kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с особенностями процесса объединения Германии и Италии в XIX в.; развивать навыки работы с контурной картой, умение анализировать исторические источники.

Планируемые результаты: сформировать представление о предпосылках и причинах объединения Германии и Италии

П.

в XIX в.; оценить значение этих процессов; давать определения понятий: Немецкий таможенный союз, «железный канцлер», абсолютная и конституционная монархия, карбонарии; анализировать деятельность исторических личностей и давать их развернутые характеристики (Отго фон Бисмарк, Джузеппе Гарибальди, Джузеппе Мадзини, Камилло Кавур); объяснять изученные положения на конкретных примерах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»»

Урок 13. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

Цели: познакомить с особенностями процесса объединения Германии и Италии в XIX в.; развивать навыки работы с контурной картой, умение анализировать исторические источники.

Планируемые результаты: сформировать представление о предпосылках и причинах объединения Германии и Италии

П.

в XIX в.; оценить значение этих процессов; давать определения понятий: Немецкий таможенный союз, «железный канцлер», абсолютная и конституционная монархия, карбонарии; анализировать деятельность исторических личностей и давать их развернутые характеристики (Отго фон Бисмарк, Джузеппе Гарибальди, Джузеппе Мадзини, Камилло Кавур); объяснять изученные положения на конкретных примерах.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности исторических личностей периода объединения Германии и Италии, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к деятелям рассматриваемой эпохи.

учебник, карта «Европа в XIX в.», мультимедийное оборудование, пакет с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

1.   Организационный момент ll. Актуализация опорных знаний

 Проверим, как вы выполнили задание по составлению плана развернутого ответа по теме «Революция 1848 года и установление Второй республики». Примерное содержание ответа план

1.  Причины революции 1848 г.

2.  Свержение Луи Филиппа.

3.  Деятельность Временного правительства.

4.  Расправа с восстанием в Париже и государственный переворот 1851 г.

Причины революции 1848 г. Основные причины революции: 1) «голодные сороковые» — неурожайные годы;

2)      мировой промышленный кризис 1847 г.;

3)      обеднение населения, рост числа безработных и нищих; 4) требование избирательной реформы.

Расправа с восстанием в Париже и государственный переворот 1851 года. Рост влияния Бланки и других радикалов. Нарастание экономических проблем. Роспуск национальных мастерских и начало восстания. Восстание в Париже. Расправа над восставшими, генерал Кавеньяк. Остановка демократических реформ. Луи Наполеон Бонапарт — президент Второй республики. Консерваторы у власти. Государственный переворот 1851 г. — роспуск Законодательного собрания.

(Проверка выполнения задания на контурной карте. Тестовый контроль с взаимопроверкой результатов работы в парах.)   Вариант 1

1. «Матерью всех революций» называли:

1) Германию 3) Англию 2) Францию

2.   Временное правительство Франции в 1848 г. возглавил:

            ) Ламартин                                З) Луи Нагюлеон Бонапарт

          2) Гизо                                         4) Кавеньяк

       З. Наполеон llI приходился Наполеону Бонапарту:         

1)  сыном           З) внуком

2)  паемянником    4) братом

4.      Франция за помощь Сардинскому королевству в его борьбе с Австрией получила:

1)  Савойю и Ниццу             З) Корсику

2)  Пьемонт       4) Сардинию

5.      Территория, подвергшаяся политической экспансии в годы правления Наполеона lII:

1)  ) Мексика      З) Индия

2)  Аргентина    4) Бразилия

Вариант 2

1.  Революция 1848 г. вспыхнула в:

1)   январе           3) марте

2)   феврале        4) апреле

2.  Восстание 1848 г. подавил:

            ) Ламартин                                 3) Луи Наполеон Бонапарт

          2) Гизо                                         4) Кавеньяк

З. Луи Наполеон Бонапарт стал императором в:

1)   1851 г.          3) 1853 г.

2)   1852 г.          4) 1854 г.

