Мотивация к учебной деятельности | «Шли годы. И с Москвою во главе Неспешно, потихоньку, понемногу Из множества разрозненных земель Единое слагалось государство, Как из перстов слагается кулак». Н. Кончаловская | Работа с эпиграфом урока. Проанализировать слова автора стихов. В эпиграфе речь идёт об объединении русских земель вокруг Москвы и формировании единого государства. |
Актуализация опорных знаний | Сформулировать учебную задачу:На основе имеющихся у нас знаний нам нужно выделить, почему именно Москва становилась центром объединения русских земель, какие для этого сложились предпосылки? Проверка выполнения письменного домашнего задания: Выделить предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы в XIV веке. Политические – Социально-экономические - Культурно-исторические - | Вопросы: 1) Какие княжества претендовали на лидерство в объединении Руси? 2) Почему среди противостояния Твери и Москвы стало выделяться Московское княжество (более успешная политика князей московских). Причины и предпосылки объединения русских земель вокруг Московского княжества в XIV веке: Политические –установилась четкая система взаимоотношений между князьями, которая регулировалась договорами (равноправие или подчинение); князьяне допускаливнутренних усобиц; самостоятельный сбор дани великим князем; хорошие отношения с Ордой: внешняя покорность хану, но внутренние предпосылки усиления Москвы: сложился твердый порядок передачи власти от отца к сыну, т.к. не было дробления Москвы. Социально-экономические –московские князья всеми способами увеличивали свои владения и богатства; создавались материальные предпосылки для усиления Москвы; привлечение в богатое Московское княжество людей из др. земель(бояре, простые люди) и Золотой Орды. Москва – духовный центр русских земель; поддержка московских князей РПЦ; перенос центра РПЦ в Москву. |
Формулирование целей урока. Постановка учебной задачи | При помощи наводящих вопросов подвести к формулированию темы и целей урока. Формулируют тему урока: Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. На основе темы урока формулируют цель и задачи урока (с помощью учителя). | Вопросы: 1. Можем ли мы утверждать, что уже возникло централизованное, независимое Московское государство? (нет, потому что, государство было зависимым от Золотой Орды). 2. Что ещё предстояло пройти Москве, чтобы окончательно стать центром Русского государства? (битва Москвы с Ордой) . В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы; отвечают на вопросы учителя; определяют тему урока. Цель урока: Рассмотреть, как происходило дальнейшее объединение русских земель вокруг Москвы, какое значение имела Куликовская битва для русского народа. Задачи: 1) определить, какова была политика князя Дмитрия Ивановича, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси; 2) выяснить, какими способами происходило дальнейшее объединение вокруг Москвы; 3) показать, как Русь пыталась освободиться от ордынского владычества, чем закончилась Куликовская битва. |
4. Изучение нового материала- | В течение урока, на доске выделяются отдельные персоналии, понятия и даты, требующие запоминания. 1. Работа с материалом учебника: пункт 2,3 2. Работа с картой, схемой. Работа с историческим источником ( Изучаем документ, стр. 56 учебника). В 1382 г. Тохтамыш, воспользовавшись отсутствием Дмитрия Донского, напал на Москву и сжёг её, заставив вновь платить дань. Несмотря на это, Куликовская битва считается одним из важных событий в истории нашей страны, почему? | Вопросы к материалу учебника: 1. Какие события произошли в 1378 г.? 2. Как проходила подготовка к военному противостоянию в Москве? 3. Как русская православная церковь отнеслась к предстоящей битве? 4. Почему Литва стала союзницей орды? Выделить местонахождения Куликовской битвы. На основе схемы рассмотреть расположения войск. Вопрос: Можно ли на основе схемы расположения русского войска выделить полководческий талант Дмитрия Ивановича?(появление засадного полка, укрепление центра тремя линиями: сторожевой полк, передовой полк, большой полк). Прочитайте фрагмент из «Жития Сергия Радонежского» Вопросы: 1. В чём видит автор документа причины победы русских войск на поле Куликовом? 2. Считает ли автор документа борьбу с Мамаем религиозной борьбой? Докажите это цитатами из документа. 3. Почему в памяти русского народа, имя Сергия Радонежского стоит в одном ряду с воинами, победителями на Куликовом поле? Предполагаемые ответы учащихся: - Русские войска одержали победу над главными силами Орды; - победа восстановила в народе веру в свои силы; - доказала необходимость объединения всех русских земель для совместной борьбы под единым руководством; - показала героизм русского народа, который используется на протяжении многих столетий после битвы. Последствие – дальнейшее усиление Москвы и ее ведущей роли в создании единого государства, возобновление выплаты дани, продолжение борьбы Руси с Ордой за независимость. |
5. Первичное закрепление пройденного на уроке | «На борьбу с Мамаем в 1380 году пошли москвичи, суздальцы, ярославцы, владимирцы, костромичи, а после Куликова поля вернулись русские». Л. Гумилёв На основе эпиграфа, создать учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния. Обеспечить понимание практический значимости полученных знаний и умений. | Вопросы: Что нового мы узнали на уроке? 1.Кто являлся главными героями нашего урока? 2. Главное событие, которое мы рассматривали сегодня на уроке? 3. Что предшествовало этому событию, что являлось последствием? 4. Можно ли считать, что совместная борьба против внешнего врага, помогала сплачивать русский народ, способствовала объединению страны? |
6. Рефлексия | Подвести итоги урока, способствовать формированию учащимися самооценке собственной учебной деятельности. | Вопросы: Какую оценку я могу поставить себе на уроке? 2. Что самое интересное я узнал для себя на уроке? 3. Что у меня не получается? 4. Что ещё я хочу узнать по теме урока? |