kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Периодизация каменного века, появление человека и его эволюция.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: Периодизация каменного века, появление человека и его эволюция, ранний, средний и поздний палеолит в Казахстане, орудия труда древнего человека, социальная организация. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Периодизация каменного века, появление человека и его эволюция.»

Класс 10

Урок История Казахстана

Учитель Ерденова Б.Е

Тема урока: Периодизация каменного века, появление человека и его эволюция, ранний, средний и поздний палеолит в Казахстане, орудия труда древнего человека, социальная организация

Тип урока: традиционный

Вид урока: комбинированный

ТДЦ

Образовательная: Иметь представление об особенностях развития Казахстана в эпоху мезолита, неолита, энеолита

Воспитательная: Способствовать формированию гражданского патриотизма у учащихся

Развивающая: Раскрыть изменения в общественно-хозяйственной жизни древних людей после древнекаменного века.

Организационный момент

Опрос домашнего задания

  1. Расскажите об эволюционном развитии древних людей.

  2. Где были найдены самые древние стоянки людей раннего палеолита?

  3. Чем отличались орудия среднего и древнего палеолита?

  4. Какими новыми способами изготовления орудий труда овладели древние люди?

  5. Что вы знаете об общинном строе древних людей?

*6. На основе сравнительного анализа периодов каменного века напишите краткий историко- археологический рассказ.

Усвоение нового материала

План

1.Мезолит

2.Неолит.

3.Энеолит


Заполнить таблицу

Мезолит

Неолит

Знеолит





1 группа

Мезолит. Хронологические границы эпохи мезолита в Казах­стане — около 12—5 тыс. лет до н.э

Климат:

Период перехода от палеолита к мезолиту совпал с таянием ледников. В природно-климатических условиях произошли существенные изменения, многие виды гигантских животных вымерли, большие изменения претерпел и мир растений. Изменение фауны и другие факторы обусловили возникновение земледелия и новых элементов животноводства, а в некоторых регионах сложились новые формы рыболовства и охоты.

Этот период, по сравнению с другими периодами каменного века, характеризуется подвижностью людей — они часто перемещались с одного места на другое.

Еще одной особенностью эпохи мезолита являлось увеличение численности отдельных видов животных: зайцев, сусликов, лосей, волков и т.д. Охота на этих животных потребовала изготовления новых видов орудий. Однако еще сохранялся способ "загонной охоты", существовавший со времен раннего палеолита.

Стоянки расположены по берегам рек и озер. Остатки жилищ не сохранились.

Орудия труда:

Люди стали применять вкладышевую технику, которая заключалась в том, что основа предмета изготавли­валась из кости или дерева. На ней делались продольные прорези — пазы, в которые вставлялись и закреплялись лезвия из каменных ножевидных пластин. С помощью дополнительной обработки заготовок и различных способов их крепления на основе или рукоятке изготовлялись в массовом порядке наконечники стрел, дротиков, копий, скребки и скребла для обработки шкур, кожи, различные проколки, скребла и острия, резцы для обработки шкур, кости и дерева, для прорезания пазов, скобели для обработки древков стрел.

2 группа

Неолит.

Техника изготовления орудия труда:

В этом периоде человечество достигло высокого уровня в технике обработки камня. Произошла большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление, использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.

Посуда:

Другим достижением людей эпохи неолита было изготовление различной посуды из глины. Все это и возникновение земледелия и скотоводства способствовало повышению производительности труда и жизненного уровня первобытных людей.

Возникновение новых отраслей хозяйственной жизни, усовершенст­вование техники изготовления орудий труда, повышение произ­водительности труда способствовали появлению зачатков ткачества и горнометаллургического дела.

Люди эпохи неолита жили в условиях родовой общины. Они вели коллективный образ жизни, трудились сообща

Коренные изменения в хозяйстве и технике изготовления орудий труда в эпоху неолита в

исторической литературе получили название неолитическая революция.

Переход к производству пищи, сознательному выра­щиванию съедобных растений, особенно злаковых, к приручению, разведению и отбору животных явился экономической революцией, величайшей в истории древнего человечества, после овладения искусством добывать огонь.

Архитектурные памятники:

1. Караунгир — стоянка эпохи неолита — находится на правом берегу одноименной реки, в 1,5 км к северу от с. Караунгир Тюлькубасского района Чимкентской области. Сама пещера находится на высоте 7 м от русла реки. Пещера состоит из двух частей: передней, длиной 20 м, и дальней — 9 м. В процессе исследований обнаружена большая коллекция культурно-бытовых остатков каменных и костяных изделий, керамики, костей животных: древнейшие скребки, пластины с ретушыд и без нее, наконечники стрел, нуклеусы, топоры, иглы с ушками, шила, проколы и т.д.

2. В результате археологических исследований на Мангистау открыты памятники оюклинской и тюлесской культур, определенные рамками 6—5 тысячелетий до н.э. Стоянки, найденные на полуострове Бузачи и в песках Центрального Мангистау, однотипны со стоянками оюклинской культуры. Поверхность найденной на этих стоянках посуды украшена геометрическим орнаментом, выполненным "в струйчатой" технике.

3. В районе Мангистау кроме оюклинской исследованы и памятники тюлесской культуры. Они хотя и малочисленны, но очень вырази­тельны. Керамические изделия тюлесской культуры отличаются многогранностью и особой техникой нанесения орнамента.

4. Другая часть обитателей Мангистау жила на побережье Каспий­ского моря и занималась рыболовством, что не требовало постоянных перемещений. Оседлый образ жизни рыболовов привел к строитель­ству долговременных жилищ. Все это способствовало консервации культурных традиций, что иллюстрируется стоянкой Коскудук-1, найденной недалеко от г. Актау.

5. Стоянки атбасарской культуры сосредоточены на территории Атбасарского района Акмолинской области. Здесь обнаружено и исследовано около 200 стоянок древних людей. Самыми известными среди них являются стоянки Карлыга, Жабая, расположенные на берегах древних русел рек Есиль и Чаглинка. По типу и характеру найденных материалов, построек можно сделать вывод, что жители атбасарской культуры вели полукочевой образ жизни.

6. Подавляющая часть маханжарской культуры находится на дне Тургайской ложбины. Из них лишь несколько имеют сохранившийся культурный слой и хорошо исследованы. На Тоболе пока известна лишь стоянка Алкау-2. Посуда маханжарской культуры оригинальна: тонкостенная керамика, изготовленная вручную, имела удлиненные пропорции. Шейка горловины обычно была заужена, дно — коническое, иногда завершалось шипом, орнамент наносился по еще не просохшим стенкам сосудов зубчатым штампом. На Притобольской стоянке найден и фрагмент пряслица с просверленным отверстием, что свидетельствует о распространении ткачества.

7. Найденное у с. Железинки погребение женщины дает полное представление об обряде захоронения в неолитическую эпоху. Полусожженный труп женщины погребен вместе с вещами покойницы: среди них — костяная накладка серповидной формы от головного убора, оформленная по краю зубчиками, ожерелье из зубов хищных зверей, крупные бусы из раковин. Вместе с богато украшенной одеждой в могилу поместили орудия труда (тесло, костяное шило), охоты (каменные и костяные наконечники копий и стрел) и три миниатюрных, баночной формы, глиняных сосуда. Там же найдены две фаланги кулана, окрашенные красной охрой — цветом, имитирующим, по представлению древних людей, ритуал сожжения и огнепоклонства.

3 группа

Энеолит (3 тысячелетие до н.э.). Энеолит является переходным периодом, меднокаменным веком.

Первым металлом, который освоил человек, была медь. Таким образом эпоху, на протяжении которой одновременно применялись каменные и медные орудия труда, в истории называют энеолитом (от греч. энео—"медь", лит—"камень").

Появляются новые объекты материальной культуры: плоскодон­ная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища.

Памятники энеолита чаще всего встречаются на юге Казахстана. Среди памятников эпохи энеолита, найденных на территории Казахстана, ученые особо выделяют памятники ботайской культуры.

Характеристика Ботайской культуры

Ботайская культура свое название получила по наиболее характерному для нее поселению у разъезда Ботай Акмолинской области, датируется 3—2 тысячелетиями до н.э.

Ботайская культура была определена В.В. Зайбертом. В целом открыто больше 20 поселений, относящихся к ботайской культуре. Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек: Тургай, Терсаккан, Тобол, Убаган, Чаглинка, Иманбулак.

Наиболее богатым материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай. Это поселение, предположительно, просуществовало до XIV—XII вв. до н.э.

Взаимодействие местного населения с соседними племенами со временем привело к появлению в Мангистау новых культур кочевников бронзового века.

Закрепление:

? Вопросы и задания

  1. Определите хронологические рамки мезолита, неолита, энеолита и коротко

расскажите о них.

  1. Какие изменения произошли в эпоху мезолита?

  2. Где были найдены памятники мезолита? Есть ли у них специфические черты?

  3. Какие новшества внес неолит в жизнь древних людей?

  4. Где найдены памятники неолита?

  5. Что вы знаете о культуре эпохи неолита?

  6. Каково историческое значение энеолита в развитии человечества?

  7. Что вы знаете о ботайской культуре?

*9. Напишите краткое сочинение об изменениях в общественно-хозяйственной жизни

древних людей после древнекаменного века.

ТЕСТЫ

    1. Период палеолита (древнекаменный век) охватывает время:

а) 40—10 тысячелетия до н.э.;

б) 10—7 тысячелетия до н. э.;

в) 2,6 млн. — 12/10 тысячелетие до н.э.;

г) 4—3 тысячелетия до н.э.?

    1. В какой части Казахстана были найдены стоянки древних людей:

а)Алатау;

б) Джунгарский Алатау;

в) Кунгей Алатау;

г) Каратау?

    1. На сколько периодов палеоантропологи делят эволюционное развитие гоминид:

а) пять;

б) четыре;

в) шесть;

г) три?

    1. Какие орудия труда были изобретены в период мезолита:

а) каменный топор;

б) каменный нож;

в) лук, стрелы;

г) скребок?

    1. Какой первый металл освоил человек:

а) железо;

б) золото;

в) медь;

г) олово?


Домашнее задание: Параграф 2

Итоги. Оценки



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Периодизация каменного века, появление человека и его эволюция.

Автор: Ерденова Багытнур Егизбаевна

Дата: 08.11.2018

Номер свидетельства: 484353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Методическая разработка урока по истории  "Казахстан в каменном веке" "
    ["seo_title"] => string(74) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-kazakhstan-v-kamiennom-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "157839"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421660247"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства