kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья.»

Цели урока:

  1.Образовательная цель: Рассказать о роли  первых русских князей в сложении государства на Руси. Показать особенности внутриполитических преобразований каждого  князя, дать представление о внешнеполитическом курсе каждого из  князей. Сопоставить их политику. Познакомиться с новыми понятиями: полюдье,  уроки, погосты.

 

2. Развивающая цель: Умение слушать рассказ учителя, работать с материалом учебника, Развивать у учащихся умение работать с текстом, с дополнительными информационными источниками, совершенствовать монологическую речь учащихся, учить анализу исторического источника, умению обобщать исторический материал и аргументировать свою точку зрения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья.» »

Низамиева Венера Ильдусовна

МАОУ « СОШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Альметьевск РТ

Учитель истории и обществознания



План конспект урока по истории России 10 класс.

Тема: «Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья.»

Цели урока:

1.Образовательная цель: Рассказать о роли  первых русских князей в сложении государства на Руси. Показать особенности внутриполитических преобразований каждого  князя, дать представление о внешнеполитическом курсе каждого из  князей. Сопоставить их политику. Познакомиться с новыми понятиями: полюдье,  уроки, погосты.



2. Развивающая цель: Умение слушать рассказ учителя, работать с материалом учебника, Развивать у учащихся умение работать с текстом, с дополнительными информационными источниками, совершенствовать монологическую речь учащихся, учить анализу исторического источника, умению обобщать исторический материал и аргументировать свою точку зрения.



3. Воспитательная цель: воспитание трепетного отношения к далекому прошлому своего народа и его истории, уважения к труду, достижениям и успехам, чувства гордости за свой народ.  Формировать чувства патриотизма и гордости за свою Родину.  


Учебно – методический комплекс:



-История России с древнейших времён до конца XVI века.Ч.1:для10 класса общеобразовательных учреждении.- 2006 г.

- Б.Н Серов, М. В. Лескинен. Поурочные разработки по истории России. С древнейших времен до конца XIXвека. 10класс.

- История России с древнейших времен до 1917 г. Электронное учебное пособие.

- История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах.  Данилов А.А.2008г



Тип урока: комбинированный.

Вид урока: информационная лекция, лекция – презентация, семинар.

Ход урока.

План изучения материала

Деятельность учителя

Познавательная деятельность учащихся

I


Организационная часть


II

Проверка домашнего задания

«Сегодняшний урок мы начнём с проверки домашнего задания. Ответьте на вопросы:

1.Назовите предпосылки к образованию государства.
















2. Какой была картина расселения восточнославянских племен на территории Восточной Европы в VIII в.? Почему их расселение в основном носило мирный характер?














3. Какими обрядами славяне обставляли свадьбы, рождение

детей, похороны?








1. Хозяйственные особенности во многом повлияли на развитие общества у восточных славян, на появление у них стремлений к созданию государства.

властителем у восточнославянских племен стал племенной князь. Государство же означало появление центральной власти, объединяющей уже всю территорию ,на которой живет тот или иной народ, все родственные племена, где силой, где по доброй воле.


2. В Среднем Поднепровье сложился мощный племенной союз полян (жителей полей). Их центром стал город Киев. На севере от полян жили новгородские словене. Их главными городами со временем стали Ладога и Новгород. На северо-западе располагались древляне (жители лесов). Их главным городом был Искоростень. На территории современной Белоруссии разместились дряговичи (жители болот, от слова «дрягва» —«болото», «трясина»)…..


3. Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы и похороны. Известен похоронный обычай славян. Тело умершего помещали в ладью и сжигали ее на костре. Это означало, что человек уплывает в подземное царство. Затем прах опускали в могилу — вместе с одной из жен (у славян-язычников существовало многоженство). В могилу опускали, пели это были похороны воина, останки боевого коня, оружие, украшения- Над могилой насыпали высокий к урган и совершали языческую тризну.

III








Славянский Юг и славянский Север — два центра госу-

дарственности.




























Появление государства Русь в северо-западных

славянских землях.
























































Происхождение слова «Русь».















Рюрик в Новгороде. Начало династии Рюриковичей.





























Создание государства Русь. Князь Олег.










































Княжение Игоря.






























Полюдье и гибель Игоря.

































Правление княгини Ольги.
























Крещение Ольги.

Изучение нового материала

1.Этап целеполагания

«Сегодня на уроке мы изучим интересную и часто обсуждаемую тему: «Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья.»



К началу IX в. в восточнославянских

землях появились сначала племенные союзы, а позднее, благодаря их объединению, — сильные межплеменные группировки. Такие объединения — начальная восточнославянская государственность —сформировались в Среднем Поднепровье во главе с Киевом и в северо-западном районе во главе с городами

Ладогой и Новгородом.Далее мы будем называть восточных славян так, как их называли древние летописи и другие источники, —русь, руссы, русины.

