kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общественные движения в первой четверти XIX в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Общественные движения в первой четверти XIX в." преследует цель создать у учащихся представление о причинах и идейных основах движения декабристов. Учащиеся должны уяснить различия во взглядах представителей разных обществ декабристов, испытать чувство  национальной гордости. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общественные движения в первой четверти XIX в. »

Общественные движения первой четверти XIX в.

Урок в 8 классе.

  1. Цель урока – создать у учащихся представление об общественном движении первой четверти XIX в., выявить причины возникновения тайных обществ, дать характеристику их основным документам.

  2. План изучения новой темы:

а) предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений;

б) тайные общества;

в) Южное общество;

г) Северное общество;

д) власть и общественные движения.

3. Задачи урока:

а) образовательные: дать учащимся представление о предпосылках возникновения тайных обществ, об организациях дворянских революционеров, об их программных документах, показать сходства и отличия «Русской правды» и Конституции, рассказать об отношении власти к общественным движениям;

б) развивающие: развитие памяти, внимания учеников, навыков самостоятельной работы с учебником, умения сравнивать, анализировать;

в) воспитательные: вызвать у учащихся потребность в познании неизвестного, выработка своего отношения к событиям прошлого, сформировать у учеников чувство гордости за деятельность декабристов.

4. Тип урока: урок изучения нового материала.

5. Оборудование: карта: «Борьба против крепостничества и самодержавия в первой половине XIXв.», иллюстрации учебника (портреты декабристов), таблицы «Тайные общества» и сравнительная таблица программ Северного и Южного обществ.

6. Время урока: 40 минут.

7. Ход урока:





Момент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1

Орг. момент

Установление тишины, приветствие, отметка отсутствующих

Приветствуют учителя, староста называет отсутствующих

2

Переход к изучению новой темы

Объявляю тему «Общественные движения первой четверти XIX в.» &10, диктую план

Записывают в тетрадь

3

Домаш-

нее задание

&10 – пересказ, прочитать первые три документа после & и ответить на 3 вопроса к ним письменно

Записывают в дневник

4

Изучение новой темы

Для выяснения причин возникновения тайных обществ зачитываю документы. После прочтения дети должны сами сформулировать причины:

Мнение историка Ч.К. Пантина:

- «Общеевропейской, во многом обусловленной прямым воздействием революционного Запада, была и тактика декабризма». «Несомненно, что принятие декабристами тактики действия посредством войск резко стимулировали революционные события в Испании, Италии, Португалии в начале 20-х гг. … В русле общеевропейской антифеодальной борьбы идёт и стремление декабристов противодействовать реакционной внешней политике Александра I…»

- О какой причине здесь идёт речь?

Правильно. Записываем.

-Из показаний П. Пестеля:

«… Когда я получил довольно основательные понятия о политических науках, тогда я пристрастился к ним. Но я сначала занимался как самими науками, так и вообще чтением политических книг со всею скромностью и без всякого вольнодумства, с одним желанием быть когда-нибудь и в своём месте полезным слугою государю и отечеству.»

- О какой причине здесь идёт речь? Правильно. Записывайте.

- Декабрист А. Бестужев: «Ещё война длилась, когда ратники, возвращаясь в домы, первые разнести ропот в классе народа. Войска от генералов до солдат, пришедшим назад, только и толковали: «Как хорошо в чужих землях». Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?»

Декабрист Н. Тургенев:

«Происшествия 1812, 13, 14 и 15 годов сблизили нас с Европою; мы увидели цель жизни народов, цель существования государств, и никакая человеческая сила не может уже обратить нас вспять.»

- О какой причине здесь идёт речь?

Правильно. Запишем.





Слушаем далее:

- Историк В.И. Егоров:

«Движение декабристов было вызвано разочарованием в реформаторской деятельности Александра I, выступление 1825 г. Являлось лишь вынужденным ответом на негибкую политику правительства, отказывающегося от немедленного проведения неотложных реформ»

- О какой причине здесь идёт речь?

Правильно. Запишем.

Далее запишем 4 причины:

- Специфика международной обстановки (волна революционных движений в Европе)

- Идеи русских просветителей кон.XVIII-нач.XIXвв. (Новиков, Радищев)

- Отечественная война 1812 г., знакомство с Зап. Европой в ходе зарубежных походов русской армии 1813-1814 гг.

- Либерально-реформаторские проекты Александра I, реформы Сперанского.

- Чертим таблицу.

«Тайные общества»

См. приложение.


А теперь самостоятельно сравните программные документы Северного и Южного обществ.

Для этого самостоятельно заполняем таблицу. По с. 89-90 учебника.

Черчу начало таблицы и указываю критерии.

См. приложение.

После того, как они начертили таблицу, я прохожу и смотрю её.

Теперь запишем государственное устройство в программах декабристов

-В чём сходство и отличие программных положений Северного и Южного обществ?













Какая из программ кажется вам наиболее прогрессивной?



Запишем:

1822 г. – указ о запрете всех тайных обществ и масонских лож

Отвечают:


-Специфика международной обстановки (волна революционных движений в Европе)
















Записывают




















Отвечают:

-Европейская философия Просвещения (учение Локка, Монтескье, Дидро).



Записывают








Отвечают:

Отечественная война 1812 г., знакомство с Зап. Европой в ходе зарубежных походов русской армии 1813-1814 гг.

Записывают.












Отвечают:

-Либерально-реформаторские проекты Александра I, реформы Сперанского.

Записывают.













Чертят в тетради таблицу.















Записывают.

См. приложение.


Отвечают:

-Сходство:

Отмена крепостного права, сословий, широкий круг гражданских прав, разделение властей.

Отличия: положение о земле, представления о государственном устройстве, административное деление, форма правления, изб. право.

-Более прогрессивная «Русская правда», но эта программа менее реальна.

Записывают


5

Закрепление материала

Вопросы классу:

  1. Какую черту общественных движений первой четверти XIX в. Вы можете назвать определяющей?

  2. Какие тайные общества вы можете назвать?

  3. Какие программные документы этих обществ вам известны?






























Приложение

Название, годы, место

Количество человек, представители

Программа

1 Союз Спасения 1816-1818 гг. Петербург

30 человек А.Н. Муравьёв, Н.М. Муравьёв, С.И. Муравьёв-Апостол, Трубецкой, И.Д. Якушкин

Ликвидация крепостничества и Самодержавия, введение Конституции и представительского правления. Конституцию нужно было требовать во время смены монархов на троне. Не хотели привлекать народ

2 Союз благоденствия 1818-1821 гг.

Москва, Петербург

200 человек. Все члены Союза Спасения

Ликвидация крепостничества и Самодержавия, нужно форсировать общественное мнение, для этого нужно создавать тайные и легальные организации. Устав: «Зелёная книга» янв. 1821 г. – роспуск союза из-за разногласий о будущем устройстве России

3 Южное общество г.Тульчин, Украина 1821-25 гг.

П.И. Пестель, А.П. Юленевский, И.Г. Бурцов и др.

«Русская правда» П. Пестеля

4 Северное общество 1822-1825 гг.

Петербург

Н.М. Муравьёв, К.И. Тургенев, С.П. Трубецкой, Е.П. Оболенский, М.С. Лунин, И.И. Пущин

Конституция Н.М. Муравьёва

5

Общество соединённых славян 1823-1825 гг. Новгород-Волынский

А. и П. Борисовы, Ю. Люблинский

Борьба против крепостничества и Самодержавия. За создание демократической федерации славянских народов. Установление всеобщего гражданского равенства













Критерий

Русская Правда

Конституция

1 Крепостное право

Отменяется

Отменяется

2 Земля

Общее достояние, делится на общественную и частную

Неприкосновенность помещичьих земель

3 Сословия

Отменяются

Отменяются

4 Государственное деление

Унитарное

Федеративное

5 Адм. устройство

10 областей и 3 удела

13 держав и 2 области

6 Демократические права

Широкий круг гражданских прав

Широкий круг гражданских прав

7 Форма правления

Республика. Диктатура.

Временного верховного правления на 10-15 лет

Конституционная монархия

8 Избирательное право

Ценз пола и возраста

Ценз пола и возраста, имущества и образования








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общественные движения в первой четверти XIX в.

Автор: Тиховодов Артем Александрович

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Лекция по истории по теме: "Особенности духовной жизни Нового времени"."
    ["seo_title"] => string(78) "liektsiia-po-istorii-po-tiemie-osobiennosti-dukhovnoi-zhizni-novogho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "296526"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456042841"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока истории с презентацией на тему "Олимпийские игры в древности" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-istorii-s-priezientatsiiei-na-tiemu-olimpiiskiie-ighry-v-drievnosti-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120987"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413832142"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства