kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по истории 6 класс "Становление Древнерусского государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Становление Древнерусского государства" в 6 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории 6 класс "Становление Древнерусского государства"»

Введение в материал

1. И так, на предыдущих уроках мы с вами выяснили, что к VIII веку на территории Восточно-Европейской равнины проживали племенные союзы восточных славян.

(учащиеся показывают на карте и называют племенные союзы восточных славян: поляне, полотчане, северяне, вятичи, уличи, дреговичи, древляне, северяне, радимичи, ильменские племена, словени, водь, весь)

Показывают на карте.

К середине IX века поселки восточных славян, являвшиеся центрами племен, стали превращаться в города. Они располагались обычно на берегах рек, озер, на высоких холмах. Обносили деревянными стенами для защиты. Рядом с крепостью возникал посад, где стояли избы ремесленников и дворы купцов. Вокруг городов кипела жизнь. Они были центрами княжеской власти.

В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Ученик читает: «И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек, и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей. 
И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев».

Конечно, это сведения легендарного характера. Но оно показывает, что уже в IX веке на территории некоторых восточнославянских племен существовали княжества. Постепенно эти княжества объединились в Древнерусское государство, которое позднее назвали Киевской Русью. Но государство не возникает по воле одного человека, для этого нужны объективные причины. Для того чтобы вспомнить, при каких обстоятельствах возникает государство, вспомним, что мы знаем об этом понятии из истории Древнего мира.



Учитель – Итак, что такое государство и когда оно появляется?

Ученики – Государство имеет свою территорию, которой управляет глава государства, у которого есть войско и казна, а чтобы эта казна не была пуста, все платят налоги.

Учитель – Как вы думаете, в первобытнообщинном строе существовало государство?

Ученики – Нет.

Учитель – Почему, вы думаете?

Ученики – Все было общее, все были равны, вождем был самый смелый, вопросы решали сообща на народном собрании.

Учитель- При каких обстоятельствах возможно становление государства?

Ученики- Все это стало возможно с развитием земледелия, ремесла и распадом первобытнообщинного строя.

Учитель- В какой момент появляется государство?

Ученики- Государство появляется в тот момент, когда люди перестают быть равными друг другу, а вождем становится сын вождя и вопросы решаются не на собрании, а князем совместно с приближенными к нему людьми, которые получают название – знать.

Ученики- Для того чтобы все подчинялись– нужно войско, а для пополнения казны нужно собирать налоги.


Записывают в тетрадь определение государства- это объединение людей, которые живут на определенной территории и признают авторитет высшей центральной (законной) власти.

Признаки:

1. Определенная территория

2. Династическая княжеская власть.

3.Надличие армии (Дружина князя)

4. Система данначества (сбор налогов)

5. Общие законы


2. Ребята, посмотрите на доску, на ней вы видите карту «Восточные славяне и их соседи. VII-IX вв.» Назовите мне соседей Д.Г.

(На юге соседом восточных славян была Византийская империя, на востоке – Волжская Булгария, Южнее – Хазарский каганат, а на севере – в середине VIII века у славян появились новые соседи – варяги.)

Учитель- Как назывались варяги и что мы о них знаем?

(Варяги- это норманны или викинги. Занимались торговлей и войной. Торговали: рабами, мехами, рыбой, лесной промысел их торговый путь проходил через славянские земли)

Учитель- Хорошо, давайте прочитаем абзац из учебника на стр. 41.

Учитель- Спасибо, так как же назывался этот торговый путь, проходивший по славянским землям?

Ученики- Путь из варягов в греки.


3. О создании государства у славян в «Повести временных лет» есть рассказ. Он лежит у вас на партах. Прочитайте и ответьте на вопросы:

-По какой причине решили позвать князей?

- Кого призвали на Русь княжить?

-Кто и где княжил?

-Кто и как нашли Киев?

-Назовите главные центры Руси?

862-879 гг. – княжения Рюрика

862 г.- начало становления Древнерусского государства.

После смерти Рюрика в 879 году новым князем стал его родственник Олег, потому что сын Рюрика Игорь был еще совсем мал.

Потомки Рюрика – Рюриковичи – правили нашей страной почти семь с половиной столетий.

879-912гг. –княжение Олега

1. 882 г.- объединил север и юг Руси, Новгород и Киев. Притворился купцом, в ладьях сидела дружина князя. Вышел на берег и убил Аскольда и Дира. Провозгласил князем маленького Игоря.

2. Подчинил себе плена древлян, северян, радимичей.

3. 907 г.- поход на Византию. Успешный Итогом стал мирный договор 911 года, выгодный для купцов Руси.

4. Рассказ о смерти Олега.

Ученик1: По преданию, смерть предсказал ему старый волхв (колдун): "Примешь ты смерть от коня своего".

Олег усмехнулся - однако чело


И взор омрачилися думой.


В молчанье, рукой опершись на седло,


С коня он слезает угрюмый;


И верного друга прощальной рукой


И гладит, и треплет по шее крутой .


С тех пор Олег не садился на своего коня. Прошло много лет. Как-то вспомнив о любимом скакуне и узнав, что он уже давно умер,


Могучий Олег головою поник


И думает: " Что же гаданье?


Кудесник, ты лживый, безумный старик!


Презреть бы твое предсказанье!


Мой конь и доныне носил бы меня".


И хочет увидеть он кости коня.


Скорбя над останками верного друга, князь, наступив на череп коня, продолжал иронизировать над "лживым предсказанием":


"Так вот где таилась погибель моя!


Мне смертию кость угрожала!"


Из мертвой главы гробовая змия,


Шипя, между тем выползала;


Как черная лента вкруг ног обвилась:


И вскрикнул внезапно ужаленный князь.


А.С. Пушкин


Русичи горячо переживали кончину Олега. "Народ стонал и проливал слезы", - записано в летописи. «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе называемою Щековица. Есть же могила его о до ныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения тридцать и три.»

912-945 гг. княжение Игоря

1. Итак, настало время познакомится с князем Игорем. Известно, что в его правление появилось официальное название Руси - Русская земля, а сам он получил прозвище Старый. А какова роль князя Игоря согласно вашим источникам? Посмотрите раздаточный материал №3.

О князе Игоре

Князь Игорь дважды ходил походом на Византию. В 941 году русские на 10 тысячах кораблях пошли на греков, много горя принесли византийцам, одолели греческое войско в сухопутном бою, а к вечеру нашли укрытие на кораблях. Греки же стали трубами пускать огонь на русские ладьи. Русские же, увидев пламя, бросались в воду, пытаясь спастись, а возвратившиеся домой говорили: «Будто молнию небесную имеют у себя греки, и, пуская ее, пожгли нас. Оттого и не одолели их».

Игорь собрал большое войско и в 944 году попытался отомстить за неудачу первого похода. Византийцы отправили к Игорю послов с предложением дани. По совету дружины Игорь согласился на эти условия и отказался от войны.

Решение идти к древлянам за данью (945), трагически закончившееся для князя, также принято по настоянию дружины: «Отроки (дружина) Свенельда изоделись оружьем и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью в землю древлянскую, да и ты добудешь, и мы».

По пришествию князя, древляне не стали перечить ему. Однако по возвращении Игорю показалось, что плата невелика. Князь отпустил большую часть дружины и вернулся к древлянам с новым требованием дани. На этот раз древляне возмутились — ведь князь грубо нарушил договор о полюдье. Древлянское вече решило: «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убьют его». Древляне перебили княжеских дружинников и жестоко расправились с князем.



Ученики: Игорь совершил неудачный поход на Византию в 941 году, после в 944 году проиграл сражение на море.

Ученики: Игорь советовался с дружиной и в 944 году заключен мирный договор с Византией.

Ученики: В 945 г. Игорь пошел к древлянам за данью по настоянию дружины второй раз. Там он был убит древлянами

3. Запись в тетрадь:

941г.- поход Игоря на Византию. Неудачный.

944 г.- заключен мирный договор с Византией.

945г- смерть Игоря от древлян


945-964гг.- княжение Ольги

1. Ольга жена Игоря, правила за Святослава (пока он был ребенком)

2. Доклад о княжении Ольги:

После смерти Игоря править государством стала его вдова княгиня Ольга. Она отомстила древлянам за смерть мужа. А чтобы в дальнейшем исключить события, подобные расправе с Игорем, княгиня ус­тановила точный размер дани — уроки и места её сбора — погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Это была первая государственная реформа — важное изменение в жизни людей.

В 957 году Ольга с пышной свитой отправилась в далёкий Царьград. Здесь она приняла христианство.

3. Запись в тетрадь:

Налоговая реформа. Уроки- определение размеров дани. Погосты- установление мест сбора дани.

957 г.- приняла христианство в Царьграде ( Константинополе)


964-972гг.- княжение Святослава

1. КИНО.

2. Запись в тетрадь:

Направление походов:

1. Хазгром Хазарского каганата и его столицы Итиль.

2. Похды в дунайскую Булгарию. Хотел перенести столицу в Переславль.

3. Воевал с печенегами

4. 972г.- убит печенегами во время возвращения из Булгарии

4. Подведение итогов.



Материал на парте

3.«Повесть временных лет»

   «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро…

И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде». 



Ученик читает: «И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек, и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей. 
И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев».


Учитель – Итак, что такое государство и когда оно появляется?

Ученики – Государство имеет свою территорию, которой управляет глава государства, у которого есть войско и казна, а чтобы эта казна не была пуста, все платят налоги.

Учитель – Как вы думаете, в первобытнообщинном строе существовало государство?

Ученики – Нет.

Учитель – Почему, вы думаете?

Ученики – Все было общее, все были равны, вождем был самый смелый, вопросы решали сообща на народном собрании.

Учитель- При каких обстоятельствах возможно становление государства?

Ученики- Все это стало возможно с развитием земледелия, ремесла и распадом первобытнообщинного строя.

Учитель- В какой момент появляется государство?

Ученики- Государство появляется в тот момент, когда люди перестают быть равными друг другу, а вождем становится сын вождя и вопросы решаются не на собрании, а князем совместно с приближенными к нему людьми, которые получают название – знать.

Ученики- Для того чтобы все подчинялись– нужно войско, а для пополнения казны нужно собирать налоги.




Рассказ о смерти Олега.

Ученик1: По преданию, смерть предсказал ему старый волхв (колдун): "Примешь ты смерть от коня своего".

Олег усмехнулся - однако чело


И взор омрачилися думой.


В молчанье, рукой опершись на седло,


С коня он слезает угрюмый;


И верного друга прощальной рукой


И гладит, и треплет по шее крутой .


С тех пор Олег не садился на своего коня. Прошло много лет. Как-то вспомнив о любимом скакуне и узнав, что он уже давно умер,


Могучий Олег головою поник


И думает: " Что же гаданье?


Кудесник, ты лживый, безумный старик!


Презреть бы твое предсказанье!


Мой конь и доныне носил бы меня".


И хочет увидеть он кости коня.


Скорбя над останками верного друга, князь, наступив на череп коня, продолжал иронизировать над "лживым предсказанием":


"Так вот где таилась погибель моя!


Мне смертию кость угрожала!"


Из мертвой главы гробовая змия,


Шипя, между тем выползала;


Как черная лента вкруг ног обвилась:


И вскрикнул внезапно ужаленный князь.


А.С. Пушкин


Русичи горячо переживали кончину Олега. "Народ стонал и проливал слезы", - записано в летописи. «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе называемою Щековица. Есть же могила его о до ныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения тридцать и три.»



Материал на парте

О князе Игоре

Князь Игорь дважды ходил походом на Византию. В 941 году русские на 10 тысячах кораблях пошли на греков, много горя принесли византийцам, одолели греческое войско в сухопутном бою, а к вечеру нашли укрытие на кораблях. Греки же стали трубами пускать огонь на русские ладьи. Русские же, увидев пламя, бросались в воду, пытаясь спастись, а возвратившиеся домой говорили: «Будто молнию небесную имеют у себя греки, и, пуская ее, пожгли нас. Оттого и не одолели их».

Игорь собрал большое войско и в 944 году попытался отомстить за неудачу первого похода. Византийцы отправили к Игорю послов с предложением дани. По совету дружины Игорь согласился на эти условия и отказался от войны.

Решение идти к древлянам за данью (945), трагически закончившееся для князя, также принято по настоянию дружины: «Отроки (дружина) Свенельда изоделись оружьем и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью в землю древлянскую, да и ты добудешь, и мы».

По пришествию князя, древляне не стали перечить ему. Однако по возвращении Игорю показалось, что плата невелика. Князь отпустил большую часть дружины и вернулся к древлянам с новым требованием дани. На этот раз древляне возмутились — ведь князь грубо нарушил договор о полюдье. Древлянское вече решило: «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убьют его». Древляне перебили княжеских дружинников и жестоко расправились с князем.


Доклад о княжении Ольги:

После смерти Игоря править государством стала его вдова княгиня Ольга. Она отомстила древлянам за смерть мужа. А чтобы в дальнейшем исключить события, подобные расправе с Игорем, княгиня ус­тановила точный размер дани — уроки и места её сбора — погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Это была первая государственная реформа — важное изменение в жизни людей.

В 957 году Ольга с пышной свитой отправилась в далёкий Царьград. Здесь она приняла христианство.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по истории 6 класс "Становление Древнерусского государства"

Автор: Телегина Мария Александровна

Дата: 11.09.2017

Номер свидетельства: 427833

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка " В мире литературы" "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-kruzhka-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "187432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426515346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства