kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мы живем в наукограде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о возникновении и становлении г. Жуковского, получении им статуса -  наукоград. Разрабатывался урок в рамках профессионального конкурса "Педагогические таланты г.Жуковского"

Просмотр содержимого документа
«Мы живем в наукограде»

Российская Федерация

Муниципальное Общеобразовательное учреждение

г. Жуковский

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11













Открытый урок в рамках конкурса

«Педагогические таланты г.Жуковского»



Урок истории по теме

«Мы живем в наукограде»











Учитель Судакова Л.А.


















Тема урока: «Мы живем в наукограде»

9 класс



Цели урока:

  • знакомство с историей развития города от ярмарки в селе Новорождественно до научного центра авиастроения в Жуковском;

  • формирование исследовательских навыков при изучении различных аспектов изучаемой темы;

  • отработка понятийного аппарата;

  • развитие умений анализировать исторические события, систематизировать исторический материал;

  • побуждение к активной речемыслительной деятельности;

  • обучение высказыванию с опорой на наглядность;

  • содействие воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям родного города, гордости за свою страну.


Оснащение урока:

  • книжная экспозиция “Мы учим летать самолеты”;

  • проектор;

  • компьютерная презентация;

  • портреты «отцов» города;

  • контурные карты;

  • таблицы с заданиями;

  • кадры хроники.




Ход урока

Примечания

1.

Организационный момент урока.

Здравствуйте ребята, здравствуйте гости!

В 2007 году нашему городу был присвоен статус наукограда. А в 2008 году президент России Путин В.В. подписал указ о формировании на ерритории городского округа Жуковский (Московская область) Национального центра авиастроения. Что стоит за этими словами? Насколько почетно и важно это звание? Чтобы понять и почувствовать это, я предлагаю проследить путь становления и развития города, каким образом городу удалось удостоиться столь высокого звания, за какие заслуги?

А бывает так, чтобы город возник на пустом месте? Или история любой земли разворачивается на фоне происходящих во всей стране событий? Вопросов много. Ответы на все эти вопросы мы постараемся сегодня найти и, возможно, нам удастся почувствовать себя малой частицей огромной мировой истории.



2.

1. Село Новорождествено.

А пока давайте вспомним, как же все начиналось.

Более полутысячи лет назад на месте, известном сейчас всему миру, где проходит авиасалон Макс, уже была ярмарка. Вернемся на 600 лет назад. Первые упоминания о селе относятся к правлению Ивана Грозного. Здесь проходил Астраханский тракт (Москва-Рязань-Астрахань). Была создана переправа через Москва-реку, которая являлась стратегическим пунктом. Иван Грозный своих ветеранов-опричников посадил на охрану этой переправы. Ими и было создано поселение. На переправе всегда много людей – весенняя распутица и разлив реки приводят к тому, что торговый люд пережидает это время на берегу. Купцы предпочитают продать свой товар прямо здесь – не дожидаясь возможности попасть в Москву. Возникает стихийный рынок, который со временем превращается в традиционную сельскую ярмарку. Обычно такие ярмарки проходили один день, в селе Новорождествено она длилась три дня. Но ярмарка – это не только торговля – это еще и большой праздник, в эти дни крестьяне устраивали гулянья. Как писал поэт: «На бабах платья красные, у девок косы с лентами – лебедками плывут».

Одна из улиц села носила название Миллионная, на ней жили миллионеры, на их средства была построена белокаменная церковь Иоанна Предтечи, на звоннице которой располагался колокол весом в 10 тонн. Церковь была гордостью местных жителей. По рассказам, ее колокольный звон был слышен в радиусе 30 км. Ярмарки в Новорождествено проходят и в советское время, только теперь они называются сельхозвыставками. На кадрах мы видим одну из последних таких выставок в селе. Последней, потому что вскоре они исчезают совсем – в жизни крестьянина появляется государственное планирование, и необходимость в ярмарках просто отпадает. Постепенно село приходит в запустение – многие уезжают из села, а в конце 50-х переезжает и само село. Во время строительства взлетной полосы аэродрома ЛИИ дома перевозят на новое место.


2. Работа с понятиями:

Учащимся в классе заранее раздаются карточки с понятиями.

Один ученик назначается ведущим и зачитывает определения понятий, тот ученик у кого определение соответствует определению быстро поднимает свою карточку – ведущий оценивает правильно ли дано определение (оценки получают все участники).


Учащиеся работают с документом 17 века.

При работе с документом необходимо вспомнить слова, упоминаемые в 17 веке – работа с терминами.

3.

ЦАГИ.

Не будем забывать, что историю делают люди. И следующий этап, собственно, главный, основной этап в возникновении и развитии города тесно связан с именем выдающегося русского ученого Николая Егоровича Жуковского. Надо сказать, что Жуковский в городе никогда не был, да и на самолетах никогда не летал. Его называют «отцом русской авиации», хотя правильнее было бы назвать его «отцом аэродинамики». Изучал движение газа по трубам, занимался железными дорогами. Существует легенда о том, что гулял как-то Николай Егорович по весеннему городу и обратил внимание на то, как ручеек обтекает некое препятствие на своем пути, и он подумал, а что если попробовать раскрасить воздух и посмотреть, как он обтекает тяжелые предметы, то можно будет применить это и к самолетам.

Вопрос о создании аэрогидродинамического института Жуковский ставил еще перед Николаем II, но ответа не получил. Большевики к этой проблеме отнеслись гораздо более внимательно. В 1918 году в годы гражданской войны Ленин подписывает указ о создании ЦАГИ (параллель с нашим временем и созданием НЦА). Так был создан Центральный аэрогидродинамический институт в Москве на улице Радио. И возглавил его Н.Е.Жуковский. Но по мере развития института и науки возникла потребность в экспериментальной площадке, где можно было бы все изобретения испытать опытным путем.

Не будем забывать, что речь идет о начале 30-х годов 20 века, времени когда авиация является мощным политическим рычагом. Для строительства нового ЦАГИ необходима была площадка больших размеров, на достаточно ровной местности, чтобы недалеко была вода для организации гидродрома, и самое главное – должно быть хорошее сообщение с Москвой. Эту площадку выбрал Андрей Николаевич Туполев. Это ученик Жуковского, в начале 30-х – известный конструктор. В подмосковном поселке Ильинское Туполев имеет дачу. По воскресеньям за рулем своего автомобиля вместе с семьей Туполев объезжает окрестные леса в поисках площадки для Нового Цаги – и находит.

Строительство Нового ЦАГИ начинается небывалыми темпами. Главными объектами становятся аэродинамические трубы огромных размеров. В них будут помещаться не модели, а настоящие истребители и бомбардировщики. Размер труб действительно огромен.

Строительство и проектирование Нового ЦАГИ было чрезвычайно масштабным, смелым во всех отношениях. Закладывались объекты мирового уровня и превышающего мировой уровень. ЦАГИ создается как вершина инженерной и технической мысли того времени, вобравшая в себя самые передовые и прогрессивные технологии. При этом поражает, что строительство объекта такого масштаба мало чем отличается от строительства цивилизации древних египтян. Несмотря ни на что, к началу 40-х гг. основные объекты, включая испытательный аэродром входят в строй. Новый ЦАГИ становится центром науки мирового масштаба, его часто посещают иностранные делегации. Это было время энтузиастов (энтузиазм – целеустремленность в достижении каких-то целей). Люди с энтузиазмом работали на благо отечественной авиации, вкладывая в дело своей жизни всю свою душу. Энтузиазм проявляется во всем – только за полтора года своего существования – поселение вокруг ЦАГИ трижды меняет свое название: сначала – это поселок Большой ЦАГИ, затем – Отдых, и наконец, в июле 1938 в честь знаменитого шахтера – поселок называют Стаханово. Но одного энтузиазма мало – для продуктивной работы ученых необходимы нормальные условия. Территория вокруг крупнейшего научного центра страны представляет собой печальное зрелище – люди ютятся в бараках, в наскоро построенных магазинах всегда не хватает продовольствия. Ученые из Москвы не хотят ехать в Стаханово. После того, как об этой проблеме становится известно Сталину, он лично берет под контроль и строительство жилья, и перевод города на Московское снабжение и кардинально улучшить связь с Москвой при помощи электричек.

Братья Веснины – архитекторы нового города (по указу Сталина сюда направлены лучшие). Из запланированного архитекторами к началу 40-х было возведено всего лишь два здания: пятый дом, который как гигантский лайнер возвышался среди картофельного поля.

Свой нынешний вид «старый город» приобретает уже в середине 50-х гг.

В годы войны наша авиация серьезно уступала по всем параметрам немецкой. Ученые ЦАГИ и ЛИИ работаю почти без сна, изучают трофейные самолеты противника, наши самолеты должны летать быстрее, выше, дальше. Благодаря ученым ЦАГИ и ЛИИ СССР к концу 1943 года получает неоспоримое превосходство в воздухе. Испытатели ЛИИ буквально терзают испытываемые модели, чтобы получить необходимые данные.

Немногим известно, что процент героев Советского Союза и героев России на душу населения намного выше, чем в любом другом городе нашей страны, и это не случайность. Здесь живут люди одной из самых героических профессий – летчики-испытатели.

После войны в город прибывают все новые и новые специалисты, на территории летно-исследовательского института появляются представительства почти всех КБ СССР. Время после войны – время реактивной авиации (смерть Гринчика 11 июля 1946 г.-испытывавшего первый реактивный самолет). Но несмотря на это. Школа летчиков-испытателей открыта в 1947 году в Жуковском – первая в стране. Конкурс 30 человек на место. Поступают далеко не все. Счастливчики становятся учениками легендарных наставников.

Грищенко.


Работа с персоналиями.

4.

НЦА.

После распада страны, несмотря на то, что политические проблемы волновали всех, а экономические никого – экономика рухнула, начался и развал авиапрома, что не могло не сказаться на жизни города. Но как ни странно именно в это время удается убедить руководство страны в необходимости организации международных авиасалонов – это была попытка сопротивления тому негативному процессу, который под маркой реорганизации экономики страны объективно приводил к разрушению авиационной и космической промышленности. Местом проведения авиасалонов становится Жуковский. Здесь сосредоточены все авиационные КБ страны, именно в Жуковском проводятся самые сложные испытательные полеты, и наконец, полоса – самая длинная в Европе. В 1992 году в городе проходит первый авиасалон, который впоследствии становится регулярным. За 15 лет своего существования ему удается сделать главное – продемонстрировать потенциал российской авиации и привлечь внимание к самому городу.

Начало нового тысячелетия было ознаменовано приходом к власти в стране, области и городе новых людей. Город выстоял в трудные времена, не дал закрыться ведущим авиационным предприятиям. Кроме ЦАГИ и ЛИИ, в городе существуют научно-исследовательский институт приборостроения и институт авиационного оборудования. На территории Жуковского располагается один из ведущих институтов в области электроники «Агат», разработки которого известны не только в России, но и далеко за ее пределами.

Новые времена диктуют новые правила игры, но даже играя по новым правилам, ни одной из существующих ныне фирм не обойтись без колоссального опыта накопленного авиационными специалистами из Жуковского. 20 февраля 2008 года президент России Путин В.В. подписал указ «О национальном центре авиастроения». Этот центр будет формироваться в г.Жуковском. Для решения этой задачи необходимо использовать потенциал Жуковского как наукограда, расположенных на его территории учебных заведений, организаций промышленности и других организаций.

Итак, что же собой представляет наше будущее и будущее нашего города – НЦА. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться в структуре НЦА. Что такое НЦА? Это Национальный Центр Авиастроения.

Цели его создания:

- формирование инфраструктуры для развития национального авиастроения;

- ускоренное развитие отраслевой науки и образования;

- развитие военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

- повышение эффективности работы над проектами;

- снижение расходов на разработку и испытание авиатехники;

- решение кадровой проблемы;

- повышение уровня организации международных выставок;

- создание крупнейшего в Европе Транспортно-выставочного комплекса (ТВК) «Россия»;

- стимулирование социально-экономического развития региона.

Ядром НЦА являются объекты ОАК (объединенной авиастроительной корпорации) и объекты ТВК. Вокруг этого ядра предполагается создать технопарк «Жуковский» (технопарк - специальная территория, на которой объединены научно-исследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь), и расположить объекты, формирующие единую научно-образовательную среду, социальную, жилищную, транспортную и иную необходимую структуру.

Объекты ОАК: штаб-квартира, ведомственное жилье, инженерный комплекс, аэродром, корпоративный образовательный комплекс.

Объекты ТВК: выставочный комплекс и транспортно-логистический центр.


Работа со схемой – профориентация. Учащиеся предлагают возможные варианты будущего трудоустройства.

5.

Закрепление - составление синквейна.

Синквейн - это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя, всего пять строк:

1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка- три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка - синоним ключевого слова (существительное)

Образцы синквейна учащихся.

Жуковчане
Образованные и трудолюбивые
Строили, учились, верили.
Создали наукоград.
Прогресс.



Учащиеся зачитывают вслух получившееся

6.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: записать свою неизвестную историю о городе или его жителях.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мы живем в наукограде

Автор: Судакова Лариса Анатольевна

Дата: 09.03.2021

Номер свидетельства: 575019

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства