Тема урока "Природные условия и хозяйственная жизнь Древней Индии".
Цели урока:
формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;
определить связь между природно-климатическими условиями и занятиями населения;
развитие умения работать с историческим документом, картой, анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы;
развитие навыков работы в группе (коммуникативные навыки),
формирование навыков исследовательской деятельности;
развитие внимания, творческого мышления;
расширение кругозора, прививание интереса к истории других стран.
Предполагаемый результат:
Учащиеся должны уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о местоположении, природных условиях Древней Индии, основных занятиях жителей, усвоить новые исторические понятия.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. М.: Просвещение, 2016 г.; атлас «История Древнего мира», раздаточный материал, мультимедийная презентация.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний
3. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
Сообщение темы, плана, постановка цели
4. Изучение нового материала
• местоположение Индии;
• природные условия Индии;
• занятия жителей Древней Индии.
5. Обобщение и систематизация изучаемого материала
6. Объяснение домашнего задания
7. Подведение итогов. Рефлексия
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие учащихся.
Ребята, многие из вас, также как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова
А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.
Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой интересной страны, в которую мы сегодня с вами и отправимся. Но путешествовать нужно с багажом. Так вот нашим багажом, который нам очень пригодится в путешествии, будут наши полученные ранее знания. Давайте их освежим перед дорогой.
Актуализация опорных знаний
Ребята, мы с вами не так давно начали изучать историю стран Древнего мира, но уже успели познакомиться со многими странами. Давайте с вами вспомним, что это за страны. (ответы учащихся). Во всех этих странах мы встречались со следующими закономерными историческими явлениями и процессами(слайд 1), но они у меня случайно все перепутались. Помогите мне расставить их в правильной логической последовательности.
Правильные ответы:
1.Усовершенствование орудий труда
2.Появление земледелия и скотоводства
3.Появление излишков продуктов питания
4.Появление имущественного неравенства
5.Возникновение государства
Спасибо за помощь, вы отлично справились с этим заданием и помогли мне все расставить по своим местам.
Подготовка к активному усвоению новых знаний
Итак, мы узнали историю стран Западной Азии и Северно-Восточной Африки, а сегодня мы с вами отправимся в ярчайшую страну, расположенную на Юге Азии. Эта страна называется… Впрочем, ее название вы мне скажите сами после небольшой подсказки. (слайд 2+ индийская музыка, затем слайд 3).
Так как вы думаете, в какую страну мы сегодня отправимся? (ответы детей). Почему вы так решили? А что вам известно об этой стране? (Ответы детей).
Тема нашего урока «Природные условия и хозяйственная жизнь Древней Индии».(слайд 4). О чем мы с вами сегодня будем говорить? (дети высказывают предположения). Верно, сегодня нам предстоит разобрать следующие вопросы…(слайд 5)
А также нам предстоит ответить на вопрос
- Почему греки считали Индию «волшебной страной»? (Слайд №6)
Разбирая все эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему, которая лежит на парте у каждого из вас. Обратите пожалуйста на нее внимание (Слайд №7) . В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Правильность выполнения мы проверим в конце урока. Задание понятно? Есть вопросы?
Итак, начинаем.
4. Изучение новой темы:
При первом знакомстве с новой страной, мы должны прежде всего узнать ее географическое положение. И для этого нам понадобится… что?(ответы детей –карта). (слайд 8). Давайте вспомним из курса географии, что такое остров, полуостров. Показывая на карте, Индия находится на юге Азии на полуострове Индостан. Омывают его воды Индийского океана.
Скажите пожалуйста, где чаще всего селились и образовывали свои государства люди в древности? (ответы детей). Правильно.
В Индии также есть две крупные реки, найдите пожалуйста их на карте атласов, которые лежат у вас на партах. Правильно, это (слайд 9) Инд и Ганг. Даже свое название Индия получила от реки Инд. (слайд 10,11).
Ежегодно реки разливались и несли вместе с собой плодородный ил. А в какой стране мы уже с таким сталкивались? (ответы детей). Было ли это положительным или отрицательным явлением? (ответы детей).