4.  Армия Второй империи не воевала против:

           ) Англии                                      3) России

2)          Австрии          4) Италии

5.  Президентом Франции в 1848 г. был избран:

            ) Ламартин                                 З) Луи Наполеон Бонапарт

2)          Гизо    4) Кавеньяк lll. Мотивационно-целевой этап

В XIX веке Италия и Германия оставались раздробленными государствами, народы которых стремились к объединению. В истории вьщеляют два пути объединения: «сверху» и «снизу». Как проходило становление Германии и Италии? Каким путем шло объединение этих стран? Ответить на эти вопросы нам предстоит в ходе групповой работы на уроке.

ll.

Тема урока: «Германия: на пути к единству. ” Нужна ли нам единая и неделимая Италия? ”»

План урока

1.  Развитие итальянских и немецких земель: общее и различия. Причины объединения Германии и Италии.

2.  Революции 1848— 1849 гг. в германских и итальянских государствах — попытки объединения «снизу».

3.  Попытки объединения Германии и Италии «сверху».

4.  Роль Бисмарка и Кавура в объединении Германии и Италии. 5. Роль Мадзини и Гарибальди в объединение Италии.

Сегодня вы выступите в роли исследователей, изучите материал и представите нам свои доклады (сообщения).

(Ученики делятся на пять групп, каждая из которых, работая с источниками информации, раскрывает содержание определенного пункта плана.)

lV. Работа по теме урока

1. Развитие итальянских и немецких земель: общее и различия. Пршины объединения Германии и Италии

(Первая группа работает с S 16 (п. 1, 2), S 17 (п. 1), высказыванием Фридриха Листа (с. 147 учебника) и дополнительным материалом, предложенным учителем.)

Примерное содержание сообщения первой группы

Развитие итальянских и немецких земель. Общие черты: состояли из множества более или менее самостоятельных государств; развитию экономики и торговли мешали таможенные границы, существовали свои меры веса, д.лины, денежные системы.

Отличия в развитии Германии и Италии. Италия отставала в своем экономическом развитии, в сельском хозяйстве сохранялась испольщина, нищета батраков; промьппленность, особенно на юге страны, была слабо развита. В Германии юнкерские хозяйства перешли на капиталистические формы, шло развитие фабричного производства.

Причины объединения Германии и Италии. В этих странах реформы Наполеона Бонапарта не прошли бесследно, в первой половине XIX в. росли либерально-демократические движения за объединение; раздробленность тормозила экономическое и политическое развитие стран; для того чтобы стать сильными державами, они нуждались в централизованной власти.

Дополнительный материал для первой группы

В начале XIX в. Германия именовалась Священной Римской империей германской нации. В состав этой «империи» входило более 300 государств. Среди них наибольше влияние имели Австрия, Бавария, Саксония, Пруссия, Вюртемберг. Эти государства обладали почти полной независимостью, но формально подчинялись императору и сейму.

В результате войны с Наполеоном Священная Римская империя германской нации распалась. Был образован Рейнский союз из l6 государств, который перестал существовать после поражения Наполеона. В 1815 г. на Венском конгрессе произошло объедение 4 вольных городов и 34 государств в Германский союз. Главенствующая роль в этом союзе принадлежала Австрии. Она председательствовала в правящем органе — союзном сейме. В 1834 г. был образован Таможенный союз, в который входили Пруссия, Бавария и еще 16 государств. Им руководила Пруссия.

Возникла необходимость в создании единого экономического пространства. Различные денежные валюты, многочисленные таможенные барьеры мешали развитию торговли. Кроме того, для отражения внешних угроз государство должно было быть сплоченным, сильным и мощным, а не раздробленным. Оно нуждалось в единой централизованной власти.

Наполеоновские войны перекроили карту Апеннинского полуострова. Наполеон, провозгласив себя императором Франции, принял корону Италии. до 1 814 г. итальянские государства оставались в составе империи Наполеона. Французское правление помогло итальянцам модернизировать государственное устройство. Финансовые и административные органы были реорганизованы, а своды законов изменены в духе французского Гражданского кодекса. После поражения армии Наполеона в Италии подняла голову оппозиция, потребовавшая создания конституционного правительства. Венский конгресс восстановил власть прежних правителей итальянских государств.

Однако только некоторые прежние правители вернули свои троны, и почти всюду за их спинами стояла Австрия. Члены семьи Габсбургов управляли в Тоскане и небольших герцогствах — Парме и Модене. Папа восстановил свои владения в Папской области и назначил своих эмиссаров в города Болонью и Феррару. На юге Неаполь и Сицилия были объединены в монархию во главе с вернувшимися к власти Бурбонами. Только Пьемонт (королевство Сардиния) обладал некоторой реальной автономией, причем владения Савойской династии расширились за счет присоединения бывшей Генуэзской республики. Однако пьемонтские правители испытывали страх перед революцией и считали Австрию своим главным союзником.

Этот период в Италии получил название Рисорджименто — пробуждение национального самосознания. Итальянцы почувствовали себя способными не только добиться освобождения от австрийского владычества, но и достичь национального единства. Австрия, папство и правители итальянских государств подавляли любые прояш1ения свободомыслия. Не было сделано никаких уступок имущим классам (в основном землевладельцам), рассчитывавшим получить политическое представительство в какой-либо форме. В то же время церковь осуществляла всеобъемлющий контроль над культурой и искусством.

И .

2. Революции 1848—1849 гг. в германских и итальянских государствах — попытки объединения «снизу»

(Вторая группа работает с S 16 (п. 3, 4), S 17 (п. 2) по плану, предложенному учителем.)

План

1.   Причины революций 1848—1849 гг. в германских и итальянских государствах.

2.   Ход революции в Германии.

3.   Ход революции в Италии.

4.   Причины поражения революций.

Примерное содержание сообщения второй группы

1.                 Причинами революций в Германии и Италии были «голодные сороковые», промышленный кризис l847 г., нежелание монархов проводить либеральные реформы, подъем национального движения под влиянием Французской революции 1848 г. В Италии и Германии развернулось и движение за национальное объединение, начинавшееся как движение «снизу».

2.                 Ход революции в Германии:

      18 марта 1848 г. — восстание в Берлине начало революции;

      март—апрель 1848 г. — восстания в германских государствах; • 18 мая 1848 г. — открытие во Франкфурте-на-Майне общегерманского парламента — Франкфуртского национального собрания;

      март 1849 г. — принятие имперской конституции, провозглашавшей свободы граждан: свободу личности, свободу вероисповеданий, свободу собраний и союзов, равенство перед законом и т. д.;

      июнь 1849 г. — разгон парламента, установление режима полицейского произвола, поражение революции.

3.                 Ход революции в Италии:

•     12 января 1848 г. — восстание в Палермо;

•     январь—март 1848 г. — распространение революции по всей Италии, принятие констрпу_щй (кроме Ломбардии и Венеции);

•     18 марта 1848 г. — восстание в Милане, изгнание австрийских войск из города;

•     март l848 г. — восстание в Венеции, провозглашение республики;   март—апрель 1848 г. — создание либеральных правительств, смягчение цензуры, ввод конституций, појмтическая амнистия; объявление королем Пьемонта войны Австрии;

•     начало 1849 г. — восстание в Риме, провозглашение республики, упразднение власти папы римского;

•     март 1849 г. — новая война пьемонтского правительства против Австрии, победа Австрии;

•     апрель—июнь 1849 г. — борьба Франции против Римской республики, поражение римлян;

•     август 1849 г. — падение Венецианской республики, поражение революции.

4. Причины поражения революции в Германии: руководители германских государств сопротивлялись реформам, подавляли народные выступления в защиту конституций. Причины поражения революции в Италии: нерешительность участников коалиции против Австрии, военная помощь Австрии со стороны Франции, отсутствие внешней помощи повстанцам.

З. Попытки объединения Германии и Италии «сверху»

(Третья группа работает с S 16 (п. 5—7), S 17 (п. 3—7) по плану, предложенному учителем.) План

1 . Ход объединения Германии «сверху».

2. Ход объединения Италии «сверху».

З. Отличие процессов объединения этих стран. Примерное содержание сообщения третьей группы 1. Во главе объединения Германии встала Пруссия.

Ход объединения Германии «сверху»:

•     1864 г. — война Пруссии и Австрии с Данией, захват Шлезвига и Гольштейна;

•     июнь—июль 1866 г. — война Пруссии в союзе с Италией против Австрии, разгром австрийской армии, получение Пруссией всех прав на Шлезвиг и Гольштейн;

•     август 1866 г. образование Северогерманского союза во главе с королем Пруссии — начало истории новой Германии.

