Просмотр содержимого документа
«СССР в 1953 – 1964гг. «Оттепель» в духовной и культурной жизни.»
Тема урока.СССР в 1953 – 1964гг. «Оттепель» в духовной и культурной жизни.
Целевая установка урока:
Обобщить, углубить и систематизировать знания учащихся, полученные по истории в 9 классе и по другим предметам, об основных событиях, явлениях и тенденциях в развитии духовной жизни общества в изучаемый период.
Рассмотреть основные проявления «оттепели» в общественной, культурной и духовной жизни. Подвести к пониманию ограниченного проявления «оттепели», ее противоречивого характера.
Продолжить формирование умений учащихся по работе с историческими источниками, с другими источниками информации.
Развитие умений логического выполнения проблемного задания, умений выделять главные положения, сравнивать, анализировать и оценивать события и явления.
Привлечь учащихся к обсуждению современных дискуссионных вопросов мировоззренческого характера, определять свою точку зрения, формулировать и аргументировать свои суждения.
Воспитание устойчивого интереса к изучению исторического прошлого, уважительного отношения к участникам событий. Воспитание толерантного отношения к мнению и позициям других людей. Формирование критического исторического мышления и собственной гражданской позиции.
тамиздат, шестидесятники, стиляги, свобода творчества
Тип урока: комбинированный урок с постановкой и решением проблемного задания.
Ход урока:
Организационный момент.
Мы продолжаем изучение интересной, насыщенной и противоречивой эпохи в истории СССР 20 века: период «оттепели» Н.С.Хрущева.
Мы уже рассмотрели ход борьбы за власть после смерти Сталина, причины победы Хрущева. Дали характеристику социально-экономического развития, научно- технических достижений, событий и последствий внешнеполитического курса страны. Мы обсудили, проанализировали и постарались оценить противоречивость политики Хрущева во всех сферах жизни.
Конечно, в первую очередь «потепление» затронуло общественно-политическую сферу. Давайте вспомним, в чем это выразилось?
- Каковы последствия 20-го съезда КПСС?
- Можно ли сделать вывод о полном и завершенном характере проявлений демократизации?
(учащиеся говорят о десталинизации, проведении реабилитации, зарождении некоторых демократических элементов, разрушении тоталитарного страха. Приводят примеры ограниченного характера проводимых мероприятий)
Сегодня мы рассматриваем другую сферу жизни общества: духовную и культурную. Проблемное задание: В чем заключался противоречивый характер «оттепели» в этой сфере? Выполнение задания должно выразиться в заполнении таблицы:
Противоречивость «оттепели»
«оттепель»
границы «оттепели»
Учитель обращает внимание на слова самого Н.С. Хрущева.
- « …кто-то мои худые дела вспомнит, кто-то хорошие. Но главное то, что все мы глотнули свежего воздуха. Это не пропадет».
- « В вопросах искусства – я сталинист»
Актуальность изучения темы заключается в необходимости понимать современные события и явления, связанные с деятельность и ролью интеллигенции, с вопросами границ свободы творчества в современном мире.
3. «Оттепель» в духовной жизни:
Литература:
- Приведите примеры «раскрепощения» литературы
Реабилитация деятелей культуры и их творчества:
Зощенко, Ильф и Петров, Ахматова, Цветаева и др.
Смягчение цензуры. 1962г. – опубликование повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Издание новых журналов: «Москва», «Нева»,
«Юность», «Новый мир» и др.
Новые темы в литературе, новые герои. «Лейтенантская» и «деревенская» проза: Быков, Симонов, Васильев, Бондарев, Белов, Распутин, Абрамов и др.
Поэты-шестидесятники: Вознесенский, Евтушенко, Рождественский и др. Их стихи и выступления перед зрителями.
Зарождение бардовского движения: Визбор, Окуджава, Галич и др.
- Приведите примеры ограничений свободы в литературе:
Сохранение цензуры
Преследования и гонения деятелей культуры.
Судьба Б.Пастернака. Роман «Доктор Живаго»
Нобелевская премия.
Сохранение партийного и идеологического контроля.
Самиздат. Тамиздат
Сделайте записи в таблице о проявлениях и границах
«оттепели» в литературе
Художественная культура:
- Музыка - Театр - Живопись - Кино
? Каковы были новые явления и старые подходы?
Власть и культура:
? как вы понимаете слова Хрущева о том, что в искусстве он сталинист?
? Что нового появилось во взаимоотношениях власти и деятелей культуры? Как складывались эти отношения?
Новые форматы взаимоотношений. Встречи представителей власти с деятелями культуры
Посещение выставок, кино и театральных премьер
? Можно ли говорить о полном взаимопонимании?
- 1962г. – выставка художников в Манеже.
Судьба скульптора Э. Неизвестного.
Сделайте записи в таблице по этому вопросу.
Советская культура и Запад:
- Приведите примеры установления культурных связей с Западом.
1956г. – выставка картин Пикассо
1957г. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве
1958г.- Международный музыкальный конкурс имени Чайковского
? О чем свидетельствует проведение этих мероприятий?
- Стиляги – новая молодежная субкультура
Что вы о них знаете? Как к стилягам относилось общество
и власть?
Продолжите заполнение таблицы.
Власть и церковь:
? Могла ли власть допустить развитие религиозного самосознания? Почему?
- Положение церкви:
Антирелигиозная пропаганда
Давление на церковь, преследование священнослужителей
Разрушение храмов
Противодействие исламу
Продолжите заполнение таблицы.
Выводы по проблемному заданию и обсуждение дискуссионных вопросов:
- Сделайте общий вывод о духовной и культурной жизни общества.
- Представьте свои записи в таблице по проявлениям и границам «оттепели»
Таким образом, мы обобщили свои знания по теме, сделали необходимые выводы и оценки. Проделанная работа помогает нам ориентироваться в события и явлениях современного мира в данной сфере.
- Выскажите свои суждения и свое мнение о роли интеллигенции в современном обществе.
- Свобода в творчестве. Границы этой свободы.
(Шарли Эбдо – 2014г. во Франции
опера Вагнера «Трангейзер» в Новосибирском театре-2015г.)
Домашнее задание. П.37 записи в тетради. ИТ п 20 индивидуальное задание.
Учащиеся готовятся к уроку. Организация внимания и сосредоточенности.
Вступительное слово учителя. Переход к
теме урока.
Вступительная беседа по п.32
Презентация.
Слайды №1,2
Организация работы учащихся по рабочему листу урока. Инструкция.
(приложение 1)
Портрет и слова Хрущева на учебном стенде.
Учитель
Выступления учащихся
(знания по истории и литературе)
Слайды 3-9
Работа по документу
(приложение 2)
Слайды 10-15
Ребята заполняют таблицу
Краткие индивидуальные выступления учащихся
Слайды 16-24
Беседа.
Отрывок из воспоминаний организатора выставки.
(приложение3)
Слайды 25-28
Работа с учебником с.282
Работа с документом
(приложение 4)
Слайды 29,30
Беседа
Работа с документом
(приложение 5)
Слайд 31
Обсуждение выполнения Проблемного задания. Записи в таблице.
Слайд 32
Участие в дискуссии.
Учитель
Приложение 1
СССР в 1953-1964гг.
«Оттепель» в духовной и культурной жизни
1. «Оттепель» в общественно-политической жизни п.32 (п.2)
? Каковы последствия 20-го съезда КПСС? В чем выразилась «Оттепель»?
? Можете ли вы сделать вывод о полном и завершенном характере этих
проявлений?
2. «Оттепель» в духовной жизни: п.37
Проблемное задание: В чем заключался противоречивый характер
«Оттепели» в этой сфере?
Литература:
- Приведите примеры «раскрепощения» литературы.
- Приведите примеры ограничений свободы в литературе
Судьба Пастернака и его творчества (документ)
Художественная культура:
- музыка - театр - кино - живопись
3) Власть и культура:
? Что нового появилось во взаимоотношениях власти и деятелей культуры?
Как складывались эти отношения?
- 1962 г. - выставка в Манеже. Эрнст Неизвестный.
4) Советская культура и Запад:
- Приведите примеры установления культурных связей с Западом
1957г. - Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (документ)
- стиляги - новая молодежная субкультура
5) Власть и церковь:
? Могла ли власть допустить религиозное самосознание? Почему?
- политика по отношению к церкви (документ)
3. Выводы по проблемному заданию и обсуждение дискуссионных
вопросов:
- Сделайте общий вывод о духовной и культурной жизни общества в
период «Оттепели»
- Выскажите свое мнение о роли интеллигенции в жизни общества.
- Выскажите свое мнение о рамках и границах свободы в творчестве.
Приложение 2
Постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке. 28 октября 1958
Начав когда-то с деклараций о «чистом искусстве», Б. Пастернак кончил тем, что стал орудием буржуазной пропаганды, выгодным объектом спекуляции для тех кругов, которые организуют «холодную шину», стараются оболгать все прогрессивные и революционные движения.
Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени.
Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать. Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки. Б. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил свое имя и свою деятельность в политическое орудие в руках реакции.
Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в, действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов.
Известия. 1958. 29 октября.
Вопросы:
Что вы знаете о судьбе Б.Пастернака?
Как Союз писателей СССР оценивает роман «Доктор Живаго»?
Какие выводы можно сделать на основе документа о судьбе писателей?
Приложение 3
Из воспоминаний Э. Белютина о посещении Хрущевым Н.С. выставки художников в Манеже
.. Прежде чем спросить, "где здесь главный, где господин Белютин", Хрущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены художники нашей группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад, и все окружавшие его люди тут же услужливо пятились, наступая друг другу на ноги. Со стороны это выглядело, как в комедийном фильме времен Чаплина и Гарольда Ллойда. Первый раз взгляд Хрущева задержался на портрете девушки. - Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то! - с каждым словом голос его становился визгливее. Начав с портрета девушки А. Россаля, Хрущев стремительно направился к большой композиции Л. Грибкова "1917 год". - Что это такое? - спросил Хрущев. Чей-то голос сказал: - 1917 год. - Что это за безобразие, что за уроды? - Где автор? Люциан Грибков вышел вперед.
Ну, ладно, это неважно, но как вы могли так представить революцию? Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует. Это доказательство на него, очевидно, так подействовало, что он побежал дальше, почти не глядя на картины. ... - Ну, ладно, - сказал Хрущев, - а теперь рассказывайте, в чем тут дело. Это был уже какой-то шанс, и я увидел, как по-разному насторожились Суслов, Шелепин, Аджубей. - Эти художники, работы которых вы видите, - начал я, взбешенный поведением премьера и решив не называть его по имени-отчеству, - много ездят по стране, любят ее и стремятся ее передать не только по зрительным впечатлениям, но и сердцем. - Где сердце, там и глаза, - сказал Хрущев. - Поэтому их картины передают не копию природы, а ее преображенный их чувствами и отношением образ, - продолжал я, не реагируя на хрущевскую реплику. - Вот взять, например, эту картину "Спасские ворота". Их легко узнать. А цветовое решение усиливает к тому же ощущение величия и мощи.
Я говорил обычными словами, которыми стало принято объяснять живопись. Хрущев слушал молча, наклонив голову. Он, похоже, успокаивался. Никто нас не прерывал, и чувствовалось, пройдет еще пять-десять минут, и вся история кончится. Но этих минут не случилось. Посередине моего достаточно долгого объяснения сухая шея Суслова наклонилась к Хрущеву, и тот, посмотрев на мое спокойное лицо, неожиданно взорвался: - Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство! Где тут зубцы на стенах - почему их не видно? И тут же ему стало не по себе, и он добавил вежливо: - Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: всё это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю!..
Приложение 4
Из информационного бюллетеня о подготовке молодежи СССР к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Февраль—июнь 1957 г.
Кроме 30 тысяч зарубежных гостей и многочисленной советской делегации, в августовские дни 1957 года в Москву приедет 80 тысяч юношей и девушек из различных областей, краев и республик Советского Союза.... Гостями фестиваля будут не только победители спортивных состязаний и художественных конкурсов, но и те, кто прославился своими трудовыми делами, — молодые рабочие, колхозники, служащие.... Поэтому молодежь страны стремится отметить фестиваль прежде всего успеха ми в труде.
Более трех тысяч переводчиков, хорошо знакомых с Москвой, помогут гостям столицы быстро ориентироваться в городе. Но не всегда они могут оказаться рядом с делегатами. Хорошо, если не только переводчики, но и многие молодые москвичи смогут побеседовать с зарубежными друзьями на их родном языке, объяснить, как проехать к стадиону, театру! Поэтому сейчас во всех 25 районах Москвы, на предприятиях, в магазинах, школах, учреждениях работает много кружков иностранных языков. В Киевском районе их около 150, в Бауманском,— 60. Только студенты Московского педагогического института иностранных языков ведут уже больше 200 таких кружков.
(Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995 гг.).
Вопросы:
Как это событие характеризует культурно-духовную жизнь общества СССР в конце 50-х годов?
С какими проблемами сталкивались при подготовке Фестиваля?
3) Какие последствия для духовного развития общества имел Фестиваль молодежи и студентов в Москве 1957г.?
Приложение 5.
Положение церкви в период «Оттепели»
Следующий период государственно-церковных отношений — 1958—1964 гг. наполнен драматизмом. Советское руководство в кратчайшие сроки спешило решить религиозную проблему в стране. Это было вызвано комплексом причин: желанием построить в СССР коммунизм, и уверенность, что коммунистическая идеология, освободившаяся от сталинского наследия, еще может проявить себя, что, в свою очередь, исключало возможность любой духовной альтернативы, особенно религиозной. Определенная часть советского общества была индифферентна к масштабным антирелигиозным кампаниям, а демократически настроенные "шестидесятники" считали, что в СССР может быть построено справедливое, социально ориентированное государство, где христианству не было места. Важную роль сыграли и кадровые перестановки. К группе идеологов — М.А. Суслову, Е.А. Фурцевой, Л.Ф. Ильичеву, и ранее выражавшим недовольство прежним курсом, прибавилась ретивая молодежь — А.Н. Шелепин, В.Е. Семичастный, А.И. Аджубей. Комсомольские вожаки стремились к решительной борьбе с Церковью, предлагая ликвидировать ровное отношение с ней как сталинское наследие. А сам "волюнтарист-романтик" Н. Хрущев считал, что в период перехода СССР к "предкоммунистическим отношениям" "распространение научных знаний, изучение законов природы не оставляет места для веры в бога".
Власть не могла не учитывать также и значительно выросшую религиозность вышедших на свободу узников ГУЛАГа. Изживание страха привело к активизации верующих. (Так, еще в 1955 г. в Совет поступило 1310 ходатайств и пришло 1700 просителей об открытии храмов, а в 1956 г. их было уже 2265 и 2299 соответственно).
Важнейшей причиной изменения курса стала и экономическая, именно с постановлений "О монастырях в СССР" и "О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей" начинается "хрущевская антирелигиозная" кампания. Ее результаты были устрашающими. Количество храмов составило 7523, священников 7400, а действующих монастырей на всей необъятной территории Советского Союза осталось 16 (в начале кампании их было 63). Но гонения на Церковь в СССР — это лишь зримая сторона хрущевской государственно-церковной политики. Есть еще и другая — использование внешних церковных каналов для осуществления политических государственных планов. При этом власть не только не считалась с интересами Церкви, а цинично попирала их, нисколько не заботясь о последствиях, которые могли иметь и имеют длительный исторический резонанс.
Сделайте вывод о положении церкви, священников, о политике власти в этой области.