kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Политические репрессии в СССР в 1930-х - 1950-х г.г. и сопротивления несвободе в СССР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель.  1.Формирование умений анализа и обобщения на основе исторических фактов, событий,    

             аргументов, знаний.

             2.Развитие коммуникативных навыков взаимодействия в группе, аудитории.

             3.Формирование умений конструирования альтернативных позиций, взглядов, оценок.

             4.Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, развитие интереса к истории своей  

             Родины, непримиримость к негативным  явлениям в жизни страны.

        Тип урока – информационный урок-хроника в форме устного журнала.

Цель.  1.Формирование умений анализа и обобщения на основе исторических фактов, событий,    

             аргументов, знаний.

             2.Развитие коммуникативных навыков взаимодействия в группе, аудитории.

             3.Формирование умений конструирования альтернативных позиций, взглядов, оценок.

             4.Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, развитие интереса к истории своей  

             Родины, непримиримость к негативным  явлениям в жизни страны.

        Тип урока – информационный урок-хроника в форме устного журнала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Политические репрессии в СССР в 1930-х - 1950-х г.г. и сопротивления несвободе в СССР»

План урока

Тема. Политические репрессии в СССР в 1930-х - 1950-х г.г. и сопротивления несвободе в СССР.

( Их судьба в судьбе страны ).

Цель. 1.Формирование умений анализа и обобщения на основе исторических фактов, событий,

аргументов, знаний.

2.Развитие коммуникативных навыков взаимодействия в группе, аудитории.

3.Формирование умений конструирования альтернативных позиций, взглядов, оценок.

4.Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, развитие интереса к истории своей

Родины, непримиримость к негативным явлениям в жизни страны.

Тип урока – информационный урок-хроника в форме устного журнала.


Метод проведения – КСО - 3 группы учащихся, которые работают всей группой над задани-ями: готовят объяснение терминов, собирают необходимую информацию для обобщения и обра-щения о недопустимости повторения тоталитаризма и уничтожении своего народа. 4-я группа представляет информацию как ведущие страниц устного журнала. Но как и остальные участвует в подготовке обобщения и обращения.


Необходимая подготовка - опережающие задания по страницам устного журнала, на основа-нии которых готовятся слайды для наглядного раскрытия необходимой информации для учащих-ся, работающих в группах КСО, остальные получают задания по подготовке материала о репрес- сированных жителях посёлка в форме презентации по следующему плану:

Памятка

по сбору информации о репрессированных, проживающих на территории

Новоназимовского сельсовета.

1.Краткие биографические данные:

- даты жизни, происхождение (кто родители);

-место рождения и жительства:

-образование, профессия, занятость;

-семейное положение, состав семьи.

2.Причины репрессии (когда репрессировали, в чём обвинили, на какой срок репрессировали).

3.Место отбывания репрессии, условия, в которых пришлось жить во время репрессии, когда закончился срок репрессии, каковы последствия репрессии, когда были реабилитированы.

4. Если есть фотографии, какие-либо документы, попросить для оформления материала (скани-ровать), после собеседования и записи воспоминаний придать им литературную обработку, отре-дактировать, в обработанном виде сдать для проверки. Материал обработать на компьютере в 2х экземплярах (один для школьного музея, второй для реабилитированных).

-Пакет заданий для работы в группах:

1.словарь необходимых терминов и понятий в форме тестов;

2.лист с формой для восприятия и отображения информации в виде таблицы для анализа и обобщения в качестве вывода;

3.лист с формой для обращения.

Проблемное задание: вывод, к которому я подошёл.


Оборудование урока . газетный материал, метроном, секундомер, таблички с названием редакций, флажок-символ России, книжная выставка «Они рассказали о том времени», медиа-проектор.


Необходимая обстановка в классе – это пресс-зал с условным названием «Новое время», в который пригласили гостей из разных редакций с условными названиями «Импульс», «Прогресс», «Метроном».

Основные необходимые понятия.

Репрессии-(латинское подавление) применяемые государственными органами карательные меры.

Террор-(латинское страх, ужас) политика устрашения, подавления политических противников

насильственными мерами, вплоть до физического уничтожения.

Тиран-правитель, власть, которого основана на насилии и произволе.

Тоталитаризм-форма авторитарного правления, которая характеризуется полным подчине-

нием жизни общества интересам власти и контролем над ним, физической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении политической оппозиции и любых проявлений инакомыслия.

Деспотия-(греческое неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти, тирании .

План рассмотрения учебного материала.


1 страница – страница редактора. Введение (представление типа урока его темы, метода и форм деятельности учащихся на уроке, выполнение задания на рассмотрение необходимых понятий и терминов).

2страница информационная «Чтобы поддержать диктатуру пролетариата, надо поддержать диктатуру партии». (В ходе которой, ведущий заостряет внимание на пирамиде власти и её состав- ных частей, раскрывает материалы политических репрессий против политических сторонников Ле-нина, репрессии в рядах Красной Армии, по отношению к специалистам. Группы учащихся ведут

сбор информации, по окончании сообщения ведущего проводится рефлексия).

3страница информационная «Советская власть не карает, а исправляет (раскрывается создание системы ГУЛАГА ,показывается схема концлагерей в стране, политические репрессии против своего народа, в годы 1937, 1940-е, начало 1950-х, приводятся факты на примерах репрессий в Красноярском крае, использовать материал о введении платного образования. Учащиеся продолжают сбор информации с проведением последующей рефлексии).

4страница информационная «Развенчанные надежды» (в ходе которой, рассматривается материал о надежде советских людей на изменения, которые должны бы произойти в стране после окончания Великой Отечественной войны, продолжение репрессий, сопротивление режиму - восстания в концлагерях…)

5страница «Память» (презентация о репрессированных на основе местного материала, рефлексия, обобщение в форме обращения молодых о недопустимости повторения

тоталитаризма в стране…)


Литература для книжной выставки.


1.А.И.Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ.

2.Ю. Трифонов. Дом на набережной.

3.А. Рыбаков. Дети Арбата.

4.А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича.

5.В. Шаламов. Колымские рассказы.

6.А. Антонов-Овсеенко. Портрет тирана.


Материалы необходимые для проведения урока.


1 стр. Введение в деятельность информационного урока-хронники в форме устного журнала.

Сегодня наш урок будет посвящён одной из ужаснейших страниц истории нашей страны – «Политическим репрессиям, направленным против своего народа». Проведён он будет в форме устного журнала

как информационный урок-хронника. Сегодня все присутствующие являются гостями редакции под условным названием «Новое время». Я представляю вам нашу редколлегию:

-ведущий 2-й стр. «Чтобы поддержать диктатуру пролетариата, надо поддержать диктатуру партии»-Попова Оксана;

-ведущий 3-й стр. «Советская власть не карает, а исправляет»- Тарбакова Оксана;

-ведущий 4-й стр. «Развенчанные надежды»- Просолов Дмитрий;

-ведущий 5-й стр. «Память»- Солодилова Екатерина;

И я ведущий страничку редактора.

Страничка редактора: чтобы приступить к восприятию сегодняшней информации я приглашаю всех выполнить необходимую для этого работу, т. е. познакомиться с понятиями, предложенными вам в форме тестов.

Репрессии-(латинское подавление) применяемые государственными органами карательные меры.

Террор-(латинское страх, ужас) политика устрашения, подавления политических противников

насильственными мерами, вплоть до физического уничтожения.

Тиран-правитель, власть, которого основана на насилии и произволе.

Тоталитаризм-форма авторитарного правления, которая характеризуется полным подчине-

нием жизни общества интересам власти и контролем над ним, физической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении политической оппозиции и любых проявлений инакомыслия.

Деспотия-(греческое неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти, тирании .


2стр.Чтобы поддержать диктатуру пролетариата, надо поддержать диктатуру партии.

При подготовке материала выявить, что такое диктатура пролетариата, заострить внимание на пирамиде власти и её составных частей, иметь схему пирамиды власти на вершине, которой находится Сталин. Раскрытие материалов репрессий против политических сторонников Ленина, как противников Сталина, репрессии в рядах Красной Армии, по отношению к специалистам. Обратить внимание, что власть и экономическая, и государственная, и политическая сосредотачивается в руках

партии.

Партия есть руководящий отряд рабочего класса, его боевой штаб. Нельзя допускать, чтобы в руково-

дящем штабе рабочего класса сидели маловеры, оппортунисты, капитулянты, предатели.

Мы будем уничтожать каждого такого врага, хотя бы был он старым большевиком, мы будем уничто-жать весь его род, его семью. Каждого кто своими действиями и мыслями покушается на единство со-циалистического государства, беспощадно будем уничтожать.

И.В.Сталин.

Репрессии в области социалистического строительства являются необходимым элементом наступле-

ния. Уничтожение классов достигается не путём потухания классовой борьбы, а путём её усиления.

К сожалению, ошибок оказалось больше, чем можно было предположить. Но чистка была всё же не-

избежна и в основном дала положительные результаты. Думаю, от вражеского балласта очистились мы хорошо.

И.В.Сталин.

Чтобы поддержать диктатуру пролетариата, надо поддержать диктатуру партии.

И.В.Сталин.

Цитаты из сочинений Сталина подобраны Дмитрием Тихоновым

«Аргументы и факты» №7 1999 г. Интервью со Сталиным.


нам открылись страшные страницы истории. И понятно пристальное внимание прессы к невинным жертвам. Но когда-нибудь мы узнаем и обо всех тех, кто в лютую годину сумел сохранить тепло сердца, веру в человечность. Многие ли знают, например, что среди заключённых Волго-Донского канала существовала подпольно партийная организация, партбилетами коммунистам служили самодельные книжечки с восстановленными по памяти №№.

Инга Кичанова. ж. «Родина» №1 1990 г. стр. 10.

-----------------------------------------

В послеоктябрьской России оставалось ещё немало членов уже бывших партий кадетов, эсеров, мень-

шевиков, анархистов и т.п., для которых идеи и методы большевиков были попросту чуждыми, враж-дебными, Неудивительно, что многие из них боролись против ненавистного режима всеми доступными им методами.

Но правящая партия не желала мириться с соседством каких-то там эсеров или кадетов.

Личность в тоталитарном государстве отрицалась, ей придавалась роль «винтика». Общество было больным злобой, нетерпимостью к инакомыслию, что всячески поощрялось правящей партией. Иначе

чем объяснить психоз различных пленумов, собраний, где единодушно требовали расправы над людь-ми, совершенно им неизвестными.

«АиФ-Енисей» №26 1993

Подсчёт

Генерал-лейтенанта А.И.Тодоровского относительно числа репрессированных среди высшего

командного состава Красной Армии.

Из 5 маршалов СССР погибли 3,

Из 5 командармов 1-го ранга - тоже 3,

Из 10 командармов 2-го ранга – все,

Из 57 командующих корпусами – 50,

Из 186 командиров дивизий – 154,

Из 16 армейских комиссаров 1-го и 2-го ранга – все,

Из 28 корпусных комиссаров – 25,

Из 64 дивизионных комиссаров – 58,

Из 456 полковников – 401

Красная Армия потеряла 87 % высшего командного состава к началу Великой Отечественной войны.

Она была фактически обезглавлена.

И.В.Бестужев-Лада.История твоих родителей. Стр. 68. Москва. Просвещение. 1988.

3стр.Советская власть не карает, а исправляет (создание системы ГУЛАГА, схема концлагерей

в стране, политические репрессии против своего народа, год 1937, 1940-е, начало 1950-х…).Нагляд-

ный материал на дискету

На 1 марта 1940 г., по официальным данным, ГУЛАГ состоял из 53 лагерей, 425 исправительно-трудовых колоний (ИТК), 50 колоний несовершеннолетних.

Динамика численности заключённых в лагерях НКВД за 1930-1941 г.г.

Годы

На 1 января

В среднем за год

1930

179 000

190 000

1931

212 000

245 000

1932

268 700

271 000

1933

334 300

456 000

1934

510 307

620 000

1935

725 483

794 000

1936

839 406

836 000

1937

820 881

9994 000

1938

996 367

1 313 000

1939

1 317 195

1 340 000

1940

1 344 408

1 400 000

1941

1 500 524

1 560 000

В среднем увеличилось на 838 % 821 %

Кроме того в январе 1932 г. в спецпосёлках находилось 1.4 млн, из них трудившихся: 445 000 в сель-скохозяйственных артелях, 640 000 в промышленности. В 1935 г. сектор принудительного труда насчи-тывал приблизительно 2 085 000 человек, на 1 января 1941 г.- 2 860 221 человек.


Термин «Большой террор» применителен к массовым репрессиям 1936-1939 г.г… Только за 1937 и 1938 годы были арестованы НКВД 1 575 000 человек; осуждены за тот же период 1 345 000; а 681 692

(51% от общего числа приговорённых за 1937-1938 годы) были расстрелены.

2 июля 1937года Политбюро направило местным властям телеграмму с приказом «немедленно арес-товать всех бывших кулаков…, расстрелять наиболее враждебно настроенных из них, после рассмот-рения их дела «тройкой», и выслать менее активные, но от этого не менее враждебные элементы».

«АиФ на Енисее» №45 2007 г.

Произвести вставку редактора о событиях в Ленинградском педагогическом институте имени А.И.Гер цена.

В сентябре 1940-го года вышел указ, который ввёл платное обучение в стране. Он коснулся млн советских семей, усилив их материальную нужду, переиначив тысячи судеб молодых людей, подрос-тков. Платным становилось обучение в школах, начиная с 8 класса, а также в техникумах и вузах. Начисто отметались стипендии, и только на целый курс вводилось 2-3 сталинские стипендии. Платное обучение затянулось на несколько лет.

Многие сельские ребята были обречены. Им оставался один путь- возвращаться домой. Задавленные налогами и натуральными «податями» родители, живущие на картофельной похлёбке, содержать сту

дента в городе не могли. Городские бедняки тоже думали гадали как вывернуться. Зато очень обрадо-

валась та часть не очень способных юнцов из городских обеспеченных семей, что не смогли пройти по конкурсу и отсеялись.

Деревенские горемыки всё еще не верили в реальность коварного удара, обсуждали разные варианты

совмещения подработок. Но где им было набраться городской практичности…Приуныли. В таком

беспомощном возрасте горе казалось безисходным. И когда уже были куплены обратные билеты, сложены пожитки, возникло желание устроить прощальную вечеринку. И пошёл прощальный пир, за-

бренчали гитары, и тут же родилась в коллективном экспромте своя печальная песня «Раскинулось горе широко…», в которой говорилось о той унылой судьбе, что ожидает теперь каждого. ( Вопрос-

Что могло ожидать этих молодых людей на следующее утро?)

И не ведал никто из участников того горького вечера, что в каждую компанию был подсажен бериевский соглядатай. На утро им не дали выспаться , и ещё до свету с вещами загнали в ожидавшие во дворе пустые автобусы. Тюремная дверь прихлопнула светлую мечту о науке. Песня-самоделка обошлась каждому по 5 лет принудительных работ, а запевалам и поболее. Это произошло со студентами Ленинградского Государственного Педагогического Института имени Герцена.

(Учительская газета 1990 г.)


4 стр. Развенчанные надежды (героизм и победа в ВОВ, надежда на изменения в стране, продолжение репрессий, репрессии против народов, сопротивление - восстания в концлагерях…)


После окончания Великой Отечественной войны в самосознании советского народа всё отчётливее ста

ло проявляться ожидание большой свободы, избавления от командных пут. Выразителями зревшего в сознании народа недовольства системой административного руководства выступали прежде всего фрон

товики. Но господствующая система всячески стремилась удержать свои позиции, а для этого нужна бы

ла сила и вновь против своих же партийцев, своего народа включается репрессивный аппарат, который

преследует, арестовывает, переселяет и казнит не только за инакомыслие, высказывания против дейст- вий партийного и государственного аппарата, за обыкновенное недовольство, за колоски…

Из воспоминаний Кирейчук Марфы Евменовны из Брянской обл.: «Я отбывала наказание за горсть жита, украденного для того, чтобы сварить из этого жита супа и выйти на следующий день на работу.

