Просмотр содержимого документа
««Нидерландская революция».»
Учитель истории и обществознания МБОУ «СШ № 5» города Смоленска
Лаврушкина Елена Анатольевна
Тема урока: «Нидерландская революция».
Цели урока: 1) рассмотреть причины, ход и результаты революции в Нидерландах;
2) продолжить развитие умений использовать ранее изученный материал, оценивать исторические явления, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное в рассказе учителя и тексте учебника, составлять характеристики исторических деятелей, развитие картографических умений;
3) показать пагубные последствия политики террора, проводимой Испанией в отношении Нидерландов.
Оборудование: карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в 15 – середине 17 вв.», «Европа в начале Нового времени».
Основные понятия: гезы, иконоборцы, штатгальтер, террор, уния, революция.
План урока:
«Жемчужина в короне Габсбургов».
Причины Нидерландской революции.
Ход национально-освободительной борьбы.
Рождение республики. Значение Нидерландской революции.
Закрепление.
Ход урока.
По карте «Великие географические открытия и колониальные захваты в 15 – середине 17 вв.», покажите и назовите колониальные владения Испании.
Ознакомьтесь с данными доходов испанской монархии от своих владений в 16 в. и сделайте вывод.
Нидерланды – 2 млн. флоринов
Италия – 1 млн. флоринов
Новый свет – 0,5 млн. флоринов
Испания – 0,5 млн. флоринов
Прочитать тексты «Противоречия обостряются» и «Верны королю вплоть до нищенской сумы» и выделить причины, вызвавшие рост национально-освободительной борьбы в Нидерландах. Выводы записывают ученики в тетради.
Какие слои населения были заинтересованы в свержении власти испанского короля?
Расстановка политических сил в Нидерландской революции фиксируется на доске.
Лагерь участников революции: нидерландские дворяне, предприниматели, ремесленники, наемные работники, матросы, крестьяне.
Лагерь противников революции: испанское дворянство, католическая церковь.
Рассказ о ходе Нидерландской революции сопровождается работой с иллюстрациями, с картой (настенной и в учебнике), с линией времени, нарисованной на доске, на которой отмечаются основные события.
Ход революции
1566 г.
Иконоборческое движение
1572 г.
Начало испано-нидерландской войны
1579 г.
Подписание Утрехтской унии
1588 г.
Образование Голландской республики
1609 г.
Окончание испано-нидерландской войны, признание независимости Голландии.
Краткое сообщение о заключении Утрехтской унии и о создании в 1588 г. Республики Соединенных провинций. Учащиеся знакомятся с выводом в учебнике.
Вопросы учащимся:
Какие изменения произошли на севере Нидерландов в ходе национально-освободительной борьбы?
Что такое революция?
Почему события 1566-1609 гг. в Нидерландах называют национально-освободительной войной; почему – буржуазной революцией?
Тест.
Революцией называется:
а) коренной переворот в жизни общества
б) борьба за изменение церковных порядков
в) медленные изменения в общественной жизни
Причина начала Нидерландской революции:
а) отречение Филиппа 2 от престола
б) усиление влияния англиканской церкви
в) взимание с Нидерландов огромных налогов в испанскую казну.
Противником Нидерландской революции был:
а) Филипп 2
б) Вильгельм Оранский
в) граф Эгмонт.
Лидером Нидерландской революции был:
а) Филипп 2
б) Вильгельм Оранский
в) герцог Альба.
Результатом победы революции в Нидерландах является:
а) возникновение независимого государства
б) замедление темпов развития капитализма
в) запрещение протестантизма.
Домашнее задание:
параграф 15, заполнить таблицу «Изменения Нидерландов в результате буржуазной революции»
Вопросы для сравнения
Положение до революции
Положение после революции
Как развивались промышленность и торговля?
Кому принадлежала власть в стране?
Каким было государственное устройство?
Какая церковь господствовала в стране?
дать характеристику личностей Вильгельма Оранского и герцога Альбы ( по вариантам)
Литература
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина « Новая История. 7 класс» М. «Просвещение» 2009 – 2014 гг.
К.В. Волкова, О.В. Давыдова «Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1500-1800 7 класс» М, «Экзамен» 2006 г.