ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет –История Древнего мира | Класс - 5 | |
Тема урока – Персидская держава «царя царей» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные
| Личностные |
ознакомить с процессом государственного объединения Древнего Востока в рамках Персидской державы; уяснить значение терминов «государство», « держава», «сатрапии»; выявлять причины побед Персии в борьбе за мировое господство;
| уметь получать информацию из разных источников, давать словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком; путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
| дать возможность ученикам оценить с современных нравственных позиций методы создания и сохранения Персидской державы; оценить действия персов с позиций перса, ассирийца, египтянина.
|
Словарь урока: «государство», « держава», «сатрапии»; |
Ресурсы урока: Ресурсы урока: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; – М.: Просвещение, 2015. – 303 с. компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал: , задания по теме «Ассирийская держава», «Персидская держава» (Приложение 1- 4). |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1 этап. Орг. Момент 1 мин | Приветствует учащихся, напоминает о необходимых ресурсах на столах учащихся для плодотворного сотрудничества на уроке и эффективного усвоения материала | Указываю отсутствующих, проверяют готовность к уроку своего рабочего места |
2 этап. Актуализация знаний 5 мин Цель: закрепление и углубление знаний по теме «Ассирийская держава»
(слайд 5,6)
(слайд 7) | Деятельность учителя Организует проверку домашнего задания Задание классу (Приложение 1) Выполнить тест «Ассирийская держава» и осуществить взаимопроверку ответов (ответы и критерий оценки демонстрируется на слайде) (слайд 2,3,4) Задание классу:вставьте пропущенные слова в тексте на слайде.
Вопрос классу: Почему пала Ассирийская держава? Учитель: Государство, которое держится на военной силе, долго существовать не может, а вот Персидское государство просуществовало 200 лет (слайд с темой урока) В чем секрет долголетия Персидской державы?
| Деятельность учащихся
Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку, комментируют оценку за тест
Ожидаемый ответ учащихся: верхнем, Тигр железа суровому 612 Ожидаемый ответ учащихся: Против Ассирии восстали вавилоняне, с которыми против Ассирии заключили военный союз мидийцы |
3 этап. Мотивация 2 мин (создание проблемной ситуации) Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи | Деятельность учителя Организует погружение в проблему Итак, мы выяснили причины появления и падения сильной Ассирийской державы. Вопрос классу: В чем секрет долголетия Персидской державы?
Учитель: Как изменилась после этого обстановка в Западной Азии об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке. Ознакомимся с тем, как создавалась Персидская держава.
| Деятельность учащихся
Ожидаемые результаты: Учащиеся дают разные ответы, затрудняются сформулировать причины |
4 этап. Целеполагание 1 мин | Понять, как Персия стала одной из великих держав Древнего мира. Что для этого мы должны узнать? |
5 этап. Планирование 2 мин Цель: поиск решения учебной задачи
(слайд 8) | Деятельность учителя Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Предложите ваши варианты решения учебной задачи. Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о древнейших людях? Фиксирует план на доске | Деятельность учащихся учащиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний Ожидаемый ответ учащихся: необходимо знать истоки, чтобы лучше понять себя. учащиеся, работая в группах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы: 1. История возникновения Персидского царства. 2. Завоевания Персов. 3. Персидская держава при Дарии – 1. |
6 этап. «Открытие» нового знания 20 мин (изучение новой темы)
(слайды 9.10,11,12)
(слайды 13, 14, 15)
(слайд 16) | Деятельность учителя Вопрос классу: Что вы знаете о Персидской державе? Оформите имеющуюся информацию в виде кластера (на этапе рефлексии к заданию вернуться) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 1 § 19 на с. 90 Вигасина Беседа по прочитанному. Какие три великие державы образовались в Западной Азии? Где и когда впервые начали чеканить монеты? Как назывались племена, заселившие побережье Персидского залива?
Работа по карте (с. 91 Вигасина). Каким цветом на карте обозначена территория, на которой возникло Персидское государство? Какие две большие реки впадают в Персидский залив? ( Где находилось государство Лидия? Где находилось государство Мидия? Столица Персии? Как называется сегодня государство, на территории которого жили персы? Рассказ учителя о предводителе Кире (в объеме учебника). Задание классу: составьте таблицу «Завоевание Персов» Работа с историческими документами, раскрывающими деятельность Дария I. (Приложение 3) | Деятельность учащихся Ожидаемый результат: Информации мало или нет, кластер не создается
Учащиеся находят ответы на вопросы, название держав записывают в рабочий лист (Приложение 2) Ожидаемый ответ: Вавилонское царство, Лидийское царство, Мидийское царство В государстве Лидия, в VII в. до н. э.) Персы
Учащиеся работают с картой учебника, соотносят вопрос учителя с картой Ожидаемый ответ Темно-зеленым цветом Тигр и Ефрат (запись в рабочий лист) В западной части полуострова Малая Азия. К востоку от государства Лидия. Персеполь(запись в рабочий лист) Иран
Слушая учителя, заполняют таблицу Знакомятся с документами, отвечают на вопросы, делают записи в рабочем листе |
7 этап. Включение нового знания в систему знаний 10 мин Цель: контроль за усвоением знаний и умений, закрепление и углубление знаний
(слайд 17) | Деятельность учителя: Организует самостоятельную практическую работу. Предлагает вернуться к составлению кластера
Напоминает проблему урока: В чем секрет долголетия Персидской державы?
| Деятельность учащихся: Выполняют задания в игровой форме (Приложение 4) Ожидаемые результаты Учащиеся составляют кластер и сравнивают его с первоначальным, делают вывод. Что они получили на уроке много новой информации
Ожидаемый ответ: Дарий – 1 имел большое количество осведомителей, Налоги, торговля, личная охрана, дисциплина в войске |
8 этап. Рефлексия и оценивание 3 мин |
Деятельность учителя - Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Создаёт условия для осмысления ребенком своих действий Продолжите предложения * Я сегодня узнал(а) на уроке * Мне показалось интересным * Я хотел(а) бы еще узнать - Выставляет и комментирует отметки. | Деятельность учащихся - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). |
9 этап. Домашнее задание 1мин (слайд 18) |
§ 19,вопросы 1 -3 с.94 Дополнительное задание (по желанию учащихся) : Подготовить сообщение по легенде царя Кира и легенде о пире Валтасара с. 92-93 |