Меня за эту горсть судили и сослали на Север. В ту пору мне было 19 лет. (Привести примеры)



Сталин и его сподвижники видели опасность и среди народов, оказавшихся в оккупации. За сотрудни чество с немцами некоторых «выродков» преследованию подверглись десятки и сотни тысяч. Эти наро- ды были насильно депортированы из мест проживания в нечеловеческие условия, где гибли не только

дети и старики, но и взрослые мужчины и женщины. (Сканировать карту переселения народов)

Великое переселение народов по-советски (Сканировать таблицу)


Дата

Народы

Численность

Территория

1935 г.

Финны-ингермаландцы (окрестности Ленинграда)

30 000

В Вологодскую обл.

1936 г.

Поляки (Волынь Украина)

49 000

В Сибирь

1936 г.

Немцы (Волынь Украина)

15 000

В Сибирь

1937 г.

Корейцы (Дальний Восток)

173 000

Казахстан, Узбекистан

1939-1941

Поляки (Зап.Украина, Зап. Белоруссия)

139 600

Сибирь

1939-1941

Евреи (Зап.Украина, Зап. Белоруссия)

23 600

Дальний Восток

1941

Украинцы, латыши,литовцы,эстонцы

85 700

Сибирь

1941-1943

Немцы (Поволжье)

800 000

Сибирь,Казахстан,Ср. Азия

1943-1944

Калмыки (Прикаспийские степи)

93 000

Сибирь

1943

Карачаевцы (Сев. Кавказ)

69 000

Казахстан

1944-1945

Чеченцы и ингуши (Сев. Кавказ)

500 000

Казахстан и Ср. Азия

1944

Балкарцы (Сев. Кавказ)

37 000

Ср. Азия

1944

Крымские татары (Крым)

191 000

Узбекистан

1944

Греки, болгары, армяне, турки, иранцы

42 000

Казахстан

1945-1952

Переселение из Прибалтики и Западной

Украины

120 000

Сибирь

Всего с начала 1930-х до середины 1950-х г.г. депортациям подверглось 15 народов и более 40 народ-ностей. Всего же родины лишилось примерно 3 500 000 человек.

«Аргументы и факты» №20 2002 г.


Несмотря на всю жестокость режима и содержания под стражей, находящиеся в концлагерях люди

стремились сохранять человеческий облик, оказывать взаимопомощь друг другу и оказать сопротивле-

ние . (Привести примеры)

В 1949 г. на станции Абезь восстали заключённые, разоружили охрану, побили всех и направились в сторону Воркуты освободить каторжников-шахтёров. Восставшие прошли около 80 км, с боями освобо-ждая лагерь за лагерем. К ним примыкали всё новые силы из освобождённых лагерей, и в конце концов число восставших достигло более 70 тысяч. При своём освобождении они уничтожали эвенков, якутов, зырян за то, что те выдавали власти заключённых за хорошую денежную награду, а чаще за водку. О побеге, узнала высшая власть, и были приняты меры, Самолётами высадили десант, «подтянули» мино-

мёты, артиллерию, и началось уничтожение заключённых с воздуха и с земли. Две недели шли бои, по-

ка всех беглых не уничтожили.

Николай П. г. Курск

5 стр. Память(презентации о репрессированных на местном материале, обобщение в форме обращения молодых о недопустимости повторения тоталитаризма в стране…)

Как долго эти люди молчали, некоторые до сих пор не оставляют нам своих имён, они привыкли жить не посвящая в святая святых своих воспоминаний, даже своих друзей, даже родственников.

Ещё не все заговорили, далеко не все, и каждый день уносит от нас тех кто не успел и уже никогда не

не успеет дополнить для истории картину трудного пути новой России, времени, не любившего остав-лять в живых свидетелей многих своих свершений.

Трудно сказать, когда улягутся в стране те страсти и наступят времена, которые сделают нас человеч- нее и сострадательнее. Но, кажется, не раньше, чем отправится в иные миры последний живой свиде-тель ГУЛАГА. И мы должны успеть, успеть выслушать их всех. Вчитаться в каждую строку как в важ-нейшее показание, не упустив ничего, потому что выводы, которые мы сделаем, будут, может быть,

главным уроком истории, который пригодится нам на долгие-долгие годы.


Страничка редактора. В качестве обобщения всем присутствующим предлагается сделать краткое обобщение и написать краткое обращение из 5-7 строк к соотечественникам о недопустимости повторения репрессий против своего народа, используя ранее рассмотренные понятия и услышанную информацию.

Как итог урока проводится обобщение и заслушиваются обращения к соотечественникам.

Используемая литература.

1.И.В.Бестужев-Лада. История твоих родителей. Москва. «Просвещение». 1988.

2.История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. Москва. ИПЛ.

1991.

3.Журнал «Родина» №№ 1, 4 1990.

4.Материалы газет «Аргументы и Факты», «Аргументы и Факты на Енисее», «Енисейская правда»,

«Учительская газета», «Патриот»

5.А.Антонов-Овсеенко. Портрет тирана.











































Тема «Политические репрессии 1930-х – 1950-х

годов»

Задание 1-е. С правой стороны чистого листа

дайте определения этим понятиям






------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ (латинское подавление) применяемые государственными органами карательные меры. -Репрессии-


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(латинское страх, ужас) политика устрашения, подавления политических противников -Террор-

насильственными мерами, вплоть до физического уничтожения.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

правитель, власть, которого основана на насилии и произволе. -Тиран-


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

форма авторитарного правления, которая характеризуется полным подчине-

нием жизни общества интересам власти и контролем над ним, репрессиями в -Тоталитаризм-

отношении политической оппозиции и любых проявлений инакомыслия.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(греческое неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти, тирании. –Деспотия-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------









Тема «Политические репрессии 1930-х – 1950-х годов»

Задание 2-е. В ходе сообщений заполняйте необходимые для вашего обобщения сведения.


Я узнал, что






















Поэтому на основе этого делаю вывод.












Тема «Политические репрессии 1930-х – 1950-х годов». Тема «Политические репрессии 1930-х – 1950-х годов».

Задание 3-е. На основе выполненного 2-го задания составьте Задание 3-е. На основе выполненного 2-го задания составьте

групповое обращение в любой адрес: к правительству, к наро- групповое обращение в любой адрес: к правительству, к наро-

ду, в ООН и т.д., зачитав его в течение 1 минуты ду, в ООН и т.д., зачитав его в течение 1 минуты .







.




















Вопросы в ходе собеседования.

1.Рассмотрите понятия и ответьте «относятся ли они все к раскрытию нашей темы»

2.Могли ли простые, обыкновенные советские люди быть политическими противниками

вождя? Если да то, почему вы так считаете?

3.Возможно ли было сопротивление режиму в то время? Если да, то в чём оно проявилось? Можете ли подтвердить?

4.Кого объявляли «врагами народа»? Как вы думаете почему? 5.Политические репрессии, против кого они могут применяться? Почему? (против политических противников, кто может быть политическим противником? Почему его объявляют таковым?)



Репрессии- (латинское подавление) применяемые

государственными органами карательные меры.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Террор- (латинское страх, ужас) политика устрашения, подавления политических

противников насильственными мерами, вплоть до физического уничтожения.


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Тиран- правитель, власть, которого основана на насилии и произволе.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тоталитаризм- форма авторитарного правления, которая характеризуется полным подчине-

нием жизни общества интересам власти и контролем над ним, репрессиями в

отношении политической оппозиции и любых проявлений инакомыслия.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Деспотия- (греческое неограниченная власть) форма самодер

жавной неограниченной власти, тирании


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.
















М Е Т Р О Н О М





И М П У Л Ь С







Н О В О Е В Р Е М Я






П Р О Г Р Е С С












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Политические репрессии в СССР в 1930-х - 1950-х г.г. и сопротивления несвободе в СССР

Автор: Шабанов Анатолий Николаевич

Дата: 02.06.2016

Номер свидетельства: 332092

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока истории для 10 класса на тему "История политических репрессий" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-istorii-dlia-10-klassa-na-tiemu-istoriia-politichieskikh-riepriessii"
    ["file_id"] => string(6) "236765"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444150180"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства