Система: традиционная с элементами развивающего обучения.
Оборудование: настенные карты “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”, “Раздробленность государства Киевская Русь”; схема “Тактика монгольского войска”; рисунки “Взятие крепости”, “Монгольский воин”; слова и даты на доске; учебник “История Отечества” 6 кл. под редакцией А.А.Преображенского; раздаточный материал.
Ведущий метод: проблемно-поисковый.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нашествие Батыя на Русь »
Учитель: Харисов Айнур Фаилевич
Курс: История России с древнейших времен до конца XVI века
Тема: "Нашествие монголо-татар с востока".
Система: традиционная с элементами развивающего обучения.
Оборудование: настенные карты “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”, “Раздробленность государства Киевская Русь”; схема “Тактика монгольского войска”; рисунки “Взятие крепости”, “Монгольский воин”; слова и даты на доске; учебник “История Отечества” 6 кл. под редакцией А.А.Преображенского; раздаточный материал.
Ведущий метод: проблемно-поисковый.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Готовность к уроку. Постановка цели.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, она на доске не обозначена, вы определите её сами. Для этого выполним задание. Откройте карты “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”. Рассмотрите их внимательно. Что общего вы увидели на картах и что особенного отметите?
Учащиеся анализируют карты и предлагают варианты ответов. В ходе рассуждения на доске появляется запись “общее” и “различия”. Выявляется факт, что в XIII в начинается вторжение иноземных захватчиков с востока на Русь. (Показаны стрелками) Этими завоевателями являются монголо - татары.
Учитель. Какую тему урока вы бы сформулировали, исследуя карты?
Учащиеся называют варианты.
Учитель. Темой урока будет “Нашествие монголо-татар с востока”. Запишем её в тетрадь. В ходе урока нам предстоит:
а) выяснить, какой новый враг пришел на Русь: б) показать процесс нашествия на Русь в XIII веке новых захватчиков - монголо-татар; в) выявить последствия этого нашествия.
II. Повторение ранее изученного
Учитель. Обратим внимание на слова, написанные на доске.
тумен тысяча сотня десяток
тяжелая конница легкая конница разведка
пороки тараны камнеметы улус
а) “О, светло-светлая и украсно-украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси… Всего еси исполнена земля Русская!” б) “Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братью”.
Учащиеся анализируют тексты. Называют факты прогрессивного развития государства. Обращают внимание на междоусобицы, которые ослабляют обороноспособность Киевской Руси.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Итак, первые годы XIII века не предвещали Руси каких-либо серьезных потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их пределы, мирились и вновь враждовали. Это привело к ослаблению обороноспособности страны. А тем временем из восточных стран стали приходить тревожные, пугающие известия о появлении какого-то незнакомого воинственного народа. Из глубин Азии двинулись на Запад новые завоеватели - кочевники-монголы. Монгольская империя была создана величайшим военачальником - Чингисханом (Темучином). (Смотрите рисунок в учебнике, страница 56.) Он умер в 1227 году, но к этому времени, в результате завоевательных походов, были покорены страны. (Смотрите таблицу на доске)
Учитель. Почему же монголы так много воевали? В чем причина их завоевательных походов? Какие будут предположения?
Учащиеся выдвигают предположения, которые записываются на доске.
Учитель. А теперь поработаем в роли исследователей и проверим правильность наших предположений.
Учащиеся работают в группах с текстами 1, 2.
Текст 1.
“… В то же время захватнические планы Чингисхана были связаны с особенностями хозяйства его державы. Его основу составляло развитое кочевое скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие огромной армии, содержать которую не смог бы ни один правитель. Она должна была обеспечивать себя сама путем непрерывных войн с соседями и захвата военной добычи. Монгольская армия была не только многочисленной, но и четко организованной, прекрасно вооруженной…”
Текст 2.
“… В 1227 году держава Чингисхана была поделена между его сыновьями на несколько больших территорий – улусов. Западный улус был предназначен старшему Джучи. Он простирался от Иртыша на востоке до “последнего моря” на западе. То есть по замыслу Чингисхана, к улусу Джучи была отнесена вся Европа. Но ее нужно было еще покорить. После смерти Чингисхана завоевание Европы стало ближайшей целью монголов. Их военная мощь значительно превосходила силы русских княжеств и их соседей. ”
Ученики анализируют тексты, выявляют причины завоевательных походов, сравнивают их с предложениями, выдвинутыми ранее, и результатом является следующая запись на доске и в тетради.
Наличие многочисленной армии, которая должна была сама себя содержать.
Поиск новых пастбищ.
Стремление знати к обогащению.
Желание покорить весь мир (дойти до “последнего моря”).
Беседа.
Учитель. А что необходимо для успешной войны? Каким же было монгольское войско? Какую тактику использовали? Чем были вооружены? На эти вопросы вы сможете ответить, если поработаете над текстом, рисунками, схемами.
Самостоятельная работа учащихся в группах с текстом.
Текст 3.
Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочёвке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и ещё меньше — на ее разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряжённые быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами и отарами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно. Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражений и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с жёнами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами. Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан. В ходе завоевания соседних стран армия Чингисхана научилась пользоваться осадными орудиями — таранами и метательными устройствами. Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (“крыла”). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то “крылья” наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Умелое ведение боёв, очень сильное и дисциплинированное войско, использование политической раздробленности в окрестных государствах помогали монголам одерживать одну победу за другой.
Анализ рисунка ”Взятие крепости”, схемы “Тактика монголов".
Идет выдвижение гипотез и их проверка. Учащиеся озвучивают ответы на вопросы. Рассказывают о монгольском войске. На доске опорные слова, схемы.
Предполагается, что учащиеся должны прийти к выводу, что лихие наездники, меткие стрелки из лука, выносливые и отважные войны Чингисхана беспрекословно выполняли волю своего жестокого и беспощадного предводителя. Завоевывали одно государство за другим.
Учитель. В 1223 году с монголо-татарами впервые встретились и русские полки.
Сообщение учащегося о битве на Калке.
Беседа.
Учитель. В чем был недостаток организации русского войска? Какой отклик вызвало на Руси это поражение? Научило ли это чему-либо князей?
Учащиеся приходят к выводу, что страшное поражение на Калке вызвало глубокую печаль на Руси. Но князей этот урок ничему не научил. Они продолжали междоусобные свары. Беда не заставила себя ждать.
Учитель. В 1237 году большое войско внука Чингисхана Батыя вступило в пределы Рязанского княжества.
Далее учащиеся рассказывают о покорении Рязани, Евпатии Коловрате, об обороне Владимира, Козельска и других городов Северо-Восточной Руси. Выступления подготовлены дома. В ходе изучения нового материала целесообразно составлять в тетрадях карту-схему. Учитель составляет ее на доске:
Вывод. Результатом первого похода Батыя были сожженные города, пленение ремесленников и здорового мужского населения, что привело к упадку городской культуры на Руси. В 1240 году состоялся второй поход Батыя на Русь.
Рассказ учителя. Учащиеся самостоятельно составляют схему.
Учитель. Поход в Европу Батыева войска увенчался успехом, и европейские войска потерпели поражение. В чём была заслуга Руси перед народами Европы? Подведем итоги.
Учащиеся делают вывод. Русь была обречена. Войско монголов было слишком сильным. Ни один из современных народов не мог противостоять им. Однако Русь, даже будучи раздробленной, оказала достойное сопротивление захватчикам.
IV. Домашнее задание.
§10; задание №1, 2, 3 из рабочей тетради к §10; слова, даты.