А давайте с вами вспомним, что такое исторический источник? (ответ)
Все верно с помощью исторических источников, историки восстанавливают картины прошлого. А сейчас я хочу вам предложить побыть на месте ученых историков. Для этого вы были объединены в группы. Каждая группа получила свой исторический источник и вопросы в конце него. Ваше задание: ориентируясь на вопросы подготовить сообщение на ту или иную тему.
1 группа – климат Древней Индии
2 группа – природа Древней Индии
3 группа – основные занятия жителей Древней Индии
На работу у вас будет 7 минут, после того как время истечет, представитель каждой группы представит классу свое маленькое исследование.
Играет тихая музыка. Ребята, вы можете преступать к работе.
---Итак, время вышло. В начале урока, мы с вами познакомились с местоположением Индии, а сейчас 1 группа расскажет нам о ее климате. Еще я вам хочу напомнить о схемах, которые вы должны заполнить к концу урока.
Сообщение группы.
Действительно Гималаи располагаются на С- В. Индии (слайд 11,12) и они внесли свою лепту в формирование климата. Ребята, а вы знаете, как называется самая высокая горная вершина на Земле? Это гора Джомолунгма, ее высота 9 тыс. метров. В переводе Джомолунгма означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на этой вершине действительно живут боги. (слайд 13)
Теперь мы с вами знаем, что в Индии имеются величественные горы, но это не все ее природные диковинки. Пожалуйста, 2 группа.
Сообщение 2 группы.
Дополнение учителя (слайды 14 – 17)
А давайте с вами рискнем и несмотря на все опасности отправимся на короткую прогулку в джунгли. Повторяйте все движения за мной и не отставайте!
Физкультминутка (слайд 18)
• заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
• идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
• увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
• впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
• раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
• вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Шли мы шли с вами по джунглям, и вышли к поселку (слайд 19). Давайте посмотрим, чем там занимаются люди. Пожалуйста, 3 группа.
Сообщение 3 группы.
Действительно, основным занятием древних индийцев было земледелие (слайд 20). Выращивали (слайд 21- 26). Кроме этого люди занимались скотоводством. С особым трепетом они относились к слону и корове (слайд 27). Слон был их верным помощником, на нем воины вели сражения, в мирное время он был тягловой силой. Его даже использовали как няньку для детей. А как вы думаете, почему такое отношение было к корове? (ответы детей)
Правильно, а вот мясо коровы индийцы не ели никогда. Корова была для них священным животным . Тот, кто убивал корову считался преступником.
Мы с вами уже много узнали, а теперь давайте посмотрим, кто из вас был внимательным сегодня на уроке. Давайте поиграем в игру «Верно, не верно». Я вам буду говорить утверждения, если вы со мной согласны, вы поднимаете зеленого слоника, а если нет – то красного. Итак, начнем.
• Индия омывается Индийским океаном.
• В Индии текут реки Тигр и Евфрат.
• На северо-востоке Индии расположены горы Альпы
• Джунгли это густые труднопроходимые леса.
• В Индии обожествляли корову.
• Основным занятием древних индийцев была охота
5. Обобщение и систематизация изучаемого материала
Ребята, в начале урока вы получили задание ( слайд №28)
- Почему, как вы думаете, греки так говорили о Индии?
Учитель обобщает ответы детей (слайд29-31)
Ребята, а теперь возьмите свои листочки со схемой. У вас 3 минуты для того, чтобы вы успели завершить свою работу. (Работа со схемой).
Время вышло. Обменяйтесь своими листочками с соседом и проверьте его работу. (слайд 32) За каждый правильный ответ поставьте 1 балл. А теперь подсчитайте полученные баллы и переведите их в оценку (слайд 33). Поднимите руку, кто получил "5", кто "4"? А есть "3"? Молодцы, все сегодня поработали хорошо.
6.Объяснение домашнего задания
7.Подведение итогов. Рефлексия.
На слайде незаконченные предложения, ученикам предлагается выбрать понравившуюся фразу и закончить ее.
Заслушиваются несколько ответов, по фразам учителю станет понятно, что заполнилось больше всего, что было интересным и какие знания и умения ученики приобрели за данный урок.
Как и любому путешественнику, нам нужно сделать небольшой перерыв. Так что свое путешествие по Индии мы продолжим на следующем уроке. А сегодня я хочу пожелать вам одно, чтобы каждый день приносил вам новые незабываемые, самые яркие впечатления!