4) Война с Австрией. Революция в Центральной Италии;
1) 1831 – создание Дж. Мадзини организации «Молодая Гвардия»;
1) Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс. Учебник А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной;
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организационный | ориентировать учащихся на учебную деятельность | приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; | приветствуют учителя, организуют своё рабочее место; |
Опрос домашнего задания | контроль выполнения домашнего задания, закрепление знаний | организует проверку знаний по теме предыдущего урока «Германия на пути к единству. Война, изменившая карту Европы»: решение тестов (приложение 1); устный опрос: когда закончилась Франко-прусская война? чем закончилась эта война? покажите на карте (приложение 2) изменения, произошедшие в результате Франко-прусской войны. каковы экономические последствия Франко-прусской войны? | демонстрируют имеющиеся по теме предыдущего урока знания: часть учащихся решают тест; часть учащихся работают устно (отвечают на вопросы: в январе 1871 года; война закончилась Франкфуртским мирным договором; учащиеся показывают на карте город Рим, вошедший в состав Италии; Эльзас и Лотарингию, присоединённые к Германии; Франция обязывалась выплатить 5 млрд франков контрибуцию; потеря территории с полезными ископаемыми; |
Актуализация ранее изученного материала | вспомнить ранее изученный материал о процессе объединения в других государствах | учитель предлагает ученикам вспомнить особенности объединения Германии | учащиеся отвечают, что объединение Германии происходило вокруг одного государства – Пруссия, но революция в Германии закончилась поражением и не привела к созданию национального государства; |
Мотивационный | вызвать познавательный интерес к теме урока | учитель предлагает прочесть строки Ф.И. Тютчева: «Единство, - возвестил оракул наших дней, - Быть может спаяно железом лишь и кровью… Но мы попробуем спаять его любовью – А там увидим, что прочней…» Это стихотворение было написано в 1870 году, когда в двух государствах, Германии и Италии, произошло объединение. Поэт противопоставляет выражения «спаяно железом лишь и кровью…» и «попробуем спаять его любовью» - о чём это может говорить? Объясните смысл этих выражений. И сегодня мы с вами попытаемся разобраться, каким образом происходил процесс объединения Италии. Тема нашего сегодняшнего урока : «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» | Учащиеся читают отрывок и отвечают на вопросы: в Германии процесс объединения государства происходил при помощи оружия, жёсткой политики германских деятелей, а в Италии вероятно из-за любви к Родине, чувства национального самосознания, но также при руководстве сильных лидеров; |
Изучение нового материала | осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий | 1. Разделённая Италия. учитель на экран выводит вопросы: После какой общеевропейской конференции в Италии произошли территориальные и политические изменения? Когда она состоялась? Какие территориальные изменения претерпела Италия? учитель выводит на экран карту «Европа после Венского конгресса» (приложение 3) Далее следуют пояснения учителя об экономическом положении Италии в первой половине XIX века: среди итальянских государств на Апеннинском полуострове сложились политические и таможенные границы, действовала своя экономика. Крестьяне не имели земли, они превращались в батраков, пахали на полях, работали практически круглосуточно. И всё это за миску мучной похлёбки. Проживание крестьян оставляло желать лучшего: основным типом жилья были лачуги, хижинки, в которых зачастую обитали и люди, и домашний скот. Некоторые крестьяне пытались найти в городе заработок, но города в это время тоже остаются неразвитыми. Город того времени – это оплот нищих, голодных, бродяг и безработных. Среди отраслей промышленности ведущими были производство шёлка-сырца, хлопчатобумажное производство. Транспорт не развит. 1840-е годы – экономический кризис, который сказался на жизни итальянцев. Вопрос: как вы думаете, устраивало ли такое положение жителей Итальянских государств? | 1. Разделённая Италия. учащиеся отвечают на вопросы: Поле Венского конгресса; 1814 – 1815; Италия была поделена на 8 королевств и герцогств. К Австрийской империи отошла северо-восточная область Италии; ответ учащихся: нет; |
2. Начало национально-освободительной войны и революция 1848 года. учитель рассказывает детям: «Рисорджименто» - от итальянского –возрождение, обновление – движение итальянского народа против иноземного, иностранного господства, возникло оно конце XVIII – начале XIX веков. Позже стали появляться различные тайные организации карбонариев (с итал. угольщики); учитель предлагает посмотреть фрагмент видео и ответить на вопросы: Какая организация была создана в Италии? В каком году? Кто является её создателем? С какой целью эта организация была создана? благодаря пропаганде Мадзини национальная идея получила некоторое распространение, но мало затрагивала низы. Поднятые им в 1830-е годы восстания закончились неудачей из-за пассивности народа; Учитель предлагает учащимся поработать с учебником и составить таблицу «Основные события 1848-1849 гг. в Италии»; учитель вместе с учениками проверяет таблицу и просит сделать вывод | 2. Начало национально-освободительной войны и революция 1848 года. учащиеся смотрят фрагмент видео и отвечают на вопросы: «Молодая Италия»; в 1831 году; Джузеппе Мадзини; с целью объединения Италии; учащиеся, используя учебник, составляют в тетрадях таблицу «Основные события 1848-1849 гг. в Италии» (приложение 4); учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы, дополняют её необходимыми сведениями, и делают вывод, что национально-освободительное движение итальянского народа потерпело поражение, но не смотря на это, движение за объединение Италии продолжалось; |
3. Усиление Сардинского королевства; Италия по-прежнему находилась в разобщённом виде. В каждом государстве были восстановлены абсолютистские порядки. Участники революции всячески преследовались и жестоко карались. Почти во всех итальянских государствах были отменены конституции, но было одно исключение; учитель задаёт вопрос: как вы думаете, о каком исключении идёт речь? почему это государство выделялось среди других? (что в этом государстве могло остаться неизменным после революционных событий?); король Пьемонта Виктор Эммануил II выступал за объединение Италии под знаком Савойской династии. Граф Камилло Кавур проводил довольно самостоятельный курс, ориентировался на либеральные ценности. Он проводил различные реформы, заключал сделки с европейским странами. Но в вопросе объединения Италии Кавур имел другую позицию: он хотел изгнать австрийцев из Ломбардии и Венеции и включить эти области вместе с вместе с Пармой и Моденой в состав Пьемонта. | 3. Усиление Сардинского королевства; учащиеся отвечают: это Пьемонт; в этом государстве сохранились старые порядки, осталась неизменна форма правления; (возможное дополнение учащихся: это государство географически находилось в районе потенциальной борьбы за территории); |
4. Война с Австрией. Революция в Центральной Италии; 1858 – заключение секретного договора между Кавуром и Наполеоном III (совместное изгнание австрийцев из Ломбардии и Венеции); учитель демонстрирует на доске карту (приложение 5) и задаёт по карте вопросы: какие битвы произошли в ходе войны с Австрией? Предположите, кто выиграл в этой войне? Какие территориальные изменения произошли после этой войны? Работа с картой сопровождается комментариями и наводящими вопросами учителя (при необходимости); учитель снова предлагает обратиться к карте (при необходимости можно использовать учебник) (приложение 6) и задаёт вопросы: Условия договора вызвали в Италии возмущения. Где на Апеннинском полуострове в начале 1860-х годов вспыхнули восстания? Каким образом это восстание было подавлено? | 4. Война с Австрией. Революция в Центральной Италии; учащиеся отвечают на вопросы и записывают в тетрадь основные даты, сведения: Сражение при Монтебелло, Сражение при Мадженте, Сражение при Милане и Битва при Сольферино; Сардинское королевство; К Франции отошли Савойя и территория с г. Ницца; Ломбардия была отдана пьемонтскому королю, Венецианская область оставалось за Австрией; учащиеся снова обращаются к карте (при необходимости могут использовать учебник) и работают с картой, отвечают на вопросы: основной очаг восстания – Королевство обеих Сицилий; в 1860 году Джузеппе Гарибальди с тысячным отрядом волонтёров (добровольцев), одетых в красные рубашки, прибыли на Сицилию, разбили неаполитанские войска и высадились на материковой части Сицилийского королевства, где его очень горячо встретили; |
5. Завершение объединения Италии. вопрос учителя: в каком году началась Австро-прусская война? итальянский премьер-министр Альфонсо Ламармора ещё в апреле подписал тайное военное соглашение с прусским канцлером Отто фон Бисмарком о совместном выступлении против Австрии. В качестве компенсации за открытие второго фронта Италии обещана провинция Венеция. Наполеон III также подписывает с Пруссией секретный договор, предусматривающий нейтралитет Франции в обмен на передачу ей Венеции, с тем чтобы Италия получала ее уже от Франции. Не сразу всё удачно складывается для Италии, она в нескольких битвах терпит поражение. Но 3 июля 1866 состоялось решающее сражение. Это Битва при Садове. Прусско-итальянские войска в этом битве побеждают. В итоге по Венскому миру Венеция была передана Италии; учитель задаёт вопрос: вспомните, какие события происходили во Франции в 1870 году? Как вы думаете, контролировать Рим в тех условиях Франция могла? итальянская армия пришла в Рим, куда сразу же прибыл Виктор Эммануил II. С этого момента Рим стал именоваться столицей объединённого королевства. Вот так завершилось объединение Италии, завершилось Рисорджименто. учитель задаёт вопрос: давайте подумаем, какие задачи были выполнены в ходе объединения? | 5. Завершение объединения Италии. ответ учащихся: в 1866 году учащиеся слушают учителя, фиксируют даты в тетрадь, следят за боевыми действиями на карте; учащиеся отвечают: учащиеся отвечают: освободили часть страны от австрийского господства (северо-восток), объединив население всех итальянских государств, создали одно национальное государство; |
Закрепление изученного материала | закрепление полученных на уроке знаний | учитель предлагает учащимся выполнить задания (приложение 7) | Учащиеся выполняют задания |
Объяснение домашнего задания | задать домашнее задание | Учитель объясняет домашнее задание: §17, выполнить задания к документу после параграфа, подготовиться к проверочной работе | учащиеся записывают домашнее задание в дневники |
Рефлексия | сопоставление и анализ целей урока и результатов | Учитель предлагает учащимся оценить урок. Для этого он раздаёт каждому ученику листок, на котором изображены две стрелки. Стрелки имеют подписи: «Моя работа» (стрелка 1) и «Работа учителя» (стрелка 2). На стрелках сделана шкала от до 5. Необходимо обвести ту засечку, которая соответствует баллу, на который работал ученик и учитель. | учащиеся на стрелках обводят засечку и сдают листочки учителю |