kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект, придуманный интересными авторами, помогает разобрать крупнейший историчекий процесс-объединение Италии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»»

Класс: 9

Тема урока: «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

Тип урока: комбинированный

План урока:

1) Разделённая Италия;

2) Начало национально-освободительной войны и революция 1848 года;

3) Усиление Сардинского королевства;

4) Война с Австрией. Революция в Центральной Италии;

5) Италия создаётся своими усилиями;

Основные термины и понятия урока:

1) карбонарии;

2) рисорджименто;

3) «Тысяча» Гарибальди;

Основные даты:

1) 1831 – создание Дж. Мадзини организации «Молодая Гвардия»;

2) 1848-1849 – революция в Италии;

3) 1858 – секретный договор Камилло де Кавура с Наполеоном III;

4) 1859 – Австро-итало-французская война;

5) 24 июня 1859 – Битва при Сольферино;

6) март 1860 – сование первого итальянского парламента;

7) 1860 – восстание на Сицилии; «Тысяча» Гарибальди;

8) 1866 – Битва при Садове; присоединение Венеции к Италии;

9) 1870 – завершение Рисорджименто;

Основные персоналии:

1) Джузеппе Гарибальди;

2) Джузеппе Мадзини;

3) Камилло Кавур;

4) Виктор Эммануил II;

Средства обучения:

1) Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс. Учебник А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной;

2) карта «Европа после Венского конгресса 1815»;

3) карта «Объединение Италии»;

4) карта «Объединение Германии»;

5) видеофрагмент «Путь к единой Италии»;

6) карта «Сардинское королевство после войны с Австрией»;

Литература и электронные источники по теме урока:

  1. История Италии / Джонатан Китс; пер. с англ. Т. М. Котельниковой. - М.: Астрель, 2012.


Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный

ориентировать учащихся на учебную деятельность

приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

приветствуют учителя, организуют своё рабочее место;

Опрос домашнего задания

контроль выполнения домашнего задания, закрепление знаний

организует проверку знаний по теме предыдущего урока «Германия на пути к единству. Война, изменившая карту Европы»:

решение тестов (приложение 1);

устный опрос:

  1. когда закончилась Франко-прусская война?

  2. чем закончилась эта война?

  3. покажите на карте (приложение 2) изменения, произошедшие в результате Франко-прусской войны.

  4. каковы экономические последствия Франко-прусской войны?

демонстрируют имеющиеся по теме предыдущего урока знания:

часть учащихся решают тест;

часть учащихся работают устно (отвечают на вопросы:

  1. в январе 1871 года;

  2. война закончилась Франкфуртским мирным договором;

  3. учащиеся показывают на карте город Рим, вошедший в состав Италии; Эльзас и Лотарингию, присоединённые к Германии;

  4. Франция обязывалась выплатить 5 млрд франков контрибуцию; потеря территории с полезными ископаемыми;

Актуализация ранее изученного материала

вспомнить ранее изученный материал о процессе объединения в других государствах

учитель предлагает ученикам вспомнить особенности объединения Германии

учащиеся отвечают, что объединение Германии происходило вокруг одного государства – Пруссия, но революция в Германии закончилась поражением и не привела к созданию национального государства;

Мотивационный

вызвать познавательный интерес к теме урока

учитель предлагает прочесть строки Ф.И. Тютчева:

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью…

Но мы попробуем спаять его любовью –

А там увидим, что прочней…»

Это стихотворение было написано в 1870 году, когда в двух государствах, Германии и Италии, произошло объединение.

Поэт противопоставляет выражения «спаяно железом лишь и кровью…» и «попробуем спаять его любовью» - о чём это может говорить? Объясните смысл этих выражений.

И сегодня мы с вами попытаемся разобраться, каким образом происходил процесс объединения Италии.

Тема нашего сегодняшнего урока : «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

Учащиеся читают отрывок и отвечают на вопросы:

в Германии процесс объединения государства происходил при помощи оружия, жёсткой политики германских деятелей, а в Италии вероятно из-за любви к Родине, чувства национального самосознания, но также при руководстве сильных лидеров;

Изучение нового материала

осмысление и

первичное

запоминание знаний и способов действий

1. Разделённая Италия.

учитель на экран выводит вопросы:

  1. После какой общеевропейской конференции в Италии произошли территориальные и политические изменения?

  2. Когда она состоялась?

  3. Какие территориальные изменения претерпела Италия?

учитель выводит на экран карту «Европа после Венского конгресса» (приложение 3)

Далее следуют пояснения учителя об экономическом положении Италии в первой половине XIX века: среди итальянских государств на Апеннинском полуострове сложились политические и таможенные границы, действовала своя экономика. Крестьяне не имели земли, они превращались в батраков, пахали на полях, работали практически круглосуточно. И всё это за миску мучной похлёбки. Проживание крестьян оставляло желать лучшего: основным типом жилья были лачуги, хижинки, в которых зачастую обитали и люди, и домашний скот. Некоторые крестьяне пытались найти в городе заработок, но города в это время тоже остаются неразвитыми. Город того времени – это оплот нищих, голодных, бродяг и безработных.

Среди отраслей промышленности ведущими были производство шёлка-сырца, хлопчатобумажное производство. Транспорт не развит.

1840-е годы – экономический кризис, который сказался на жизни итальянцев.

Вопрос: как вы думаете, устраивало ли такое положение жителей Итальянских государств?

1. Разделённая Италия.

учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Поле Венского конгресса;

  2. 1814 – 1815;

  3. Италия была поделена на 8 королевств и герцогств. К Австрийской империи отошла северо-восточная область Италии;

ответ учащихся: нет;

2. Начало национально-освободительной войны и революция 1848 года.

учитель рассказывает детям: «Рисорджименто» - от итальянского –возрождение, обновление – движение итальянского народа против иноземного, иностранного господства, возникло оно конце XVIII – начале XIX веков. Позже стали появляться различные тайные организации карбонариев (с итал. угольщики);

учитель предлагает посмотреть фрагмент видео и ответить на вопросы:

  1. Какая организация была создана в Италии?

  2. В каком году?

  3. Кто является её создателем?

  4. С какой целью эта организация была создана?

благодаря пропаганде Мадзини национальная идея получила некоторое распространение, но мало затрагивала низы. Поднятые им в 1830-е годы восстания закончились неудачей из-за пассивности народа;

Учитель предлагает учащимся поработать с учебником и составить таблицу «Основные события 1848-1849 гг. в Италии»;

учитель вместе с учениками проверяет таблицу и просит сделать вывод

2. Начало национально-освободительной войны и революция 1848 года.

учащиеся смотрят фрагмент видео и отвечают на вопросы:

  1. «Молодая Италия»;

  2. в 1831 году;

  3. Джузеппе Мадзини;

  4. с целью объединения Италии;

учащиеся, используя учебник, составляют в тетрадях таблицу «Основные события 1848-1849 гг. в Италии» (приложение 4);

учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы, дополняют её необходимыми сведениями, и делают вывод, что национально-освободительное движение итальянского народа потерпело поражение, но не смотря на это, движение за объединение Италии продолжалось;

3. Усиление Сардинского королевства;

Италия по-прежнему находилась в разобщённом виде. В каждом государстве были восстановлены абсолютистские порядки. Участники революции всячески преследовались и жестоко карались. Почти во всех итальянских государствах были отменены конституции, но было одно исключение;

учитель задаёт вопрос: как вы думаете, о каком исключении идёт речь? почему это государство выделялось среди других? (что в этом государстве могло остаться неизменным после революционных событий?);

король Пьемонта Виктор Эммануил II выступал за объединение Италии под знаком Савойской династии. Граф Камилло Кавур проводил довольно самостоятельный курс, ориентировался на либеральные ценности. Он проводил различные реформы, заключал сделки с европейским странами. Но в вопросе объединения Италии Кавур имел другую позицию: он хотел изгнать австрийцев из Ломбардии и Венеции и включить эти области вместе с вместе с Пармой и Моденой в состав Пьемонта.

3. Усиление Сардинского королевства;

учащиеся отвечают: это Пьемонт; в этом государстве сохранились старые порядки, осталась неизменна форма правления;

(возможное дополнение учащихся: это государство географически находилось в районе потенциальной борьбы за территории);

4. Война с Австрией. Революция в Центральной Италии;

1858 – заключение секретного договора между Кавуром и Наполеоном III (совместное изгнание австрийцев из Ломбардии и Венеции);

учитель демонстрирует на доске карту (приложение 5) и задаёт по карте вопросы:

  1. какие битвы произошли в ходе войны с Австрией?

  2. Предположите, кто выиграл в этой войне?

  3. Какие территориальные изменения произошли после этой войны?

Работа с картой сопровождается комментариями и наводящими вопросами учителя (при необходимости);

учитель снова предлагает обратиться к карте (при необходимости можно использовать учебник) (приложение 6) и задаёт вопросы:

  1. Условия договора вызвали в Италии возмущения. Где на Апеннинском полуострове в начале 1860-х годов вспыхнули восстания?

  2. Каким образом это восстание было подавлено?

4. Война с Австрией. Революция в Центральной Италии;

учащиеся отвечают на вопросы и записывают в тетрадь основные даты, сведения:

  1. Сражение при Монтебелло, Сражение при Мадженте, Сражение при Милане и Битва при Сольферино;

  2. Сардинское королевство;

  3. К Франции отошли Савойя и территория с г. Ницца; Ломбардия была отдана пьемонтскому королю, Венецианская область оставалось за Австрией;

учащиеся снова обращаются к карте (при необходимости могут использовать учебник) и работают с картой, отвечают на вопросы:

  1. основной очаг восстания –

Королевство обеих Сицилий;

  1. в 1860 году Джузеппе Гарибальди с тысячным отрядом волонтёров (добровольцев), одетых в красные рубашки, прибыли на Сицилию, разбили неаполитанские войска и высадились на материковой части Сицилийского королевства, где его очень горячо встретили;

5. Завершение объединения Италии.

вопрос учителя: в каком году началась Австро-прусская война?

итальянский премьер-министр Альфонсо Ламармора ещё в апреле подписал тайное военное соглашение с прусским канцлером Отто фон Бисмарком о совместном выступлении против Австрии. В качестве компенсации за открытие второго фронта Италии обещана провинция Венеция. Наполеон III также подписывает с Пруссией секретный договор, предусматривающий нейтралитет Франции в обмен на передачу ей Венеции, с тем чтобы Италия получала ее уже от Франции. Не сразу всё удачно складывается для Италии, она в нескольких битвах терпит поражение. Но 3 июля 1866 состоялось решающее сражение. Это Битва при Садове. Прусско-итальянские войска в этом битве побеждают. В итоге по Венскому миру Венеция была передана Италии;

учитель задаёт вопрос:

  1. вспомните, какие события происходили во Франции в 1870 году?

  2. Как вы думаете, контролировать Рим в тех условиях Франция могла?

итальянская армия пришла в Рим, куда сразу же прибыл Виктор Эммануил II. С этого момента Рим стал именоваться столицей объединённого королевства.

Вот так завершилось объединение Италии, завершилось Рисорджименто.

учитель задаёт вопрос: давайте подумаем, какие задачи были выполнены в ходе объединения?

5. Завершение объединения Италии.

ответ учащихся: в 1866 году

учащиеся слушают учителя, фиксируют даты в тетрадь, следят за боевыми действиями на карте;

учащиеся отвечают:

  • летом 1870 года произошло крушение Второй империи во Франции;

  • нет;

учащиеся отвечают: освободили часть страны от австрийского господства (северо-восток), объединив население всех итальянских государств, создали одно национальное государство;

Закрепление изученного материала

закрепление полученных на уроке знаний

учитель предлагает учащимся выполнить задания (приложение 7)

Учащиеся выполняют задания

Объяснение домашнего задания

задать домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание: §17, выполнить задания к документу после параграфа, подготовиться к проверочной работе

учащиеся записывают домашнее задание в дневники

Рефлексия

сопоставление и анализ целей урока и результатов

Учитель предлагает учащимся оценить урок. Для этого он раздаёт каждому ученику листок, на котором изображены две стрелки.

Стрелки имеют подписи: «Моя работа» (стрелка 1) и «Работа учителя» (стрелка 2). На стрелках сделана шкала от до 5. Необходимо обвести ту засечку, которая соответствует баллу, на который работал ученик и учитель.

учащиеся на стрелках обводят засечку и сдают листочки учителю




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

Автор: Межаков Сергей Леонидович

Дата: 16.05.2022

Номер свидетельства: 607057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Тема: Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»"
    ["seo_title"] => string(76) "tema_germaniia_na_puti_k_edinstvu_nuzhna_li_nam_edinaia_i_nedelimaia_italiia"
    ["file_id"] => string(6) "579175"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619268301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства