kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории для 10 класса на тему "История политических репрессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: История политических репрессии и сопротивление несвободе в СССР.

ТИП урока,: ролевая игра в форме пресс-конференции.

Цель урока: проанализировать причины и раскрыть суть политических репрессий как основной составляющей тоталитарного режима.

Способствовать более глубокому осознанию учащимися" важнейших теоретических проблем, совершенствованию навыков научно-исследовательской работы, повышению познавательного интереса через невольное погружение в изучаемое время, чтобы лучше понять чувства,

переживания, стремления и поступки людей того времени.                              

Оборудование: подборка материалов периодической печати, документы, таблички с надписями государственных деятелей и представителей прессы.

Оформление •ДОСКИ: тема урока, эпиграф, портреты государственных деятелей.

Места распределить так, чтобы все сидели лицом друг к другу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории для 10 класса на тему "История политических репрессий" »

Тема: История политических репрессии и сопротивление несвободе в СССР.

1ИП урока,: ролевая игра в форме пресс-конференции.

Цель урока: проанализировать причины и раскрыть суть политических репрессий как основной составляющей тоталитарного режима.

Способствовать более глубокому осознанию учащимися" важнейших теоретических проблем, совершенствованию навыков научно-исследовательской работы, повышению познавательного интереса через невольное погружение в изучаемое время, чтобы лучше понять чувства,

переживания, стремления и поступки людей того времени.

Оборудование: подборка материалов периодической печати, документы, таблички с надписями государственных деятелей и представителей прессы.

Оформление •ДОСКИ: тема урока, эпиграф, портреты государственных деятелей.

Места распределить так, чтобы все сидели лицом друг к другу.



Своеобразным прологом к уроку служат строки из поэмы Н.
Коржавина «Начальник творчества». Ц"ГХ

... Вспоминая это время Как смерч, как гром, как правды крах, Я только вижу страх над всеми..г Оркестры, митинги и страх.

Ход урока:



I. Вступительное слово учителя.

Сегодня наш урок пройдет в форме пресс-конференции. Тема на доске.

поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда


Данная тема актуальна для нас и сегодня, потому что многие явления того очистить от них общество, чтобы наша Россия стала свободной и цивилизованной.

Сегодня нам важно выяснить, как складывалась командно;

административная система управления, которая дает о себе знать в экономике, политике, в образе жизни и массовом сознании и является сдерживающим фактором в развитии нашей страны. Это генетический страх поколений, который мешает свободно жить и творить, независимо мыслить. Это те деформации, которые претерпевает все наше общество с большим трудом.

Мы должны перелистать те страшные страницы истории, чтобы не допустить подобное в новейшей истории обновленной демократической России.

На нашей конференции присутствуют:

  1. Представитель Министерства обороны РФ;

  2. Представитель МВД и ФСБ;

  3. Депутат Государственной Думы;

  4. Доктор исторических наук;

  5. Политический обозреватель телекомпании НТВ.

  6. Представители прессы (корреспонденты газет и журналов):

«Аргументы,и факты»; «Литературная газета»;

«Огонек»;

«Комсомолец Кубани».

Пресс-группа по ходу конференции будет готовить репортажи (в письменной и устной форме).

П. Слово ведущему.

Наша пресс-конференция посвящается истории политических репрессий и

сопротивлению несвободе в СССР. Необходим всесторонний анализ такого
уродливого явления как репрессии, доказательно убедить участников;

конференции, что репрессии есть основная составляющая тоталитаризма

плюс личностный фактор вождя. Тоталитаризм как страшная эпидемия возникает самые сложные для человечества времена: голод, разруха, нищета. Поэтому так важно, чтобы присутствующие на конференции поняли, что тоталитаризм есть только одна альтернатива - демократия и свобода личности, каждого отдельно взятого «Я».

Слово доктору исторических наук.

Осенью 1918 года после покушения на В.И. Ленина и других
большевистских лидеров репрессии против неблагонадежных слоев
населения приобрели массовый и превентивный характер. Именно тогда
была провозглашена политика красного террора, унесшая только по

официальным данным 8 тыс. жизней. По неофициальным данным эта цифра вдвое больше. Репрессии в СССР не прекращались со времен Гражданской

Были закрыты все культурные еврейские центры (газеты, школы, театры), арестованы многие лидеры еврейской общины, в том числе и внесшие большой вклад в борьбу с фашизмом. В рамках кампании антисемитизма многие ранее выдвинутые И.В, Сталиным люди лишились своих постов. Пострадали и их семьи.

Сфабриковали и так называемое «дело врачей»,в котором группу врачей обвинили во вредительстве и «неправильном» лечении партии и правительства. Под пытками люди оговаривали себя.

Аресты затронули и ближайшее окружение И.В. Сталина, в частности его секретаря и помощника А.Н. Поскребышева, начальника его личной охраны Н.С. Власика.

В последние годы жизни И.В. Сталина нормы внутрипартийной демократии перестали соблюдаться даже формально.

Слово просит депутат Государственной Думы:

Я хотел бы направить разговор в иное русло. Давайте задумаемся, где
истоки репрессий, почему они стали возможны? Известный английский
писатель Дж. Оруэлл по этому поводу сказал: «Все грехи советского
режима не объясняются исключительно личной порочностью Сталина. Они
были предопределены с самого начала целями большевиков, самой их
природой. Возможно, положительным моментом для престижа Ленина
оказалась его ранняя смерть... Главное же в диктатуре - это отрицание

коренных ценностей демократии. Если однажды вы решились на диктатуру, то Сталин или кто-нибудь другой, подобный Сталину всегда найдется». Эту же мысль, но еще более емко и полно, высказывает известный советский политический деятель А.Н. Яковлев». Как ни горько это осознавать Сталин не чужеродное детище нашей трагической истории. Он прямой наследник тех великодержавных тиранов, которые время от времени возникали на российском троне, лепили и уродовали страну по своим прихотям. Сталин гнездился в наших генах, его родословная идет от насаждения властями рабской покорности подданных, от удушения любого инакомыслия, насаждения «лакейства» мысли, вечного неприятия верхами гражданина, гражданских чувств, гражданского сознания».

Вопрос корреспондента «Аргументы и факты» доктору исторических наук:

«Можно ли считать репрессиями борьбу с инакомыслием в постсталинской советской истории?»

Ответ доктора исторических наук:

Масштабы подавления, инакомыслия были ограничены. Возвращение к методам массовым «чисток» стало невозможно. Советский Союз не хотел Были закрыты все культурные еврейские центры (газеты, школы,
театры), арестованы многие лидеры еврейской общины, в том числе и
внесшие большой вклад в борьбу с фашизмом. В рамках кампании
антисемитизма многие ранее выдвинутые И.В. Сталиным люди лишились

своих постов. Пострадали и их семьи.

Сфабриковали и так называемое «дело врачей»,в котором группу

врачей обвинили во вредительстве и «неправильном» лечении партии и правительства. Под пытками, люди оговаривали себя.

Аресты затронули и ближайшее окружение И.В. Сталина, в частности его секретаря и помощника А.Н. Поскребышева, начальника его личной охраны Н.С. Власика.

В последние годы жизни И.В. Сталина нормы внутрипартийной демократии перестали соблюдаться даже формально.

Слово просит депутат Государственной Думы:-

Я хотел бы направить разговор в иное русло. Давайте задумаемся, где
истоки репрессий, почему они стали возможны? Известный английский
писатель Дж. Оруэлл по этому поводу сказал: «Все грехи советского

режима не объясняются исключительно личной порочностью Сталина. Они


были предопределены с самого начала целями большевиков, самой их

«rt


природой. Возможно, положительным моментом для престижа Ленина
оказалась его ранняя смерть... Главное же в диктатуре - это отрицание
коренных ценностей демократии. Если однажды вы решились на диктатуру,
то Сталин или кто-нибудь другой, подобный Сталину всегда найдется». Эту
же мысль, но еще более емко и полно, высказывает известный советский
политический деятель А.Н. Яковлев». Как ни горько это осознавать Сталин
не чужеродное детище нашей трагической истории. Он прямой наследник
тех великодержавных тиранов, которые время от времени возникали на
российском троне, лепили и уродовали страну по своим прихотям. Сталин;
гнездился в наших генах, его родословная идет от насаждения властями
рабской покорности подданных, от удушения любого инакомыслия,

насаждения «лакейства» мысли, вечного неприятия верхами гражданина, гражданских чувств, гражданского сознания».

Вопрос корреспондента «Аргументы и факты» доктору исторических наук:

«Можно ли считать репрессиями борьбу с инакомыслием в постсталинской советской истории?»

Ответ доктора исторических наук:

Масштабы подавления инакомыслия были ограничены. Возвращение, к методам массовым «чисток» стало невозможно. Советский Союз не хотел выглядеть в глазах советской общественности деспотами, воюющим с

большевистских лидеров репрессии против неблагонадежных слоев

населения приобрели массовый и превентивный характер. Именно тогда

была провозглашена политика красного террора, унесшая только по официальным данным 8 тыс. жизней. По неофициальным данным эта цифра вдвое больше. Репрессии в СССР не прекращались со времен Гражданской

оставались без средств к существованию. Ужасные условия содержания, голод, тяжелый труд вызывали массовую смертность, особенно среди детей.

Вопрос корреспондента журнала «Огонек» представителю МВД: «Имело ли место сопротивление населения процессу раскулачивания?»

Ответ представителя МВД:

По последним архивным данным документально зафиксировано более
1300 массовых выступлений в деревне, в которые были вовлечены более 240
тысяч человек, в 1930 году таких выступлений произошло 13755 с

количеством участников в 2,5 миллиона человек. Причем, в ряде мест

крестьяне сформировывали вооруженные отряды, избирали новые органы власти, и иногда их выступления приводили к свержению советской власти.

Вопрос политического обозревателя НТВ доктору исторических наук:

«Можно ли считать голод 1932 - 1933 г. следствием сталинской политики «большого скачка» и раскулачивания?»

Ответ доктора исторических наук:

Насильственные государственные заготовки в 1932 году, в результате которых из деревень для пополнения валютных резервов страны было вывезено большая часть хлеба, привели к жесточайшему голоду в основных зерновых районах страны - на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье, Центральном Черноземье, унесшим от 4 до 5 мил. человеческих жизней. В этих условиях поистине зловещим стал закон о защите социалистической собственности от 7 августа 1932 г. Принятый по инициативе Сталина, он предусматривал расстрел или как минимум 10 лет тюрьмы за самые незначительные хищения («закон о пяти колосках»).

В целом, в период кризиса 1932 - 1933 гг. в результате арестов, расстрелов," депортаций, «чисток» в партии пострадало более 2 мил. человек. Более 2 мил. человек находилось в лагерях ОГПУ, в колониях, в трудовых поселениях.

Вопрос представителю ФСБ корреспондента
«Литературной газеты»: " -

«Верно ли утверждение, что убийство СМ. Кирова Сталин использовал как повод для расправы над своими бывшими политическими противниками, боровшимися с ним в 1920 годы?»

Ответ представителя ФСБ:

Раскольникова, напоминающее своим содержанием обвинительный приговор «^J* поколения искренне верящих в идею революции. Мне хотелось бы вам процитировать письмо академика, лауреата Нобелевской премии И. Павлова, направленного 21 декабря 1934 г. в СНК: «Надо помнить, что человеку, происшедшему из зверя, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые... приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовольствием • приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемых участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. Пощадите же Родину и нас».

Однако все выступления были разрозненными, не представляли значительной опасности для режима и не были поняты и поддержаны народом, который либо безгранично и слепо доверял руководству страны, ■ либо был безмерно запуган. Историк А. Васинский заметил: был лично честен и нравственно безукоризнен, в конечном счете, служили злу. Добросовестным дровосекам говорили, что их хворост идет на обогрев ""•"*^

■**•■'

■**■■

*Wtr:


сиротского дома. Их искренне хвалили за усердие, поощряли ударников, ^у*^ единственное, что от них утаивали, так это то, что их хворост шел на костры инквизиции».

Слово просит депутат Государственной Думы.

Мне хотелось привести всем факты, которые в свое время потрясли
меня: донос на своего отца Павлика Морозова, вынужденные отказы детей от
своих родителей, равнодушие к судьбам семей «врагов народа», которое
проявляли вчерашние друзья и знакомые. Когда были арестованы бывший
нарком финансов Г. Сокольников и его жена писательница Г. Серебрякова,
их малолетняя дочь два дня провела в песочнице возле дома, пока не
приехала машин НКВД - никто из соседей не подошел, не накормил и не дал
приют. Ученый - историк А.В. Антонов-Овсеенко, сын деятеля

большевистской партии писал: «В 1917 - 1924 гг. людьми руководили

убеждения, в 1924 - 1934 гг. - убеждения и страх, с 1935 года - только

страх». Ощущение безысходного страха не покидает нас, когда мы листаем страницы «Архипелага ГУЛАГа» А. Солженицына.

Вопрос доктору исторических наук от корреспондента «Комсомольца Кубани»:

« Имели место громкие судебные процессы на Кубани, и есть ли данные
по количеству репрессированных в нашем крае?»

Ответ доктора исторических наук:

В отношении Кубани у лидеров партии господствовало

преувеличенное представление о степени засоренности предприятии, организаций и учреждений враждебными элементами, т.к. край

многонациональный, казачий, а в Сочи и его окрестностях находились дачи Политбюро приняло решение об увольнении из рядов РККА и отправке на
работу в хозяйственные наркоматы всех лиц командно-начальственного
состава, которые были исключены из партии по политическим мотивам. Но это было только начало.

Июнь 1937г.,- суд по делу «антисоветской троцкистской военной

организации» - расстрел большой группы высокопоставленных военных во

главе с заместителем наркома обороны М. Тухачевским. Эти события стали исходной точкой многочисленных арестов военных по всей стране.



Если бы репрессии ограничились партийно-государственной и военной номенклатурой, можно было бы их считать своеобразной «кадровой революцией», уничтожавшей не вполне лояльных по отношению к Сталину лиц. Однако большую часть жертв террора составили рядовые граждане. Под подозрение попала значительная часть населения страны. Я считаю, что главной целью Сталина было уничтожение противников режима, которые .,. , рассматривались им как потенциальная «пятая колонна» в условиях нараставшей военной угрозы. В доказательство хотелось бы привести слова одного из главных организаторов террора В. Молотова, который прямо говорил писателю Ф. Чуеву: «Сталин, по-моему, вел очень правильную линию: пускай лишняя голова слетит, но не будет колебаний во время войны и после войны». Это «профилактическая чистка» без определенных границ. Главное в ней - не упустить врагов, количество же невинных жертв - вопрос второстепенный.

30 июля 1937 года был вынесен оперативный приказ наркома внутренних дел № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».

Это была самая значительная акция периода «большого террора»,
которая вместе с «национальными» операциями явилась ядром массовых
репрессий 1937 - 1938 гг. Приказ предписывал начать операцию с 5-15
августа 1937года и завершить её в течение 4 месяцев. Определялись

«контингенты», подлежащие репрессиям: кулаки, члены антисоветских партий, бывшие белогвардейцы, уцелевшие царские чиновники, террористы и шпионы, политические заключенные. На последнем месте в этом списке упоминались уголовники.

Все репрессированные разбивались на 2 категории: 1) подлежащие немедленному аресту и расстрелу; 2) подлежащие заключению в лагеря или тюрьмы сроком от 8 до 10 лет. Для каждой области, края, республики были определены лимиты по обеим категориям, с правом запрашивания дополнительных лимитов.

Данные операции предшествовала акция, направленная против немцев
живших в СССР, польских «диверсионно-шпионских групп». Репрессии
обрушились на румын, латышей, эстонцев, финнов, греков, афганцев,
иранцев, китайцев, болгар, македонцев, работников КВЖД. Все эти

категории воспринимались сталинским руководством-как питательная среда для шпионажа, коллаборационизма.

Политбюро приняло решение об увольнении из рядов РККА и отправке на работу в хозяйственные наркоматы всех лиц командно-начальственного состава, которые были исключены из партии по политическим мотивам. Но это было только начало.

Июнь 1937г. - суд по делу «антисоветской троцкистской военной организации» - расстрел большой группы высокопоставленных военных во главе с заместителем наркома обороны М. Тухачевским. Эти события стали исходной точкой многочисленных арестов военных по всей стране.

подозрение попала значительная часть населения страны. Я считаю, что


Если бы репрессии ограничились партийно-государственной и военне! номенклатурой, можно было бы их считать своеобразной «кадровой революцией», уничтожавшей не вполне лояльных по отношению к Сталину лиц. Однако большую часть жертв террора составили рядовые граждане. Под

главной целью Сталина было уничтожение противников режима, которые

рассматривались им как потенциальная «пятая колонна» в условиях нараставшей военной угрозы. В доказательство хотелось бы привести слова одного из главных организаторов террора В. Молотова, который прямо говорил писателю Ф. Чуеву: «Сталин, по-моему, вел очень правильную линию: пускай лишняя голова слетит, но не будет колебаний во время войны и после войны». Это «профилактическая чистка» без определенных границ. Главное в ней - не упустить врагов, количество же невинных жертв - вопрос второстепенный.

30 июля 1937 года был вынесен оперативный приказ наркома внутренних дел № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».

Это была самая значительная акция периода «большого террора»,

которая вместе с «национальными» операциями явилась ядром массовых

репрессий 1937 - 1938 гг. Приказ предписывал начать операцию с 5-15 августа 1937года и завершить её в течение 4 месяцев. Определялись «контингенты», подлежащие репрессиям: кулаки, члены антисоветских партий, бывшие белогвардейцы, уцелевшие царские чиновники, террористы и шпионы, политические заключенные. На последнем месте в этом списке упоминались уголовники.

Все репрессированные разбивались на 2 категории: 1) подлежащие немедленному аресту и расстрелу; 2) подлежащие заключению в лагеря или тюрьмы сроком от 8 до 10 лет. Для каждой области, края, республики были определены лимиты по обеим категориям, с правом запрашивания дополнительных лимитов.



Данные операции предшествовала акция, направленная против немцев живших в СССР, польских «диверсионно-шпионских групп». Репрессии обрушились на румын, латышей, эстонцев, финнов, греков, афганцев, иранцев, китайцев, болгар, македонцев, работников КВЖД. Все эти категории воспринимались сталинским руководством как питательная среда Раскольникова, напоминающее своим содержанием обвинительный приговор
поколения искренне верящих в идею революции. Мне хотелось бы вам
процитировать письмо академика, лауреата Нобелевской премии И. Павлова, «
направленного 21 декабря 1934 г. в СНК: «Надо помнить, что человеку,

происшедшему из зверя, легко падать, но трудно подниматься. Тем,

которые... приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовольствием
приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемых

участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и
думающими человечно. Пощадите же Родину и нас».

Однако все выступления были разрозненными, не представляли

значительной опасности для режима и не были поняты и поддержаны

народом, который либо безгранично и слепо доверял руководству страны,

либо был безмерно запуган. Историк А. Васинский заметил: « Даже те, кто

был лично честен и нравственно безукоризнен, в конечном счете, служили злу. Добросовестным дровосекам говорили, что их хворост идет на обогрев сиротского дома. Их искренне хвалили за усердие, поощряли ударников, единственное, что от них утаивали, так это то, что их хворост шел на костры инквизиции».



Слово просит депутат Государственной Думы.

Мне хотелось привести всем факты, которые в свое время потрясли
меня: донос на своего отца Павлика Морозова, вынужденные отказы детей от своих родителей, равнодушие к судьбам семей «врагов народа», которое


проявляли вчерашние друзья и знакомые. Когда были арестованы бывший
нарком финансов Г. Сокольников и его жена писательница Г. Серебрякова, их малолетняя дочь два дня провела в песочнице возле дома, пока не
приехала машин НКВД - никто из соседей не подошел, не накормил и не дал
приют. Ученый - историк А.В. Антонов-Овсеенко, сын деятеля
большевистской партии писал: «В 1917 - 1924 гг. людьми руководили
убеждения, в 1924 - 1934 гг. - убеждения и страх, с 1935 года - только
страх». Ощущение безысходного страха не покидает нас, когда мы листаем
страницы «Архипелага ГУЛАГа» А. Солженицына.

3. Почему в 1930-е году в стране было слабое сопротивление режиму
террора и массовых репрессий?

4. Используя материалы пресс-конференции, попытайтесь написать
статью: «Положение человека в СССР в условиях террора и
беззакония». (Можно использовать материалы из семейных архивов).

Ведущий: В ходе пресс-конференции мы проанализировали глубинные причины массовых репрессий, раскрыли пагубное влияние тоталитаризма на нравственную атмосферу в обществе, который деформировал понятие о добре и зле, чести и бесчестии, верности и долге. И самое главное, мы "*. поняли, что «Сталин актуален в меру его присутствия в нас, в меру нашего освобождения от него».

III. Заключительное слово учителя:

Нашу пресс-конференцию мы посвятили очень важной теме. Попытались разобраться в истоках репрессий, в их истинных причинах. Проанализировали их страшные последствия. Подвести итог её работы мне хотелось бы словами историка Роя Медведева: «Я считаю, чтоб к жертвам репрессии нельзя относить только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе, жертвами репрессии был весь народ».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока истории для 10 класса на тему "История политических репрессий"

Автор: Фельберг Людмила Анатольевна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236765


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства