьем ее живительные соки, множим духовные силы.
Итак, тема экскурсии: «СТОИТ НАД ВОЛГОЙ ГРАД СТАРИННЫЙ ИЛИ ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА».
Стих-е об
Ульяновске
За Волгою синеют дали –
И далеко простор открыт!..
Ульяновск,
Как на пьедестале
На возвышении стоит.
Над строгостью мемориала,
Средь елей голубых и трав,
Сама история здесь встала,
Бессмертной славой смерть поправ.
(Анатолий Наумов)
Основание
Симбирска
(рассказ)
В середине XVII века Российское государство активно осваивало свои восточные земли. Одним из таких регионов было Поволжье, где для зашиты от нередких нападений ногайских татар создавались засечные черты и города.
Возводимые города не возникали как центры ремесла и торговли, а строились исключительно с военными целями. Такие города-крепости стремились разместить так, чтобы сама природа защищала их. Не стал исключением и Симбирск (первоначально Синбирск). Когда в 1648 году боярин Богдан Хитрово по приказу царя Алексея Михайловича искал место для устранения нового города, его выбор пал на междуречье Волги и Свияги, там, где эти реки наиболее близко подходят друг к другу. Особенно привлекателен, в том силе и в стратегическом смысле, оказался район, непосредственно примыкавший к правому берегу Волги. Здесь и был заложен город, защищенный с востока Волгой и с неудобным для подъема берегом.
Первое упоминание о гербе Симбирска относится к 1672 году. Тогда за храбрую оборону от разбойника Степки Разина городу был присвоен первый герб. ОН представлял собой стоящего на задних лапах и смотрящего в правую сторону льва с высунутым языком и мечом в лапе, над головой льва трехлепестковая корона. Такое изображение имеется на сохранившейся печати Симбирска. Царь зверей олицетворял власть, силу, мужество, храбрость и благородство. Ко времени Петра I возник второй герб Симбирска. В его основу была положена эмблема, которая представляла собой колонну, увенчанную короной. Колонну можно рассматривать как элемент, присущий городу. А сочетание колонны с короной можно толковать как город, основанный царем, что соответствует исторической действительности – Симбирск основан в 1648 году по приказу царя Алексея Михайловича. Если продолжить эту идею и учесть упомянутый девиз, помещенный на знамени Симбирского полка, то колонну и корону можно рассматривать как символ Симбирского дворянства, которое всегда было опорой царю.
В 1878 году, при Екатерине II, герб Симбирска и наместничества подвергся некоторым усовершенствованиям: на лазоревом щите - серебряный столб, на котором золотая, украшенная Андреевскими лентами, императорская корона. Щит увенчан императорской короной большего размера и окружен золотыми дубовыми ветвями, Обвитыми Андреевской лентой. После образования в 1796 г. Симбирской губернии он и стал ее официальным гербом, просуществовавшим до 1917 года. В связи с подготовкой к празднованию 350-тилетия Симбирской губернии Законодательное Собрание в ноябре 1996 года приняло закон о новом гербе Ульяновской области, который существует до нынешних дней.
Рассказ о Б.М.Хитрово
(1615-1680)
Из рода Хитрово. Сын дворянина Матвея Елизаровича Хитрово и Пелагеи Алексеевны Ртищевой, племянник постельничего и окольничего Михаила Ртищева. Двоюродный брат Ф. М. Ртищева, одного из приближённейших к царю Алексею Михайловичу людей.
Родился в родовом поместье своего отца в селе Григоровское под Калугой. Получил прекрасное образование, знал латынь и польский язык, что могло способствовать его стремительной карьере, которая началась в 1633 году, когда он стал комнатным стряпчим во дворце царя Михаила Фёдоровича. С 1636 года он — стольник.
В 1646 году Б. М. Хитрово был назначен городовым воеводой в Темников и заведывал строительством укреплений новой Черты: Керенским (1646—1647) и Карсунским участками (1647—1648). Здесь им были устроены крепости Карсун, Малый Карсун (Старое Погорелово), Тальск.
В 1647 году Богдан Хитрово был пожалован в окольничьи. Царским указом от 10 февраля 1648 года ему было предписано продолжить строительство Симбирского участка Черты. В течение весны и лета 1648 года он руководил постройкой Синбирского города, расположенного на высоком берегу Волги, что позволяло контролировать передвижение судов по реке, а также перемещения кочевников. Внутри крепости была построена Троицкая церковь, дом воеводы, таможня и ряд других построек[1].
Стих-е Симбирск
А здесь еще гнездиться старый век;
А здесь домишки свешивают ставни,
Ворчат, совсем, как старый человек,
Натруженные чувствуя суставы.
А здесь ветра. И город на горе
Весь как пейзаж со старенькой иконы.
Давно ль он слышал цоканье карет
И благовесты звонов колокольных?
Слова учителя:
Земля симбирская взростила много замечательных людей: Языков и Ознобишин, Пластов и Гончаров, Давыдов и Карамзин и многие другие. Одним из самых известных людей а России был Н.М.Карамзин.
Рассказ о Н.М.Карамзине
Н.М. – писатель, историк, журналист, критик, почетный член Петербургской Академии наук. Родился в семье отставного капитана М.Е.Карамзина в селе Знаменское Симбирского уезда (12(01).12.1766). В возрасте двух лет лишился матери, Екатерины Петровны, а восьми – мачехи, Авдотьи Гавриловны. С осени до весны Карамзины обычно жили в Симбирске в особняке на Старом Венце, а летом – в родовом сельце Знаменское Сенгелевской округи Симбирской провинции (ныне Маинского района Ульяновской Области). В детстве перечитал домашнюю библиотеку, увлекался изучением иностранных языков. Именно Знаменское с его теплой семейной обстановкой, окружающей природой, легендами и сказаниями, оказало огромное влияние на воспитание будущего писателя, привило любовь к человеку, его мысли и чувства как самому ценному, что есть на Земле. В Знаменском он познакомился с европейской классикой, книгами по древней и новой истории, жизнеописаниями великих людей. Карамзин научился гордиться и любить свою историю, свой народ, свою Родину и пронес эту любовь через все творчество. С 1778 года учился в пансионе профессора московского университета И.И.Шадена, посещал лекции в университете. С 1781 Карамзин проходил службу в Петербурге в гвардейском Преображенском полку. С 1785 года жил в Москве, занимался литературной работой (переводами, издательской деятельностью). Были напечатаны его произведения «Письма русского путешественника», «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза», стихи, переводы, критические заметки о театре и литературе. В литературных произведениях этого периода ярко проявились черты нового на русской почве направления – сентиментализма. В 1803 Карамзин принялся за главный труд – написание «Истории государства Российского», который привил любовь к истории родной страны огромному количеству читателей. Память Карамзину увековечена на его Родине. 25 дек. 1825 года в зале Дворянского собрания был установлен портрет Н.М.Карамзина. 23 авг. 1845 года открылся памятник в честь великого писателя. В 1991 году пассажирский теплоход Московского речного пароходства получил имя «Николая Карамзина».
О памятниках
Н.М.Карамзину
В Симбирске (Показ слайдов или иллюстраций)
Кузнецов Валерий
Стих-е Уездные города
В уездных городах лежащих
Среди Руси не на виду,
Я, к счастью, видеть стал все чаще
Живущую в них красоту.
Страницы летописи нашей,
Которые забыли мы,
Они тем памятней и краше,
Чем явственней дыханье тьмы.
Вот это здание Управы,
Здесь был приют, здесь жил купец,
Здесь веришь в то, что русской славы
Не может наступит конец.
Пусть город не Москва, не Троя,
И пусть не знамениты те,
Кто проектировал, кто строил,
Кто жил, а что же ты хотел?
Русь – не цари и не столицы,
Она – крестьянка, мещанин,
Все русские простые лица,
Средь коих главный не один.
Пусть к прошлому и нет возврата,
Но слово отблеск тех огней
Названия: Карсун, Ардатов,
Алатырь, Сызрань, Сенгилей.
Слова учителя
Ульяновский край – земля наших предков свидетель национальных традиций и верований, надежд и чаяний, истории и культуры. Где бы мы не жили, где бы ни находились, энергетика рода, духовный статус семьи передаются из поколения в поколение. Небольшая весточка с Родины, маленький всплеск воспоминаний – и мы уже во власти генетической памяти. Перед нами самая обыкновенная крестьянская изба.
Стих-е о
крестьянской
избе:
В нашем лукошке тепло и уютно.
В нашем лукошке – в сказке как будто.
Двери со скрипом, ступеньки со скрипом.
Входим тихонько… Здесь все постаринке.
Стол деревянный стоит пред иконой.
Дорожка к столу вьется лентой плетеной.
Кровать с одеялом, сшитым из клиньев,
Зыбко с младенцем танцует на крыльях.
Прялка с донцом, веретенце на лавке
Ждет не дождется встречи с хозяйкой.
Русская печка, шесток и ухваты.
Скотинка на дворье – ей корм из ушата.
Вот и мука, чтоб испечь пирогов,
Ступа с шестом – накормить мужиков.
Хлеб испечем, усядемся гужно.
Будет в лукошке ладно и дружно,
Мир и согласье, песен мотивы.
Будем здоровы! Будем счастливы!
Экскурс: «Жизнь
и быт крестьян
Чердаклинского
района в XIX веке» (задействована экспозиция русской избы)
В 19 в. местные жители избы строили одноэтажные, на сваях или просто на земле, без фундамента. Для строительства избы использовали сосновый или осиновый лес. Своего леса у крестьян нет (он принадлежал помещику) и каждая щепа покупается. Строевой лес дорог, его возят с берегов Волги, или из селений Новиковка Кандалы, не ближе 25 – 30 верст. Одно бревно стоит 2 р. без доставки.
Крыши изб крыты соломою, лишь у некоторых богатых – тесом, железных крыш в селе три. Старые избы обмазаны снаружи глиной, засыпаны землей и навозом со всех сторон высотой до 1 аршина.
Полы и потолки досчатые, некрашеные. У очень бедных пола вовсе нет, но таких мало.
Изба крестьянина в селе Чердаклы тесна, низка, недостаточна по содержанию чистого воздуха.
Большую часть избы занимает печь. Она предназначена для ежедневной варки пищи, тяги воздуха, сушки белья, обогрева дома. А еще в печи мылись, так как бани были не у всех. У больших печей плоский верх не доходит до потолка , что служит удобным местом для лежания стариков и детей, сушки онучей, пеленок, белья. Для усиления тепла зимой кладут еще и небольшие печи – подтопки.
Топят печи березовыми или осиновыми дровами. Дым выходит наружу через трубу, которая и создает сильную тягу. Воз дров на базаре стоит от 60 копеек до 1 рубля, поэтому крестьяне часто топят печи хворостом или соломой, воз которой стоит – 5 копеек. Из золы соломы и хвороста приготавливают щелок для стирки белья и мытья людей в банях. (Щелок – это мыльный раствор).
Летом избы жарки, душны, в них кишат тысячи мух. Но они относительно светлы, нет ни одной избы, где было бы меньше трех окон. Каждая вторая изба имеет двойные зимние рамы.
Мебель в избах у чердаклинских крестьян состоит из одного стола. По двум сторонам стоят неподвижные лавки из толстых березовых или сосновых досок. У печи стоит подвижная скамейка и висит глиняный или чугунный рукомойник, а под ним лоханка для стока грязной воды. Кроватей не было, спали на лавках или на полу на соломе, укрывшись дерюжкой . Иногда на стене висит небольшое зеркало – вот и вся мебель. Украшением избы являются – праздничные рушники. Они расшивались вышивкой, различными узорами и вешались на зеркало, на божницу. В избах был так называемый красный угол, где находились божница с иконами ,а под ней стол. Гости, заходя в дом молились, в сторон6у красного угла. Над дверью строили полати и конник , где спали и складывали одежду. Шкафов у крестьян не было, новую и праздничную одежду они хранили в сундуках.
В избах водились клопы и тараканы, которых уничтожали морозом зимой.
Для освещения изб употребляют лучину, сальные свечи, керосин.
Лучина дорога: березовое полено стоит 3 – 5 копеек, свечи –16, а фунт керосина – 6 коп. Он привозится по Волге, и для освещения покупают жестяные лампы (ц. 30 коп.) без стекол, поэтому они много дают копоти. Летом ужинают и ложатся спать, не зажигая огня. В избе также находились ткацкий станок и прялки. Поздней осенью и зимой женщины пряли ,ткали полотно и шили одежду.
Итак, жилища чердаклинских крестьян имеют много неудобств, прежде всего избы и дворы тесны. Большинство семей: мужчины и женщины, старики и дети, больные – все теснятся в одной избе. Она вмещает и кухню, и столовую, и спальню, и детскую. Здесь же стирают, рубят капусту, пекут хлеб, иногда доят корову, держат в морозы телят, ягнят, кур. Другого помещения нет.
Здешний земледелец без лошади, коровы и овцы не мыслим. Крестьянские избы построены тесно и представляют сплошной ряд соломенных крыш, поэтому часты пожары.
Основное занятие крестьян – земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, гречку, овес, просо. Выращивали также картофель и подсолнечник. Хозяйство трехпольное. Земля не удобряется. Яровые семена уже несколько лет перестали давать хорошие урожаи и местные земледельцы говорили, что посевы гречки и овса приносят только убытки.
Жители села умеренного телосложения, преобладающий рост средний , черты лица правильные, круглолицы, зубы – белые, волосы большей частью русые. Мужчины вступают в брак чаще всего в возрасте 20 – 25 лет, девушки от 16 до 20. Вообще в народе чувствуется природная крепость тела, которая делает здешнего крестьянина выносливым ко многим невзгодам и лишениям.
Стих-е О Симбирске с любовью…
Он стоит в красоте живописной своей
Высоко над окрестными селами,
Только крыши домов да макушки церквей
Поднялись над садами веселыми.
Величавая Волга, царица-река,
И Свияга лазурная чистая
Близ него положили свои берега,
И зеркальна их гладь серебристая.
Чуть займется заря – они обе в огне,
И краса его в них отражается,
И, ласкаясь, его обнимают они,
Эти тихие реки-красавицы.
Ведущий:
Не видеть Венца – значит не видеть Симбирска. Венец –
- любимое место отдыха горожан, гордость нашего города. А в XIX веке Венец украшал Троицкий собор. (Показ слайдов или иллюстраций) Его архитектором был наш земляк Коринфский. Собор был построен в честь победы русского народа в войне 1812 года. Симбиряне принимали активное участие в войне 1812 года. Имена многих известны всей России: Петр Никифорович Ивашев, Петр Иванович Юрлов, Денис Иванович Давыдов. Это о нем писал Языков, наш земляк:
* * *
Много в этот год кровавый,
В эту смертную борьбу
У врагов ты отнял славы,
Ты, боец, чернокудрявый,
С белым локоном на лбу!
Тот же Языков писал о его стихах:
* * *
Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно удалой.
Рассказ о Денисе Давыдове
Представитель старинного дворянского родаДавыдовых. Родился в семье бригадираВасилия Денисовича Давыдова (1747—1808), служившего под командованиемА. В. Суворова, в Москве[3]. Денис рано приобщился к военному делу, хорошо выучился верховой езде. В конце XVIII столетия по всей России гремела слава великого Суворова, к которому и Денис относился с необычайным почтением. Однажды, когда мальчику было девять лет, ему довелось увидеть знаменитого полководца, тот приехал к ним в имение, в гости. Александр Васильевич, оглядев двух сыновей Василия Денисовича сказал, что Денис «этот удалой, будет военным, я не умру, а он уже три сражения выиграет», а Евдоким пойдёт по гражданской службе. Эта встреча запомнилась Денису на всю жизнь. К началу войны 1812 года Давыдов состоял подполковником в Ахтырском гусарском полку и находился в авангардных войсках генерала Васильчикова. 21 августа 1812 года в виду деревни Бородино, где он вырос, где уже торопливо разбирали родительский дом на фортификационные укрепления, за пять дней до великого сражения Денис Васильевич и предложил Багратиону идею собственного партизанского отряда. Он стал героем Отечественной войны. Наполеон обещал миллион тому кто поймает Давыдова. Последняя его кампания была в 1831 году — против польских повстанцев. Сражался хорошо. «Боевые заслуги Давыдова были уважены на этот раз, как, пожалуй, ни в одну прежнюю войну.
Последние годы жизни Д. В. Давыдов провел в селеВерхняя Маза, принадлежавшей жене поэта, Софье Николаевне Чирковой. Здесь он продолжал заниматься творчеством, вёл обширную переписку сА. Ф. Воейковым, М. Н. Загоскиным, А.С. Пушкиным,В. А. Жуковским, другими писателями и издателями. Бывал в гостях у соседей — Языковых, Ивашевых (вУндорах), А. В. Бестужева, Н. И. Поливанова. ПосещалСимбирск. Выписывал книги из-за границы. Охотился. Писал военно-исторические записки. Занимался воспитанием детей и домашним хозяйством: выстроил винокуренный завод, устроил пруд и т. д. Одним словом, жил в своё удовольствие.
А теперь послушаем стихи самого поэта Давыдова:
* * *
За тебя на черта рад,
Наша матушка Россия!
Пусть французишки гнилые
К нам пожалуют назад!
За тебя на черта рад,
Наша матушка Россия!
О, как страшно смерть встречать
На постели господином,
Ждать конца под балдахином
И всечасно умирать!
О, как страшно смерть встречать
На постели господином!
То ли дело смерть мечей!
Там о славе лишь мечтаешь,
Смерти в когти попадаешь,
И не думая о ней!
То ли дело смерть мечей:
Там о славе лишь мечтаешь!
* * *
Нет, не только берега крутые,
И не только тучи-облака,
В Волге, словно в зеркале России,
Отразились судьбы и века.
Исполняется песня о Симбирске – Ульяновске.
* * *
Спасибо мамам, бабушкам и сестрам,
Что сохранили весточки с войны.
Есть много дорогого в мире пестром,
Но этим письмам вечным нет цены
Информация о ВОВ:
В нашем музее есть экспозиции, где находится информация об истории войн XX века, в которых участвовали наши земляки.
Наиболее широко представлена Ульяновская область в годы ВОВ, т.к. в 2005 г. были сделаны новые стенды и разработаны новые экскурсиии, посвященные 60-летию победы над фашизмом.
Более 60-ти лет отделяют нас от того дня, когда залпы салюта впервые известили о долгожданной Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Наша экспозиция помогает осмыслить уроки истрии, вспомнить о славе наших предков, духовной мощи нашего народа. События далеких грозовых лет мы оцениваем нравственными мерками тех, кто прошел дорогами войны и отчистил страну от захватчиков.
. В музее хранятся видео и аудио записи интервью с ветеранам. Мы же в свою очередь стараемся не забывать о них, поздравляем с праздниками, приглашаем на концерты, классные часы, предлагаем свою посильную помощь, чему свидетельствуют фотографии и материалы школьного краеведческого музея. В нашем музее много подлинных экспонатов ВОВ: каска, штык, фотографии, ордена и др. материалы
* * *
О фотографии военные
Вы строго истине верны
Те снимки делали наверно
В часы недолгой тишины
И ты летишь как будто птицею
На стыке света и огня
Глядит война живыми лицами
С военных снимков на меня.
Экскурсоводы встают вместе и читают стихотворение:
Елена Кувшинникова
Посвящается журналу «Мономах»
С любовью ко всему родному!
Сиянье света против тьмы:
Свеча к свече, от дома к дому.
Стоять всем миром будем мы.
Благоговейно замирая
Перед историей своей,
Читать судьбу родного края
По картам улиц, площадей…
И не напрасно собиранья
Архивных дат, духовных сил…
От кропотливого старанья
Родник расчищенный забил!
Наградой общей, лучшей самой
Нам будет одоленье зла,
Когда разрушенного храма
Вновь запоют колокола.
Даст Бог, среди скорбей и страха
Живую душу сохраним,
Ведь все мы – дети Мономаха,
И тем живем, на том стоим!
Далее исполняется…
Гимн школы №63
Когда на сердце грустно и холодно в груди,
Ты на ступени школы своей родной приди,
Что в городе Симбирске, прославленном в веках
На крутых зеленых волжских берегах.
Где были наших предков великие дела,
Но век прошел их славный, и смена им пришла.
Мы тоже постараемся, не пустим в дом беду,
Не боги – человеки, привыкшие к труду.
Мы не допустим, что бы здесь вымерли поля,
Сады мы здесь посадим, и расцветет земля,
И жить в веках Симбирску до той поры, пока
Живут в нем поколения, историю храня!
Когда на сердце грустно и холодно в груди,
Ты на ступени школы своей родной приди,
Что в городе Симбирске, прославленном в веках
На крутых зеленых волжских берегах.
Музей помогает нам подняться над обыденностью, оглядеться и порадоваться тому, что ты способен чувствовать, восторгаться, сове