Первым известным нам упоминанием о государственном образовании Русь стало свидетельство исторических документов об ударе руссов по крымским владениям Византии.

В 838 —839 гг. в Константинополе появилось посольство от государства Русь, чтобы урегулировать свои отношении с недавним врагом — Византией, а потом — в могущественной империи франков для установления дипломатических и торговых контактов.

18 июня 860 г. произошло событие, которое буквально потрясло тогдашний мир. Константинополь Ннеожиданно подвергся яростной а так же русского войска. Руссы подошли с моря на 200 ладьях. Неделю они

жаждали город, но тот выстоял. Взяв огромную контрибуцию и заключив почетный мир с Византией,руссы ушли восвояси. Сохранились имена русских князей, возглавивших поход. Это были Аскольд и Дир. С этого времени Русь была официально признана великой империей.

Через несколько лет греческие священники появились в земле руссов и крестили их вождя и его дружину. Предполагают, что это был Аскольд. Во второй половине IX в. дружины из Среднего Поднепровья прорывались через хазарские кордоны

ни Волгу, Северный Кавказ, в Каспийское море.




В районе озера Ильмень, реки

Волхов, на берегах Ладожского озера сформировался мощный союз славянских и угро-финских племен при главенстве приильменских словен. Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба

словен, кривичей, мери и чуди с варягами, которым удалось на некоторое время установить контроль над здешним населением.

Кто такие были варяги? Этот вопрос свыше

200 лет не дает покоя историкам и в нашей стране, и за рубежом. Одни считали варягов норманнами, скандинавами, исходя из того, что то была эпоха норманнских морских нашествий на богатые европейские страны, куда грабители-норманны отправлялись за добычей.

Долгое время господствовала точка зрения,

по которой именно норманны создали государство землях славян, на что сами славяне якобы оказались неспособны. Особенно популярны эти взгляды

были на Западе в периоды противостояния нашей Родины и ее противников. Этих ученых назвали норманистами, а их взгляды — норманнской теорией создания Русского государства.

Ее противники получили название антинорманисты. Они доказали, что государственность вызревала у славян задолго до появления норманнов. Норманисты и антинорманисты существуют и сегодня. Только теперь спор идет уже о другом — кем были варяги по национальности. Норманисты считают их скандинавами и полагают, что имя «Русь» скандинавского происхождения. Антинорманисты доказывают, что первые русские князья на русском северо-западе — либо балты, либо славяне с южных берегов

Балтики. По существу, продолжается спор о судьбах России, славянства, об их исторической общности и самостоятельности.




Названия «Русь», «руссы» появились в IX в. и на славянском Севере, и на Юге. Среди всех славянских племен в Центральной, Восточной и Южной Европе были весьма распространены названия руссы, русины. На Западе их называли рутенами, ругами. Потомки этих русинов до сих пор живут в Германии, Венгрии и Румынии. На славянском языке «русый» означает «светлый». Это типично славянское слово и типично славянское название племен.

Другие руссы, русины, рутены жили на землях, примыкавших к южным берегам Балтийского моря. Позднее ильменские словене и кривичи пригласили

варяжских князей из руссов возглавить их земли, прекратить здешние междоусобицы и оградить их от варяжских набегов.



Летопись рассказывает, что в 862 г. из варяжских земель в славянские и угро-финские земли прибыли три брата со своими родами — Рюрик, Синеус и Трувор. Старший, Рюрик, сел княжить у ильменских словен в городе Ладоге. Затем он перешел в Новгород, где срубил себе крепость. Новгород находился в центре наиболее развитых здесь славянских земель, располагался на пути «из варяг в греки».

Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель. Образовался сильный государственный центр, собравший окрестные земли под единой княжеской властью. Теперь Новгород встал против Киева, Рюрик — против киевских князей. Оба центра называли себя Русь — Русь Южная, где утвердилась местная полянская династия, и Русь Северная, где власть взяли славянские выходцы из Южной Прибалтики. Киев повел наступление на Север и попытался отвоевать у Новгорода земли кривичей и полочан. Рюрик двинулся на Полоцк. Назревало историческое противоборство между двумя восточнославянскими центрами.

В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег.

Но официальным новгородским князем оставался Игорь. Так получила начало династия Рюриковичей, которая правила в русских землях вплоть до смерти в 1598 г. бездетного царя Федора Ивановича,

сына Ивана Грозного.




Олегу выпала доля объединить два древнерусских государственных центра. В 882 г. он собрал рать и предпринял поход на юг. Олег овладел главным городом

кривичей Смоленском, взял Любеч. Приплыв к Киевским горам, он понял, что взять штурмом хорошо укрепленный и многолюдный город будет трудно.

Кроме того, здесь княжил опытный воин Аскольд, отличившийся в схватках с Византией, болгарами, хазарами и печенегами. Олег с маленьким Игорем на руках заявил киевскому правителю, что тот не принадлежит к княжескому роду, а сам он есть роду княжа и Игорь — сын князя Рюрика. Аскольда убили, а Олег утвердился в Киеве и сделал его своей столицей.

С тех пор 882 г., год победы новгородского

Севера над киевским Югом, отмечается как начало Русского государства.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, придав княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж, Олег принял титул великого князя, т. е. князя

всех князей. Властители отдельных русских княжеств стали его данниками, вассалами.

Новое государство Русь не уступало по своим масштабам Франкской империи Карла Великого или Византийской империи. Однако многие его районы были мало заселены и плохо пригодны для жизни. Частью завоевательной политики стал знаменитый поход на Византию в 907 г.

По договору они обязались представить Руси денежную контрибуцию, ежегодно уплачивать дань и открыть византийский рынок для русских купцов, которые получили право беспошлинной торговли

в пределах» империи, что было делом неслыханным по тем временам.

В 911 г. Олег подтвердил договор с Византией. Прибывшее в Константинополь русское посольство заключило с империей первый в истории Восточной Европы двусторонний письменный договор. В одной

из его статей шла речь об установлении военного союза между Византией и Русью. Отныне русские отряды регулярно появлялись в составе византийской армии, а русские дружины обрушивались на врагов

империи в Закавказье.


В 912 г., уже в преклонном возрасте, Олег передал власть Игорю, а сам, согласно легенде, ушел на север, в родные места, и погиб там от укуса змеи.

После смерти великого воителя Олега

непрочная Русь стала распадаться — восстали древляне, стремящиеся отложиться от Киева, к границам Руси подошла орда печенегов. Игорь предотвратил обе опасности. Древляне были вновь завоеваны и обложены тяжелой данью. Сумел князь договориться и с печенегами. Им навстречу вышла сильная русская рать, и они почли за благо заключить мир. В 941 г. Игорь повел огромное войско на Константинополь. На подступах к городу его ладьи были

встречены греческими кораблями, с которых их забросали греческим огнем метательными сосудами с горящей смесью. Это привело руссов в ужас и определило их поражение. Уцелевшая часть войска продолжала отчаянную борьбу на побережье Малой

Азии. Лишь осенью русское войско вернулось на Родину.

В 944 г. Игорь пошел на Византию вновь, но греки, помня о страшной войне три года назад, запросили мира. По договору 945 г. обе стороны восстанавливали мирные и союзные отношения. Византия

согласилась по-прежнему выплачивать Руси дань и признала ее продвижение к устью Днепра и на Таманском полуострове, но русские купцы потеряли право беспошлинной торговли на греческих рынках.


Дань во многих странах мира в древности выражала зависимость народов от

нерховного владыки, означала конец первобытнообщинных отношений, являлась одним из признаков государства. Глубокой осенью князь с дружиной начинал объезд своих владений с целью сбора с них положенной дани. Это называлось полюдьем, что означало дословно «ходить по

людям». Объезд продолжался всю зиму и заканчивался ранней весной. Князь останавливался и в крупных городах, и в небольших селениях.

Длинной вереницей въезжал княжеский караван в селение. Впереди ехал князь, следом — конная дружина и тиуны (сборщики дани), далее обоз с уже

собранной данью и с пустыми телегами или санями.

Караван размещался на постой в избах. Простые люди должны были кормить и поить всю эту процессию. Творившиеся насилия

вызывали возмущение людей, столкновения со сборщиками дани. Во время одного из таких столкновений князь Игорь погиб.

Это случилось в земле древлян в 945 г. Игорь направился в полюдье и за восстание против

Киева обложил древлян более тяжелой данью, чем это было при Олеге. Княжеская дружина творила всяческое насилие, а со-

брав дань и отправив обоз, Игорь с малой дружиной решил воротиться и еще поискать добычи.

Древляне во главе с князем Малом восстали и перебили дружинников. Это было племенное восстание — за былую независимость древлян и одновременно против насилия со

стороны рождающегося государства. Игоря схватили и казнили лютой смертью.


Ольга сразу же проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Прежде всего она жестоко отомстила древлянам за смерть великого князя и мужа и силой утвердила свою власть на Руси.

Великая княгиня изменила систему сбора дани. Теперь населению предстояло

уплачивать дань по твердым нормам, ежегодно свозя ее в определенные места — погосты. Там дань принимали и отправляли в Киев. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения населения налогами. Государство сделало еще один шаг в своем развитии.

Установив порядок внутри Руси, Ольга обратилась к внешней политике. В 957 г. великая княгиня отправилась в Константинополь во главе многолюдного

посольства. Знаменитый византийский император, писатель, дипломат Константин Багрянородный дал в честь Ольги обед. В ходе бесед император и Ольга подтвердили и договор, заключенный Игорем, и военный союз двух государств. Этот союз был направлен против Хазарии и Арабского халифата, чьи армии наступали на Византию с востока.


Важным вопросом переговоров

Ольги в Константинополе стало ее крещение. Видя силу язычества и приверженность к нему народа, она выбрала путь осторожный — решила креститься сама и тем самым подать пример остальным. Она крестилась в храме Святой Софии — главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, ее крестил константинопольский Патриарх. Ольга стала христианкой по православному, византийскому, образцу.

После возвращения в Киев великая княгиня пыталась склонить к христианству сына, но Святослав рос ярым язычником и ответил матери отказом.

Между Ольгой и Святославом началось отчуждение. Через некоторое время великая княгиня направила посольство к германскому императору Оттону I для установления дружеских отношении укрепления религиозных связей. В ответ император прислал епископа с целью крестить всю Русь. Киевлян-язычников возмутило появление христианских проповедников в русской столице. Возможно , их подстрекали

и волхвы. Епископа и его людей выгнали из города, часть их перебили в дороге.

Язычники сплотились вокруг Святослава, которому к тому времени было уже около 20 лет, и отстранили Ольгу о т управления. 9 6 2 г. всю полноту власти взял молодой Святослав.

Умирая через 7 лет после э т их событий , Ольга завещала похоронить ее по христианскому обычаю

и не справлять на могиле языческую тризну.

В последствии Русская Православная Церковь причислила княгиню Ольгу к лику святых .









Задание 1.

Записать в тетрадях:

В 838 —839 гг. в Константинополе появилось посольство от государства Русь, чтобы урегулировать свои отношении с недавним врагом — Византией, а потом — в могущественной империи франков для установления дипломатических и торговых контактов.





















Задание 2.

Прочитать со стр 26 и записать размещение населения и их названия(…В Среднем Поднепровье сложился мощный племенной союз полян (жителей полей). Их центром стал город Киев……)


Задание 3.

Рассмотреть со стр 27 карту «Славяне и их соседи в VII-IX».




























Задание 4.

Записать в тетрадях

Названия «Русь», «руссы» появились в IX в. и на славянском Севере, и на Юге.


На славянском языке «русый» означает «светлый».









Задание 5.

Записать в тетради

862-879 правление князя Рюрика.


879-912 правление Олега.



























Задание 5.

Записать в тетрадях

882г поход Олега на юг и начало Русского государства.



907- поход на Византию.


911 г. Олег подтвердил договор с Византией.

































Задание 6.

Записать в тетрадях

912-945 княжение Игоря.


941г поход Игоря на Константинополь.

























Задание 7.

Записать в тетради.

Дань-это ежегодный налог в пользу князя,

его дружины и всей системы управления подтверждал право князя владеть землей, управлять, судить

подданных.












Задание 8.


Тиуны-сборщики дани.












Задание 9.

Записать в тетради.

945-962г княжение Ольги




957 г. великая княгиня отправилась в Константинополь во главе многолюдного

посольства.














Задание 10.

Записать в тетради

Ольга крестилась в храме Святой Софии — главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, ее крестил константинопольский Патриарх. Ольга стала христианкой по православному, византийскому, образцу.

IV



Первичное повторение и закрепление знании на воспроизводящем уровне.


Заключительная беседа: с целью закрепления полученных на сегодняшнем уроке знаний, сейчас мы с вами обобщим известные нам факты: заполним таблицу



Князь(княгиня)

Внешняя политика

Внутренняя политика






















Ученики заполняют таблицу






V









Задание на дом:

1.Прочитать П.3

2.Ответить на вопросы со стр. 53.

3. Ответить письменно

Как связаны между собой понятия: дань, полюдье,

организованная система взимания налогов, погосты, уроки?






VI


Итоги урока:

1.подведение итогов урока по содержанию. Сегодня на уроке мы изучили интересную и часто обсуждаемую тему: Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья.»


2. Оценка учебной деятельности учащихся.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья.»

Автор: Низамиева Венера Ильдусовна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 128898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему "Появление государства у восточных славян" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-poiavlieniie-ghosudarstva-u-vostochnykh-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "191402"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427300537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства