В разработке продемонстрированы различные формы и методы, применяемые как при опросе домашнего задания, так и при усвоении нового материала, что способствуют лучшему усвоению материала и прививают интерес к истории Казахстана. Цели: проверить знания усвоенного материала по первому разделу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первобытные собиратели и охотники»
Боранбаева Т. А.. Учитель истории
СОШ №9 г. Уральска ЗКО
Разработка урока по истории Казахстана в 6 классе.
Урок обобщение:
«Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники»
Цели:
Обучающая: проверить знания усвоенного материала по первому разделу.
Развивающая: с помощью применения различных форм и методов, способствовать формированию у учащихся логического мышления, хорошо владея учебным материалом, учащиеся демонстрируют умение анализировать текст, выбирать правильные утверждения. Выполнение заданий развивают познавательную деятельность, интеллектуальные способности учащихся. Повторяя пройденный материал, учащиеся закрепляют терминологию и значение исторических понятий.
Воспитательная: применяемые элементы методов критического мышления формируют интерес к древней истории Казахстана и к всемирной истории. Способствует воспитанию чувства казахстанского патриотизма и формирует уважительное к истории древнего Казахстана.
Тип урока: урок-обобщение, работа в группах.
Форма и методы: работа с текстом учебника, игровые элементы «мозговой штурм», работа с текстом над заданиями «исправьте ошибки», «соберите своё», «укажите правильную хронологию», «приведи в хронологическую последовательность», отгадай кроссворд», работа с интерактивной доской.
Ход урока: ребята распределены по группам. Каждая группа соответствует определённому историческому периоду: 1. Древний палеолит 2. Мустьерский период среднего палеолита 3. Поздний палеолит 4. Мезолит 5. Неолит.
Учитель: Здравствуйте! Ребята, мы с вами завершили изучение раздела: «Жизнь древнейших людей» и сегодня мы повторим и обобщим и закрепим пройденный материал. Наша работа будет состоять из нескольких этапов. Итак первый этап:
I.Разминка! Что и когда?
Синхронно на доске показывается текст вопроса
1.Как называется самый первый период в истории человечества? (Каменный век)
2.На какие периоды подразделяется каменный век? (палеолит, мезолит, неолит)
3.Назовите хронологические рамки палеолита (2,6 млн. лет до н.э. – 12 тыс. до н.э.)
4. Назовите хронологические рамки мезолита (12-5 тыс. лет до н.э.)
5. Назовите хронологические рамки неолита (5-3 тыс. лет до н.э.)
6. На какие периоды подразделяется палеолит? (ранний: 2,6 млн. – 40 тыс. лет до н.э, поздний: 40-12 тыс. лет до н.э.)
7.Что означают слова: олдовай, ашель, мустье? Это три периода, на которые делится ранний палеолит.
8.Назовите их хронологические рамки? Олдовай: 2,6 млн. – 800 тыс. лет до н.э. Ашель: 800-140 тыс. лет до н.э. Мустье: 140-40 тыс. лет до н.э.
II.Рассказать более подробно!
Каждой группе даются вопросы на листе по отдельному периоду. В течение трёх минут команды готовят ответы, после чего отвечают на вопросы. Отвечает первой та команда, которая подготовилась раньше других.
Вопросы команды «Древний палеолит»
1.Где и когда появился самый первый человек?
2.Перечислите первые орудия труда древнейшего человека?
3.Основные занятия древнейших людей (как они занимались?)
4.Опишите природу древнего Казахстана в древности.
Вопросы команды «Мустьерский период среднего палеолита»
1.Дайте научное объяснение этого периода?
2.Характеристика климата эпохи мустье.
3.Что нового появилось в жизни людей этого периода, и что явилось причиной этого периода?
4.Занятия людей мустьерского периода
Вопросы команды «Поздний палеолит»
1.Характеристика климата и животного мира этого периода.
2.Что является причиной появления большого разнообразия орудий труда?
3.Искусство и религия.
4.Внешний вид и характеристика «разумного» человека.
Вопросы команды «Мезолит»
1.Особенности мезолита (новшества), занятия.
2.Изменения в общественной жизни.
3.Перечислите стоянки эпохи мезолита.
Вопросы команды «Неолит» жизни человека
1.Выделите особенности мезолита.
2.Характеристика памятников эпохи мезолита.
3.Производящее хозяйство и его значение в жизни человека.
III. Где? Соберите своё!
На доске на листках бумаги прикреплены названия стоянок. Представитель от каждой команды должен забрать листочки с названиями стоянок периода, который представляет его команда, и дают информацию о том, где была обнаружена данная стоянка.
Правильные ответы:
1.Стоянки раннего палеолита: Шабакты, Шакпакат, Танирказган.
2.Стоянки мустьерского периода раннего палеолита: Канай, Обалысай, Музбель.
4.Стоянки периода мезолита: Мичуринская, Ерейментау, Кызылсу.
5.Стоянки эпохи неолита: Сексеул, Зелёная Балка, Пеньки.
IV. Угадай: «Кто это?» и дополни…
(На интерактивной доске дан текст, который учащиеся дополняют текстом, работая в актив студии)
А.Они не были стремительными, как леопард, ловкими, как лев, сильными, как медведь. Однако они могли при помощи орудий труда «увеличить» свою ловкость и скорость действий. Первыми их орудиями были …
Правильный ответ: Древнейший человек эпохи раннего палеолита.Дополнение - правильный ответ: (палка-копалка, заострённый камень, дубина).
Б.Рост его был средним, телосложение плотное, корпус чуть сутулый, лоб крутой, брови чуть выступающие. Шея была у него короткой, голова чуть наклонена вперёд, а зубы были чрезмерно …. Руки были сильными, но не обладали. К тому же у него … … … речь.
Правильный ответ: Неандерталец. Дополнение - правильный ответ: (большими, не была развита).
В.Чтобы не погибнуть от холода, люди должны были обеспечить себя надёжным жилищем и тёплой одеждой. Первыми жилищами людей были … Обычно они были заняты животными. Люди с помощью … выгоняли оттуда огромных пещерных медведей. Чтобы дикие звери не подходили близко к пещере, разжигали перед входом огонь, пещеру застилали шкурами убитых животных.
Г.Он отличался от своих предков. Он ходил прямо, владел … речью. Мозг «… …» был в два раза больше «человека умелого». Он постоянно увеличивали свой словарный запас, придумывая новые слова для объяснения и познания окружающего их мира. То есть «… …» уже имел развитое мышление.
Д.Жили они в одном поселении или в пещере. Каждая … … имела свою территорию. Все члены имели равные права. Общими были: земля, жилища, орудия труда. Все имели право охотиться в лесу, ловить рыбу, пасти скот на общем выгоне. Все работы внутри … делали сообща. Имуществом, принадлежавшим отдельному члену …, например, копьём, топором мог воспользоваться любой сородич. О каком коллективе идёт речь?