2. Во главе объединения Италии встало Сардинское королевство (Пьемонт).

Ход объединения Италии «сверху»:

•     1850-е гг. — приход к власти в Пьемонте умеренных либералов, стремившиеся объединить Италию под властью савойской династии; проведение политики содействия развитию промышленности;

•     1855 г. — вступление Пьемонта в войну с Россией (Крымская война) для сближения с другими европейскими государствами;

•     1858 г. - заключение союза с Францией;

•     1859 г. — разгром австрийской армии в сражениях при Мадженте и Сольферино, возврат Ломбардии; лозунг «Италия создается своими усилиями»;   март 1860 г. — создание первого итальянского парламента, началось восстания на Сицилии;

•     апрель 1860 г. — подавление восстания на Сицилии; апрель—август 1860 г. — прибытие Гарибальди в Палермо, провозглашение его диктатором острова, разгром войск неаполитанского короля;

•     19 августа 1860 г. — высадка отряда Гарибальди на материк, торжественный въезд в Неаполь;

•     21 октября 1860 г. — отказ Гарибальди от диктаторских полномочий, проведение плебисцита и провозглашение Виктора Эммануила II королем Неаполя;

•     март 1861 г. — провозглашение Виктора Эммануила II королем Италии;

•     1866 г. — вступление Италии в союз с Пруссией, возвращение Венеции;

•     1870 г. — возвращение Италии Папской области — завершение объединения страны.

Виктор Эммануил II был провозглашен королем объединенной Италии.

3.                        В Италии процесс объединения страны завершился благодаря союзу широких народных масс с правительством Пьемонта. Национальное государство — Северогерманский союз — образовалось с помощью захвата и подчинения Пруссией германских государств и земель.

4.                        Роль Бисмарка и Кавура в объединении Германии и Италии

(Четвертая группа работает с S 16 (п. 6), S 17 (п. 3), дополнительным материалом на с. 147, 148 учебника («Железный канцлер») и отрывком из книги А. Хилльгрубера о Бисмарке, предложенным учителем.)

 В ходе работы ответьте на следующие вопросы.

1.                       Какую роль в объединении Германии и Италии сыграли Бисмарк и Кавур?

2.                       За что они получили свои прозвища?

Примерное содержание сообщения четвертой группы

1.      Бисмарк и Кавур возглавляли правительство в период формирования единых государств. Оба выступали за проведение реформ, были готовы пойти на уступки народным массам, являлись сторонниками конституционного ограничения монархии.

2.      Бисмарк получил прозвище «железный канцлер» за свои волевые качества, бойцовский характер, решительное поведение, готовность в целях объединения Германии под властью Пруссии вступать в соглашения со своими противниками, применять военные методы борьбы. Его пугь «железом и кровью» был поддержан как консерваторами, так и либералами. Благодаря деятельности Бисмарка в центре Европы возникла военно-бюрократическая монархия.

Кавур был осторожным политиком, полагал, что для объединения Италии необходимо собрать достаточные силы. Кроме армии и денег необходимы сильные союзники и развитая экономика. Кавур в своей политике объединения Италии с помощью реформ предпочитал делать последовательные шаги, медленно, но верно продвигаясь к намеченной цели. Поэтому его называли «ткачом единства». Кавур был противником революционных методов борьбы, его идеалом были либеральные ценности и конституционное устройство.

дополнительный материал для четвертой группы




О тго фон Бисмарк родился I апреля 1815 года в замке Шенхаузен в маркграфстве Бранденбургском, между Стендалем и Ратеновом, в нескольких километрах от правого берега Эльбы. Он был четвертым по счету ребенком и вторым сыном ротмистра в отставке помещика Фердинанда фон Бисмарка и его жены Вильгельмины, урожденной Менкен. Семья отца принадлежала к старинному дворянству, которое населяло Бранденбург еще «до Гогенцоллернов», причем входила в число трех наиболее самоуверенных семейств (Шуленбурги, Альвенслебены и Бисмарки), которых еще «солдатский король» Фридрих Вильгельм в своем «Политическом завещании» назвал «скверными, непокорными людьми». Мать происходила из среды буржуазной интеллигенции, ее отец был видным советником кабинета при королях Фридрихе Вильгельме lI и Фридрихе Вильгельме Ill. Биографы Бисмарка немало философствовали и строили догадки относительно сочетания столь несхожих между собой источников наследственности, предполагающих гигантские различия в харакгере и интеллекте. Жесткость, сила воли и решительность юнкера-землевладельца, с одной стороны, с другой — духовное богатство и )мвость ума образованного буржуа в личности Бисмарка слились и, что наиболее важно, дополнили друг друга совершенно особенным образом. Возможности, заложенные в обеих  отцовской и материнской, были в высочайшей степени развиты у сына, который при всей своей живости и внешней твердости в глубине души оставался чрезвычайно тонким и чувствительным.

Школьное образование... Отто завершил в возрасте 17 лет в 1832 году, сдав экзамен на аттестат зрелости. Непосредственно вслед за этим он номинально приступил к изучению права в Гетгингенском университете. Некоторой притягательностью для нерадивого студента обладали лишь лекции Геерена, профессора истории и государственного права. Система европейской государственности в изложении Геерена, по-видимому, произвела на Бисмарка непреходящее впечатление. Его внимание довольно рано сосредоточилось на сфере международной политики, а интеллектуальный горизонт расширился далеко за пределы Пруссии и Германского союза, рамками которых было ограничено политическое мышление большинства молодых аристократов в первой половине ХИ века. Показателем растущего ощущения собственной силы может служить откровение Бисмарка-студента из письма другу юности, написанного в 1834 году: «Я стану или величайшим негодяем, или величайшим преобразователем Пруссии». Переход в Берлинский университет не слишком изменил его «учебные» привычки. Однако в 1835 году в возрасте двадцати лет он вьщержал первый государственный экзамен на звание юриста и стал референтом окружного управления в Ахене.

Принятое Бисмарком в 1838 году решение оставить государственную службу, до сих пор являвшую ему лишь свой бюрократический лик, шло вразрез с волей родителей и было следствием стремления к самостоятельной деятельности. Весной 1839 года Отто фон Бисмарк г1ринялся за обустройство поместья Книпхоф. Однако эта деятельность и вообще сельская жизнь вскоре ему наскучили, точно так же, как и административная казуистика. Впрочем, новоявленный помещик принимал участие в местном самоуправлении в качестве депутата от округа, заместителя ландрата и члена ландтага провинции Померания. Горизонты своего образования он в этот период расширил посредством поездок в Англию, Францию, Италию и Швейцарию, а также посредством усердного чтения немецких и английских классиков и романтиков, причем Шекспир и Байрон оказали на него, как и на каждого немца, большее влияние, чем Гете.




В 1843 году в душе Бисмарка произошел поворот, покончивший с тем состоянием, которое он сам называл «безвольным плаванием по волнам жизни под властью только одного руля — сиюминутной склонности». Бисмарк свел знакомство с померанскими пиетистами, группировавшимися вокруг семейств фон Бланкенбург, фон Тадден и фон КлейстРетцов. Он познакомутся с невестой своего друга Морица фон Бланкенбурга, Марией фон Тадден, и вел с ней долгие беседы на темы религии. Личность этой девушки, ее христианские убеждения и, в первую очередь, то, как она держала себя во время тяжелой болезни, которая преждевременно свела ее в могилу, глубоко потрясли Бисмарка и стали причиной его «обращения» в веру — не признающую догм христианскую веру в своего личного Бога. Здесь корни убежденного служения прусскому государству и монарху, под знаком которого прошла вся его дальнейшая жизнь: служить королю впредь означало для него одновременно служить Богу.

У Марии фон Тадден Бисмарк познакомится с Иоганной фон Пупкамер, руки которой просил в декабре 1846 года. В письме брату Бисмарк охарактеризовал невесту как «женщину редкой души и редкого благородства убеждений». Брак с Иоганной вскоре стал для Бисмарка основой существования в самом широком смысле слова, незыблемой опорой в любой критический момент до самой смерти жены в 1894 году.

Свадьба состоялась 28 июля 1847 года. К этому моменту внешняя сторона жизни Бисмарка была отмечена еще двумя вехами. В l845 году он переселился из Книпхофа в Шенхаузен и работал там в качестве инспектора плотины. Он таюке стал депугатом ландтага провинции Саксония. Однако гораздо большее значение, чем этот повторный опыт представительства прусской провинции, имело назначение Бисмарка в феврале 1847 года на должность представителя остэльбского рыцарства в Объединенном ландтаге. Назначение исходило непосредственно от короля Фридриха Вильгельма IV. Объединенный ландтаг — первый (не избранный, а созданный единоличной волей короля для ограниченных целей) псевдообъединенный парламент Пруссии — впервые собрался в мае того же года.




Эго событие можно считать подлинным началом политической карьеры Бисмарка. Его деятельность в межрегиональном органе сословного представительства... состояла преимущественно в произнесении острых речей, направленных против стараний либералов создать настоящий парламент. Бисмарк прерывает описание этого периода в мемуарах отступлением, в котором объясняет свою позицию по отношению к абсолютизму и парламентаризму. «Неограниченный авторитет старой прусской королевской власти был и остается отнюдь не последним словом моих убеждений. Впрочем, для последних на первом Объединенном ландтаге этот авторитет монарха существовал в своем государственно-правовом выражении, однако с пожеланием на будущее, чтобы абсолютная власть короля сама, не предпринимая никаких опрометчивых шагов, устанавливала пределы своего ограничения... Еще в 1847 году я был сторонником возможности открытой критики правительства в парламенте и в прессе. Это помогло бы оградить монарха от опасности того, что женщины, царедворцы, карьеристы и фантазеры наденут на него шоры, мешающие ему охватить взором государственные задачи, а также избежать промахов или исправить их последствия... Идеальной мне всегда представлялась такая монархическая власть, которая контролировалась бы со стороны независимого, сословного ути корпоративного представительства земель. Контроль должен быть таким, чтобы монарх или парламент могли изменять существующие законы не в одностороннем порядке, а только лишь на основе консенсуса, публично и при наличии открытой критики всего происходящего в государстве со стороны прессы и ландтага». Однако в 1847 году страсть Бисмарка к ведению дебатов была направлена не против черт абсолютизма, свойственных монархии, а против либеральной оппозиции в Объединенном ландтаге, которая напоминала о невыполненных с 8 1 5 года конституционных обещаниях короля Фридриха Вильгельма 111. В своей реплике Бисмарк не останавливался перед тем, чтобы извратить аргументы либералов: «Мои заявления вызвали бурю негодования. Я остался на трибуне, листал газету, и после того, как шум утих, закончил свою речь». В общем, его выступления в ландтаге продемонстрировали воинственный темперамент, который можно назвать почти необузданным. При этом будущий канцлер не злоупотреблял предметной аргументацией. Того самообладания, которое позднее было характерно для Бисмарка в самых жарких спорах, тогда еще не было и в помине. В кругу своих друзей-консерваторов он пользовался репутацией особо активного защитника их интересов, который с помощью красноречия и блеска своих выступлений был способен устроить «фейерверк», отвлекал внимание от предмета дискуссии и будоражил умы даже за пределами Объединенного ландтага. 

(А. Хилльгрубер. Отго фон Бисмарк)

5. Роль Мадзини и Гарибальди в объединение Италии

(Пятая группа работает с S 17 (п. 2, 4, 6), дополнительным материалом на с. 156— 157 учебника и отрывком из статьи О.В Муромцевой о Гарибальди, предложенным учителем.)

— В ходе работы ответьте на следующие вопросы.

1.   Какую роль в объединение Италии сыграли Мадзини и Гарибальди?

2.   В чем различие их взглядов и деятельности?

]фимерное содержание сообщения пятой группы

1.      Мадзини и Гарибальди были лидерами демократического движения, они вдохновляли народные массы на борьбу против Австрии.

2.      Мадзини от заговорщических идей борьбы (основание тайного общества «Молодая Италия») перешел к идеям революционной борьбы всего народа за свою свободу.




Гарибальди в Латинской Америке обрел военный опыт и закалку, стал франкмасоном, что сделало его радикальным противником римско-католической церкви. Отныне между Гарибальди и ею, помимо политических разногласий, появилось противостояние на религиозной почве, которое не закончилось даже со смертью национального героя Италии. В Латинской Америке укрепились его демократические идеалы и республиканские взгляды, а также проявился интернационализм.

Дополнительный материал для пятой группы

Джузеппе Мария Гарибальди родился 4 июля 1807 г. в Ницце, которая с 1792 г. находилась в составе Франции, а в 1814 г. после отречения Наполеона вернулась под власть Пьемонт-Сардинской монархии и оставалась итальянской до 1860г.

Джузеппе появился на свет в семье потомственных моряков. Свои «Мемуары» он начал именно с рассказа о родителях, о том воспитании, которое они ему смогли дать. Отец его, Доменико Гарибальди, был владельцем и капитаном небольшого парусника — тартаны «Санта Репарата» и занимался в основном каботажными морскими перевозками на небольшие расстояния. дед по отцовской линии, Анджело, в 1780 г. переселился с семьей в Ниццу из Кьявари, портового городка, расположенного на побережье Лигурийского моря, к югу от Генуи. Первыми учителями Пеппино (так его ласково именовали с детства родные и соседи) стали два священника, выбранные донной Розой Раймонди, матерью будущего героя, женщиной более образованной, чем отец, надеявшейся постепенно подготовить его к поступлению в духовную семинарию. Но уже довольно скоро выяснилось, что ее мечтам не суждено сбыться. Пеппино магнитом притягивало к себе море, мальчик мечтал о дальних странствиях и вовсе не думал стать священником.

Впоследствии Гарибальди отрицательно отзывался о распространенном во времена его детства в Италии обычае доверять начальное образование детей духовенству. Намного больше по душе ему пришелся третий учитель, синьор Арена, который преподавал ему итальянский, письмо и математику. Некоторое время Гарибальди посещал школу, где ему не слишком нравилось, но в общем можно сказать, что он не получил систематического образования, хотя за счет природного таланта, постоянного расширения умственного кругозора и самостоятельных занятий он сумел достичь много. Помимо родного итальянского и столь же доступного с детства французскоо, знал английский и испанский языки, в молодости пытался даже изучать греческий и латынь, пробовал писать стихи.

Вышедший из семьи моряков, Гарибальди всегда имел тягу к морю и с l5 лет плавал на торговых судах сначала в качестве юнги, затем как помощник капитана. Уже во время первого дальнего плавания на бригантине «Констанца» юноша побывал в далекой России и смог посетить Одессу. В морском реестре Ниццы 27 февраля 1832 г. он уже записан как капитан торгового флота, под его командой уверенно бороздит моря парусник «Клоринда».

Находясь в плавании, он узнал о восстании в Модене, Парме, Болонье, о казни Чиро Менопи, одного из заговорщиков и вдохновителей этого движения, о репрессиях и усилении власти папы Григория XVI, карательных действиях австрийских войск. Гарибальди инстинктивно пришел к мысли, что папство и Австрия — две силы, мешающие Рисорджименто и объединению Италии. Он чувствовал необходимость сделать что-то для своей родины, принять участие в разгоравшемся движении. Поворотной вехой для него стал 1833 г. Именно тогда на его жизненном пути в одном из портов Эгейского моря встретился Эмиль Барро, высланный из Франции сторонник утопического учения Сен-Симона, чью книгу «Новое христианство» он подарил Джузеппе. Еще большее влияние на дальнейшую судьбу молодого моряка оказало знакомство в Таганроге, куда приплыл его парусник, с одним из членов организации «Джовине Италия» («Молодая Италия») — тайного общества, созданного генуэзцем Мадзини, с которым он встретился чуть позже в Марселе.

Джузеппе Мадзини принадлежал к тому же поколению, что и Гарибальди (родился в 1805 г.). Он рано вступил в борьбу за объединение страны, испытал на себе гнет сардинского правосудия, был приговорен к изгнанию и затем создал революционную организацию, которая, как полагал, должна была заменить устаревшие, например карбонариев. Объединив десятки тысяч сподвижников по всей Италии, она должна была поднять страну на борьбу под лозунгом «Независимость, Единство, Свобода». Полностью разделяя тогда революционную позицию Мадзини и его сторонников, верный идеалам свободы и независимости своей родины, Гарибальди, получивший кличку Борель, в начале 1834 г. принял участие в заговоре мадзинистов, так называемой Савойской экспедиции. Чтобы привлечь к нему моряков, он отправился в Геную и поступил под именем Клеомброт на службу в военно-морской флот Пьемонт-Сардинского королевства.

Поднять тогда восстание на флоте, однако, ему не удалось: революционные призывы почти не находили отклика у матросов, охотно, впрочем, угощавшихся вином за счет Гарибальди. Не на должной высоте как организаторы оказались и главный вдохновитель заговора — Мадзини, и военный руководитель экспедиции — генерал Раморино. В результате заговор завершился полным провалом. Спасаясь от ареста, Гарибальди вынужден был пешком уйти из Генуи в родную Ниццу, а затем во Францию под именем Джузеппе Пане. За участие в заговоре власти заочно приговорили его к позорной смертной казни — расстрел в спину. Опасаясь выдачи, Гарибальди вынужден был в 1835 г. на целых 13 лет эмигрировать в Южную Америку.

Там, оказавшись без средств, он в качестве корсара, а затем командующего небольшим военно-морским флотом принимал активное участие в борьбе за независимость республик Риу-Гранде (на юге Бразилии) и Уругвай. Военные успехи пирата Хосе Гарибальди (так именовали его латиноамериканцы) произвели впечатление на местное население, в частности портового городка Лагуна, который тот захватил в 1839 г., воюя на стороне республиканцев против Бразильской империи.

Сражаясь за независимость латиноамериканцев, ему приходилось нередко оставлять капитанский мостик и пересаживаться в седло, он стал хорошим наездником уже в Латинской Америке. Отличаясь хладнокровием и бесстрашием, благородством и милосердием, в самых опасных переделках личным примером воздействовал на своих бойцов. Опыт командования сухопутными войсками пригодился ему позднее на родине, в Италии.

Находясь за океаном, Джузеппе поддерживал переписку с Мадзини, уверяя его в своей преданности и восхищаясь им. Благодаря подвигам, совершенным в Латинской Америке, Гарибальди стал известной личностью, и сообщения о нем печатали многие европейские газеты, красочно описывая его облик: длинные волосы, борода и усы, красная рубашка, шейный платок и серое пончо. Впоследствии его так и изображали художники, так он выглядел и на многих фотографиях.

В Латинской Америке Гарибальди стал франкмасоном, что сделало его радикальным противником римско-католической церкви. В XIX в. стать масоном с точки зрения католиков значило вступить в союз с дьяволом, что тут же влекло за собой отлучение от церкви. Отныне между Гарибальди и ею [церковью], помимо политических разногласий, появилось противостояние на религиозной почве, которое не закончилось даже со смертью национального героя Италии.

Американский период — решающий для становления личности Гарибальди. Здесь он обрел военный опыт и закалку, участвуя в войнах между южноамериканскими государствами. Здесь же укрепились его демократические идеалы и республиканские взгляды, а также проявился интернационализм.

(О. В. Муромцева. Жизнь и деятельность Джузеппе Гарибальди)

V.    Закрепление изученного материала

Соотнесите процесс (объединение страны) и относящиеся к нему события.

 

Объединение Германии

 

2

Объединение Италии

 

А) битва при Сольферино

Б) образование Франкфуртского парламента

В) поход «тысячи»

Г) битва при Садове

Д) присоединение Шлезвига

Е) присоединение Ломбардии

 Выполните задание I kS 16, 17.

VI.  Подведение итогов урока

В ходе объединения Германии и Италии возникли условия для развития процесса модернизации этих государств. Эти страны могли стать серьезными конкурентами старым промышленным центрам Европы. Началась.подготовка к борьбе за передел сфер влияния в мире.

Домашнее задание

1.  Прочитать S 16, 17.

2.  Составить план развернутого ответа по теме «Объединение Германии ”железом и кровью”» или «Создание единой Италии» (на выбор), включающий не менее трех пунктов. Записать краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

3.  Выполюпь задание 5 рубрики «Подумайте» на с. 147 учебника.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

Автор: Гюлахмедова Альбина Назимовна

Дата: 24.04.2021

Номер свидетельства: 579175


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства