Открытый урок по истории Казахстана "Декабрьские события 1986 года"
Открытый урок по истории Казахстана "Декабрьские события 1986 года"
Работа создаст учебно-познавательную среду, способствующую мобилизации познавательной активности учащихся, развитию интеллекта, творческого потенциала, исторического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: карта РК, портреты: Колбина Г. В., Кунаева Д. А., Рыскулбекова К. иллюстрации: «Разгон демонстрации», «Декабрьские события 1986 г.», «Монумент Независимости»
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, малые группы, творческая группа, элементы ролевой игры
Ход урока:
I. Орг. момент.
1. Водно-мотивационная часть.
Музыкальное сопровождение (на фоне музыки говорит учитель)
Ребята, обратите внимание на эту иллюстрацию. Вам знакомо это монументальное сооружение в виде стелы с величественным «золотым человеком», который управляет барсом? В честь какого события воздвигнут Монумент Независимости? Он воздвигнут на том самом месте, где алмаатинская молодежь в студеные декабрьские дни выразила протест против диктата центра. И сегодня на уроке мы будем говорить о причинах, поводе, характере, последствиях, нравственных и политических уроках Декабрьских событий. Запишите тему урока. На уроке мы будем продолжать учиться добывать знания самостоятельно, работая в малых группах, индивидуально; анализировать данные различных источников; давать оценку историческим событиям; устанавливать причинно-следственные связи. Обратите внимание на эпиграф нашего урока.
Эпиграф: «Мы - казахи, издревле мечтавшие о свободе». Именно с этими словами вышла казахская молодежь на площадь Брежнева.
II. Изучение нового материала.
1. Словарная работа.
На уроке мы должны знать, что означают термины «волюнтаризм», «протекционизм», «национализм», «манкурт», чтобы правильно употреблять их в своей речи. (Опережающее задание, учащиеся объясняют термины, учитель прикрепляет их на доску)
2. Самостоятельная работа учащихся.
Группа 1 «Биографы» (опережающее задание) Биографическая справка о Колбине Г. В. , Рыскулбекове К.
Группа 1 «Историки»
Работая с текстом учебника (с. 94., материалами из Постановления ЦК КПСС «О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся»), (с. 119 аб.5, 6), расскажите о V Пленуме ЦК КПСС и его решениях.
Объясните, в чем обвинили Кунаева Д. А.?
Группа 2 «Историки» Составить таблицу «Хроника событий 16-18 декабря 1986 г.», опираясь на материалы учебника (с. 94-96), материалы Конституционного суда РК (с. 34-35)
Расскажите о Декабрьских событиях.
Дата, время, событие
Группа «Аналитики» 1
Работая с текстом учебника ( с.92-93), «Выводами комиссии Президиума Верховного Совета КССР по окончательной оценке событий в Алматы 17- 18 декабря 1986 г. ( с. 123-124), материалами Конституционного суда РК ( с. 33), дайте анализ причин Декабрьских событий, назовите повод для массовых волнений.
Причины:
1. Недовольство низким жизненным уровнем, социальной несправедливостью.
2. Противоречие между традиционно - командными действиями центра и провозглашенными демократическими принципами перестройки.
Группа «Аналитики» 2 Работая с текстом учебника (С. 94-95), выводами комиссии Президиума Верховного Совета КССР, дайте анализ Декабрьских событий по плану:
а) характер событий ( 124, аб. 1, 4)
б) позиция руководства республики(124, аб.5)
в) на примере участия в Декабрьских событиях К. Рыскулбекова , объясните , почему молодежь перешла к активным действиям 18 декабря 1986 г.? (»Тайна гибели К. Рыскулбекова», с.1)
Группа «Аналитики» 3
Работая с текстом учебника (с. 94-95), материалами Конституционного суда РК (С. 36), выясните последствия Декабрьских событий.
Творческая группа
(Систематизация знаний с помощью таблицы)
Вопросы
Историческая оценка событий
Причины
Повод
Движущие силы
Характер
Последствия(+, -)
3. Составить обращение к молодому поколению «Политические и нравственные уроки Декабрьских событий».
3. Презентация знаний, коррекция, контроль со стороны учителя.
а). Характеристика исторической обстановки (учитель, кратко)
б). Беседа: Кто возглавлял руководство республики с 1960-1986 гг.?
в). Историки группа 1 рассказывают о Пленуме ЦК КПК и его решениях
Прошу биографов дать биографическую справку о Колбине Г. В. (Вывешивается портрет)
Уважаемые историки группы 2, познакомьте нас с хронологией Декабрьских событий.
Г). Пора и аналитикам (группа 1)сказать свое веское слово.
д). Ролевая игра.
Ребята, сегодня у нас в гостях очевидцы Декабрьских событий в Алмааты. Это начальник следственного отдела прокуратуры г. Алматы господин Шаукенов Тимур Оспанович и бывший студент 1 курса Алма-атинского архитектурно - строительного института Ертай Копесбаев.
Господа, займите свои места. А мы будем с вами свидетелями их беседы с корреспондентом газеты «Костанайские новости» Виктором Ямщиковым.
Интервью:1. Господин Шаукенов, объясните, где вы находились в разгар Декабрьских событий?
2. Тимур Оспанович, как вел себя зам. Генерального прокурора Сорокин?
3. Чем вы аргументировали свои действия?
4. Мне известно, что в ночь на 18-е декабря было созвано совещание партийно - хозяйственного актива. На нем присутствовали представители общественности, руководители предприятий, учебных заведений. Какую информацию представили участникам совещания?
1. Ертай Ахметович, а что запомнили вы как непосредственный участник Декабрьских событий?
2. Как поступили с вами после задержания?
3. Какие последствия имело для вас участие в Декабрьских событиях?
А теперь я попрошу биографов дать биографическую справку о К. Рыскулбекове (опережающее задание)
На примере участия в Декабрьских событиях К. Рыскулбекова, господа аналитики, объясните, почему молодежь перешла к решительным действиям?
Господа аналитики, назовите нам характер Декабрьских событий, объясните позицию руководства республики.
«Аналитики» ( группа 3) Каковы последствия Декабрьских событий..
III. Закрепление изученного материала.
Творческая группа поможет нам привести наши знания в систему с помощью таблицы, которую они приготовили для нас. (Таблица вывешивается на доске)
Какие политические и нравственные уроки можно вынести из Декабрьских событий? Над этим вопросом наша творческая группа трудилась дома.