Помочь учащимся в осмыслении значения петровских преобразований для истории России, обобщить знания о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.
Показать, что существуют различные оценки личности первого российского императора и его деятельности, споры ведутся на протяжении трех столетий и обостряются в особо сложные моменты нашей истории.
Продолжить формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, сравнительного анализа источников;
Выработать личную моральную позицию в определении роли Петра I в истории России;
Опережающее задание: в начале изучения темы учащимся дается задание - написание творческой работы «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пётр I и его реформы в оценках и суждениях »
Тема урока: « Петр I и его реформы в оценках и суждениях»
Тип урока – повторительно - обобщающий
Цели урока:
Помочь учащимся в осмыслении значения петровских преобразований для истории России, обобщить знания о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.
Показать, что существуют различные оценки личности первого российского императора и его деятельности, споры ведутся на протяжении трех столетий и обостряются в особо сложные моменты нашей истории.
Продолжить формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, сравнительного анализа источников;
Выработать личную моральную позицию в определении роли Петра I в истории России;
Опережающее задание: в начале изучения темы учащимся дается задание - написание творческой работы «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям».
Ход урока
Введение. Постановка учебной задачи урока.
28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов.
«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.
«Солнце земли Русской» - высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.
Пока жива будет Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые ещё его современниками. Нет однозначной оценки личности императора, так же, как и его преобразований. О Петре по-разному пишут и говорят историки и политики, публицисты и поэты, писатели. Многие из них идеализируют царя-реформатора (ребята вспоминают, кто именно) Пушкин А.С., Толстой А.Н., Ломоносов М.В., Погодин М.Н. Другие гораздо осторожнее подходят к оценке его деятельности – Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др., отмечая его негативные черты, они не умаляют значимости его преобразований. Но есть и такие, которые в Петре I видят исключительно источник всех бед России – П.Н. Милюков, славянофилы.
Вспомним оценку деятельности Петра I, данную Н.М. Карамзиным: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр» (слайд 2) Одни восхищаются Петром: (слайд 3 ) : «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев.А для других: «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.
Как сказал поэт Александр Кушнер, « Времена не выбирают, в них живут и умирают». Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.
Целью урока будет сопоставление различных точек зрения на преобразования Петра I и выработка своей собственной, а также осмысление значения петровских преобразований для истории России.(слайд4)
2. Организация учебной деятельности
1) Необходимость реформ для России.
Эпоха Петра Великого в истории России характеризуется как время огромного количества реформ и преобразований, затронувших практически все сферы жизни. Были ли они необходимы и целесообразны? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте вспомним Россию накануне петровских преобразований.
Задание №1:
Вспомните, на каком уровне развития находилась Россия в конце XVIIв., сравните с Англией. (слайд5)
Вопросы для сравнения
Россия в конце XVII в.
Англия в конце XVII в.
1) Промышленное развитие
Слабое развитие мануфактурного производства, международной торговли. Разработки полезных ископаемых практически не велись.
Развитие капитализма, рост предпринимательской активности, развитие крупной мануфактурной промышленности.
2) Выход в моря
Отсутствовал парусный флот. Невозможность овладеть выходами к морям.
Наличие флота. Морская держава, развернувшая широкую торговую и колониальную экспансию во многих частях света.
Отсутствие сильной регулярной армии. Основа военной силы -ополчение.
4) Рынок рабочей силы
Использование труда крепостных крестьян в мануфактурном производстве.
Крестьянство освобождается от личной зависимости, растёт число наёмных работников.
5) Уровень развития с/х
Принудительный труд крепостных. Натуральный характер хозяйства. Не применялись новые методы хозяйствования, известные в Европе.
Расширение посевных площадей, внедрение неизвестных ранее удобрений, технических культур, использование новых усовершенствованных орудий труда.
Натуральное хозяйство уступало место товарному.
6) Политический строй
Самодержавная монархия, опирающаяся на бюрократию и армию. Система приказов устарела.
Парламентская монархия, формирование гражданского общества и правового государства
7) Оценка культурного развития
Изоляция от европейского мира. Сохранение традиционного быта. Культурно – бытовая отсталость.
Господство церкви в области образования, искусства, быта и нравов. Низкий уровень грамотности населения.
Революция в естествознании. Развитие научных знаний о человеке, природе и обществе. Влияние идей гуманизма. Обмирщение сознания.
Вывод.
Можно говорить об очевидной отсталости России в конце XVII века, отсталости преимущественно технико-экономической, военной и социальной. (слайд6)
2) Реформы Петра I и характеристика императора.
Было бы преувеличением говорить о том, что у Петра и его окружения была какая – то чёткая программа реформ. Но, с другой стороны, назвать его преобразования стихийными тоже нельзя – в них была своя логика: одни реформы требовали других, вопросы военные переплетались с экономическими, перемены в государственном аппарате требовали развивать образование и т.д.
Задание №2:
Давайте вспомним реформы, проведённые Петром I, перечислив их в порядке значимости (по мнению учащихся): (слайд 7)
То, что Пётр I был великим реформатором соглашаются все, но оценивают его деятельность неодинаково.
Задание №3
Прочитать отрывок из повести А.Н. Толстого «День Петра» и ответить на вопросы.
«Петр выехал со двора. Вот так погода! Морская, крепкая, сквозняк. С удовольствием, раздувая ноздри, вдыхал Петр соленый, сырой ветер, гнавший где-то по морю торговые, полные товаров суда, многопушечные корабли, выдувавший изо всех закоулков, залежалый дух российский.
И пусть топор царя прорубил окно в самых костях и мясе народном, пусть гибли в великом сквозняке мужики, не знавшие даже, зачем и кому нужна их жизнь; пусть треснула сверху донизу вся непробудность – окно в Европу все же было прорублено, и свежий ветер ворвался в ветхие терема, согнал с теплых печурок заспанных обывателей, и закопошились, поползли к раздвинутым границам русские люди – делать общее, государственное дело».
(А. Толстой «День Петра»)
Вопросы:
Как А.Н. Толстой оценивает перемены в жизни России?
4.Можно ли однозначно оценить личность Петра I и его деятельность? Какова цена реформ?
Задание №4
Составить рассказы от имени людей, живших в эпоху Петра I.Сделайте выводы.(слайд8)
Задание №5
Впервые серьёзно вопрос о петровских преобразованиях в истории России был поставлен 40-х гг. 19 века. Речь идёт о взглядах западников и славянофилов
Вспомните и сформулируйте их позиции.(слайд9)
Задание №6
Мы познакомились с различными точками зрения о царе-реформаторе. А каково ваше отношение к Петру I и его преобразованиям?
Давайте и мы включимся в этот спор, используя знания, полученные на уроках истории, литературы, при изучении исторических источников, попробуем ответить на вопрос: “Каким был Петр I?”, что вас привлекает в нем, а что вы осуждаете и какова роль Петра I в истории России.
( Учащиеся делают краткие сообщения, используя материалы опережающего задания «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям).(слайд10)
Задание №7 (слдайд11)
Выбрать высказывание о Петре и его деятельности, наиболее созвучное собственной позиции учеников.
Обосновать своё мнение своё мнение.
«Именно Петр сделал Россию Россией — великой державой, родившейся в эпоху бурь и переломов, вошедшей в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек...» (политик В.С.Черномырдин)
«Я Петра ненавижу, потому что он людей унижал» (Кн. Е.Дашкова, президент Российской Академии Наук)
«Раньше в России был обычай, была, скажем так, единая культура. В самом деле: отец Петра, царь Алексей Михайлович, был понятен народу. У него была борода – и у мужиков была борода. Он ходил в таких же длинных одеждах, он молился привычными народными молитвами, он говорил по-русски. Это было понятно населению. После Петра все изменилось: одежда другая, парик на голове, разговор французский, немецкий, тип мышления другой. В одной стране образовалось две нации! Это плохо. Традиции важны». (Князь М.М.Щербатов, историк.)
«Главным путём развития России будет революция сверху… Роль государства в России – гигантская, это вроде бы главный путь… А раз так, Пётр нам нужен… Значит, мы его прощаем? ( А.С. Пушкин, поэт)
«Пётр стал во главе народа, из всех европейских народов наименее удачно поставленного исторически…Можно смириться с лицом, в котором деспотизм соединяется с самопожертвованием… Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева». (В.О. Ключевский, историк.)
«Петр I цивилизационно сдает Россию. Он отказывается от нашего цивилизационного кода, от нашей системы ценностей, и Россия становится идеологическим, духовным придатком Запада, вариантом западной цивилизации, но на несколько этажей ниже». ( Местоблюститель Русской православной церкви митрополит Кирилл)
3)Значение петровских преобразований. (слайд12)
Учащиеся подводят итоги преобразований, положительных и отрицательных.
3. Подведение итогов урока. Актуализация исторического материала. Рефлексия.
1.Обращаем внимание учащихся на памятник Петру I работы Фальконе и читаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (слайд 13):
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Вопросы для беседы и ожидаемые ответы:
- К кому обращены стихи?
- Кого олицетворяет «гордый конь»?
- Как вы понимаете смысл трех последних строк отрывка?
- Был ли Петр I «революционером на троне»как его назвал русский историк С.М. Соловьёв?
Революция – это глубокое и качественное обновление всех сторон жизни общества. Произошло ли подобное обновление в России?
Вывод: реформы Петра I – это своеобразная «революция сверху». Поэтому Петра можно считать «революционером на троне».
2. Чему учит история петровской эпохи?(слайд14)
Вывод: правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом однако надо думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.
3.Почему интерес к личности Петра I возрастает в российском обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития?
Вывод: сегодня, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.
5. Написание синквейна.
Список использованной литературы:
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001. CD – Rom.