Просмотр содержимого документа
««Мы сами – исполнители своей судьбы»»
Внеклассное мероприятие
«Мы сами – исполнители своей судьбы»
Разработала Лукъянчикова Е.В.,
учитель истории
МОУ «ООШ с. Жестянка Пугачевского
района Саратовской области»
Цель мероприятия:
воспитать у учащихся стремление к овладению знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории родного края.
Задачи мероприятия:
формирование чувства принадлежности и гордости, за свою малую Родину, своё село;
углубить представления учащихся о родном крае.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя
У каждого листочка,
У каждого ручья,
Есть главное на свете –
Есть родина своя!
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей
Для беленькой березки
Опушки нет родней
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя,
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы Родиной зовём.
У нашей страны удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна - потому что она - наша Родина! Мы гордимся нашей великой Родиной. Россия, ребята, - самая большая страна в мире.
Песня «Моя Россия» (исполняют учащиеся 8-9 классов)
Учитель: Родина, Россия, Жестянка – эти слова неразрывно связаны. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории родного края. Необъятным зелёным ковром раскинулась наше село, степь без конца и края.
Учащийся: Стихотворение «Мое село»
Родное село —
Простор для души, радость глаз.
В сердце моём благодатное
Горишь, словно яркий алмаз.
Поля с хлебом здесь необъятные,
Обилие, что говорить.
Скажу вам: привольно и весело,
Народу в селе этом жить.
До боли знакомые улочки,
Грунтовых дорог колея.
Родное село, ненаглядное,
Мы в песнях прославим тебя.
Мы станем красивыми, сильными,
(быть может)
В чужие уедем края.
Свою же малую Родину
Вовек не забыть мне, друзья!
Учитель: У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… (фото)
Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. Сегодня мы с вами поговорил о нашей малой родине, о селе Жестянка Пугачёвского района Саратовской области.
В истории Пугачёвского района есть немало ярких и замечательных имён: монах Филарет, Емельян Пугачёв, Дмитрий Николаевич Ястребов, семья Мальцевых, Семён Осипович Локтев, Василий Иванович Чапаев, Алексей Николаевич Толстой и др. К числу их несомненно принадлежит и Иван Ефремович Воронков. Воронков – свидетель, участник и летописец Февральской и Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн. Где он только не жил и не работал! Село Жестянка Николаевского уезда и Пугачёв, Дергачи и Донбасс, Сталинградская область и Сербия, Болгария и Румыния… Обо всём увиденном и прочувственном Иван Ефремович оставил нам незавершённую историческую повесть, пьесу «Кулаки», стихи и письма, замечательные свежим взглядом на историю, запоминающимися историческими свидетельствами. В них изображаются реальные люди и цепи реальных событий, написанных на строго документальной основе и объединённых главным героем и его видением этих событий.
Учащийся: Иван Ефремович Воронков родом из Жестянки Любицкой волости Николаевского уезда Самарской губернии. Жестянка и сегодня самое удалённое от города село. За его околицей участки дикой степи, где бегают куропатки, косули. Дальше простираются бескрайние уральские степи.
Какой же была наша Жестянка в 1894 году, в год рождения нашего земляка? Давайте на воспоминаниях Ивана Воронкова попытаемся представить сейчас это далёкое от нас время.
Учащийся: Село Жестянка основано в 1830 году переселенцами Курской, Орловской, Тамбовской, Пензенской губернии, переселенцы по собственному желанию и по разрешению на то высшего правительства. Местность со времени поселения и до 1857 года называлась деревня Жестянка и относилась к Дмитриевскому приходу церкви села Любицкое и именована по реке протекающей близ деревни – Жестянка. В 1860 году в деревне был построен Михайло-Архангельский храм, однопрестольный, с колокольней и освещён в 1862 году. С этого времени деревня стала называться селом. Со времени открытия молитвенного дома и содержание при нем штата к селу Жестянка причислен приход деревни Бобровка, принадлежащая прежде к приходу Покровской церкви села Григорьевка. В селе Жестянка со времени открытия церкви была открыта церковно-приходская школа, где обучались только мальчики. Удобной земли – 4099 д., неудобной – 3661 д., 4 ветряных мельницы. Вот так представлено наше село в «Исторической справке», составленной Жестянским с/с Пугачёвского района Саратовской области в 1983 году.
Учитель: В год 70-летия после окончания ВОВ мы с вами провели поисковую работу о героях - земляках, участниках Великой Отечественной войны. Сегодня мне бы вновь хотелось остановиться на некоторых страницах истории нашего села, а именно на Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войне. Октябрьскую революцию 1917 года в Жестянке встретили как долгожданное событие. Новый Совет сразу же приступил к работе. Совет созвал собрание, которое стали созывать путём звона колокола. Десятский Игнат Кобзарь не жалел колокола, бил, как говорится, во всю Ивановскую. И народ, как только заслышит колокол, бежит в школу. Так авторитетны были в то время собрания, что все избы оставались пустые. Привалил народ и на это собрание. На собрании народ стал межеваться. Батраки и бедняки становились на одну сторону, а кулаки – в другую.
Давайте перенесёмся сейчас в год 1918. Первое действие пьесы «Кулаки». Сельский Совет. За столом сидят: председатель сельсовета Парамоненков Федор Яковлевич, помощник председателя Гревцев Алексей Семёнович и секретарь Артамон.
Пьеса «Кулаки» (исполняют учащиеся 6-9 классов)
Председатель: Игнат, иди, звони на собрание.
Игнат: (встает) Сейчас пойду, позвоню (раздается звон колокола, сходится народ. Батраки и бедняки становятся в одну сторону. Кулаки – в другую. Артамон все время пишет. Парамоненков и Гревцев составляют повестку дня и готовятся к докладу.)
Председатель: Как, граждане, все собрались? (голос со стороны бедняков) Все, товарищ Парамоненков, все.
Председатель: Ну, так общее собрание граждан села Жестянки считаю открытым. На повестке дня стоят два вопроса. Первый: о выборе двух уполномоченных на волостную конференцию. Второй: о пожертвовании неимущим фронтовикам. Может быть у кого какие вопросы? Давайте!
Кончаев: Нет, приступайте к делу.
Председатель: Так приступим к решению первого вопроса – о выборе двух уполномоченных на волостную конференцию. Я, думаю, товарищи приступим прямо к выбору. Возражений нет?
Бедняки: Правильно, товарищ Парамоненков, к выборам.
Председатель: Так прошу намечайте кандидатов.
Кончаев: Парамоненков,Гревцев.
Игнат: Прекратить запись.
Председатель: Есть предложение прекратить запись.
Бедняки: Правильно, прекратить.
Председатель: Итак, первый вопрос считаю решенным. Уполномоченными выбраны Парамоненков, Гревцев. Возражений нет?
Голоса: Нет.
Председатель: Приступаем к обсуждению второго вопроса – о пожертвовании неимущим фронтовикам. Доклад т. Гревцева Алексея Семёновича.
Гревцев: (встает) Граждане! Я обращаюсь к вам, как к людям, имеющим достоинства по обличию и самостоятельности, (Кулаки в это время важничают и разглаживают большие бороды) как к людям, имеющим запас в своих сокровищах. Я от имени их, фронтовиков, прошу вас их отцов, друзей и приятелей придти на помощь пострадавшим. У кого есть искра любви к человечеству, у кого есть чистая совесть перед ближним, у кого есть искреннее сердце и сострадание к погибающим, тот сделай добросовестное пожертвование нашим неимущим фронтовикам. (садится).
Председатель: Кто по данному вопросе желает высказаться? (Молчание)
(Встает один из кулаков)
Кулак: Царю – батюшке служили, служили, а теперь не обедняют. А жены их по улицам гайкают, а нагайкавшись, дормовой поек царя-батюшки пожирают, и всё им мало. Да ни за что я им не пожертвую, лучше на церковь, чем им гольтяпе. (Ропот среди кулаков).
Председатель: Тише! К порядку призываю, иначе нельзя вести собрание. (Обращается к кулакам).
Так, то! Ещё для вас мало человеческих мук, ещё для вас мало кошмарного зверства? Мучители! К черному дню они думают беречь свои карманы. Где же ваши низкие поклоны перед вашими златыми иконами. Где же ваши заповеди вашего бога: любить ближнего и помогать ему. Лицемеры! Вы указываете, что они (указывает на бедняков) царю-батюшке служили. Не царю, а кровожадному врагу они служили, зверскому тирану они служили. Вы говорите их (указывает на бедняков) жёны, паёк от царя-батюшки получали. Не паёк, а острый камень в сердце они получали. Не надо! Не надо! (садится)
Кулак Тихон: Разрешите мне, Бурову Тихону слово?
Председатель: Пожалуйста, говорите!
Тихон: Граждане! Вправду надо подумать, люди мучились, мучились в окопах и домой пришли – тоже приходится мучиться. Что стоит, если мы дадим им, кто овцу, кто земли десятину. Чай, с этого не обедняем. У Силкиных, Кляузов и Лёси поди вспахано под яровое десятин по сорок, да много таких. И скотиной нас бог не обидел. Почитай у каждого по пятку да по десятку лошадей, а есть и по два десятка. Я вот со своей стороны даю овечку. Пиши, председатель, Буров Тихон даёт овечку.
Голоса: Я даю корову! Я даю лошадь…
Председатель: Тише. Вы по порядку подходите к секретарю и записывайтесь (кулаки подходят)
Председатель: Итак, всего пожертвовано для фронтовиков: лошадей – 7 штук, коров – 11 штук, овец – 18 штук и пахотной земли 36 десятин. Сейчас, граждане, придется закрыть собрание и всё пожертвованное распределить между неимущими фронтовиками (хорошо, хорошо)
Председатель: Итак, общее собрание считаю закрытым. (кулаки уходят, бедняки остаются).
Председатель: Ну, товарищи, пришлось очень аккуратно. У нас насчитывается всего фронтовиков 18 человек. Как раз приходится на каждое лицо по одной крупной скотине, т. е. по корове или по лошади, по одной овце и по две десятины земли. Вот вам, товарищи, список, идите и получайте.
Бедняки; Спасибо, спасибо! (уходят).
Председатель: Ну и идиоты же эти кулаки, никак не уговоришь, спасибо Тихону, а то бы ничего не дали.
Игнат: Тихон! Вы ничего не видели и не слыхали, а я все видел и слыхал сзади-то. Его ведь Тихона-то не было сначала, а потом гляжу, как опалённый прибёг и перешушукал со всеми кулаками. Всё что-то про казаков поминал, наверное, недалече казаки. А тут уж давай речь говорить, они и полезли, как бараны жертву приносить.
Председатель: Ага, вот как! (вбегает бедняк Кончаев)
Кончаев: Фёдор Яковлевич! Алексей Семёнович! Казаки близко… Говорят тут где-то на Петроках…Иванова коммуна уже вся разбежалась. Захарка нынче ночью прибёг. Рассказывает, где-то на хуторе всех коммунистов перерезали, а их было человек пятьдесят… Кулаки сейчас все кучками, кучками ходят. Вы уж поезжайте скорей в волость с глаз долой.
Председатель: Казаки близко? Кулаки радуются? Не надолго их радость, только стоит Чапаеву появиться, все до одного улетят с казаками. Ну, хорошо, Артамон, иди домой, а то я вижу, что ты уже струсил. (Артамон с первого появления Кончаева от испуга разинул рот и трясется, как в лихорадке). А ты, Игнат, иди запряги лошадей, мы сейчас с товарищем Гревцевым поедем. (Артамон и Игнат уходят, остаются Парамоненков и Гревцев).
Гревцев: Да, в таком случае надо ехать.
Председатель: Ух! Пересчитать надо эту свору.
Игнат: Лошади поданы.
Председатель: Вот и прекрасно. Идем, товарищ Гревцев. (Уходят, за кулисами трель ямщицкого колокольчика, удаляется все дальше и дальше. Тихо. В сельсовет вбегает казацкий офицер, два казака и кулак Тихон).
Офицер: Уже успели удрать.
Тихон: Казнить их безбожников надо!
Учитель: Так закончилось первое действие пьесы «Кулаки» И. Воронкова, написанная 19 декабря 1924 года в селе Ивница, Львовского района, Курской губернии. А в 1927 или в 1930 году (автор точно не помнит) вернувшись в с. Жестянка, пьеса была поставлена на сельской сцене. Это только кусочек того времени, тех событий, которые проходили в нашем селе.
Учащийся: Революция «развалила» деревню в социальном плане окончательно. Начало было положено Первой мировой войной, которая обнажила в деревне скрытые до того процессы. Ожесточение уже было в селе, и оно усилилось с возвращением солдат с фронта. Они привыкли к убийству на фронте и привыкли решать проблемы оружием. Почва для начала Гражданской войны была подготовлена «глубинными общественными процессами». И она стремительным вихрем ворвалась с конницей уральских казаков в Жестянку: «Священник с Негодяевым выехали на окраину села, к мосту. Они остановили лошадей, слезли с тарантаса и стали поджидать отряд казаков. Вскоре они подъехали.
Учащийся: Негодяев держал хлеб с солью… Священник благословил казаков: – Братцы, долгожданные наши воины! Мы приветствуем вас и приглашаем откушать нашего хлеба с солью. Мы просим вас силой оружия изгнать от нас нечистую власть большевиков, грабителей и разорителей нашего нажитого имущества. Под нашим благословением вы можете вступить в наше село, на нашу землю безбоязненно, чтобы все наши нечистивые комиссары оставили нас свободно дышать.
Семьи богатых кулаков всячески оказывали помощь казакам: собирали чашки, ложки, кружки, зарезали быка, несколько баранов. Сыновья богатых мужиков записывались добровольно в белую дружину. Жители села и уральские казаки, которые были против Советской власти, жестоко расправлялись с жителями сёл: Жестянка, Клинцовка, Семёновка: «… В селе Любицкое… вырезали почти весь состав депутатов, собравшихся на волостную конференцию»; «Был убит и Силкин Илья, красивый молодой человек, высокого роста, направленный из с. Жестянка на постоянную работу в волостное правление». Помощника председателя Гревцева Алексея Семёновича поймали и отправили в Уральскую тюрьму, где был замучен пытками и казнён.
Учащийся: На другой день в Жестянку приехали красноармейцы Чапаевского отряда, командированные в Топорковский отряд, их было семеро. Над ними жестоко издевались и стегали плетями, били дубиной где попало. Кулаки создали суд и решили всех расстрелять. Красноармейцев вывели за село, дали в руки лопаты и заставили капать яму. Когда яма была готова, их расстреляли. Так погибли молодые красноармейцы из отряда Чапаева.
Учащийся: В это время в с. Бобровка был красноармейский отряд. Выбив белогвардейцев из села Семёновка, он прибыл в Жестянку. Было назначено следствие. Нашли виноватых, но не всех. Главные зачинщики и организаторы ушли с белыми. Пятеро бандитов были расстреляны. Красноармейцев похоронили с почестями на кладбище с. Жестянки. В настоящее время на месте гибели поставлен памятник героям-красногвардейцам. Фамилии не установлены. Село ёще переходило из рук в руки, то к белогвардейцам, то к Советской власти. Но тем неменее Советская власть в селе Жестянка была установлена. Земля была передана в руки крестьян.
Годовщина Октября Иван Воронков
Давайте вспомним этот день,
Когда для бедных и рабов,
Для всех народов угнетённых,
Свобода, власть, имеет цель.
Купцы, банкиры и кадеты –
Вся свора подлых богачей,
Оскалив зубы на Советы,
Кричат: ,, Долой Совет с очей»
Но с каждым днем Совет все крепче,
И несмотря на весь их крик,
В Совете дело к делу липнет-
Совет Социалистических Республик.
Все эти подлые людишки
Доныне живы кое-где,
Но нам гробовые крышки
Готовятся для них везде.
Живей же Пензенские ребята
На свору псов и палачей
И за Советские заветы
Руби и бей всех богачей.
Уж год прошёл – Совет у власти
Всё движется вперёд, вперёд.
И несмотря на все напасти,
К социализму жизнь ведёт.
И вот справляет годовщину,
Этот день торжествует у нас.
Мы вместе шапки кверху кинем
И закричим «Ура» все в раз.
Так будем помнить день сверженья
Вздохнём мы радостно душой
И воздадим борцам почтенье
За нас ушедших в вечный покой.
Учитель: Много наших односельчан погибло в годы революции и Гражданской войны. К сожалению уже нет таких людей, которые могли бы рассказать нам о тех событиях. Даже и те родственники, которые живы ничего не помнят или ничего не знают. Например, по воспоминаниям Ивана Воронкова Гревцева Алексея Семеновича отправили в Уральскую тюрьму, где был замучен пытками и казнён. Алексей Семенович был участником первой империалистической войны 1914-1917 гг., где он участвовал в революционном движении солдат и матросов. По словам Синицына Семена Аверьяновича /г. Пугачев, ул. Садовая 79/ Гревцев А.С. в 1915 году вступил в партию большевиков. В 1917 г. по заданию партии он вернулся в г. Николаевск (ныне Пугачев) и был направлен в Клинцовку и Жестянку для организации Советской власти. В с. Клинцовка он был в составе революционного комитета, а в Жестянке при установлении Советской власти был избран председателем сельского совета. В 1918 г. при захвате с. Жестянки белоказачей бандой он был предан контрреволюционными элементами и увезен в г. Уральск, где сидел в одиночной камере и осужден к смертной казни. В подтверждении сказанного можно привести некоторые слова из его стихотворения, которое он написал, будучи в одиночной камере тюрьмы на стене. Это стихотворение было обнаружено после освобождения г. Уральска частями Красной армии и было прислано в Жестянский сельский совет, который затем возглавлял Парамоненков Федор. Вот некоторые слова из его стихотворения, которое называется «Живу последние часы»:
…..Осужден я к смертной казни я теперь живой,
Но жить я буду сроду
Пусть узнает мать, отец, что сын их казнен
За свободу!
Пусть друзья мои прочтут и вспомнят
Про меня,
Что не один я здесь погиб…
Погибли братья до меня и еще погибнуть
Много нас за свободу,
И народ тогда вспомнит и про нас,
И это близко вот
Учитель: Участником партизанского движения в 1917 году был Фуников Р. И.. Кутахин Александр отдал жизнь в борьбе за Советскую власть. Юрьев Ф. А. погиб от рук белогвардейцев в 1917 году. К сожалению никакой информации о них нет. Только сохранились фотографии, собранные поисковыми отрядами, возможно, это были ваши родители, с учителем истории нашей школы Гревцевой Раисой Николаевной. Так же сохранилась фотография встречи восьмиклассников со связной отряда В. И. Чапаева с Х. Н. Кодонцовой. А вот с воспоминаниями Кутахиной Лукерьеи Федоровны нас познакомит Жаданова Галина Владимировна (директор школы), она была её прабабушкой.
(слово Жадановой Г. В.)
Учитель: После установления Советской власти председателем сельского Совета был Елистратов Василий Юдич. В сельский Совет входили села Жестянка, Бобровка, посёлок Бобров-Гай и хутор Растяпино. В 1921 году в селе начался голод. В округе началась миграция населения за Волгу. Много семей покинуло село, только стойкие жители, входившие в коммуну, выдержали испытание. Остатки кулаков ещё пользовались нуждой бедняков. Чтобы закрепить материально и удержать власть, нужно было новое ведение хозяйства на деревне. И, так в 1929 году на территории Жестянского Совета было создано четыре колхоза.
А об этом, я надеюсь, мы поговорим на следующем внеклассном мероприятии, исследовав имеющие документы, газеты.
Говорят, что малая родина начинается с порога родного дома. Я хочу, чтобы вы любили и помнили свой родной дом, не забывали родителей, которые дали вам жизнь, чтобы у вас всегда была возможность и желание оказаться на родном крылечке и постучаться в родную, до боли знакомую дверь.
Учащийся
Я знаю, с сотворения земли,
Наверно, не бывает по другому,
Куда бы вас мечты не завели,
Дорога приведёт к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где всё без слов понятно и знакомо.
Прийти лишь надо, тихо обувь снять,
И слушать тишину родного дома.
Учитель: Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — многонациональное демократическое государство. Её населяют более 160 национальностей, народностей и этнических групп.
Учащийся
Живут в России разные,
Народы с давних пор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой — оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина, Россия
У нас у всех — одна.
Учитель: Наше сегодняшнее мероприятие подходит к концу. Очень хочется верить, чтобы оно не прошло впустую. Всегда помните, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России — вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках.