Орг. момент. Постановка целей урока. Повторение изученного. Вид деятельности: устный опрос. Целеполагание: повторить изученный материал и выявить уровень обучения по данной теме. Оценивание работы учащихся учителем. Вид деятельности: работа с текстом стихотворения И. Никитина «Монастырь» Целеполагание: -выделить главное и ответить на поставленный вопрос; -выход на постановку темы урока; -развитие слухового восприятия учащихся. Оценивание работы учащихся учителем. Введение темы урока. Вид деятельности: работа в тетради, диалог учителя с учащимися и работа с электронной презентацией. Целеполагание: -фиксация темы урока; -составление плана урока. Объяснение нового материала. Вид деятельности: -рассказ учителя; -диалог. Целеполагание: - знакомство учащихся с православными монастырями. Оценивание работы учащихся учителем. Вид деятельности: работа с понятиями, работа в тетради. Целеполагание: фиксация полученных знаний. Вид деятельности: работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации. Целеполагание: Знакомство с монашеской жизнью, выделение этапов становления монахом. Вид деятельности: работа в тетради. Целеполагание: фиксация полученных знаний. Вид деятельности: словесное рисование и работа со стихотворением С. Бехтеева «Угодник» Целеполагание: развитие слухового восприятия учащихся, умения выделять главное. Оценивание работы учащихся учителем. Вид деятельности: беседа учителя с учащимися, работа с понятиями. Целеполагание: познакомить учащихся с особенностями внешнего вида монаха. Элемент здоровьесберегающей технологии (физкультминутка). Вид деятельности: рассказ учителя. Целеполагание: познакомить учащихся с монашеской жизнью. Вид деятельности: работа с документом «Христианская притча» с постановкой проблемного вопроса. Целеполагание: развитие слухового восприятия. Оценивание работы учащихся учителем. Вид деятельности: рассказ учителя. Целеполагание: получение новых знаний. Вид деятельности: чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации. Целеполагание: получение новых знаний Вид деятельности: работа с новым понятием . Целеполагание: фиксация в тетради. Вид деятельности: рассказ учителя, объяснение. Целеполагание: получение новых знаний. Закрепление нового материала. Вид деятельности: разгадывание кроссворда, работа с приложением №2. Целеполагание: выведение ключевого слова по теме урока, обобщение и закрепление полученных знаний. Региональный компонент «Святыни земли Буйской». Вид деятельности: сообщения учащихся. Целеполагание: воспитывать уважение к людям, выбравшим духовный подвиг молитвенников русских и православным святыням земли Костромской. Итог урока. Вид деятельности: контрольный тест с выбором ответа. Целеполагание: закрепление полученных знаний. Домашнее задание. Рефлексия. | Звучит музыка (эмоциональный настрой детей). Здравствуйте, ребята, садитесь. Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю России, раздел Киевской Руси. Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой. Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные четкие ответы. -Перед вами лента времени назовите обозначенные на ней века. + 1,2,3, …,9 век -Появляется первая дата, 879 год, что она обозначает? + Образование Киевского государства. Киевской Руси. - Дата 10 века – 988 год. Какое значение имеет она? + Крещение Руси или принятие христианства на Руси. - При каком князе началось крещение Руси? + При князе Владимире «Красно Солнышко». - Что дала Руси христианская вера? + Принятие христианства сделало всех людей равными перед Богом, независимо от того бедный он или богатый, принесло стране единство и примирение, открывались новые храмы, развитие образования. - А где были открыты первые школы? + При храмах. Действительно при храмах стали открывать школы, в которых учили грамоте детей знати и богатых людей. А также с принятием христианства на Руси появились и другие сооружения. Послушайте стихотворение и попробуйте ответить, о чём идёт речь. Вокруг глубокое молчанье, И только с шелестом листов Однообразное журчанье Живых сливается ручьёв. И ветерок прохладой веет, И тень бросают дерева, И живописно зеленеет Полян высокая трава. О, как сыны твои счастливы! В твоём безмолвии святом Они страстей своих порывы Смирили бденьем и постом; Их сердце отжило для мира, Ум с суетою незнаком, Как будто светлый ангел мира Их осенил своим крестом, И внемлет вечное бог слово, Их тяжкий труд благословив, Святых молитв живое слово И гимнов сладостный призыв. -Итак, о чём идёт речь в этом стихотворении? +О монастыре. -Объясните, почему вы так решили? -Совершенно верно. А может кто-то из вас догадался, какая же тема нашего сегодняшнего урока? + ……. -Совершенно верно тема нашего урока сегодня: «Православный монастырь». (Слайд 1) Запишите тему урока в тетрадь. Попробуйте сформулировать цель нашего урока в форме вопросов (т. е. какие знания мы должны получить на уроке) +Что такое монастырь? +Кто живет в монастырях? +Чем занимаются в монастырях? +Приносит ли радость людям жизнь в монастырях? -Молодцы, ребята, совершенно верно. (Слайд 2) -Давайте попробуем ответить на первый вопрос. -Что такое монастырь? (Слайд 3) Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. В монастырях собирались люди, которых так увлекала вера в Бога, что они бросали все свои заботы и семью. Эти люди посвятили свою жизнь труду и молитвам. Их называли монахами. То есть монастырь-это уединённое жилище монахов. Для людей, ребята, естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов. -А как вы понимаете, кто такой монах? (Слайд 4) +… Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким «зовом» — зовом Бога, который указал ему на его призвание. Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один, одиноко живущий. -Давайте попробуем дать определение, кто же такой монах? +Монах-это человек, который посвятил свою жизнь Богу. (Слайд 5) -Что такое монастырь? +Монастырь-это уединённое жилище монахов. (Слайд6) -Запишите определение в тетрадь. Монахом, ребята, стать трудно. Нужно суметь отличить своё настоящее призвание от каприза. А также пройти несколько определённых этапов жизни. Как же это происходит, давайте разберёмся? Для этого мы поработаем с вами с текстом, который есть у вас на партах. Давайте прочитаем его и найдём этапы жизни в монастыре. Работа с приложением №1. (Чтение по цепочке.) -Итак, ребята, какие этапы жизни в монастыре вы выделили? + Предполагаемый ответ: 1. Послушание; 2. Монашеский обет; 3. Постриг; 4. Получение нового имени. (Слайд 7) -Запишите их в тетрадь. А теперь, ребята, обратите внимание на следующий слайд и попробуйте создать словесный портрет монаха. (Слайд8) -А вот один из православных авторов, Сергей Бехтеев, в своём стихотворении описывает монаха таким образом. Послушайте, пожалуйста, и подумайте, какие особенности присущи внешнему виду монаха. Старец Божий, старец кроткий, В лаптях, с палкою простой, На руке иссохшей четки, Взор, горящий добротой. Сколько дивного смиренья В страстотерпческих чертах, Дивный дар богомоленья Лег с улыбкой на устах. Тяжким подвигом согбенный Он идет, гонец небес, Прозорливый, вдохновенный, Полный благостных чудес. Благодатной силой веет На молящих от него, Гордый разум цепенеет Перед святостью его. -Какие особенности внешнего вида монаха вы отметили? Ответы учащихся и учителем вводятся новые понятия: Клобук- головной убор монаха, который понимается как подобие воинского шлема и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей. (Слайд 9) Мантия – облачение, окутывающее все тело как знак жизни под Божией защитой. (Слайд 10) Пояс сделан из кожи мёртвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо, прежде всего о жизни души. (Слайд 11) Чётки – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве. (Слайд 12) А сейчас мы с вами немного отдохнём и разомнёмся. Покажите, пожалуйста, где носят клобук, пояс, мантию, чётки? (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок) Монастырь (дети смотрят по сторонам). -Молодцы, а мы с вами продолжаем наш урок. - Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? +…(Слайд 13) - Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря. Их главное правило «Трудись и молись». -Как вы его понимаете? (для монахов эти два слова неотделимы друг от друга) Христианская притча Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: — Быстрее, я опаздываю на работу! И тут он увидел, что на одном из вёсел написано «молись», а на другом — «трудись». — Зачем это? — спросил пассажир. — Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что нужно молиться и трудиться. — Ну, трудиться, понятно, всем надо, а вот молиться, — это не обязательно. Никому это не нужно. Зачем же тогда терять время на молитву? — Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. — Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперёд. Отсюда и вывод: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, нужно крепко держать в руках оба весла: молиться и трудиться. -Итак, ребята, монахи уходили и обустраивали свою жизнь в безлюдных и труднодоступных местах. Они строили себе жилье, храмы. Там они жили, трудились и молились. Так появлялись первые монастыри. Самым первым монастырем на Руси был Киевский Печерский монастырь, основанный преподобными монахами – Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. (Слайды 14, 15, 16) -Давайте прочитаем об этом на странице 131 нашего учебника и посмотрим, как жили люди в этом монастыре? - Почему монастырь называется Печерским? + Потому, что кельи (комнаты для монахов) были выкопаны в пещерах. -Как жили здесь люди, что они делали? +Здесь они непрестанно молились, воздерживались от пищи и питья. Многие богатые и знатные жители Киева передавали в дар монастырю книги, пищу и одежду, а также средства на строительство храмов. Монахи тоже занимались благотворительностью. -А кто из вас знает, что такое благотворительность? -Благотворительность-это умение человека делать добрые дела для других людей, творить благо. ( Слайд 17) Запишите это понятие в тетрадь. -Итак, ребята, действительно крупные средства монастыри тратили на благотворительность. В один из голодных годов Пафнутьев монастырь кормил ежедневно до 1000 людей. Возле монастырей были устроены богадельни и больницы. Некоторые из обителей окружали себя каменными стенами и служили надёжным оплотом против неприятелей, как, например, Псково-Печерский монастырь, а еще мы должны сказать, что в школах при монастырях учились не только дети богатых людей, но и простые ребятишки. Впоследствии, среди монахов появились и святые люди, которые прославились своими добрыми делами. Первыми святыми на Руси стали сыновья князя Владимира - Борис и Глеб. (Слайд 18) Итак, ребята, давайте повторим ещё раз то, о чём говорили на уроке и отгадаем кроссворд. (Слайд 19) В результате получаем ключевое слово - монастырь и даём ответы на вопросы: -Что такое монастырь? -Кто такой монах? -В чём заключается его служение Богу? -Как называется умение человека делать добрые дела для людей, творить благо? -А вы знаете, наша Костромская земля тоже богата святынями. Монастыри Костромской области славились на всю Россию. Первые Костромские монастыри появились в 14- -15 веках. Это Железноборовский, Ферапонтов и Макариев монастыри. (Слайд 20) Запишите их название к себе в тетрадь. -О наших святынях нам подготовили рассказ ребята нашего класса. (Приложения 2-4) Сообщения учащихся. (Слайды 21, 22, 23) - Молодцы, ребята! Спасибо. Вот такие святые места есть и в нашем крае. Повторяем ещё раз название костромских монастырей. -Скажите, пожалуйста, о чём шла речь сегодня на уроке? -Что нового вы узнали? А сейчас мы с вами выполним небольшой тест по теме нашего урока и посмотрим, как вы работали сегодня на уроке, кто был самым внимательным. Выполнение теста. Приложение №5. Проверка теста. Выставление оценок за урок. -Прочитать текст «Чудеса Киево-Печерского монастыря». Приложение №6. (Слайд 24) -Наш урок подошёл к концу. -Подумайте, понравился ли вам урок? -Что больше всего понравилось вам сегодня на уроке? -О чём ещё вы хотели бы узнать? Спасибо за урок! (Слайд 25) |