kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока и задания по блокам урока-семинара

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ в России»










ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ

БИНАРНЫЙ УРОК

(обществознание +история России)


«ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ в России»






























План урока


  1. Политическая система, ее структура

    1. 1.1. Взаимосвязь между элементами политической структуры

    2. 1.2. Условия изменения политической системы


  1. Революционная ситуация в России

    1. 2.1. Основные причины революции 1905-1907 гг.

      1. 2.2. Политическая и государственная системы:

российское самодержавие

    1. 2.3. Основные революционные события 1905 года


  1. Манифест 17 октября 1905 года и изменения в политической системе.

    1. Основные положения манифеста


4. Государственный переворот 3 июня 1907 года

4.1. Изменения в государственной и политической системах

4.2. Партийный состав I-ой, II-ой и III-ей Государственных Дум


5. Политическая система: теория Д.Истона

5.1. «Вход»: требования к системе

5.2. «Выход»: действия государства


6. Третьеиюньская монархия

6.1. III-я Государственная Дума. «Октябристский маятник»

6.2. Деятельность П.А.Столыпина


Задания к бинарному уроку

«Политическая система. Третьеиюньская монархия»


Блок «Политические партии России начала XX-го века»

1. Определите партийную принадлежность политических деятелей:

А – монархисты Г - эсеры

Б – октябристы Д - меньшевики

В – кадеты Е – большевики


В. Н. Чернов, Б.В.Савинков, В.И.Ульянов, Ю.А.Мартов, Е.Ф.Азеф, П.Н.Милюков, А.И.Гучков, В.М.Пуришкевич, П.Б.Струве, А.И.Дубровин, Г.В.Плеханов, Г.А.Гершуни


2. Определите, в каких из фрагментов отражены положения

А – РСДРП Г – кадетов

Б – эсеров Д – октябристов

В – РСДРП и эсеров Е – «Союза русского народа»


  1. Конституционное устройство Российского государства определяется Основным законом. «Народные представители избираются всеобщею равною, тайною и прямою подачей голосов» (1905 г.)

  2. «Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанном на всеобщем избирательном праве»

  3. «Необходима незыблемость основных начал русской государственности»

  4. «Созыв Учредительного собрания, свободно избранного всем народом для ликвидации самодержавия и установления демократической республики»

  5. «По вопросу об изменении программы решено: Россия должна быть конституционной и парламентской монархии»

  6. «Необходимое условие социальной революции составляет диктатура пролетариата»

  7. «Дума призвана оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ»

  8. «Осуществление партийной программы предполагает победу рабочего класса и установление в случае надобности революционной диктатуры»

  9. «Термин «Учредительное собрание» означает собрание народных представителей с учредительными функциями, а не собрание, облаченное всей «полнотой власти»

  10. «Только твердая Царская власть, основанная на непосредственном единении царя с народом, может дать безусловные гарантии прочного правового порядка»


3. В начале 1905 г. П.Н.Милюков называл социал-демократов «друзьями слева»;

в октябре 1905 г. – «друзьями-противниками»; в 1906 г. – «соседями слева»;

в сентябре 1907 г. – «врагами слева»

Как можно прокомментировать эту эволюцию взглядов?

4. Сгруппируйте приведенные высказывания в соответствии с принадлежностью их авторов к большевикам (А) или к меньшевикам (Б)

1) «Наша задача – оберегать твердость, чистоту, выдержку нашей партии»

2) «Мы можем только приветствовать, если каждый стачечник, каждый демонстрант, отвечая за свои действия, сможет объявить себя членом партии»

3) «Предстоящая русская революция будет революция буржуазная; пролетариат не может получить в ней политической власти»

4) «Победа буржуазной революции у нас невозможна»

5) «Буржуазия не может быть ни главным двигателем, ни вождем революции. Довести ее до конца в состоянии только пролетариат»

6) «Пролетариат не может играть роль общепризнанного руководителя революции»

7) «Трудовой крестьянин – консерватор или даже реакционер. Участие буржуазии в управлении будет в интересах всей страны»

8) «Социал-демократическая партия готовить восстание не может, если она не становится партией заговора»




Блок «Изменения в государственном устройстве России начала XX века»


Определите, из каких документов взяты следующие цитаты

А – Основной закон (1892 г.)

Б – Манифест 6 августа 1905 г.

В – Манифест 17 октября 1905 г.

Г – Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу (11 декабря 1905 г.)

Д – Манифест 20 февраля 1906 г.

Е – Манифест 9 июля 1906 г.

Ж – Манифест 3 июня 1907 г.


  1. «Распуская нынешний состав Государственной Думы, Мы подтверждаем… намерение Наше сохранить в силе самый закон об учреждении этого установления…»

  2. «Предоставить участие в избрании выборщиков… рабочим»

  3. «Привлечь к участию в Думе те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав»

  4. «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти его не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает»

  5. Государственная Дума учреждается для «предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений»

  6. «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»

  7. «Никакой закон не может воспринять силу без одобрения Государственной Думы»

  8. «Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрении его, поступают в Государственный Совет»

  9. «Изменения в порядке выборов могут быть проведены обычным законодательным путем… Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, довлеет право отменить оный и заменить его новым»

  10. Избирательное право получили 4 млн. жителей империи из 143-х млн.



Определите, в каких фрагментах законодательства Российской империи говорится о Государственном совете (А),

губернаторах (Б),
земствах (В),

министерстве внутренних дел (Г),

министерстве финансов (Д),

Сенате (Е)

  1. «для заведывания делами, относящимся к местным хозяйственным нуждам и пользам каждой губернии и каждого уезда, образуется (…)»;

  2. «(…) имеет надзор за правильностью и законностью действий городского общественного управления»;

  3. «в составе (…) образуется, в качестве верховного суда, два Департамента: один для уголовных, другой для гражданских дел»;

  4. «дела, подлежащие ведению (…) суть: меры обеспечения народного продовольствия, заведование благотворительными заведениями, попечение в развитии местной торговли и промышленности»;

  5. «все Законы, в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в (…), и потом действием Державной власти поступают к предназначенному им совершению»;

  6. «(…) имеет право остановить использование всякого постановления земской управы»;

  7. «должность (…) обязывает его пещись о повседневном благосостоянии народа, спокойствии, тишине всей империи»;

  8. «исследовав отчет Министра, (…) требует от него, когда нужда в том состоять будет, объяснений; сравнивает его показания с рапортами прямо с мест»;

  9. «должность (…) имеет два главные предмета: управление казенными частями и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям



Блок «Государственная Дума»


  1. Дайте определение термина «Дума».

Расшифруйте ее качественные характеристики:

«законодательная - ….»

«……. - …..»

  1. Сравните аграрные проекты

А – трудовиков

Б – кадетов

В – общие для обоих проектов положения


  1. Размеры «вознаграждения за принудительное отчуждение в общенародный фонд земли частного владения» определяются после реформы

  2. «Отчуждение частновладельческих земель сопровождается вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке»

  3. «Должен быть образован… земельный фонд» из земель «казенных, удельных, монастырских»

  4. Земли из государственного фонда «отдаются в пользование крестьянам по трудовой или потребительской норме»



  1. Прочитайте фрагмент из юбилейного очерка к 300-летию дома Романовых.

Выпишите пропущенную дату. Ответьте на вопросы.

«Государственная Дума первого созыва… вместо того, чтобы сосредоточиться на обсуждении … нужных для России новых законов, стала проявлять попытки к вмешательству в дела управления …и проявлять требования. Имевшие главной целью поддержание смуты в стране. Ввиду этого последовало распоряжение о ее роспуске… .

Государственная дума второго созыва оказалась не лучше первой. Пришлось и ее распустить.

…Высочайшим манифестом 3 июня (…) года было возвещено о некоторых изменениях в правилах избрания в члены Думы.

Государственная Дума третьего созыва оказалась … сознающей свой долг перед государем и своей работой … содействовала обновлению и улучшению многих сторон государственной жизни»


  1. Попробуйте озаглавить документ

  2. Какой период истории охватывает документ?

3) Своими словами выразите отношение автора к деятельности Государственной Думы.


5. Составьте краткий конспект статьи А.Алексеева «Особенности реформ в «серебряном веке», разделы «Заря конституционной эры» - ж. «Наука и жизнь», «И снова о земле», «На распутье», 2007, №3


Блок «Третьеиюньская монархия»


1. Задание 1 к $ 16(стр.66) (По учебнику Левандевского)

Используя понятия «государственный переворот», «третьеиюньская монархия», порядок и реформы», «столыпинская партия», «октябристский маятник», «погромные герои», охарактеризуйте политическую ситуацию в России после роспуска II Думы.


    1. Задание 3 к $ 16(стр. 66)

Почему, подавив революцию, царское правительство сохранило Думу, ограничившись переработкой избирательного закона? Более того, в отличие от своих предшественниц, III Дума действовала весь положенный срок: с 1907 по 1912 гг. Чем можно объяснить «счастливую судьбу»III Государственной Думы?

3. Определите компетенции и способ формирования важнейших органов государственной власти России в период третьеиюньской монархии


А – император

Б – Государственная Дума

В – Государственный Совет

Д – Министерство внутренних дел


  1. контроль за работой исполнительной власти

  2. утверждение законов, принятых Государственной Думой и Государственным Советом

  3. первоначальное рассмотрение и принятие законов

  4. рассмотрение законов, принятых Государственной Думой

  5. непосредственной управление жизнью страны

  6. верховное руководство внутренней и внешней политикой

  7. созыв и роспуск Государственной Думы

  8. законодательные решения в перерывах заседаний Государственной Думы

  9. частично выборный орган государственной власти

  10. полностью выборный орган государственной власти





Блок «Политическая система»


Тест

1. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную осуществляется на основании:

1) функций властных органов

2) властных ресурсов

3) субъектов власти

4) методов властных действий


2. Какую форму правления характеризует фрагмент Воинского артикула

Петра I: «Самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»?

  1. абсолютную монархию

  2. парламентскую (конституционную) монархию

  3. парламентскую республику

  4. президентскую республику


3. Внутренней функцией современного государства является:

1) участие в решении глобальных проблем современности

2) организация хозяйственной жизни страны

3) членство в наднациональных экономических организациях

4) обеспечение национальной безопасности, противодействие

международному терроризму

4. Ответственность правительства перед парламентом является отличительным признаком:

    1. президентской республики

    2. парламентской республики

    3. смешанной республики

    4. абсолютной монархии


  1. Государство, в отличие от политической партии:

    1. имеет сформулированные цели своей деятельности

    2. является объединением людей

    3. создает правовые норы

    4. является институтом политической системы


  1. Верны ли данные высказывания?

А) важным признаком политической партии является устойчивость состава и

наличие программы;

Б) партия стремится к завоеванию и осуществлению политической власти:

1) верно А

2) верно Б

3) верны и А, и Б

4) неверны ни А, ни Б


  1. Какой из нижеперечисленных признаков является обязательным для

государства:

    1. наличие должности президента

    2. наличие публичной власти

    3. демократическая организация управления

    4. наличие парламента

9.Установите соответствие между политическими институтами и их функциями

Институты

А – государство

Б – партии


Функции

  1. представительство совокупных интересов общества

  2. разработка политических программ

  3. выдвижение политических лидеров

  4. разработка и принятие законов


10. Приведите в соответствие формы государственного устройства и их

характеристику:

    1. федерация

    2. конфедерация

    3. унитарное


а) Единое государство, которое делится на административно-территориальные

части, не обладающие суверенитетом, органы управления подчинены цент-

ральным органам государства, действует единая конституция и единое граж-

данство

б) Объединение нескольких равноправных государств; наряду с общими выс-

шими органами власти и управления каждое государство имеет свои органы

власти и управления, а также законодательство

в) Объединение самостоятельных государств, при этом создаются совместные

органы для координации действий



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ в России

Автор: Валиева Гульнара Маратовна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Россия в период столыпинских реформ "
    ["seo_title"] => string(39) "rossiia-v-pieriod-stolypinskikh-rieform"
    ["file_id"] => string(6) "174687"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424169113"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства